Особенности развития ребенка и задачи воспитания на каждом возрастном этапе первого года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:22, реферат

Описание работы

Для нормального развития ребенка целесообразнее, если он сначала овладеет моторными функциями – движениями перемены положения и перемещения в пространстве, а затем статическими – способностью сохранять определенное положение тела.
Содержание и методика проведения занятий с детьми первого года жизни. Организация режимных процессов. Методика кормления, туалета, укладывания на сон, подъема.

Работа содержит 1 файл

Воспитание детей первого года жизни.docx

— 37.25 Кб (Скачать)

Кроме этих игр-занятий, следует  развивать умение держать голову в вертикальном положении на руках  взрослого и стояние с поддержкой подмышки.

5.    Проводить музыкальные  игры-занятия.

Игры-занятия по развитию зрения и слуха и музыкальные  вначале проводят индивидуально, а  затем с небольшой группой  детей.

Перечень индивидуальных игр-занятий с детьми в возрасте от 5-6 до 9-10 месяцев:

1.   Развивать понимание  названий предметов и движений. Научить в ответ на вопрос  взрослого: «Где?» находить игрушку,  стоящую в определенном месте,  а затем в разных местах. Научить  находить в ответ на вопрос  взрослого два затем три предмета  сначала в одном, потом в  разных местах, например, кроме собачки,  находить куклу, затем петуха  и т. п. Играть в прятки. Развивать  понимание названий простых движений, например «ладушки», «дай ручку», «до свидания» и т. п. Развивать умение выполнять эти движения вначале по словесной инструкции и показу — вызывать подражание, а затем только по слову. Учить понимать слово «дай» — просить ребенка дать игрушку, находящуюся у него в руках.

2.   Вызывать ответные  звуки и слоги: подражание звукам, которые ребенок сам ранее  произносил, а затем подражание  взрослому в произнесении новых  разнообразных слогов.

3.   Обучать ребенка  выполнять простые действия с  предметами по показу и словесной  инструкции, а затем только по  просьбе взрослого, например, катать  шарик, вынимать из миски и  вкладывать в нее различные  игрушки и т. п. 

4.   Развивать движения: учить детей ползать; побуждать  вставать к барьеру; вызывать  переступание вдоль барьера. 

Игры-занятия по развитию движений следует проводить только в том случае, если при соответствующих  условиях ребенок не овладел ими  самостоятельно, без воздействия  взрослого.

5.   Проводить игры-развлечения  — вызывать у детей радость  (например, «догоню-догоню», «баран-буц», показывать заводные игрушки  и т. п.).

При правильном воспитании уже у 10-11-месячного ребенка одни и те же слова могут относиться к самым разнообразным по виду предметам, обладающим неодинаковыми физическими свойствами, различным по цвету, размеру, тяжести, но имеющим общее значение, общую функцию. Например, несмотря на большое различие во внешности, небольшая серая резиновая кукла и кукла-матрешка становятся «Лялей». В слове «Ляля» происходят «отвлечение» от многих несущественных конкретных физических свойств (цвет, величина) и выделение существенных для этого предмета признаков, отличающих данный предмет от остальных. На основании выделения общих существенных признаков и происходит обобщение.

 

При словах: «Где собачка?»  ребенок укажет и на пушистую большую  собаку, и на небольшую целлулоидную собачку, и даже на картинку с изображением собаки. Все это говорит о начале функционирования высшего уровня нервной  деятельности второй сигнальной системы, развитие которой  стало возможным на основе больших накоплений чувственного опыта (т. е. первой сигнальной системы), приобретенного ребенком на протяжении 1-го года жизни в результате многократного сочетания непосредственно раздражений с их словесными обозначениями.

3)      Организация режимных процессов

Своевременное развитие детей 1-го года зависит от правильной организации  их жизни и осуществления всех разделов воспитательной работы.

Первым и основным условием правильного воспитания детей в  этом возрасте является своевременное  установление режима дня, так как  их развитие, эмоциональное состояние  и активность в большой степени  зависят от того, своевременно ли они  накормлены, хорошо ли спали и насколько  правильно было организовано их бодрствование.

В связи с быстрым темпом развития на протяжении 1-го года жизни  режим должен меняться 3 раза. На протяжении этого возрастного периода длительность отрезков бодрствования увеличивается с 30-40 минут на 1-м месяце до 2,5-3,5 часов к 1 году. Ребенок в первые месяцы жизни спит днем 4 раза, а к концу 1-го года уже только 2 раза.

Установить своевременную  смену сна и бодрствования  на первом месяце жизни еще нельзя, так как в очень короткие периоды  бодрствования ребенок лишь ест, кричит и беспокойно двигается. С первого дня жизни необходимо наладить только правильный режим кормления.

