Особенности развития детского голоса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 05:10, контрольная работа

Описание работы

Рассмотрение развития и становления детского голоса с рождения, до пубертатного периода, во время и после него – очень сложная, многогранная и многоуровневая проблема, и для того чтобы разобраться в этом предмете необходимо досконально знать характерные анатомо-физиологические свойства голосового аппарата, потенциальные нарушения фонации у детей, способы их предупреждения и преодоления, возрастную физиологию и многие другие аспекты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….............2
1.Периоды развития детского голоса и их особенности.….............................................3
2. Детский и подростковый певческий голос и его гигиена……………..……...……...9
3. Свойства нормального певческого звука, рабочий диапазон детского голоса…………..................................................................................................................13
4. Профилактика и охрана детского голоса....................................................................17
Заключение………………………………………………………………………..……...20
Список литературы………………………………………………………...……….........21

Работа содержит 1 файл

музыка.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

  В этот период голоса подростков (в 16 – 17 лет) в известной степени уже  сформировались, и элементы детского звучания в них сочетаются с элементами взрослого голоса. В этом возрасте преобладает звучание на низких нотах диапазона с мягко выраженным грудным оттенком [4; 127].

  Мутация голоса у мальчиков не всегда заканчивается  так, как это описано. У некоторых  после окончания и мутационного и послемутационного периодов голос остаётся очень высоким, пискливым, неприятным. Такой голос получил название «евнухоидного»; он наблюдается у детей, у которых имеются нарушения деятельности желёз внутренней секреции, в частности половых [3; 150].

  Голос можно считать сформировавшимся лишь тогда, когда сформирован весь организм [1; 8]. 
 
 
 
 
 

 

   2. Детский и подростковый певческий голос и его гигиена 

  Исследованиями  физиологов Н. И. Красногорского, А. Г. Иванова-Смоленского  и др. установлено, что примитивная вокальная функция обнаруживается с первым детским криком, который строится на непрерывном звучании гласной. При этом в работу вовлекаются не только голосовые связки, но также резонаторы и дыхание. Уже в первые месяцы жизни ребёнок может изменять способ голосообразования и атакировать звук в зависимости от настроения. При виде матери он выражает удовольствие криком, атака которого более мягкая; при страдании, голоде, страхе, атака более твёрдая. С возрастом у ребёнка проявляется разнообразная активность и благодаря этому развивается его мышление и зарождается речь. Для речи характерно появление согласных звуков, слогов и слов, что до некоторой степени изменяет её вокальность, звучность и придаёт ей  характерные особенности. В последних случаях можно говорить о так называемой «природной» постановке голоса. Природной постановкой голоса обладает большинство людей, что позволяет пользоваться им без особого ущерба для голосового аппарата.

  Дети  ясельного возраста особенно легко  воспринимают и усваивают музыкально-вокальные навыки. Объясняется это тем, что у них очень рано развиваются подражательные инстинкты, что связано с такими функциональными особенностями детского организма, как подвижность нервных процессов, быстрота образования временных связей, особая восприимчивость. Наиболее доступная для ребёнка музыкальная деятельность – пение. Поэтому уже в ясельном возрасте дети должны слушать вокруг себя мягкие, спокойно говорящие и поющие голоса.

  Наиболее  благоприятные условия для музыкального и вокального развития имеются в детских садах. Дети поют там ежедневно, что очень важно для тренировки голосового аппарата. Для школьников этот певческий режим совершенно изменяется, так как пению в школе отводится только всего один час в неделю, и поэтому детские школьные хоры, за редким исключением, поют очень плохо. Следовательно, для того, чтобы укреплять и развивать природные данные ребёнка, а также соблюдать охранительный режим голоса, необходимо ввести планомерное, регулярное обучение пению детей в возможно раннем возрасте.

  Исследованиями, произведёнными за последнее время, доказано, что пение оказывает  благотворное влияние на организм ребёнка. При соблюдении правил охраны голоса оно является своеобразной гимнастикой, которая способствует правильному  развитию грудной клетки, регуляции функции сердечно-сосудистой системы, а также прививает ребёнку художественно-эстетические навыки. Однако воспитание правильных навыков и естественное развитие детского голоса должно быть основано на законах возрастной физиологии. При несоблюдении этих законов у детей часто наблюдаются заболевания голосового аппарата, а иногда происходят особые сдвиги в организме, которые не встречаются у взрослых. В частности, это касается кратковременных потерь сознания у детей младшего возраста на уроках в хоровых классах, которые являются результатом нарушения регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и обменных процессов (изменение кислородного баланса в организме) во время пения. В связи с этим роль врача-фониатра становится очень ответственной.

