Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:52, реферат
Целью нашего исследования является изучение особенностей психического развития ребенка дошкольного возраста. Изучение и психологическое развитие ребёнка имеет большое психолого-педагогическое значение, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, овладение различными знаниями и навыками, но и формирование положительного отношения к учебе и школе.
Введение
Глава 1.Дошкольное детство как период первоначального фактического складывания личности
1.1.Два возрастных периода в развитии ребенка
1.2.Основными новообразованиями дошкольного возраста
Глава 2. Периодизация дошкольного возраста и его особенностей
2.1.Особенности развития ребенка ясельного возраста (от 1 до 3 лет)
2.2.Особенности развития ребенка от 3 до 4 лет
2.3.Особенности развития ребенка от 4 до 5 лет
2.4.Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
2.5.Готовность к школьному обучению
2.6. Общие требования к ЗУН будущего первоклассника
Заключение
Список использованной литературы
- Осуществляется речевое общение, развивается понимания речи взрослых, увеличивается запас слов, происходит овладение лингвистическими и грамматическими нормами построения фраз (в 2 года ребенок строит предложения, а в 3 — правильно согласовывает окончания слов в предложении).[15]
- Возникает способность к словесным обобщениям — понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми; речь становится средством развития мышления и саморегуляции поведения.
- Ребенок овладевает предметными действиями: действия и способы обращения ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению этих предметов, общекультурным нормам. Предметная деятельность обусловливает развитие восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.
- Растет любознательность ребенка (Он спрашивает: «Что это? Почему? Зачем?»); появляется интерес к сказкам, стихам и пр.
- Появляются игровые действия (игры — подражания действиям взрослых).
- Развивается восприятие (цвета, формы, размера), ребенок может выделить устойчивые признаки предметов; восприятие способствует развитию памяти, мышления (группировка предметов по цвету, форме).
- Происходит становление элементарного самосознания («Я сам»).
- Начинает формироваться способность к произвольной саморегуляции.
- Ребенок приучается к чистоплотности, саморегуляции своих физиологических функций.
- Возникает ощущение самостоятельности, автономности, воли либо зависимости от других, пассивности, стыда, сомнение в своих способностях регулировать функции организма.
- Возникает кризис 3 лет как утверждение самостоятельности.
Новообразование: феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого.
Из
новообразований кризиса 3 лет —
тенденция к самостоятельной
деятельности, в то же время похожей
на действия взрослого.
2.2.Особенности
развития ребенка от 3
до 4 лет
Социально-эмоциональное
развитие:
Любит
давать игрушки и брать их у
других. Любит общаться с детьми
и взрослыми. Развиваются навыки
совместной игры. Любит помогать взрослым.
Общая
моторика, моторика рук:
Бросает
мяч через голову. Хватает катящийся
мяч, спускается вниз по лестнице, используя
попеременно ту или другую ногу. Прыгает
на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение
10 мин. Сохраняет равновесие при качании
на качелях. Держит карандаш пальцами.
Собирает и строит из 9 кубиков.
Зрительно-двигательная
координация:
Обводит
по контурам, копирует крест, воспроизводит
формы, в том числе форму
Восприятие,
предметно-игровая
Разбирает
и складывает шестисоставную матрешку.
Опускает фигурки в прорези путем
целенаправленных проб. Конструирует
из кубиков по подражанию. Складывает
разрезную картинку из 2-3 частей путем
проб.
Психологическое
развитие:
Слушает
Интенсивное развитие речи. Определяет
цвет, форму, фактуру, вкус, используя
слова-определения. Знает назначение
основных предметов. Понимает степени
сравнений (самый близкий, самый большой).
Определяет пол людей по роли в семье (он
- папа, она - мама). Понимает время, использует
прошедшее и настоящее время. Считает
до пяти.
Понимание
речи:
Понимает
названия цветов: "Дай красный мяч".
Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет
двухсоставную инструкцию ("Дай мне
красный кубик и голубой шар").[21]
2.3.Особенности
развития ребенка от 4
до 5 лет
Восприятие
и предметно-игровая
Разбирает
и складывает трехсоставную и четырехсоставную
матрешку путем примеривания или зрительного
соотнесения. Собирает пирамидку с учетом
величины колец путем зрительного соотнесения.
Складывает разрезную картинку из 2 и 3
частей путем зрительного соотнесения.
Память:
Выполняет
поручение в виде 2-3 последовательных
действий; по просьбе взрослого запоминает
до 5 слов.
Внимание:
Занимается
интересной деятельностью в течение
15-20 минут.
Речь:
Использует
обобщающие слова; называет животных и
их детенышей, профессии людей, части
предметов. Пересказывает знакомые сказки
с помощью взрослых, читает наизусть короткие
стихотворения.
Математика:
Использует
в речи слова много и один, называет
круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет
видеть геометрические фигуры в окружающих
предметах. Правильно называет времена
года, части суток. Различает правую и
левую руку.
Двигательное
развитие, Моторика рук, Графические
навыки:
Рисует
прямые горизонтальные и вертикальные
линии, раскрашивает простые формы.
Копирует заглавные печатные буквы.
Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека
(2-3 части тела). Складывает бумагу более
чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины
на толстую леску или проволоку. Определяет
предметы в мешке на ощупь. Прыгает на
одной ноге, попеременно на одной и другой
ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх
мяч и ловит его двумя руками. Лепит из
пластилина, шнурует ботинки.
Особенности
развития ребенка от 5 до 6 лет
Общая
моторика:
Хорошо
прыгает, бегает, прыгает через веревочку,
прыгает попеременно на одной
и другой ноге, бегает на носках. Катается
на двухколесном велосипеде, на коньках.
Зрительно-двигательная
координация:
Аккуратно
вырезает картинки. Пишет буквы и
числа. Дополняет недостающие детали к
картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит
геометрические фигуры по образцу. Обводит
рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.
Речевое
развитие:
Использует
в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие
материалы, из которых сделаны предметы
(бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам
знает и умеет писать печатные буквы алфавита.
Определяет количество слогов в словах,
количество звуков в словах, определяет
место звука в слове (начало, середина,
конец слова). Определяет ударные слоги,
гласные. Понимает значение слов звук,
слог, слово. Различает гласные и согласные
звуки (буквы), твердые и мягкие согласные.
Выразительно рассказывает стихотворения,
пересказывает небольшие рассказы.
Математические
представления:
Пишет
цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством
предметов. Умеет из неравенства делать
равенство. Умеет писать и пользоваться
математическими знаками. Умеет раскладывать
предметы (10 предметов) от самого большого
к самому маленькому и наоборот. Умеет
рисовать в тетради в клетку геометрические
фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие
на эти фигуры. Ориентируется на листе
бумаги.
Называет
дни недели, последовательность частей
суток, времен года. Дает им описание.
Психическое
развитие:
Особенности
памяти: Покажите ребенку по очереди 10
картинок. Время демонстрации каждой картинки
1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов
из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол,
тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно,
диван, карандаш, ложка. Попросите его
повторить слова. Ребенок должен вспомнить
не менее 4-5 слов.
Называет
свое имя, фамилию, адрес, имена родителей
и их профессии.
2.4.Психологические
особенности детей
старшего дошкольного
возраста (6 – 7 лет)
Старший дошкольный возраст (6-
Характерной особенностью
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста
происходит развитие
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения. К концу
дошкольного возраста идет
В сфере развития речи к
концу дошкольного возраста
Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.
Психическое развитие и
У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.
В качестве важнейшего
Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.
Осознание своего «я» и
Информация о работе Особенности психологического возраста дошкольников