Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:20, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей профессионального образования в эпоху Средних веков.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами определены следующие задачи:
Изучить сущностную характеристику эпохи Средневековья;
Изучить научно - педагогическую литературу по данной теме;
Исследовать деятельность педагогов Средневековья.
Первоначально профессиональное обучение было индивидуальным, основанным на непосредственных трудовых отношениях мастера и ученика. В качестве методов обучения выступали: показ, объяснение и реплики, наблюдения, выполнение заданий, строившихся на принципах их постепенного усложнения.
Так зарождались зачатки
В государственном профессиональном обучении выделить несколько направлений: ремесленное обучение, связанное с созданием мастерских палат: оружейной, золотой, серебряной, выполняющих самые разнообразные царские заказы на изготовление оружия, иконописи и живописи, ювелирные изделия; подготовка административного аппарата - подьячих; обучение «лекарских учеников», представляющее собой единую форму медицинского образования в России XVII века[2;26].
Во второй половине XVII века в Россию всё более проникает европейское образование, способствовавшее расширению и активизации полезных для нашей страны связей с заграницей. Педагогические взгляды виднейших Западноевропейских теоретиков берутся на вооружение нашими соотечественниками.
В отличии от Запада, на Руси уже в 1086 году Анкой – сестрой Владимира Мономаха, было открыто первое в Европе женское училище при Андреевском монастыре. В 1143 году женское монастырское училище было образовано в Полоцке, в 1227 году - в Суздале. В них девиц обучали писанию, некоторым ремёслам, пению, шитью и другим полезным занятиям[9;86].
Сложившийся в XVII веке институт профессионального обучения способствовал повышению подготовки квалифицированных мастеров своего дела, заложил основы создания государственных учебных заведений. В эпоху царствования Петра I Россия стала одним из великих государств Старого Света. Уже тогда образованию отвадилась роль одной из опор государственной политики. С петровской эпохи и ведется история профессионального образования в России.
2.2. Педагогическая мысль эпохи Средневековья
В эту эпоху действовали факторы,
которые цементировали
Особую роль играла трехчленная система разделения труда, сложившаяся к началу XI века (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). В XIII веке сословная структура стала еще более дифференцированной. Каждое сословие имело в собственных глазах и глазах остального общества определенный имидж. Добродетелью крестьянства считалось трудолюбие, аристократии - воинская доблесть, духовенства - благочестие и прочие[5;73].
Таким образом, общество
В воспитании и обучении в эпоху
Средневековья переплелись
Также Средневековье не знало устойчивого деления школы на начальную, среднюю и высшую, учета специфики детского и юношеского восприятия и психологии. Начатки математики и естественных наук излагались отрывочно, описательно, часто в фантастической интерпретации. Центрами обучения навыками ремесла были цеха.
Цеховая организация ремесленного производства имела и очевидные недостатки, и достоинства, одна из которых хорошо поставленная система ученичества. Официальный срок обучения в разных цехах составлял от 2 до 14 лет, предполагалось, что за это время ремесленник должен пройти путь от ученика и подмастерья до мастера.
В этих условиях мастер мог долго и с выгодой пользоваться бесплатным трудом своего уже достаточно квалифицированного ученика. Чтобы получить звание мастера, кроме свидетельств об обучении и отличной характеристики требовалось уплатить крупный вступительный взнос в кассу цеха и выполнить образцовую работу, а также устроить богатое угощение для членов цеха. Лишь близкие родственники мастера могли беспрепятственно вступить в цех. Это привело к тому, что в городах появляется значительный по размерам слой «вечных подмастерьев». Кроме того, строгая регламентация ремесла начинает сдерживать внедрение технологических нововведений, без которых немыслим прогресс в сфере материального производства. Поэтому цехи постепенно исчерпывают себя, и к концу классического Средневековья появляется новая форма организации промышленного производства – мануфактура[4;63].
В конце XII в. соборные школы были преобразованы во всеобщие школы, а затем в университеты. Средневековый университет включал в себя следующие факультеты: юридический, медицинский, богословский, философский. Однако обучение начиналось с особого, подготовительного, факультета, где преподавались знаменитые «семь свободных искусств». А поскольку по латыни искусство — «артес», то факультет назывался артистическим. Преподавание шло на латыни. Слово «лекция» означает чтение[7;92].
Средневековый профессор действительно читал книгу, иногда прерывая лекцию пояснениями. Тысячи людей стекались в города, куда приезжал известный ученый, профессор. Собственно говоря, так и образовались университеты.
Анализируя развитие обучения и воспитания Запада и Востока, можно провести достаточно чёткую параллель в истории образования России. Находясь как бы на перепутье евро-азиатских связей цивилизаций, разнящихся между собой по образу действий и мышлению Запада и Востока, российская педагогика объединяла и сосредотачивала в себе мысли и идеи национально-педагогических культур, обогащая их своим опытом.
Вывод по 2 главе
В эту эпоху действовали
факторы, которые цементировали
европейское средневековое
Таким образом, любая система образования исторична, она весьма и весьма тесно связана с эволюцией общества. Определенной стадии развития каждого общества, как правило, соответствует и определенная система образования и воспитания. В каждом обществе существует свой механизм получения образования. Так, средние века в нашем сознании ассоциируются прежде всего с тремя их институтами - Церковью, Империей и Университетом. Из них два первых пришли в средние века из античности, и лишь университет рожден именно средними веками.
В России большое распространение получили частное и государственное обучение. Так нуждаясь в воспроизводстве квалифицированных ремесленников государство само стало организатором института ремесленного ученичества. И мастер и ученик были на «государевой службе». Работа мастера оплачивалась отдельно за каждого ученика.
