Особенности развития ребенка и задачи воспитания на каждом возрастном этапе первого года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:22, реферат

Описание работы

Для нормального развития ребенка целесообразнее, если он сначала овладеет моторными функциями – движениями перемены положения и перемещения в пространстве, а затем статическими – способностью сохранять определенное положение тела.
Содержание и методика проведения занятий с детьми первого года жизни. Организация режимных процессов. Методика кормления, туалета, укладывания на сон, подъема.

Работа содержит 1 файл

Воспитание детей первого года жизни.docx

— 37.25 Кб (Скачать)

 

1)      Особенности развития ребенка и задачи воспитания на каждом возрастном этапе первого года жизни

К моменту рождения у ребенка все органы чувств готовы к функционированию. Он видит, слышит, чувствует прикосновение, запах и многое другое. Однако деятельность органов чувств еще несовершенна, и их развитие требует определенных условий.

Особенно большое значение для дальнейшего развития ребенка  имеет деятельность органов зрения и слуха.

На основе развития зрительного  и слухового восприятия у ребенка 1-го года формируются положительные  эмоции и основные движения, а также происходит    развитие    подготовительных этапов речи. Отклонения в развитии зрения и слуха в первые месяцы жизни могут отрицательно отразиться на общем развитии ребенка.

Установлено, что через  несколько часов после рождения можно вызвать у ребенка движения глаз, в сторону движущегося в поле зрения предмета, но прослеживание предмета очень неустойчивое. Только на 10 – 15-й день жизни ребенок способен некоторое время удерживать движущийся предмет в поле зрения.

Фиксация неподвижного предмета формируется позднее, чем прослеживание. Со 2-го месяца ребенок может часто  сосредоточивать взгляд на неподвижных предметах. Двух – трехмесячный ребенок во время бодрствования в основном занят тем, что смотрит на привлекающие его внимание предметы и следит за движением окружающих его людей. Постепенно он учится фиксировать неподвижные предметы и следить за движущимися объектами, когда лежит на животе или находится в вертикальном положении на руках у взрослого.

Ребенок 4 — 5 месяцев начинает узнавать близких людей, которые  с ним часто общаются. Но первое время узнавание еще неточно. Например, он узнает мать только в ее обычной одежде и может не узнать, если она наденет белый халат.

В процессе гуления и лепета упражняется голосовой аппарат и развивается слуховое средоточение. Свое временное развитие речевого слуха и голосового аппарата является основной предпосылкой развития подготовительных этапов речи у детей 1-го года жизни. В этом возрасте происходит усложнение лепета. Если родители и воспитатели, общаясь с ребенком, часто произносят звуки, которые он раньше сам употреблял, то ребенок прислушивается к ним и в 7-8 месяцев начинает их воспроизводить. Так начинается подражание звукам речи взрослого. К 9-10 месяцам ребенок может уже повторить за взрослым новые слоги, которые ранее сам не произносил. Благодаря способности подражать обогащается лепет и развивается новая форма общения ребенка с окружающими. В процессе подражания упражняется артикуляционный аппарат. Своевременное возникновение подражания слогам очень важно для образования первых слов. Слоги, входящие в лепет ребенка, в конце первого года становятся составными частями слов, например ма-ма-ма — «мама», ба-ба-ба — «баба», да-да-да — «дай» и др.

К 1 году ребенок должен произносить  около 10 простых и облегченных  слов, например, «мама», «папа», «баба», «дядя», «ляля», «кс-кс», «ав-ав», и др. Чаше всего звукоподражание и  слова возникают, когда ребенок  видит человека или игрушку, которую  при показе часто называли или  когда ребенок на что-либо заинтересованно  смотрит, а взрослые в это время  произносят слово — обозначение, доступное для подражания. Для  того чтобы облегчить подражание и способствовать развитию артикуляционного аппарата, при обращении к детям  следует употреблять упрощенные слова, которые ребенок может  легко воспроизвести. Эти облегченные  слова должны всегда употребляться  наряду с правильным названием, тогда  в дальнейшем ребенок легче перейдет к пользованию правильным обозначением.  Например, показывая машину, надо говорить: «машина би-би», а не только «би-би», или «собачка ав-ав», а не просто «ав-ав».

Во втором полугодии 1-го года от дельные звуки и слова, подкрепленные жестом и мимикой, начинают служить ребенку средством общения с окружающими. Например, при виде игрушки, которую он хочет получить, он настойчиво произносит: «Дай-дай» и протягивает руку в ее сторону. Если другой ребенок отнимает игрушку, он начинает кричать и смотрит в сторону взрослого.

Примерно в этом же возрасте, если часто показывать простые движения и одновременно называть их, дети по одному словесному предложению, уже  и без показа, могут проделывать  такие движения, как «ладушки», «до  свидания», «какой большой» и др. Когда  ребенка часто называют по имени  и при этом берут на руки или  занимаются с ним, он, услышав свое имя, отвечает поворотом головы.

