Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 05:10, контрольная работа
Рассмотрение развития и становления детского голоса с рождения, до пубертатного периода, во время и после него – очень сложная, многогранная и многоуровневая проблема, и для того чтобы разобраться в этом предмете необходимо досконально знать характерные анатомо-физиологические свойства голосового аппарата, потенциальные нарушения фонации у детей, способы их предупреждения и преодоления, возрастную физиологию и многие другие аспекты.
Введение……………………………………………………………………..…….............2
1.Периоды развития детского голоса и их особенности.….............................................3
2. Детский и подростковый певческий голос и его гигиена……………..……...……...9
3. Свойства нормального певческого звука, рабочий диапазон детского голоса…………..................................................................................................................13
4. Профилактика и охрана детского голоса....................................................................17
Заключение………………………………………………………………………..……...20
Список литературы………………………………………………………...……….........21
Каждый возраст имеет свой возрастной рабочий диапазон. При обучении пению, подборе репертуара, а также при определении характера голоса необходимо это учитывать.
У младших школьников общий диапазон голоса может быть довольно широким. Они могут спеть звуки от ля малой октавы до ре (и даже выше). Однако «звучащая зона» их голоса значительно меньше: она расположена, в среднем, между ми1 и си1 (иногда до2). Эта зона наиболее удобна и для их слухового восприятия и для воспроизведения; она-то и должна в основном использоваться при обучении пению. Называется эта зона рабочим диапазоном голоса.
К переходному возрасту рабочий диапазон, в среднем, достигает до1 – ми2 (фа2). Иногда учащимся уже трудно петь высоко, но бывает и так, что высокие звуки начинают звучать ярче, а средние делаются матовыми, завуалированными, «звучащая зона» временно утрачивает звонкость. Однако крайние звуки в это время слишком неустойчивы и требуют меньшего участия в пении.
Общее звучание голоса приобретает в переходном возрасте большую компактность, и важно не развивать эту компактность, а поддерживать высокое резонирование при умеренной силе голоса, не выходя за границы рабочего диапазона.
Если же учитель станет стремиться преждевременно расширять рабочий диапазон, требовать излишней компактности звука, может исчезнуть звонкость, что повлечёт за собой ослабление функции голосовых связок. Отсюда рождается «ложноальтовое» звучание, лишённое самых драгоценных качеств тембра. После мутации у таких голосов звонкость и свобода голоса не развиваются, а наоборот, совсем утрачиваются.
В период мутации у девочек диапазон временно несколько уменьшается; затем он расширяется, но делается неустойчивым. В это время его границы следует сужать до сим (до1) – фа2 (редко соль2). У юношей границы диапазона меняются резко. Степень этой резкости зависит от протекания мутации, и требуются частые индивидуальные прослушивания, чтобы не терять из поля зрения меняющийся рабочий диапазон. Постепенно он устанавливается, в среднем, в границах рем – ре1.
Знание
особенностей возрастного рабочего
диапазона поможет учителю
В
начальных классах при
В средних и старших классах этого делать уже нельзя. Следя внимательно за индивидуальным качеством голосов, учитель помещает в альтовую партию учащихся с естественно звучащими, а не искусственно сниженными альтами, легко берущих звуки до2 – ре2. В сопрановой партии могут петь школьники, у которых свободно звучат ми2 и фа2.
Эти
звуки называются «переходными», потому
что находятся на границе среднего и верхнего
регистров. Если они устойчивы, свободны,
то переход из регистра в регистр произойдёт
плавно, голос будет звучать ровно на всём
постепенно развивающемся диапазоне.
На этом основано сглаживание регистров
[1; 8-9].
4.
Профилактика и охрана
детского голоса
В дело воспитания и охраны детского голоса значительный вклад внёс советский фониатр И. И. Левидов, который совместно с вокалистами-педагогами организовал классы сольного детского пения. И. И. Левидов и преподаватель пения Е. М. Малинина утверждали, что условием нормального воспитания детских вокальных дарований является правильно поставленное и методически продуманное индивидуальное обучение детей при обязательном всеобщем воспитании их в коллективе.
На Всесоюзной вокальной конференции, состоявшейся в Москве в 1954 г., обсуждался вопрос о необходимости воспитания и охраны детского голоса. Вскоре после этого были составлены методические рекомендации, являющиеся и сейчас основой в обучении детей пению.
Таким образом, подтверждались и расширялись указания основоположников русской классической музыки (М. И. Глинка, 1903; И. П. Прянишников, 1912) в целесообразности обучения детей пению. Отмечалось, что, прежде всего, нужно выбирать репертуар, в полной мере доступный детской психике, тесситуре и техническим возможностям ребёнка. И. И. Левидов и Е. М. Малинина полагали, что кроме определённого репертуара необходимы в той или иной степени специальные упражнения для голоса, направленные на то, чтобы помочь обучающимся выработать певческие навыки.
Кроме того, обращено внимание на акустический анализ певческого голоса у детей, на тактику вокальных педагогов в отношении охраны голоса во время мутации [4; 122-123].
Многие учителя пения и врачи-фониатры считают, что певческая работа с мальчиками во время мутации по возможности не должна прекращаться, однако при этом должны строго соблюдаться охранительные мероприятия. Основными из них являются:
1.
Не пользоваться
2. Не допускать форсированного пения и сложного репертуара.
3.
Не позволять петь при наличии
сипоты в голосе и при
4.
