Особенности работы с дошкольниками, имеющими нарушения слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 07:03, контрольная работа

Описание работы

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70—80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Содержание

1. Раскрыть проблему ЗПР………………………………………………………………….1
2. Клиническая систематика ЗПР.
3. Характерные психологические особенности дошкольников ЗПР. Особенности познавательной деятельности.
4. Отличие детей ЗПР от умственно отсталых и нормально-развивающих детей.
5. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с детьми ЗПР.
6. Приложение. Конспект занятий с детьми ЗПР.

Работа содержит 1 файл

Контрольная Особенности работы с ЗПР.docx

— 111.71 Кб (Скачать)

      Все перечисленные временные затруднения  в познавательной деятельности   
 

и нарушения центральной нервной системы, если  к  ним  не  будет  своевременно привлечено  внимание  школы  и  семьи,  могут  привести  к  так   называемой педагогической запущенности,  которая  чаще  всего,  и  отождествляется   с умственной отсталостью.

      Трудность определения умственной отсталости заключается в  том,  что,  в  отличие от других аномалий (глухота,  слепота),  для  умственной  отсталости нет абсолютно объективного критерия, такой шкалы, по которой ее  можно  было бы измерить. 

5. Коррекционно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством применения специальных средств образования. Она является основой процесса социализации аномальных детей. Коррекционной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у детей общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков. Система коррекционной учебно-воспитательной работы строится на активном использовании сохранных возможностей нетипичного ребенка, «пудов здоровья», а не «золотников болезни», по образному выражению Л.С. Выготского. В истории развития взглядов на содержание и формы коррекционной учебно-воспитательной работы существовали различные направления:

1. Сенсуалистическое (лат. sensus-ощущение). Его представители полагали, что наиболее нарушенным процессом у аномального ребенка является восприятие, которое считалось основным источником познания мира (Монтессори М., 1870-1952, Италия). Поэтому в практику специальных учреждений были введены особые занятия по воспитанию сенсорной культуры, обогащению чувственного опыта детей. Недостатком данного направления было представление о том, что улучшение в развитии мышления происходит автоматически в результате совершенствования сенсорной сферы психической деятельности.

2. Биологизаторское (физиологическое). Основатель - О. Декроли (1871-1933гг., Бельгия). Представители считали, что весь учебный материал необходимо группировать вокруг элементарных физиологических процессов и инстинктов детей. О.Декроли выделял три этапа коррекционно-воспитательной работы: наблюдение (во многом этап созвучен теории Монтессори М.), ассоциация (этап развития мышления посредством изучения грамматики родного языка, общеобразовательных предметов), выражение (этап подразумевает работу над культурой непосредственных действий ребенка: речи, пения, рисования, ручного труда, движений).

3. Социально-деятельностное. А.Н. Граборов (1885-1949гг.) разработал систему воспитания сенсорной культуры с опорой на социально значимое содержание: игра, ручной труд, предметные уроки, экскурсии в природу. Реализация системы осуществлялась с целью воспитания у детей с умственной отсталостью культуры поведения, развития психических и физических функций, произвольных движений.

4. Концепция комплексного  воздействия на личность аномального ребенка в процессе образования. Направление оформилось в отечественной олигофренопедагогике в 30 - 40гг. XXв. под влиянием исследований о развивающем значении процесса обучения в целом (Выготский Л.С., Гнездилов М.Ф., Дульнев Г.М., Занков Л.В., Кузьмина-Сыромятникова Н.Ф., Соловьев И.М.). Данное направление связано с концепцией динамического подхода к пониманию структуры дефекта и перспектив развития умственно отсталых детей. Основным положением данного направления было и остается в настоящее время то, что исправление дефектов познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии не выделяется в обособленные занятия, как это имело место ранее (у Монтессори М., Граборова А.Н.), а осуществляется во всем процессе обучения и воспитания нетипичных детей.

