Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:52, реферат
Целью нашего исследования является изучение особенностей психического развития ребенка дошкольного возраста. Изучение и психологическое развитие ребёнка имеет большое психолого-педагогическое значение, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, овладение различными знаниями и навыками, но и формирование положительного отношения к учебе и школе.
Введение
Глава 1.Дошкольное детство как период первоначального фактического складывания личности
1.1.Два возрастных периода в развитии ребенка
1.2.Основными новообразованиями дошкольного возраста
Глава 2. Периодизация дошкольного возраста и его особенностей
2.1.Особенности развития ребенка ясельного возраста (от 1 до 3 лет)
2.2.Особенности развития ребенка от 3 до 4 лет
2.3.Особенности развития ребенка от 4 до 5 лет
2.4.Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
2.5.Готовность к школьному обучению
2.6. Общие требования к ЗУН будущего первоклассника
Заключение
Список использованной литературы
Только
в дошкольном возрасте можно впервые
обнаружить эти, более высокие по
своему типу, соотношения мотивов, устанавливающиеся
на основе выделения более важных мотивов,
подчиняющих себе другие.
1.2.Основными
новообразованиями
дошкольного возраста
Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен» (Леонтьев А. Н. 1959).
В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение (Смирнова Е. О. 2003).
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития.
К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития.
Л. С. Выготский (2006) подчеркивает, что социальная ситуация «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным».[11]
Согласно Д. Б. Эльконину (Эльконин Д. Б. 1998), дошкольный возраст вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации развития автор видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность жить вместе с окружающими людьми.
В процессе развития отношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности происходит: возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания.
Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:
1.
Возникновение первого
Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей [6]
Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию, строит мировоззренческие схемы. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Д. Б. Эльконин замечает парадокс между низким уровнем интеллектуальных возможностей и высоким уровнем познавательных потребностей [8]
2.
Возникновение первичных
3.
Возникают новые мотивы
В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.
4.
Отмечается произвольное
Д. Б. Эльконин отмечал (1998), что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками. Овладение умением управлять собой, своим поведением и поступками выделяется как особая задача.
5.
Возникновение личного
И
с учетом того, что в дошкольном
возрасте перестраивается вся
В
дошкольном возрасте ребенок все
чаще познает мир за пределами
своей семьи. Усложняется содержание
общения с окружающими людьми,
увеличивается число видов
Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни.[22]
Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя.
Специфичными для дошкольного возраста являются продуктивные (изобразительные) виды деятельности
-рисование,
-конструирование,
-аппликация,
-лепка.
В результате осуществления этой деятельности ребенок производит не только какой-то продукт, отображая в нем свои впечатления и опыт жизни, но так же развивает моторику, воображение, внимание, память и другие познавательные процессы. В этом плане продуктивные виды деятельности сходны с игрой.
В
дошкольном возрасте развиваются также
элементы трудовой и учебной деятельности.
Труд детей состоит в том, что
они выполняют поручения
В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем. что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами прежде всего на основе непосредственных впечатлений. Сформированность навыков учебной деятельности поможет дошкольнику в его последующей школьной жизни.
Часто родители, воспитатели и, к сожалению, педагоги думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако практика показывает, что часто читающий, пишущий и считающий ребенок, с легкостью приступив к учебе, вдруг, совершенно неожиданно для родителей, начинает снижать свои успехи.
Очень
важно, чтобы к моменту поступления
в школу ребенок был зрелым
не только в физическом и социальном
отношении, но и достиг определенного
уровня умственного и эмоционально-волевого
развития. Учебная деятельность требует
необходимого запаса знаний об окружающем
мире, сформированности элементарных
понятий. Ребенок должен владеть мыслительными
операциями, уметь обобщать и дифференцировать
предметы и явления окружающего мира,
уметь планировать свою деятельность
и осуществлять самоконтроль. Важно положительное
отношение к учению; способность к саморегуляции
поведения и пороявление волевых усилий
для выполнения поставленных задач. Кроме
этого, необходимо наличие у ребенка мотивов,
побуждающих к учению. Имеется в виду не
тот естественный интерес, который проявляют
ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет
о воспитании действительной и глубокой
мотивации, которая сможет стать побудительной
причиной их стремления к приобретению
знаний. Не менее важным являются навыки
речевого общения, развития мелкой моторики
руки и зрительно-двигательной координации.
Глава
2. Периодизация дошкольного
возраста и его особенностей
2.1.Особенности
развития ребенка ясельного
возраста (от 1 до 3 лет)
Социально-эмоциональное
развитие:
Играет
самостоятельно, проявляет фантазию.
Любит нравиться другим; подражает
сверстникам. Играет в простые групповые
игры.
Общая
моторика, моторика рук:
Учится
бегать, ходить на носках, сохранять
равновесие на одной ноге. Сидит
на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки.
Открывает ящик и опрокидывает его содержимое.
Играет с песком и глиной. Открывает крышки,
использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает
бусы.
Зрительно-двигательная
координация:
Может
крутить пальцем диск телефона, рисует
черточки, воспроизводит простые формы.
Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
Восприятие,
предметно-игровая
Рассматривает
картинки. Разбирает и складывает
пирамиду без учета величины колец.
Выделяет парную картинку по образцу.
Психологическое
развитие:
Слушает
простые рассказы. Понимает значение
некоторых абстрактных слов (большой-маленький,
мокрый-сухой и др.). Задает вопросы
"Что это?". Начинает понимать точку
зрения другого лица. Отвечает "нет"
на абсурдные вопросы. Развивается
начальное представление о количестве
(больше-меньше, полный-пустой).
Понимание
речи:
Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложно подчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".
Ведущая деятельность раннего детства — предметная (совместно со взрослыми, а затем и самостоятельно).
- Интенсивно идет сенсомоторное развитие: вертикальное положение тела расширяет ориентацию в пространстве, освобождает руки для манипулирования предметами, исследовательской деятельности.
Информация о работе Особенности психологического возраста дошкольников