  Голосовой аппарат вокалиста должен быть практически  здоровым, поэтому при осмотре  ЛОР-органов необходимо обращать особое внимание на те изменения, которые могут  нарушать нормальное развитие голоса. Состояние органов слуха имеет  большое значение для развития голоса. Для музыканта и певца нормальная острота слуха совершенно необходима. Вокально-техническая работа над динамической гибкостью голоса и точностью интонации производится под постоянным слуховым контролем вначале педагога, а затем и самого учащегося. Поэтому при осмотре поступающих в вокальные классы, в хоры следует производить самое тщательное обследование органов слуха. Значение слуха для пения особенно наглядно выявляется при изучении плохой интонации у первоклассников.

  И, наконец, здесь, так же как и у взрослых вокалистов, важную роль в процессе голосообразования играет состояние трахеи, бронхов, лёгких, а также состояние сердечно-сосудистой, эндокринной и нервной систем.

  Одной из особенностей детей младшего возраста является относительная узость дыхательных путей при небольшой ёмкости лёгких, в результате чего дыхание у них более поверхностное.

  В связи с этим активность той или  другой группы дыхательных мышц следует  развивать только в соответствии с возрастом [3; 134-138].

  Педагогу  следует осторожно, постепенно настраивать голосовой аппарат ребёнка при овладении приёмами, необходимыми в пении для того, чтобы звучание оставалось лёгким, без всякого усилия. При таком звучании ребёнок не должен чувствовать усталости.

  Во  время пения все отделы голосового аппарата находятся в беспрерывном движении, и очень важно, чтобы они работали без напряжения и без всякого насилия, которое вредно отражается на голосе.

  Из  этого следует, что при вокальном  воспитании необходимо тщательно сохранять  и развивать только природные  качества голоса ребёнка [3; 142].

  Уже первые древнерусские учителя пения прекрасно осознавали законы вокального искусства, природу детского голоса, важность в нем естественного звукоизвлечения [2; 13].

  Развитие  певческого голоса детей представляет собою очень сложный социо-биолого-физиологический  процесс, который проходит несколько  стадий: 1) ясельного возраста, 2) дошкольного  и школьного возраста до и после наступления мутации.

  Певческий голос детей ясельного возраста трудно характеризовать, так как  в этом периоде пение как омузыкаленная  речь практически не доступно.

  Детям младшего возраста, как правило, трудно овладеть специальными установками  артикуляционного аппарата, которые необходимы для чёткости дикции при пении. [3; 148].

  Дети  в период мутации в большинстве  случаев могут петь, однако при  соблюдении ряда охранительных мер, которые вырабатываются в каждом отдельном случае. В основном это  касается подбора соответствующего репертуара, ограниченного по диапазону и силе, и сокращения времени занятий. Иногда предписывается полный голосовой покой, а иногда ограниченное пользование голосом. Большое значение в этом периоде приобретают регулярный контроль за состоянием голосового аппарата и разъяснительные беседы в отношении гигиены и охраны голоса [2; 150-151]. Многие авторы-гигиенисты отмечают, что к концу урока и особенно к концу рабочего дня наступает падение трудоспособности. Касаясь уроков пения, следует сказать, что педагог должен следить за тем, чтобы непрерывность пения длилась в младших классах не дольше 10 минут, а в старших – не дольше 20 – 30 минут. Перерывы являются такой же важной частью воспитательного процесса, как и урок. Правильное чередование работы и отдыха является одним из основных положений гигиены педагогического процесса [3; 153-154]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

   3. Свойства нормального певческого звука, рабочий диапазон детского голоса 

  В настоящее время музыкальными акустиками установлены свойства нормально развивающегося певческого звука и естественного тембра голоса. Это – звонкость, ровность, полётность (то есть при правильном звучании голоса звук легко распространяется в пространстве, как бы летит вдаль).

  От  чего же зависит звонкость голоса?