В 9-10-месячном возрасте дети по слову находят глазами уже несколько знакомых предметов, производят ряд элементарных разученных движений, дают игрушку, находящуюся у них в руках, играют в прятки и пр.

Когда 9-10-месячный ребенок хорошо понимает слово «дай» и знает название игрушки, он может по просьбе взрослого принести ее, если она находится в поле его зрения. К концу 1-го года по просьбе взрослого ребенок находит названную игрушку среди других предметов.

Для ребенка 10-11 месяцев некоторые слова в речи взрослого начинают при обретать обобщенный характер. Ребенок может по предложению принести игрушки, которые имеют одинаковое название, но отличаются по внешнему виду (например, куклу резиновую и пластмассовую). Для этого с ребенком надо специально заниматься. Для игры давать 2-3 разные куклы, 2 кошки разного материала, 2-3 петушка разной окраски и т. п.

К концу 1-го года дети начинают понимать слово «нельзя», если приостанавливая нежелательные действия, произносят его всегда с соответствующей строгой интонацией. Например, отодвигая ребенка, который отнимает игрушку, воспитательница дает другую игрушку и строго говорит: «Оля, нельзя у Вовы отнимать игрушку, возьми другую собачку».

Таким образом, к концу 1-го года становится возможным через  речь взрослого в некоторых случаях  воздействовать на поведение ребенка  и вызвать разученные действия.

Речь воспитателей, работающих с детьми второго полугодия 1-го года, должна быть направлена на то, чтобы не только порадовать их, но и служить средством их обучения. Все игры-занятия с детьми этого возраста следует сопровождать четкой речью. Обращаясь к ребенку по имени, надо называть предметы и действия, которые ему показывают. Для более успешного развития понимания речи взрослого следует проводить с ребенком специальные игры-занятия, повторять часто употребляемые слова в различных ситуациях. Например с 6-7 месяцев во время кормления, одевания и умывания на слова «дай», «подними» (головку, ножку), «пей», «ложись», «садись», «откуси хлеб» ит. п. и соответствующие действия взрослого вызывают ответные движения ребенка: он поднимает голову, при умывании подставляет ручки под струю воды, садится, ложится, встает и т. д.

Для нормального развития ребенка целесообразнее, если он сначала  овладеет моторными функциями – движениями перемены положения и перемещения в пространстве, а затем статическими – способностью сохранять определенное положение тела. Надо учить детей садиться, а не сидеть, вставать, а не стоять. Не следует сажать детей и ставить их к барьеру кровати или манежа до того, как они сами не научатся принимать это положение. Раннее сидение и стояние могут привести к искривлению позвоночника и ног. Воспитатели и родители должны хорошо знать, в каком возрасте какие движения являются наиболее полезными для развития ребенка, и помочь своевременно овладеть ими.

В первые месяцы жизни движения ребенка беспорядочны и не координированы. Движения рук и ног порывисты, конечности всегда согнуты, так как  мышцы находятся в состоянии  сгибательного гипертонуса. С первых месяцев ребенок должен иметь  возможность свободно двигаться. До двухмесячного возраста рекомендуется класть ребенка в «конверт», причем ручки его должны оставаться свободными. Во избежание охлаждения ручек, рукава кофточки должны быть длинные и зашитые. Двухмесячный ребенок в часы бодрствования должен быть одет уже в штаны-ползунки и кофточку с открытыми кистями рук, чтобы облегчить развитие движений рук.

У детей в возрасте до 2-3 месяцев следует развивать умение удерживать голову в положении на животе и вертикальном положении на руках у взрослого. Особенно полезны движения в положении на животе. Когда ребенок лежит на животе и поднимает голову, у него укрепляются мышцы и формируется правильный изгиб позвоночника. Свободные движения головы положительно влияют на процессы кровообращения мозга.

Класть     ребенка     на     живот     надо с 3-4-х недельного возраста. Вначале он только пытается поднимать голову, а к концу 3-го месяца уже свободно поднимает ее, причем выгибает спину и опирается на предплечья. В таком положении он может лежать уже несколько минут. С того времени, когда ребенок освоит умение брать игрушку из разных положений, следует использовать его стремление взять для развития подготовительных движений к ползанию.

Ha первом году жизни  у детей очень ярко проявляется тесная связь между физическим и нервно-психическим развитием. Отсутствие или недостаточность воздействий на нервно-психическое развитие детей, в частности на развитие у них положительных эмоций и движений, отрицательно влияет на их физическое развитие и может быть одной из причин гипотрофии. С другой стороны, значительно легче вызвать улыбку и развивать движения у здоровых физически крепких детей, чем у ослабленных. Поэтому при воспитании детей 1-го года жизни необходимо обеспечить их нормальное и своевременное физическое и нервно-психическое развитие.

