Особенности психологического возраста дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:52, реферат

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение особенностей психического развития ребенка дошкольного возраста. Изучение и психологическое развитие ребёнка имеет большое психолого-педагогическое значение, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, овладение различными знаниями и навыками, но и формирование положительного отношения к учебе и школе.

Содержание

Введение
Глава 1.Дошкольное детство как период первоначального фактического складывания личности
1.1.Два возрастных периода в развитии ребенка
1.2.Основными новообразованиями дошкольного возраста
Глава 2. Периодизация дошкольного возраста и его особенностей
2.1.Особенности развития ребенка ясельного возраста (от 1 до 3 лет)
2.2.Особенности развития ребенка от 3 до 4 лет
2.3.Особенности развития ребенка от 4 до 5 лет
2.4.Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
2.5.Готовность к школьному обучению
2.6. Общие требования к ЗУН будущего первоклассника
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

особенности псих дошкольников.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

         Успешность обучения во многом  зависит от степени подготовленности ребенка к школе. 

     2.5.Готовность к школьному обучению 

              Готовность к школе включает  несколько составляющих компонентов:  прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием  здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки. 

              Что же включает в себя психологическая  готовность к школьному обучению?

              Под психологической готовностью  к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.

              Составными компонентами психологической  готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

              Внутренняя психическая жизнь  ребенка, ставшего школьником, получает  совсем иное содержание, иной  характер, чем в дошкольном детстве:  она связана с учением и учебными делами и от того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении.[30]

              Мотивационная готовность к школе  характеризуется уровнем развития  познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.

              Социально-личностная готовность  характеризуется сформированностью  внутренней позиции ребенка, его  готовностью к принятию новой  социальной позиции – «позиции  школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания.

              Также социально-личностная готовность  включает сформированность у  ребенка коммуникативных навыков  и качеств, необходимых для  общения и взаимодействия со  сверстниками и учителем, способность  к коллективным формам деятельности.

              Интеллектуальная готовность к  школьному обучению является  важной предпосылкой успешности  обучения. Т.к. связана с развитием  познавательной активности и  мыслительных психических процессов  – способностью обобщать, сравнивать  предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.

              Важной составной частью психологической  готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.

              Волевая готовность включает  сформированность следующих компонентов  волевого действия: способность  ставить цель, принимать решения,  намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное  волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.

              Сформированность компонентов волевого  действия является основой для развития навыков волевой поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной деятельности. 

     2.6. Общие требования к ЗУН будущего первоклассника 

         Общая эрудиция.

              Первоклассник должен иметь знания  и представления об окружающем мире: временах года (их признаках), о растительном и животном мире, о быте людей (одежда, обувь, посуда, техника), знания о правилах поведения, о правилах дорожного движения.

     Математические  знания.

     Ребенок должен знать:

     -  цифры и знаки «+» и «-»;

     -  смежные числа в пределах 10 «соседи числа»;

     -  количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);

     -  знать простейшие геометрические фигуры.

     Ребенок должен уметь:

     -читать числа до 20;

     -  считать до 20 (прямой и обратный счет);

     -  решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание;

     -  ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»;

     -  решать примеры в пределах 10 (или 20);

     -  пользоваться часами без секундной стрелки.

     Требования  к уровню устной грамотности.

     Ребенок должен знать:

     -  алфавит;

     -  средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);

     -  ряд стихов, потешек, загадок, считалок.

     Ребенок должен уметь:

     -  проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;

     -  различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;

     -  выделять ударение в словах;

     -  устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста);

     -обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.

     Речь  как показатель готовности к школьному  обучению (требования, предъявляемые  к речи):

     -  ясное произношение всех звуков родного языка;

     -  умение ребенка говорить, меняя динамику, тихо – громко – тихо, меняя темп речи: быстро – медленно – быстро;

     -  использовать в речи средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение;

     -  должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;

     -  должен уметь разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей;

     -  ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;

     -  уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.

     Требования  к уровню грамматических навыков:

     -  развитие мелкой моторики пальцев рук;

     -  умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;

     -  умение правильно держать руку, карандаш, кисть.

     Требования  к уровню развития мышления и воображения:

     -  умение выполнять действие классификация;

     -  умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;

     -  умение строить простейшие умозаключения.[27] 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Итак, цель нашего исследования была достигнута, мы изучили психологическое развитие детей дошкольного возраста.

