Особенности работы с дошкольниками, имеющими нарушения слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 07:03, контрольная работа

Описание работы

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70—80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Содержание

1. Раскрыть проблему ЗПР………………………………………………………………….1
2. Клиническая систематика ЗПР.
3. Характерные психологические особенности дошкольников ЗПР. Особенности познавательной деятельности.
4. Отличие детей ЗПР от умственно отсталых и нормально-развивающих детей.
5. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с детьми ЗПР.
6. Приложение. Конспект занятий с детьми ЗПР.

Работа содержит 1 файл

Контрольная Особенности работы с ЗПР.docx

— 111.71 Кб (Скачать)

Познавательная  деятельность детей с задержкой психического развития

  1. Особенности памяти, внимания, восприятия при ЗПР

       Для детей с задержкой психического развития характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев  психической деятельности, а так  же ярко выраженная неравномерность  формирования разных сторон психической  деятельности.

     Как показывают многочисленные клинические  и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре  дефекта умственной деятельности при  данной аномалии развития принадлежит  нарушениям памяти.

     Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР  является снижение их познавательной активности. В исследовании Т.В. Егоровой (1969) эта проблема была подвергнута специальному изучению. Одна из применявшихся в работе экспериментальных методик предусматривала использование задания, цель которого состояла в раскладывании картинок с изображениями предметов на группы в соответствии с начальной буквой названия этих предметов. Было выявлено, что дети с задержкой развития не только хуже воспроизводили словесный материал, но и тратили на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Главное отличие заключалось не столько в неординарной продуктивности ответов, сколько в разном отношении к поставленной цели. Дети с ЗПР самостоятельно почти не предпринимали попыток добиться более полного припоминания и редко применяли для этого вспомогательные приемы. В тех случаях, когда это все же происходило, зачастую наблюдалась подмена цели действия. Вспомогательный способ использовался не для припоминания нужных слов, начинающихся на определенную букву, а для придумывания новых (посторонних) слов на ту же букву Дети с ЗПР/ Под ред. Власовой Т.А. - М.: Просвещение, 1984. С. 47..

Специфические особенности памяти детей с ЗПР:

1. Снижение объема памяти и скорости запоминания;

2. Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме;

3. Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме;

4. Преобладание наглядной памяти над словесной;

5. Снижение произвольной памяти;

6. Нарушение  механической памяти.

Причины нарушенного внимания:

1. Оказывают  свое влияние имеющиеся у ребенка  астенические явления.

2. Несформированность механизма произвольности у детей.

3. Несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации - нарушение интереса.

     У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д.

     На  этапе начала систематического обучения у детей с ЗПР выявляется неполноценность  тонких форм зрительного и слухового  восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ.

  1. Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР

       Эту проблему изучали У.В. Ульенкова, Т.В. Егорова, Т.А. Стрекалова и другие. Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации.

На развитие мышления оказывают влияние все  психические процессы:

1. уровень развития внимания;

2. уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок);

3. уровень развития  речи;

4. уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных механизмов).

     У детей с ЗПР все эти предпосылки  развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеют  в своем арсенале довольно скудный  опыт - все это определяет особенности  мышления ребенка с задержкой  психического развития.

     Та  сторона познавательных процессов, которая у ребенка нарушается, связана с нарушением одного из компонентов  мышления.

     Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания. Эта особенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам.

     Одним словом дети часто обозначают не только сходные, но и относящиеся к разным смысловым группам понятия. Недостаточность  словарного запаса связана с недостаточностью знаний и представлений этих детей  об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь  определяется особенностями познавательной деятельности личности при задержке психического развития.                               

4. Отличие детей  ЗПР от умственно  отсталых и нормально  развивающихся детей.

        Особенно  важно  различать  умственную  отсталость  и  ЗПР  церебрально-органического генеза, поскольку в том и другом  случае  у  детей  отмечаются недостатки познавательной деятельности в целом и  выраженная  дефицитарность модально-специфических функций.  Вот   основные   отличительные   признаки, значимые для разграничения задержки  психического  развития  и умственной отсталости.

  1. Для   нарушений   познавательной   деятельности   при   ЗПР   характерны

парциальность,  мозаичность в   развитии   всех   компонентов   психической деятельности ребенка. При умственной  отсталости  отмечается  тотальность и иерархичность нарушений психической деятельности  ребенка.  Ряд   авторов используют для характеристики умственной отсталости  такое определение как «диффузное, разлитое повреждение» коры головного мозга.

  1. В сравнении с умственно отсталыми детьми у детей с ЗПР гораздо  выше потенциальные   возможности   развития   их   познавательной деятельности, и в особенности высших форм мышления — обобщения, сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования.  Однако нужно помнить, что некоторые  дети  с  ЗПР,  как  и  их  умственно  отсталые сверстники, затрудняются в установлении  причинно-следственных  зависимостей

и имеют несовершенные  функции обобщения.

