Особенности развития современной системы образования во франции: проблемы и способы их решения в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы исследования: Франция – одна из европейских стран, ведущая активную политику по международному сотрудничеству в образовании. Франция, ставшая одной из наиболее образованных и культурных стран, во многом дает пример эффективного решения проблем, возникающих в сфере образования.
Французская система образования достаточно сильно отличается от российской. Во Франции двухгодичная учеба на степень бакалавра считается лишь первой ступенью высшего образования, и ее проходят еще в лицее. После лицея есть возможность пойти в университет либо на двухгодичные подготовительные курсы в высшую школу.
Университеты принимают всех желающих без ограничений, но в течение первого года обучения проводится строгий отбор. Если студент не успевает по каким-либо дисциплинам, его отчисляют. Так, на физических факультетах отсев часто составляет 60%. Франция – одна из немногих европейских стран, где права иностранцев на обучение ничем не отличаются от прав местной молодежи, обучение в высшей школе либо практически бесплатно, либо вполне разумно в стоимости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ
1.1. Характеристика системы образования во Франции.
1.2. Современная система образования во Франции: проблемы и способы их решения.
2. СТРУКТУРА ФРАНЦУЗСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Дошкольное образование.
2.2. Начальная школа и среднее образование.
2.3. Высшее образование во Франции.
2.4. Университеты Франции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.doc

— 198.50 Кб (Скачать)


35

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ

1.1. Характеристика системы образования во Франции.

1.2. Современная система образования во Франции: проблемы и способы их решения.

2. СТРУКТУРА ФРАНЦУЗСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Дошкольное образование.

2.2. Начальная школа и среднее образование.

2.3. Высшее образование во Франции.

2.4. Университеты Франции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы исследования: Франция – одна из европейских стран, ведущая активную политику по международному сотрудничеству в образовании. Франция, ставшая одной из наиболее образованных и культурных стран, во многом дает пример эффективного решения проблем, возникающих в сфере образования.

Французская система образования достаточно сильно отличается от российской. Во Франции двухгодичная учеба на степень бакалавра считается лишь первой ступенью высшего образования, и ее проходят еще в лицее. После лицея есть возможность пойти в университет либо на двухгодичные подготовительные курсы в высшую школу.

Университеты принимают всех желающих без ограничений, но в течение первого года обучения проводится строгий отбор. Если студент не успевает по каким-либо дисциплинам, его отчисляют. Так, на физических факультетах отсев часто составляет 60%. Франция – одна из немногих европейских стран, где права иностранцев на обучение ничем не отличаются от прав местной молодежи, обучение в высшей школе либо практически бесплатно, либо вполне разумно в стоимости.

После двухгодичного обучения в университете студенты сдают экзамены и получают диплом об общем университетском образовании (Diplome d'etudes universitaires generales, DEUG) или диплом о научно-техническом университетском образовании (Diplome d'etudes universitaires de sciences et techniques, DEUST). Еще два года обучения в университете и студент обладатель степени магистра.

Наряду с государственной системой действует система частного образования. Образование во Франции подчиняется следующим нескольким принципам: обязательность, т.е. все дети в возрасте от 6 до 16 лет должны учиться в школе, светский характер образования. Это значит, что государственное образование не носит какой-либо религиозной окраски, бесплатность начального и среднего образования, государственная монополия на выдачу дипломов и университетских степеней.

Этапы образования во Франции: дошкольное образование, начальное образование, среднее образование, высшее образование.

Целью нашей курсовой работы является изучить особенности развития современной системы образования во Франции.

Объект исследования: структура образования во Франции.

Предмет исследования: современное состояние системы образования во Франции и тенденции её развития.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- дать общую характеристику системе образования во Франции;

- определить проблемы и способы решения современной структуры французского образования;

- рассмотреть принципы дошкольного образования;

- проанализировать начальное и среднее французское образование;

- изучить высшее образование;

- показать и рассмотреть основные университеты Франции.

Структура работы разработана в соответствии с поставленной целью и основными задачами, состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка.


1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ

 

1.1. Характеристика системы образования во Франции.

 

Система французского образования считается одной из самых передовых в мире. Основные ее особенности – преобладание государственных учебных заведений и бесплатность обучения для всех, включая иностранцев (правда, университеты взимают со студентов номинальную плату). Еще одна особенность – это практически одинаковое качество обучения как в столице, так и в провинции.