     Основными результатами работы явилось следующее:

     - изучены особенности личностного развития детей дошкольного возраста;

     - проанализировано развитие познавательных  процессов у детей;

     - определен механизм формирования  и развития новообразований дошкольников.

     Дошкольное  детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

     Дошкольное  детство – период творчества. Ребенок осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

     Это период первоначального становления  личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы – вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.

     Дети  младшего дошкольного возраста проявляют  активный интерес к предметам  и явлениям, которые их окружают, однако в силу несформированности устойчивого  произвольного внимания не могут  долго и сосредоточенно заниматься одним делом. Преобладающей формой мышления является наглядно-образное. Эти особенности важно учитывать при организации учебно-познавательной деятельности. Воспитатель строит свою деятельность на основе игровых методов и приемов. В игре ребенок усваивает новые знания, учится оперировать предметами и пособиями, познавая их свойства и качества.

     Подготовка  детей к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.

     Итак, чтобы ребенок мог успешно  учиться в школе и выполнять  свои обязанности, он к моменту поступления  в школу должен достичь определенного уровня физического и психического развития, так называемой школьной зрелости.  
 
 
 

     Список  использованной литературы 

  1. Абрамова  Г. С. Возрастная психология. – М.:1998., стр. 28.
  2. Аверин В. А. Психология личности: Учеб. пособие / Аверин В. А. - 2-е изд. – СПб.: Михайлов В.А., 2001. – 189 с., стр. 41.
  3. Асылханова М.А Психология. – Алматы: 2006.
  4. Божович Л И Личность и ее формирование в детском возрасте. – М Просвещение 1968., стр. 95.
  5. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. – М.: «Дошкольное воспитание», 1970,  289 с., стр. 41., стр. 69-71.
  6. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. – Соб.соч., Т.5. – М.: Педагогика, 1983., стр. 210.
  7. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. Мозаика – Синтез, 2006 – 56 с., стр. 25, стр. 39.
  8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический Проект, 2000. – 3-е изд., перераб. и доп. – 184 с.
  9. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. – М.: 1979.
  10. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М., 1998., стр. 127.
  11. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Гном и Д, 2001. – 144 с., стр. 72.
  12. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. – 76 с., стр. 27, 38.
  13. Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию. – М., 2004.
  14. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург: Деловая книга,1995., стр. 84.
  15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. 2-е. доп. и перераб. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 384 с., стр. 138.
  16. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, не болеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым. Программно-методическое пособие для педагогов детского сада. – М.: Изд-во: Владос, 2003. – 304 с., стр. 211.
  17. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. – СПб., 2004.
  18. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С. А Козлова, Т. А Куликова. 3-е изд., исправ. и. доп. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 416 с., стр.181., стр. 274.
  19. Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. – М., 2005., стр. 64.
  20. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. – Ростов-на-Дону: 2002. – 146 с., стр. 127.
  21. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. – 76 с., C.38.
  22. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997.
  23. Младший дошкольник в детском саду. – М.: Изд-во: Детство-Пресс, Серия: Библиотека программы "Детство". – 2005., стр. 123.
  24. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детства, отрочества: Учеб. для пед. ВУЗов. – М.: Издат. центр «Академия», 2000. – 456 с., стр.116-118.
  25. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996., стр. 88.
  26. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – 3-е изд., стер. – М.: Тривола. – 1998. – 352 с., стр. 154.
  27. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. Под ред. Д. Б.Эльконина, А. Л.Венгера. – М., 1988., стр. 73.
  28. Педагогика / Под ред. Л. П. Крившенко. – М., 2004. – 196 c., стр.45.
  29. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: Владос, 1999. – 576 с., стр. 187.
  30. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с., стр. 146.
  31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с., стр. 412.
  32. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Владос. – 2003., стр. 115.
  33. Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика дошкольников. – М.:  2003. – 144 с., стр. 55.
  34. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Владос, 2003. – 288 с., стр. 86.
  35. Шерьязданова Х. Общение – важный фактор и условие нормального психического развития ребенка. – М.: 1994., стр. 76.
  36. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М.: 1990. – 427 с., стр. 287.

Информация о работе Особенности психологического возраста дошкольников