Особенности психологического возраста дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:52, реферат

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение особенностей психического развития ребенка дошкольного возраста. Изучение и психологическое развитие ребёнка имеет большое психолого-педагогическое значение, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, овладение различными знаниями и навыками, но и формирование положительного отношения к учебе и школе.

Содержание

Введение
Глава 1.Дошкольное детство как период первоначального фактического складывания личности
1.1.Два возрастных периода в развитии ребенка
1.2.Основными новообразованиями дошкольного возраста
Глава 2. Периодизация дошкольного возраста и его особенностей
2.1.Особенности развития ребенка ясельного возраста (от 1 до 3 лет)
2.2.Особенности развития ребенка от 3 до 4 лет
2.3.Особенности развития ребенка от 4 до 5 лет
2.4.Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
2.5.Готовность к школьному обучению
2.6. Общие требования к ЗУН будущего первоклассника
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

особенности псих дошкольников.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

     - Осуществляется речевое общение, развивается понимания речи взрослых, увеличивается запас слов, происходит овладение лингвистическими и грамматическими нормами построения фраз (в 2 года ребенок строит предложения, а в 3 — правильно согласовывает окончания слов в предложении).[15]

     - Возникает способность к словесным обобщениям — понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми; речь становится средством развития мышления и саморегуляции поведения.

     - Ребенок овладевает предметными действиями: действия и способы обращения ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению этих предметов, общекультурным нормам. Предметная деятельность обусловливает развитие восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

     - Растет любознательность ребенка (Он спрашивает: «Что это? Почему? Зачем?»); появляется интерес к сказкам, стихам и пр.

     - Появляются игровые действия (игры — подражания действиям взрослых).

     - Развивается восприятие (цвета, формы, размера), ребенок может выделить устойчивые признаки предметов; восприятие способствует развитию памяти, мышления (группировка предметов по цвету, форме).

     - Происходит становление элементарного самосознания («Я сам»).

     - Начинает формироваться способность к произвольной саморегуляции.

     - Ребенок приучается к чистоплотности, саморегуляции своих физиологических функций.

     - Возникает ощущение самостоятельности, автономности, воли либо зависимости от других, пассивности, стыда, сомнение в своих способностях регулировать функции организма.

     - Возникает кризис 3 лет как утверждение самостоятельности.

     Новообразование: феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого.

     Из  новообразований кризиса 3 лет —  тенденция к самостоятельной  деятельности, в то же время похожей  на действия взрослого. 

     2.2.Особенности развития ребенка от 3 до 4 лет 

     Социально-эмоциональное  развитие: 

     Любит давать игрушки и брать их у  других. Любит общаться с детьми и взрослыми. Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым. 

     Общая моторика, моторика рук: 

     Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков. 

     Зрительно-двигательная координация: 

     Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит  формы, в том числе форму шестигранника. 

     Восприятие, предметно-игровая деятельность: 

     Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем  целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб. 

     Психологическое развитие: 

     Слушает Интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя  слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он - папа, она - мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Считает до пяти. 

     Понимание речи: 

     Понимает  названия цветов: "Дай красный мяч". Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию ("Дай мне красный кубик и голубой шар").[21] 

     2.3.Особенности развития ребенка от 4 до 5 лет 

     Восприятие  и предметно-игровая деятельность: 

     Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. 

     Память: 

     Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов. 

     Внимание: 

     Занимается  интересной деятельностью в течение 15-20 минут. 

     Речь: 

     Использует  обобщающие слова; называет животных и  их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения. 

     Математика: 

     Использует  в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет  видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку. 

     Двигательное  развитие, Моторика рук, Графические  навыки: 

     Рисует  прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки. 

     Особенности развития ребенка от 5 до 6 лет 

     Общая моторика: 

     Хорошо  прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной  и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках. 

     Зрительно-двигательная координация: 

     Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и  числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры. 

     Речевое развитие: 

     Использует  в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы. 

     Математические  представления: 

     Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги. 

     Называет  дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание. 

     Психическое развитие: 

     Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов. 

     Называет  свое имя, фамилию, адрес, имена родителей  и их профессии. 

2.4.Психологические особенности детей  старшего дошкольного возраста (6 – 7  лет) 

        Старший дошкольный возраст (6-ти  – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

              Характерной особенностью данного  возраста является так же развитие  познавательных и мыслительных  психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

             Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

              Память. К концу дошкольного возраста  происходит развитие произвольной  зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую  роль в организации психических  процессов.

              Развитие мышления. К концу дошкольного  возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять  существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

              Развитие воображения. К концу  дошкольного возраста идет развитие  творческого воображения, этому  способствуют различные игры, неожиданные  ассоциации, яркость и конкретность  представляемых образов и впечатлений.

              В сфере развития речи к  концу дошкольного возраста расширяется  активный словарный запас и  развивается способность использовать  в активной речи различные  сложнограмматические конструкции.[33]

          Для деятельности ребенка 6 –  7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

              Психическое развитие и становление  личности ребенка к концу дошкольного  возраста тесно связаны с развитием  самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего  возраста формируется самооценка  на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

              У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

              В качестве важнейшего новообразования  в развитии психической и личностной  сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

              Ребенок 6 – 7 летнего возраста  стремится к самоутверждению  в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

              Осознание своего «я» и возникновение  на этой основе внутренних  позиций к концу дошкольного  возраста порождает новые потребности  и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

Информация о работе Особенности психологического возраста дошкольников