Основные принципы системы образования во Франции имеют уже столетнюю историю, и были заложены в 1880-90-х годах. Образование бесплатно, не имеет религиозного содержания и обязательно для детей от 6 до 16 лет. Во Франции сосуществуют частная и государственная системы образования. В частных учебных заведениях обучается около 20% всех учащихся Франции. Государство утверждает все школьные программы для частных и государственных школ, организует конкурсы и экзамены. Только государство имеет право на выдачу дипломов до уровня бакалавра (baccalaureat).

Со времени закона Дебре от 1959 года частное образование получает помощь от государства (contrat d'association) – именно государство оплачивает труд преподавателей и участвует в расходах на обучение (8 из 9-ти частных школ пользуются этой помощью).

Образовательная система во Франции имеет следующую структуру[1]:

                       дошкольное образование (до 6 лет);

                       начальное образование (6 - 11 лет);

                       среднее образование (11 - 18 лет), заканчивающееся экзаменом на степень бакалавра;

                        высшее образование.

 

 

 

Рис. 1. Структура образования Франции

 

Учебный год делится: для начальных и средних школ: с начала сентября до конца июня – 36 недель занятий в классе. Для высших учебных заведений: с 1 октября до 30 июня. Недельные и дневные расписания занятий: для начальных школ: обучение 5 дней в неделю. Полностью дни обучения – Понедельник, Вторник, Четверг, Пятница. Только до полудня обучение – Суббота. 26 учебных часов в неделю.

Для средних школ (LYCEE) – каждый колледж имеет право на своё расписание занятий. Обязательными являются: 21,5 часов обучения + 3 часа индивидуальной помощи от учителей для учеников 6 и 5 классов; 21,5 часов обучения + 2/3 часа дополнительных предметов для учеников 4 и 3 классов; 31 - 36 часов обучения для учеников в профессионально-технических Lycee.

Организация, содержание циклов обучения определяется реформами, проводимыми уже в течение 30 лет, которые обеспечивают демократизацию образования и его адаптацию к нуждам развивающегося общества.

Основными реформами последних лет являлись следующие[2]:

- развитие сети детских садов (ecoles maternelles) , чтобы все дети с 4-5 лет были ими обеспечены.

- отмена переходного экзамена виз начальной школы в коллеж, создание адаптационных классов (classes de soutien)  для слабо успевающих учеников

- организация основы образования (tronc commun)  без специализаций и деления на группы с начальной школы до коллежа.

- бесплатность образования – выдача ученикам необходимых пособий на срок обучения, оплата проезда до школы

- введение новых предметов: информатики, физики, основ гражданского образования.

По последним данным, число школьников и студентов во Франции превысило 15 млн. человек и составило четверть населения страны. В стране около 7 тыс. коллежей, 2600 лицеев. На нужды образования ежегодно расходуется 21% государственного бюджета. Система образования – крупнейший работодатель Франции: в ней занято более половины государственных служащих.

Французская образовательная система имеет ярко выраженную национальную специфику. В этой стране своя система дипломов и ученых степеней, особое деление на циклы. И особое отношение к дипломам государственных учебных заведений: они, как правило, котируются гораздо выше, чем дипломы частных школ и университетов.

Является ли система образования Франции эффективной? С точки зрения французов, оно все еще слишком теоретично, а техническое образования, долгое время остававшееся в забвении, плохо развито. Условия обучения также имеют свои недостатки: перегруженные классы, нехватка преподавательского состава и материалов для обучения, наличия учеников с разным уровнем подготовки в одном классе, слишком быстрая смена программ и методов обучения, деградация имиджа и роли преподавателя в обществе. Сложно сравнивать Францию с Россией, но образовательные проблемы у нас во многом общие.

Существует также классовое (социальное) неравенство. Социальные группы неравномерно представлены среди бакалавров: 56,8% среди них это дети из семей с высоким уровнем доходов (лица свободных профессий, руководители предприятий, сотрудники аппарата управления предприятий), в то время как эта социальная категория составляет лишь 7,7% активного населения. Так что проблемы существуют и во Франции, с той только разницей, что правительство этой страны пытается реформировать систему образования (с переменным успехом) и увеличить дотации на ее развитие. Несмотря на все имеющиеся сложности, эта система образования считается одной из лучших в Европе.