Однако уже с конца 1-го - начала 2-го месяца поведение ребенка днем и ночью меняется, и устанавливается суточный ритм: ребенок начинает бодрствовать только днем, а спит преимущественно ночью. Вследствие возможности формирования в конце 1-го начале 2-го месяца условных рефлексов, в частности условных рефлексов на время, важно приучить ребенка с этого возраста бодрствовать и спать днем в установленные часы, т. е. установить не только режим кормления, но и режим сна и бодрствования. Если же запаздывают с введением режима, ребенок быстро привыкает к неупорядоченной жизни, и это отражается не только на характере бодрствования и сна ребенка, но и на его аппетите.

Детей в возрасте от 2-3 до 5-6 месяцев, воспитывающихся в яслях или в яслях-саду, кормить первый раз после ночного сна необходимо дома.

Примерно с 5-6 месяцев ребенка переводят на режим дня, при котором длительность активного бодрствования равна 2 часам; к 9-10 месяцам она увеличивается до 2,5-3 часов. Дети днем спят уже 3 раза по 1-2 часа. Длительность ночного сна равна 10 часам. Суточное количество сна уменьшается до 16 часов, количество кормлений равно пяти.

В режиме дня детей в возрасте от 5-6 до 9-10 месяцев сохраняется та же последовательность кормления, бодрствования и сна. Так же как и в более младшем возрасте, дети до 9-10 месяцев первое кормление должны получать дома вскоре после пробуждения от ночного сна. Желательно, чтобы третий дневной сон дети проводили в детском учреждении. Во второй и третий отрезки бодрствования должно быть установлено время для индивидуальных и групповых игр-занятий.

Переводить детей на режим с двукратным дневным сном нужно не раньше 9-10 месяцев, так как при этом некоторые отрезки бодрствования достигают уже 3-3,5 часов. Длительность первого отрезка дневного сна увеличивается до 2-х часов, второй раз дети спят 1-2 часа. Кормят их 4-5 раз в сутки.

До перевода ребенка на этот режим необходимо в течение  нескольких дней проверить длительность и характер каждого отрезка бодрствования  и сна. Нужно стараться, чтобы дети, особенно легковозбудимые и ослабленные, как можно дольше спали днем 3 раза. Если ребенок сам ночью не просыпается, не следует будить его для того, чтобы накормить, так как этим нарушается ночной сон, что не менее важно для его здоровья.

Когда детей переводят  на режим с двукратным дневным  сном, соблюдать одинаковые перерывы между кормлениями не удается. Интервал в приеме пищи между первым и вторым кормлением, а также между вторым и третьим достигает 4-х часов. Такой длительности промежутки между кормлениями допустимы потому, что в этот отрезок времени дети не только бодрствуют, но и спят. Перерыв между третьим и четвертым кормлением, когда дети только бодрствуют, сокращается до 3-3,5 часов.

4)      Методика кормления, туалета,  укладывания на сон, подъема

В возрасте 9 месяцев уже уменьшается значение пищевой доминанты и ребенок может затормозить свое желание, он может некоторое время подождать, поэтому завтрак (первое кормление) дети могут получать в учреждении. Но перерыв между пробуждением после ночного сна и завтраком должен быть не более 30-45 минут, так как более длительное ожидание еще трудно для детей данного возраста. Если ребенка приходится поднимать рано из-за дальности расстояния от дома до детского учреждения, то после пробуждения дома ему следует дать молоко или кефир с печеньем, а по приходе в ясли накормить последним и уложить спать первым.

Организация кормления, сна  и туалета. С первых месяцев жизни  у детей следует формировать  положительное отношение к кормлению, укладыванию спать и гигиеническому уходу, для чего очень важно активное участие ребенка в этих процессах. Поэтому с первых месяцев жизни  необходимо развивать у него соответствующие  умения.

С 2-2,5 месяцев надо побуждать ребенка во время кормления поддерживать руками грудь матери или бутылочку, с 4-4,5 месяцев – брать из рук взрослого бутылочку и направлять ее в рот. С 4,5-5 месяцев следует приучать есть из ложки – снимать пищу губами. В 6-7 месяцев нужно давать ребенку в руки корочку хлеба, приучать пить из чашки, которую держит взрослый. В 10-11 месяцев он должен сам брать со стола чашку, пить самостоятельно, поддерживая ее; в этом же возрасте при одевании, умывании по предложению воспитателя протягивать ручки. Примерно в возрасте 4-4,5 месяцев ребенку вводят первый прикорм в виде полугустой пищи. Очень важно для правильного кормления ребенка в более старшем возрасте и для своевременного развития вкусовых дифференцировок приучать его с первого года жизни к пище, различной по вкусу и консистенции.