Мутирующим детям
5.
Продолжительность пения с
6. Мутирующие в первом периоде смены голоса могут петь только в детском хоре.
7. Мутирующие 3-го периода должны петь в хоре юношей.
Хору юношей рекомендуется исполнение спокойных певучих произведений [3; 151-152].
В нашей стране обучение детей пению начинается с дошкольного возраста. В процессе обучения детей пению не всегда в должной мере учитываются их физиологические и возрастные особенности, а так же то, что голосовой аппарат детей переходного возраста весьма чувствителен к голосовым нагрузкам, особенно несвойственным им.
Необходимо, чтобы современный учитель пения, отвечающий за правильное формирование детских голосов, хорошо знал структуру и функцию голосового аппарата детей различного возраста и планировал свою работу, учитывая голосовые возможности учеников в том или ином периоде развития и научно обоснованные нормы певческой нагрузки.
Существует мнение (И. И. Левидов, В. Г. Ермолаев, Н. Ф. Лебедева, В. П. Морозов и др.), что одним из наиболее верных средств борьбы с «беспризорностью» детского пения и в то же время методом сбережения и нормального воспитания детских вокальных дарований является правильно поставленное, методически продуманное индивидуальное обучение пению при обязательном всеобщем воспитании детей в коллективе. Между тем практика показывает, что в детских хоровых коллективах индивидуальные занятия не проводятся. Вопросы развития и воспитания детского голоса при индивидуальном обучении требуют более широкого освещения в литературе с учётом опыта педагогов-вокалистов, фониатров и исследований учёных, занимающихся этой проблемой. Кроме того, для успешного решения этого важного вопроса необходимы мероприятия, направленные на приобретение музыкальных знаний фониатрами и медицинских знаний – педагогами-вокалистами [4; 135-137].
Беречь
голос следует с раннего
С раннего возраста детей необходимо приучать к утренней дыхательной гимнастике, а также к систематическим занятиям зимними и летними видами спорта. В период остро протекающей мутации подросткам рекомендуется ограничить голосовую нагрузку, они должны находиться под наблюдением врача-фониатра, занятия же дыхательной гимнастикой и спортом следует продолжать.
Профилактика
заболеваний голосообразующих органов
чрезвычайно обширна –
Заключение
Рассмотрев
все выше изложённые факты, мы можем
ещё раз убедиться в
Действительно, что может быть важней, чем здоровье и благополучие детей?
И возможность использования в дальнейшем полноценной голосовой функции, конечно, стоит не на последнем месте. Особенно, если представить, что будущей своей профессией ребёнок выберет именно голосоречевую специальность или певческое искусство, либо актёрскую карьеру.
Вокальные педагоги, преподаватели пения, хормейстеры, дирижёры (и, вообще, учителя), должны лучше разбираться в тонкостях развития детских голосов, в ограниченном потенциале неокрепших ещё нежных связок, а не хотеть неосуществимого, слишком сложного и физиологически необоснованного исполнения не соответствующего, данному возрастному этапу репертуара.
В постановке певческого голоса у ребёнка, а в дальнейшем и подростка важна хорошо отрегулированная, чётко продуманная, последовательная, научно аргументированная, отлаженная методика. Важно, чтобы все преподаватели вокала неукоснительно следовали ей.
Ещё один очень значимый момент индивидуальный, дифференцированный подход, в идеале касающийся каждого ученика, обучающегося пению, особенно в наиболее сложные и опасные для повреждения голоса периоды (мутационный и послемутационный). Этого непросто добиться в массовой общеобразовательной и музыкальной школах, но главное тут осознание самого педагога всей лежащей на нём ответственности за дальнейшую судьбу его воспитанника.
К
сожалению, до настоящего момента многие
требования, предъявляемые к музыкальным
учителям, освящённые в специальной литературе
на деле не выполняются, и охранительный
голосовой режим тоже соблюдается далеко
не во всех детско-юношеских учреждениях.
Список литературы
1. Добровольская, Н. Н. Что надо знать учителю о детском голосе [Текст] / Н. Н. Добровольская, Н. Д. Орлова. - М.: Музыка, 1972. - 32 с.: нот ил.
2. Егорова, Е. А. Дидактические особенности постановки детских голосов в хоровом классе в системе дополнительного музыкального образования [Текст] : автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук : 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (музыка) / Егорова Елена Александровна. – М., 2009. – 24 с.
3. Ермолаев, В. Г. Руководство по фониатрии [Текст] : учеб. пособие для студентов / В. Г. Ермолаев, Н. Ф. Лебедева, В. П. Морозов. - Л.: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1970. - 271 с.: ил.
4. Зарицкий, Л. А. Практическая фониатрия [Текст] : учеб. пособие для высш. и сред. спец. учеб. заведений / Л. А. Зарицкий, В. А. Тринос, Л. А. Тринос. - Киев: Вища школа, 1984. - 163 с.: ил.
5. Таптапова, С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса [Текст] : кн. для логопеда / С. Л. Таптапова. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.: ил.
6.
Фомичев, М.И. Основы фониатрии [Текст]
: для врачей-ларингологов и вокал. педагогов
/ М.И. Фомичев ; под ред. и с предисл. В.И.
Воячека ; Ленингр. науч.-исслед. ин-т уха,
горла, носа и речи. Гос. науч.-исслед. ин-т
театра и музыки. - Л.: Медгиз, 1949. -188 с.