В становлении образования всегда играли важную роль замечательные люди. Именно талантливые, умные, понимающие практическую необходимость организации «для государева интереса» систематического обучения молодежи, деятельные личности закладывали фундамент нынешней системы профессионального образования. С расширением грамотности появились и первые учебные пособия. Все это прокладывало путь к становлению и общей системы образования в России, и формированию пусть еще не массовых, но уже специализированных профессиональных школ.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что важной вехой развития науки и образования стало создание университетов. Университеты родились в системе церковных школ. В конце XI - начале XII в. ряд кафедральных и монастырских школ превращается в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. Педагогические методы были весьма примитивны. Но, не смотря на это, за эпоху средневековья оно значительно улучшилось. Что касается начального образования, то оно ушло недалеко от эпохи античности. А со средневековыми университетами, ситуация совсем иная. Несмотря на все свои недостатки, средневековый университет все же давал возможность получить неплохое образование. В университетах обучались такие именитые деятели культуры, как Пьер Абеляр, Петр Ломбардский, Фома Аквинский и др. Средневековые университеты являлись своеобразным организмом, который стоял на перекрестке культурной жизни Европы и остро реагировавшим на все социальные изменения.
Большинство первых университетов имели несколько факультетов. Содержание обучения определялось программой семи свободных искусств.
Церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. Главным предметом в университетах было богословие. Преподавателями почти сплошь служили выходцы из духовного сословия. И тем не менее университеты раннего средневековья по программе, организации и методам обучения выглядели светской альтернативой церковному образованию. В XIV - XV вв. пропасть между новейшим знанием и схоластикой увеличивалась. Схоластика все больше превращалась в формальную бессодержательную философию.
Таким образом, можно сделать вывод, что университеты явились альтернативой схоластике. Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь.
Средневековый университет
отличался от современного как по
задачам, так и по методам преподавания.
Подготовка государственных деятелей
не входила тогда в задачи университетов.
Хорошим ученым считался тот, кто
мог отстоять свою веру или утверждения,
считавшиеся доказанными и «
Таким образом, система профессионального образования, наиважнейшая система в мировом образовании и экономике, так как благодаря профессиональному образованию молодые люди могут раскрывать свои возможности и достигать результата, полезного в первую очередь для общества. Поэтому проблемам и перспективам развития профессионального образования надо уделять достаточно много времени, средств, вкладывать идеи и модернизировать, соответствуя запросам современности, мировому прогрессу. От этого зависит наше будущее и будущее наших детей.
Список литературы
1. Агибалова, Е.В., Донской, Г.М. История средних веков[Текст]: Учебник для 6 класса 20-е изд./ Под ред. Агибалова. Е.В., Донской. Г.М. - М.: Просвещение, 1981. - 272 с.
2. Батышева, С.Я. История профессионального образования в России / Российская академия образования. Ассоциация" Профессиональное образование". Центр непрерывного образования. Института истории и теории педагогики РАО; Под науч. ред. С.Я. Батышева и др. -М.: Профессиональное образование, 2003.- 595с.
3. Брагина, Л.М., Гутникова, У.В., Карпов, С.П. и др.История средних веков 2т.[Текст]: Учеб. для вузов по И90 спец. «История»/Под ред. З.В. Удальцовой и С.П. Карпова. – М.: Высш. шк., 1990. – 495с.
4. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика[Текст]: Учеб. пособие/ Ред. колл.: С.Я. Батышев и др. – М.: 1997.- 275с.
5. Васильевой, З.И. История образования и педагогической мысли зарубежом и в России[Текст]: Учеб. пособие для вузов/ под ред. З.И. Васильевой - М.: Академия, 2002. – 326с.
6. Гуревич, А. Я., Харитонович, Д. Э. История средних веков[Текст]:Учебник для средней школы/ Под ред. А. Я. Гуревич., Д. Э. Харитонович.— М.: Интерпракс, 1994. — 333 с.
7. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли [Текст]: Учебное пособие/ А.Н.Джуринский. - М.: Издательство: Владос-Пресс, 2003. - 400 с.
8. Забродина, Д. М. История отечественного образования[Текст]:Учеб. пособие / Под ред. Д. М. Забродина. - М.: 2002.- 396с.
9. Кинелева, В.Г. Высшее образование в России: очерк истории до 1917 года.[Текст]:Учебник / Под ред. В.Г. Кинелева - М.: НИИ ВО, 1995.- 235с.
10. Колосова, Е. Н. Актуальные вопросы развития средне специальной школы Российской Федерации[Текст]:Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Е. Н. Колосова. - Воронеж, 1981.- 289с.
11. Ле Гофф, Жак. Цивилизация средневекового Запада [Текст]:Учеб. пособие / Под ред. Ле Гофф. Жак. - М.: Академия, 1992.
12. Мухаметзянова, Г.В. Профессиональное образование в контексте отечественных и мировых тенденций[Текст]:Учеб. пособие/ Г.В. Мухаметзянова. – Казань.: 2008.- 320с.
13. Новиков, А.М. Профессиональное образование России [Текст]: Учебное пособие/ А.М.Новиков. - М.: ИЦПНПО РАО, 1997.- 240с.
14. Пальчук, М.И. Основные этапы развития профессионального образования и направления использования исторического опыта в современных условиях[Текст]:Учеб. пособие для вузов/ М.И. Пальчук. – М.: 2007.- 289с.
15. Пискунова, А.И. История педагогики. Часть 2[Текст]: Учебник / Под ред. Пискунова А.И. - М.: ТЦ СФЕРА, 1998.- 374с.
16. Пурин, В.Д. Педагогика среднего профессионального образования[Текст]: Учебное пособие /В.Д. Пурин. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2006.
Информация о работе Особенности профессионального образования в эпоху Средних веков