  Дело в том, что каждый гласный звук певческого голоса имеет сложную структуру. Он содержит большое количество дополнительных тонов (обертонов), сливающихся в один основной тон. Эти дополнительные тоны имеют разную частоту колебаний в секунду. Высокочастотные обертоны (соответствующие примерно четвёртой октаве) придают естественно сформированному гласному звуку звонкость, яркость, обогащают тембр голоса интонационными красками [1; 10].

  Тембр детского певческого голоса при естественном звучании отличается высотой, нежностью окраски, звонкостью и «серебристостью». Эти качества объясняются тем, что высокая певческая форманта расположена в спектре детского голоса в области более высоких частот (3200 – 3700 гц).  Предполагается, что на звонкость детского голоса могут оказывать влияние также и близлежащие к певческой форманте обертоны в области частот 1800 – 2000 гц [3; 142].

  В музыкальной акустике структура  гласного звука называется звуковым спектром. Как цвет можно разложить  на составляющие краски, так и звук, при помощи специального прибора, можно разложить на составляющие его обертоны. На экране такого прибора их можно видеть и заснять. Область высокочастотных обертонов называется «высокой певческой формантой».

  Звонкость - драгоценное качество, необходимое  как низкому, так и высокому голосу. В процессе роста учащихся звонкость в их голосе увеличивается. В переходном возрасте она временно уменьшается, но потом снова продолжает развиваться.

  Многие  думают, что петь надо громко, с большой  силой, тогда пение будет значительным, интересным, содержательным. Это неверно, при злоупотреблении громкостью исчезает не только звонкость, но и другие свойства тембра. При громком пении нарушается закономерная, согласованная работа всего певческого механизма: дыхание делается напряжённым, судорожным, мягкое нёбо – пассивным. Голосовым связкам гортани трудно сопротивляться большому напору воздуха при выдохе, они теряют упругость и равномерность колебаний [1; 10-11].

  Установлено, что чем меньше возраст ребёнка, тем менее выражена у него ВПФ (высокая певческая форманта). У некоторых детей младшего возраста (7 лет) уровень ВПФ настолько мал, что её вершина не обнаруживается на экране спектрометра. У детей более старшего возраста (11 – 13 лет), не вступивших ещё, однако, в мутационный период, ВПФ уже становится хорошо заметной, хотя и не достигает уровня, свойственного взрослым профессиональным певцам.

  Низкий  уровень ВПФ у детей, даже высокоодарённых  в вокальном отношении, говорит  о том, что это свойство голоса не является природным, а приобретается в процессе индивидуального развития человека и связано с возрастом.

  Несмотря  на то, что уровень ВПФ в женских  голосах, и особенно в детских  голосах, значительно занижен по сравнению с её нормой в мужских  голосах, голоса женщин и детей нередко  кажутся на слух довольно звонкими. Это кажущееся противоречие объясняется, с одной стороны, тем, что в женском и детском голосах хорошо выражены обертоны, располагающиеся поблизости от ВПФ (1000 – 2000 гц), которые так же, как и ВПФ, придают голосу звонкость, хотя, по существу, и не входят в её область.

  С другой стороны, причина звонкости  женского и детского голосов заключается  в отсутствии низкочастотных спектральных составляющих (основной тон женского и детского голосов на 1 – 1,5 октавы выше мужского). Таким образом, спектры женских и детских гласных оказываются более узкими («упрощёнными») и как бы «сдвинутыми» в сторону высоких частот. Это обстоятельство и является причиной большей пронзительности и звонкости женских и детских гласных даже при условии сравнительно небольшой интенсивности ВПФ.

  В возрасте 13 – 15 лет наступает мутационный  период, который характеризуется  резким изменением звучания голоса и  переходом его от характерного детского тембра к тембру взрослых .Наблюдаются нарушения голосовой функции, смещение его вниз по частотной шкале, потере высоких тонов голоса, звонкости, появление хриплости в голосе и т. д [3; 202-204].

  К 16 годам (иногда раньше) у мальчиков  в тембре появляется оттенок будущего взрослого голоса, который может  ещё измениться, он неустойчив, иногда даже «двойной» - ученик то поёт «новым» голосом, то переходит снова на прежний. Голосовые связки юноши становятся вдвое длиннее детских, но гортань ещё продолжает расти.

  У девушек в этот период уже формируется  будущий голос, некоторые из них поют свободно, но бывает (и довольно часто), что в голосе снова появляется «матовость», как и в начале мутации. Это вторая её фаза – продолжение роста голосового аппарата [1; 8].

Информация о работе Особенности развития детского голоса