     В настоящее время перед дефектологической  наукой и практикой стоит ряд  организационных и научных проблем, решение которых позволило бы качественно и количественно  осуществить совершенствование  процесса коррекционного образования:

     Создание  постоянно действующих штатных  психолого-медико-педагогических комиссий-консультаций, с целью более раннего выявления индивидуальной структуры дефекта развития у детей и начала коррекционного обучения и воспитания, а также повышения качества отбора детей в специальные (вспомогательные) образовательные учреждения;

     Осуществление тотальной интенсификации процесса коррекционного образования детей  с ограниченными возможностями  здоровья за счет дефектологического всеобуча и повышения педагогического  мастерства;

     Организация дифференцированного подхода с  элементами индивидуализации к дидактическому процессу внутри отдельных категорий  детей с отклонениями в развитии;

     Распространение коррекционной учебно-воспитательной работы в некоторых специализированных детских медицинских учреждениях, в которых лечатся дети дошкольного  возраста, с целью оптимального сочетания  лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы для успешной подготовки детей  к обучению в специальной образовательной  коррекционной школе;

     Предоставление  возможности получить адекватное образование  всем детям, имеющим нарушения психофизического развития. Отмечается недостаточный (неполный) охват нетипичных детей специальными (коррекционными) школами. В настоящее  время в стране около 800 тысяч  детей с дефектами развития или  совсем не охвачены школьным обучением, или обучаются в массовых школах, где они не имеют адекватных условий  для развития и не в состоянии  усваивать образовательную программу;

Укрепление материально-технической  базы специальных коррекционных  дошкольных и школьных учреждений;

     Создание  многоцелевого опытно-экспериментального производства для разработки и изготовления малых серий технических средств  обучения для детей с сенсорными и двигательными нарушениями  развития;

     Разработка  социологических проблем, связанных  с дефектами онтогенеза, что будет  способствовать раскрытию причин отклонений развития, осуществлению превенции  дефектов, планированию организации  сети специальных учреждений с учетом распространенности детей с ограниченными  возможностями в разных регионах страны;

     Расширение  сети социокультурной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, дефектологическое просвещение родителей, внедрение инновационных форм работы образовательных учреждений с семьей нетипичного ребенка. 

Конспект  занятия по познавательному  и речевому развитию, с использованием нетрадиционных приемов обучения для детей старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР «Моя любимая группа»

       Задачи: Формировать и расширять представления детей о ближайшем окружении, о себе, своих сверстниках, о группе, которую они посещают. Учить детей отвечать на вопросы педагога полным предложением, отгадывать загадки, формировать умение размышлять, анализировать, делать выводы. Закрепить адрес детского сада, номер и название группы. Развивать внимание, мышление, процессы синтеза и анализа. Активизировать речь детей, учить правильному употреблению существительных с другими частями речи. Учить составлять небольшие описательные рассказы, опираясь на схему. Развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать дружеское, доброе отношение к сверстникам.

       Оборудование: Разрезные картинки, игрушка Незнайка, картинки с изображением игрушек для отгадывания, цветные карандаши, схема для составления рассказа.

Примерный план занятия

I. Вводная часть.

Ребята, у нас  в группе новенький – Незнайка! Его надо познакомить с группой, рассказать, где что находится. Мини-экскурсия по группе с целью закрепления всех зон и их назначение.

II. 2. Дидактическая игра  «Расскажи Незнайке где что лежит».

Педагог начинает предложение, ребенок повторяет  и придумывает  окончание:

– Это музыкальный  уголок, в нем находятся…

– Это уголок природы, дети учатся ухаживать за…

Дети  вместе с педагогом  делают обход группы, не пропуская ни одной  развивающей зоны.

III. Дидактическая игра  «Один – много».

Предложить  детям найти и  назвать что в  группе по одному предмету, а что много.

– Аквариум один, растений много.

– Гараж один, машин много. 

