Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:47, курсовая работа
В литературе недостаточно изучены легкие проявления дизартрии. Нет единого терминологического подхода к обозначению этого речевого расстройства. В настоящее время существуют понятия «стертая дизартрия», «мягкая» дизартрия, «дизартрический компонент», «минимальный дизартрический синдром», «минимальные дизартрические расстройства», «легкая степень дизартрии».
Введение……………………………………………………………………...………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы стертой дизартрии в отечественной логопедии…………………………………………………………...6
1.1 Проявления стертой дизартрии у детей дошкольного возраста………....…..6
1.2 Особенности речевых нарушений в структуре дефекта при стертой дизартрии………………………………………………………….………………...21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей развития словообразования у старших дошкольников со стертой дизартрией…………………………………………………………………………..27
2.1. Особенности овладения лексикой и слоговой структурой слова детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией……………………………………27
2.2 Формирующий эксперимент по развитию словообразовательных умений у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией……………………….……32
2.3 Контрольный эксперимент по развитию словообразовательных умений у старших дошкольников со стертой дизартрией……………………………..…37
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………………………………………..….42
Приложение……………………………………………………………………..…..49
19. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся М., 2006
20. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. В защиту живого слова. - М., 2002.
21. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Спб, 1990.
22. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи: М , 2004.
23. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.
24. Залевская А.А. Вопросы организации лексикона человека в лингвистических и психолингвистических исследованиях. - Калинин, 2004.
25. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. - М.: Астрель, 2002
26. Зикеев А.Т. Основные коррекционные направления работы по развитию речи учащихся второй ступени обучения, имеющих ограниченные речевые возможности. // Дефектология, 2007, № 5.
27. Исследование речевого мышления в психолингвистике./ Под ред. Е.Ф.Тарасова - М.: Омский глобус, 2005.
28. Клименко А.П. Лексическая системность и ее психолингвистическое изучение. - Минск, 2004.
29. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности). - М., 2003.
30. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрий и сложной дислалии // Дефектология. - 2006. - № 5-С. 10-14
31. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.
32. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). - М., 1998.
33. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). - М.: Гном и Д, 2000-2001.
34. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. - М.: Гном и Д, 2001.
35. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. - М., 1998.
36. Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. - Воронеж, 2000.
37. Колесникова Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет. - М., 1998.
38. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2002.
39. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи/ Под ред. Гаркуша Ю.Ф. - М.: Секачев В.Ю., 2000.
40. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. -- СПб., 2001.
41. Леонтьев А.А. Психологическая структура значения. Семантическая структура слова. - М., 2001.
42. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. - М., 1961
43. Логопедия: Учебн. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений /Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 680 с. - (Коррекционная педагогика). С 173 - 177.
44. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/ Под. ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. - Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. - 304с. - (Библиотека учителя дефектолога). С 293 - 298.
45. Лопатина Л. В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения// Дефектология. - 2006. - № 2. - С. 64 - 70.
46. Лопатина Л. В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». - С. - Пб., 2000. - С 177-182.
47. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.Г. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - Т.2 - С. 41 - 51.
48. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 т. Т 1./Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - с. 214 - 218 (С сокращениями по публикации в сб.: Расстройства речи и методы их устранения./Под. ред. С.С.Ляпидевского, С.Н.Шаховской. - М.: 1975. - С 79-91.
49. Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей - дислаликов и дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С.Ляпидевского. - М.: 1967 - С 98 - 99; 109 - 110.
50. Мелехова Л. В. Дифференциация дислалий. (Анализ случаев по материалам медико-педагогической консультации при дефектологическом факультете МГПИ им. В.И.Ленина)// Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С.С.Ляпидевского. Вып. 3. - М.: 1967. С 80 - 85.
51. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991.
52. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., 2001.
53. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль, 1998.
54. Николаева С.М. Из опыта работы по упорядочению грамматического строя речи у учащихся с нерезко выраженным ОНР// Дефектология. - 2000. - №
55. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е.Левиной - М., 1968 - С. 271 - 290
56. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. - СПб., 1996.
57. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М., 2001.
58. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми/ Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.
59. Поваляева М.А.: Справочник логопеда. - Ростов- на- Дону: Феникс, 2002.
60. Правдина О.В. Логопедия. - М.: 1969.
61. Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С.С.Ляпидевского. - М.: 1969.
62. Pay Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей. - М., Медгиз, 1961.
63. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых форм дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. - М., 2004. - № 4
64. Серебрякова Н.В. Формирование ориентировки на слово у дошкольников со стертой формой дизартрии //Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений речи у аномальных детей. -- Л., 1989.
65. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи. // Методы обследования нарушений речи у детей. - М., 1982.
66. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. - М., 1976.
67. Тихеева Е.И. Развитие речи у детей. - М.,1981
68. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб., 1997.
69. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. - СПб., 1999.
70. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. - СПб., 1998.
71. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб., 1998.
72. Токарева О.А. Функциональные дислалии. //Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С.С.Ляпидевского. - М.: 1969. - С 104 - 107.
73. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.,2002.
74. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 1987.
75. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург,1996.
76. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - Воронеж, 1997.
77. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. - М., 1969.
78. Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - Сб. ст./Под. ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 1995 г.
79. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.
80. Шембель А. Г. Механические дислалии. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. - М.: 1969. - С 128-134; 140-144.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Индивидуальные данные словообразовательных умений старших дошкольников со стертой дизартрией в формирующем и контрольном экспериментах
Формирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | ||||
№ испытуемого | балл | Уровень развития | № испытуемого | балл | Уровень развития |
1 | 12 | высокий | 1 | 22 | высокий |
2 | 12 | высокий | 2 | 23 | высокий |
3 | 6 | низкий | 3 | 12 | низкий |
4 | 10 | высокий | 4 | 17 | средний |
5 | 8 | средний | 5 | 16 | средний |
6 | 10 | высокий | 6 | 19 | средний |
7 | 10 | высокий | 7 | 17 | средний |
8 | 11 | высокий | 8 | 18 | средний |
9 | 12 | высокий | 9 | 23 | высокий |
10 | 8 | средний | 10 | 18 | средний |
|
1
Информация о работе Особенности развития словообразования у детей со стертой дизартрией