Когда ребенок научится самостоятельно сидеть и хорошо есть с ложки (8-9 месяцев), его надо кормить за специальным столом с выдвижным креслицем. В детском учреждении сначала следует кормить по одному, а затем одновременно кормить по два ребенка. Так как дети сами еще не садятся, стол по высоте должен быть рассчитан не на ребенка, а на взрослого. Детей, научившихся ходить (с 11-12 месяцев), желательно кормить за низкими столами с приставными креслицами.

Когда у детей появляются некоторые умения (ребенок может  самостоятельно сидеть, пить из чашки, держать в руке хлеб, откусывать его и т. д.), становится возможным  кормить их усаженными за стол по 2.

Такая организация кормления, укладывания спать, подъема после  сна и других моментов ухода за детьми в детских учреждениях  позволяет сестре-воспитательнице  кормить детей, укладывать их спать  и поднимать после сна в  соответствии с их индивидуальными  особенностями и состоянием в  данный момент.

Процесс кормления и гигиенический  уход должен проводиться в комнате, где организована игра детей. Во время  этих процессов воспитательница  может наблюдать за играющими  детьми. В интервалах между обслуживанием  отдельных детей воспитательница  и няня должны подходить к бодрствующим детям, и следить за тем, чтобы  они были заняты.

В группе, где воспитываются дети 1-го года жизни, пеленальный стол должен стоять рядом с умывальником, около умывальника должны быть вешалки для индивидуальных полотенец, а рядом на полу стоять бак для грязного белья. В пеленальном столе находится запас белья для переодевания. Под рукой должны быть и полочки со всем необходимым для ухода за ребенком.

Пеленальный стол ставят таким  образом, чтобы лицо воспитательницы, которая производит туалет ребенка, было обращено к другим находящимся  в комнате детям. Так же ставится и стол для кормления, чтобы воспитательница, кормя детей, видела остальных детей  группы.

Размеры мебели для маленьких  детей, которых полностью обслуживает  взрослый человек, должны быть удобны для персонала. Так, стол, за которым  кормят грудных детей, должен быть обычной  высоты, а вешалки для полотенец  - на расстоянии вытянутой руки взрослого.

5)      Организация работы персонала

На протяжении одного отрезка  бодрствования необходимо обеспечить чередование движений ребенка, перемену положения (например, перевернуть со спины на живот), смену игрушек, общение  со взрослым и специальными занятиями.

Для перемены обстановки и  расширения ориентировки в окружающем детей второго полугодия время  от времени надо брать на руки, подносить  к зеркалу, показывать через окно движущиеся машины, людей и животных, выходить с ним в другую комнату, вносить в помещение группы новые  игрушки и пособия.

В семейных условиях ребенка  второго полугодия следует выносить на свежий воздух не только на время  сна, но и на прогулку во время бодрствования. В детских учреждениях проводить  такую прогулку зимой с детьми этого возраста невозможно, поэтому  пребывание на воздухе ограничивается двукратным дневным сном. Но в теплое время года желательно, чтобы дети как можно больше находились на площадке.

Необходимо постоянно  следить, чтобы во время бодрствования  дети были чистыми, сухими, а также  не охлаждались и не перегревались. Это важно не только для здоровья и нормального развития, но для состояния их нервной системы. Если дети в манеже мокрые или грязные, то они обычно становятся безразличными к игрушкам, начинают плакать или лежат пассивно и сосут пальцы. Для того чтобы дети не охлаждались, необходимо тепло одевать их, но одежда не должна затруднять своевременное развитие движений.

Некоторые дети устают от длительного  пребывания среди сверстников, от постоянного  их движения, от того, что им мешают играть. Ребенка, умеющего сидеть, на некоторое  время надо посадить в стороне; хорошо использовать для этого горку. Но ни в коем случае нельзя сажать ребенка  за стол: он быстро устает, а изменить положение сам не может.

Подход к детям зависит  от их индивидуальных качеств. Того, кто  быстрей засыпает, надо раньше уложить. Если ребенок в кровати, прежде чем  заснуть, двигается, разговаривает, его  надо укладывать одним из последних, чтобы, освободившись от других детей, побыть около него и не дать ему расшалиться. Легковозбудимого маленького ребенка надо кормить на руках дольше, чем обычно рекомендуется по возрасту. Легковозбудимого ребенка старшего возраста следует сажать за стол с более спокойными детьми.

Информация о работе Особенности развития ребенка и задачи воспитания на каждом возрастном этапе первого года жизни