 

Характерной особенностью детей  этого возраста является большая ранимость их организма и относительно низкая сопротивляемость к различным заболеваниям. Несмотря на то, что на протяжении 1-го года жизни постепенно налаживается терморегуляция организма ребенка, и он начинает лучше приспосабливаться к различным условиям, часто на его здоровье влияют изменения температуры и условий окружающей его среды. Нарушения в режиме дня – запаздывание в кормлении или укладывании спать, недосыпание ребенка, несоблюдение правильной организации и методики проведения этих процессов – часто приводят к различным заболеваниям, отрицательно влияют на возбудимость нервной системы детей 1-го года жизни.

При воспитании детей этого  возраста особенно большое внимание должно быть обращено на организацию  режима дня и правильную методику гигиенического ухода, процесса кормления  и сна.

Следующей особенностью является высокая пластичность организма, в частности нервной системы детей 1-го года жизни, этим объясняется большая зависимость их развития от воспитательных    воздействий взрослого.

К концу 1-го года зрительные дифференцировки становятся более  тонкими. Дети различают резко контрастные  по внешнему виду игрушки, которыми часто  пользуются, узнают уже мать на фотокарточке и др.

Так же быстро развивается  деятельность слухового анализатора. Трехнедельный ребенок уже прислушивается к звуку. В 2 месяца слуховое сосредоточение становится более длительным, а к 4 месяцам ребенок поворачивает голову в сторону невидимого источника  звука, т. е. хорошо определяет его направление. Около 5 месяцев он уже различает  строгий и ласковый тон обращения. В 9 месяцев по-разному реагирует  на музыку: под плясовую оживленно  двигается, а к спокойной музыке прислушивается. Все это свидетельствует  о том, что деятельность наиболее сложных анализаторов (зрительного  и слухового) в течение года очень  быстро развивается.

Быстро происходит также  развитие других анализаторов — тактильного, вкусового и пр.

Для своевременного развития деятельности анализаторов, в первую очередь зрительного и слухового, необходимо создать специальные  условия.

Основным источником разнообразных  зрительных, слуховых, тактильных впечатлений, необходимых для нормального  развития нервной системы и органов  чувств ребенка 1-го года жизни, является общение с ним окружающих его  взрослых.

В первые месяцы жизни зрительные реакции развиваются в основном в то время, когда ребенок смотрит  на лицо разговаривающего с ним человека. Для того чтобы совершенствовать зрительное сосредоточение, а затем  к 4 месяцам различение цвета, формы, начиная с 1-го месяца жизни надо подвешивать над ребенком игрушки  разного цвета и различной  формы, которые легче дифференцировать, на стенах вешать яркие рисунки привлекающие внимание ребенка. Время от времени  их следует менять.

В возрасте до 2-3 месяцев игрушки для рассматривания вешают на расстоянии не ниже 50 см над грудью ребенка.

2)      Содержание и методика проведения  занятий с детьми первого года  жизни

С детьми в возрасте до 2-3 месяцев специальные игры-занятия не проводятся. Для развития у детей этого возраста зрения, слуха, «комплекса оживления», движений головы в положении на животе и в вертикальном положении на руках взрослого используют все моменты общения с ребенком, например туалет, пеленание, подъем после сна и др.

Для развития различных умений у детей в возрасте старше 2-3 месяцев, кроме указанных моментов общения, проводят специальные игры-занятия. На протяжении 1-го года жизни для развития новых умений с каждым ребенком следует заниматься индивидуально.

 

Кроме индивидуальных игр-занятий, для закрепления умений, а также  с целью порадовать и развеселить  детей проводят так называемые групповые  игры-занятия. В этих играх-занятиях можно объединять 6-8 детей.

Перечень индивидуальных игр-занятий с детьми в возрасте от 2-3 до 5-6 месяцев

1. Развивать умение прислушиваться  к голосу взрослого и звучанию  игрушек. Вызывать поворот головы к источнику звука (в сторону голоса и звучащей игрушки). Развивать зрительные и слуховые дифференцировки.

2. Вызывать у ребенка  гуление и лепет. 

3.    Развивать умение  брать и удерживать игрушку,  которую взрослый держит над  грудью ребенка, и из разных  положений. 

4.    Развивать подготовительные  движения к ползанию; умение держать  голову в положении на животе. Если ребенок 5-6 месяцев не освоил умение переворачиваться со спины на живот и обратно в самостоятельной деятельности, без участия взрослого, то эти движения следует развивать на специальных занятиях.

Информация о работе Особенности развития ребенка и задачи воспитания на каждом возрастном этапе первого года жизни