IV. Дидактическая игра: «Какие игрушки  бывают».

Педагог предлагает ребятам  собрать разрезные  картинки, и узнать, какие игрушки  изображены на картинке и есть ли такие  игрушки в нашей  группе.

V. Дидактическое упражнение  «Придумай новое  слово» – образование  нового слова.

У куклы светлые  волосы. Кукла какая? (светловолосая).

У неваляшки  круглое лицо. Она какая? (круглолицая).

У лошади быстрые  ноги. Она какая? (быстроногая.)

VI. Речедвигательная игра «Детский сад».

Мы приходим в детский сад (ходьба на месте) 
Там игрушки стоят. 
Паровоз (имитация движения паровоза), 
Пароход («крыша над головой») 
Дожидаются ребят. 
Там картинки на стене (рисуем рамку в воздухе) 
И цветы на окне (из пальцев сделали бутончик и раскрыли). 
Захочу – 
Поскачу (галоп на месте) 
На игрушечном коне!

VII. Загадки об игрушках.

Педагог предлагает отгадать загадку и найти отгадку  у себя на листочке и раскрасить.  

Серый байковый зверюшка, 
Косолапый длинноушка. 
Ну-ка, кто он, угадай. 
И морковку ему дай!

Ответ: Зайка

Эти чудо-кирпичи 
Я в подарок получил. 
Что сложу из них – сломаю, 
Все сначала начинаю.

Ответ: Кубики

Рядом разные подружки, 
Но похожи друг на дружку. 
Все они сидят друг в дружке, 
А всего одна игрушка.

Ответ: Матрешка

Бьют его рукой  и палкой – 
Никому его не жалко. 
А за что беднягу бьют? 
А за то, что он надут.

Ответ: Мяч 

Зверь забавный сшит из плюша, 
Есть и лапы, есть и уши. 
Меду зверю дай немного. 
И устрой ему берлогу.

Ответ: Плюшевый медведь

Пляшет крошка, 
А всего одна ножка.

Ответ: Юла.

VII. Ребята, про какую  игрушку не было  загадки? (про лису), тогда я предлагаю вам разучить массаж, который называется «Лиса».

Самомассаж «Лиса». 
Утром Лисонька проснулась, движения выполняются  
Лапкой вправо потянулась, соответственно тексту
Лапкой влево потянулась, 
Солнцу нежно улыбнулась. 
В кулачок все пальцы сжала, все массажирующие движения выполняются  
Растирать все лапки стала от периферии к центру: 
Ручки, ножки и бока. от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д. 
Вот какая красота!

IX. Дидактическое упражнение  «Наведем порядок  в группе».

Педагог предлагает детям рассказать, где какая игрушка  находится в группе, и познакомить  с поговоркой «Каждой вещи - свое место» 

X. Психогимнастика с элементами релаксации.

– Давайте превратимся  в лесных зверей!

У нас славная  осанка,  
мы свели лопатки. 
Мы походим на носочках,  
а потом на пятках. 
Пойдём мягко, как лисята,  
и как мишка косолапый, 
И как заинька-трусишка,  
и как серый волк-волчище. 
Вот свернулся ёж в клубок, 
Потому, что он продрог, 
Лучик ёжика коснулся,  
Ёжик сладко потянулся.

Спросить ребят, «Какие звери-игрушки есть в нашей  группе?»

XI. Составление описательного  рассказа о своей  любимой игрушке,  с использованием  опорных схем.

Детям предлагается схема  для рассказывания  и образец рассказа педагога.

 

Примерный рассказ. Это мой детский сад. Он находится по адресу улица Парковая, дом №5. Наш детский сад – двухэтажное здание, в нем много окон. Я люблю в садике рисовать, играть, гулять и заниматься. В группе много игрушек, но моя самая любимая – кукла Оля. У меня много друзей – Саша, Полина, Вова. В садике мы проводим весь день, мы играем, занимаемся, кушаем, спим и гуляем. Я люблю свой детский сад и свою группу.

Информация о работе Особенности работы с дошкольниками, имеющими нарушения слуха