 

1.2. Современная система образования во Франции: проблемы и способы их решения.

 

В течение чуть более двадцати пяти лет (соответствующий закон был принят в 1975 году) система школьного образования во Франции была унифицирована. То есть, за исключением отдельных случаев, все дети, получая образование, проходят теперь один и тот же путь: дошкольное заведение (от 2 до 6 лет), начальная школа (с 6 до 11 лет), коллеж (с 11 до 15 лет) и лицей (с 15 до 18 лет). Предоставление каждому возможности получить дошкольное образование рассматривается сегодня как значительное достижение. Процент детей, вовлеченных в процесс обучения уже в возрасте 3 лет, близок к абсолютной цифре, и преподаватели, работающие в дошкольных заведениях, имеют ту же квалификацию, что и учителя начальной школы.

В лицее появляется возможность выбрать одно из нескольких направлений: так называемое общее образование (со специализацией по литературе, наукам или экономике), техническое образование (для будущих технических работников) и профессиональное образование (оно позволяет адаптироваться к современным требованиям работодателей). Все эти направления имеют целью подготовить ученика к сдаче экзамена на степень бакалавра (выпускной экзамен в средней школе). После 1989 года дипломы выпускников различаются в зависимости от выбранного направления, то есть являются общими, техническими или профессиональными. Впрочем, какой бы ни была специализация диплома, он позволяет своему обладателю поступить в любой университет. В итоге большинство молодых людей оканчивают лицей и получают степень бакалавра.

Такая унифицированная система всегда пребывала в кризисе (особенно явственно он давал о себе знать в коллежах). Основных проблем здесь две. Первая – массовое прекращение обучения: значительный процент молодых людей (15-20%) все-таки бросают учебу, так и не получив диплом о среднем, а порой и начальном образовании (т.е. в последнем случае даже не умея ни читать, ни считать, ни писать...). Это серьезное препятствие не только для профессионального трудоустройства, но и вообще для адаптации к современным условиям жизни[3].

Вторая проблема заключается в том, что работа в классе, состоящем из учащихся с различным уровнем знаний, представляет значительные трудности для преподавателя. Такая ситуация, в частности, нередка в проблемных учебных заведениях, где тон задают сложные социальные условия: безработица родителей, трудности с устройством на работу иммигрантов и, соответственно, бедность. В конечном итоге все это ведет к вспышкам насилия, столь часто наблюдаемым в школах. Именно указанные причины служат предлогом для постоянных попыток восстановить старый, дореформенный порядок школьного обучения, позволяющий учащимся бросать учебу в коллеже в возрасте 13-14 лет, чтобы начать «альтернативную» профессиональную подготовку, которая ведет к получению квалификации низкого уровня, уже не имеющей спроса на современном рынке труда.

Эта проблема достаточно остро стоит в современной Франции и правительство пойдет дальше своих предшественников в пересмотре современной образовательной системы и, в частности, вопроса о существовании единого коллежа. Тем более что, как оказалось, трудности в коллежах настолько велики, что многие преподаватели разочаровываются в общей организации учебного процесса, а в некоторых случаях даже готовы отойти от прогрессивных идеалов равного школьного образования до возраста 15-16 лет[4].

Учитывая все вышесказанное, можно пытаться проанализировать сегодняшние процессы.

Преподаватели, учащиеся и их родители мыслят вроде бы одинаково: содержание образования должно, безусловно, модернизироваться в соответствии с сегодняшними требованиями. Но при этом необходимо в первую очередь устранять неравенство, а не затушевывать его. Образовательная система должна позволять каждому молодому человеку приобретать знания и умения, которые подготовили бы его к будущей профессиональной карьере, а также к полноценной личной жизни и активной гражданской позиции.

Что в первую очередь оказывает влияние на систему? Три вещи: децентрализация; влияние Европейского Союза на образовательную политику; и, наконец, в общемировом масштабе – стремление Всемирной торговой организации вовлечь образование в условия рынка, максимально его коммерциализировать.

Информация о работе Особенности развития современной системы образования во франции: проблемы и способы их решения в современной школе