  1. Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики. В  то  время  как  у  умственно отсталых детей данный феномен экспериментально не выявлен.
  2. В отличие от умственной  отсталости,  при  которой  страдают  собственно мыслительные функции — обобщение, сравнение, анализ, синтез, — при  задержке психического развития страдают предпосылки интеллектуальной деятельности.  К ним относятся такие психические процессы  как  внимание,  восприятие,  сфера образов-представлений,  зрительно-двигательная  координация,  фонематический слух и другие.
  3. При обследовании детей  с  ЗПР  в  комфортных  для  них  условиях  и  в процессе целенаправленного  воспитания   и   обучения   дети   способны   к плодотворному сотрудничеству  с  взрослым.  Они  хорошо  принимают   помощь взрослого и даже помощь более продвинутого  сверстника.  Эта поддержка еще более эффективна,  если  она оказывается в форме   игровых   заданий   и ориентирована на непроизвольный интерес ребенка к осуществляемым видам деятельности.
  4. Игровое  предъявление  заданий  повышает  продуктивность  деятельности детей с ЗПР, в то время как для умственно отсталых  дошкольников  оно  может служить поводом для  непроизвольного  соскальзывания  ребенка  с  выполнения задания. Особенно часто это происходит, если предлагаемое задание  находится на пределе возможностей умственно отсталого ребенка.
  5. У детей с ЗПР  имеется  интерес  к  предметно-манипулятивной  и игровой деятельности. Игровая деятельность детей с ЗПР,  в отличие от  таковой у умственно отсталых дошкольников, носит более эмоциональный характер.  Мотивы определяются целями деятельности, правильно выбираются  способы достижения цели, но содержание  игры  не  развернуто.  В ней отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию  в умственном  плане.  В отличие от нормально развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры,  а «застревают»  на уровне  сюжетной  игры.  Вместе  с тем их  умственно отсталые  сверстники остаются на уровне предметно-игровых действий.
  6. Для детей с ЗПР характерна большая яркость эмоций, которая позволяет  им более длительное время сосредоточиваться на выполнении  заданий,  вызывающих их непосредственный интерес. При этом, чем больше  ребенок заинтересован в выполнении задания, тем выше результаты его деятельности.  Подобный  феномен не отмечается у умственно отсталых  детей.  Эмоциональная сфера умственно отсталых дошкольников не развита, а чрезмерно игровое предъявление  заданий (в том числе в ходе диагностического  обследования),  как уже упоминалось, часто отвлекает ребенка от решения самого задания и затрудняет  достижение цели.
  7. Большинство детей с ЗПР дошкольного возраста в различной степени владеют изобразительной деятельностью.   У   умственно   отсталых дошкольников  без специального  обучения  изобразительная деятельность  не возникает. Такой ребенок останавливается на  уровне  предпосылок предметных изображений, т. е. на уровне черкания. В лучшем  случае  у отдельных детей отмечаются   графические   штампы   —   схематичные   изображения   домиков, «головоногие» изображения человека, буквы, цифры, хаотично  разбросанные  по

плоскости листа  бумаги.

  1. В соматическом облике детей с ЗПР в основном отсутствует диспластичность. В то время как у умственно отсталых дошкольников она наблюдается достаточно часто.
  2. В неврологическом статусе  детей  с  ЗПР  обычно  не  отмечается  грубых органических проявлений, что типично для умственно отсталых  дошкольников.  Однако  и  у  детей  с  задержкой   можно   увидеть неврологическую  микросимптоматику:  выраженную  на  висках   и   переносице венозную  сеточку,  легкую   асимметрию   лицевой   иннервации,   гипотрофию отдельных  частей  языка  с  его  девиацией  вправо  или  влево,   оживление

сухожильных и  периостальных рефлексов.

  1. Патологическая наследственная отягощенность более типична для анамнеза умственно отсталых детей и практически не отмечается у детей  с задержкой психического развития.

      Безусловно,  это  не  все  отличительные   признаки,   учитываемые   при  разграничении ЗПР и умственной отсталости. Не все  они  одинаковы  по  своей значимости.  Однако   знание   этих   вышеупомянутых   признаков   позволяет достаточно четко дифференцировать оба рассматриваемых  состояния.

      Кроме того, очень важно отделить нормальных детей с расстройством речи от умственно отсталых, для  которых  речевые  нарушения являются одним  из характерных признаков.

      Известны  разные  виды  речевых  нарушений,  имеющих  различную  степень

выраженности  в  зависимости  от  силы  и  времени  поражения.  Это  дети  с нормальным интеллектом, но затрудняющиеся в овладении  чтением,  письмом,  у некоторых из них отмечается общее недоразвитие речи. При сохранном  слуховом анализаторе у этих  детей  страдает  фонематический  слух,  что  приводит  к трудностям  в   обучении   (нечетко   воспринимают   обращенную   речь,   не дифференцируют сходные  звуки, поэтому  сложен  звукобуквенный  анализ  и  т.д.). При тяжелых  нарушениях  фонематического  слуха  наступает  недоразвитие всей  речевой  функции.   На   овладение   грамотой   влияют   и   нарушения произношения. Все  это  следует  учитывать  при  проведении  логопедического

обследования.

      Сохранность интеллекта детей с  нарушениями  речи  отчетливо  видна  при

выполнении заданий, которые не требуют участия речи  (наглядные методики  с «безречевыми»  инструкциями).  У  этих  детей  живая   реакция,   адекватное поведение. Этим они, прежде всего и отличаются от умственно отсталых.

Информация о работе Особенности работы с дошкольниками, имеющими нарушения слуха