Особенности профессионального образования в эпоху Средних веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей профессионального образования в эпоху Средних веков.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами определены следующие задачи:
Изучить сущностную характеристику эпохи Средневековья;
Изучить научно - педагогическую литературу по данной теме;
Исследовать деятельность педагогов Средневековья.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 58.81 Кб (Скачать)

Важную роль в становлении средневековой цивилизации играл институт государства, обеспечивая защиту населения как от внешней угрозы, так и от феодальной вольницы. В то же время само государство являлось одним из главных эксплуататоров народных масс, так как в первую очередь представляло интересы господствующих классов.

Во второй период Средневековья  эволюция общества заметно ускорилась под воздействием обмена товарного  производства и денежных отношений, хотя они по-прежнему имели лишь ограниченное влияние. Все возрастающую роль играет средневековый город, который  в первое время еще остается в  политическом и административном подчинении у поместья, в идеологическом у монастыря[11;52].

Государства на первоначальном этапе средневековья были относительно едиными. Становление и развитие феодальных отношений в период раннего средневековья связанно, с возникновением и развитием различных форм феодальной земельной собственности.

В развитии ремесла тоже происходили перемены: изменялись средства производства и особенно приёмы ремесленной  деятельности. Техника в феодальную эпоху основывалась на применении ручного  труда и развивалась сравнительно медленно. Поэтому при ограниченности технических средств, примитивном характере орудий и средств труда очень важную роль в развитии производства играло усовершенствование навыков труда.

С ростом производительных сил общественное разделение труда усилилось, и на определённом этапе развития феодального  общества, в Европе примерно в X—XI вв., это привело к отделению ремесла  от сельского хозяйства и к  возникновению городов как центров  ремесла и торговли. Города, бывшие первоначально лишь административными  и религиозными центрами или укреплёнными пунктами, постепенно становились главными центрами развивающегося товарного  производства и товарного обращения. Одновременно, хотя значительно медленнее, развивалось товарное производство и в деревне. В результате росли  и укреплялись экономические  связи между различными областями  в отдельных странах, а это  вело к постепенному складыванию  в них внутреннего рынка[22;149].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Профессиональное образование  в эпоху Средневековья

В этот период практически  все грамотные люди принадлежали к одному сословию (духовенству). Их обучение проходило в школах, созданных  опять же представителями духовенства. Наиболее типичными были монастырские, соборные и приходские школы. Они  давали наиболее полное образование  по сравнению с другими. Большим  плюсом обычно была возможность доступа  к монастырской библиотеке.

Постепенно объем  знаний увеличивался. Почти в каждом монастыре существовали мастерские по переписке. Многие монастырские школы уже начинают специализироваться на отдельных науках.

В городах ремесленники объединялись в цеха где брали  себе в помощь одного или двух учеников. Обучение ремеслу, которое происходило путем прямой передачи навыков и знаний, было длительным. В разных ремеслах этот срок колебался от 2 до 7 лет, а в отдельных цехах достигал 10-12 лет. Чтобы получить звание мастера, кроме свидетельств об обучении и отличной характеристики требовалось уплатить крупный вступительный взнос в кассу цеха и выполнить образцовую работу[3;103].

Цехи также создавали  условия для передачи накопленного опыта, обеспечивая преемственность  ремесленных поколений. Кроме того, ремесленники участвовали в становлении  единой Европы: подмастерья в процессе обучения могли кочевать по разным странам; мастера, если их набиралось в  городе больше, чем требовалось, легко  перебирались на новые места.

Говоря об образовании, нельзя не упомянуть и об образовании  феодалов. Оно было направлено в  первую очередь на воспитание рыцарей. Упор делался на развитие качеств  необходимых воину и в меньшей  степени светскому человеку. При  этом даже элементарная грамотность  долгое время не считалась обязательной.

Если в раннее Средневековье в образованных людях  общество не особенно нуждалось, и вообще само общество формировалось на основе остатков античной цивилизации и  традициях варварских королевств, то в период развитого Средневековья, в связи с ростом городов, усложнением  общественных связей, люди почувствовали  необходимость в знаниях, интеллектуальных умениях. Церковные и монастырские школы не могли удовлетворить  потребности светского общества, мирян, обществу понадобился новый  вид школ – городские школы  и университеты[6;42].

Алгоритм развития средневековых образовательных  потребностей можно определить так: от элементарных зачатков знаний, через изучение традиционных античных наук, к овладению востребованных наук в средневековом обществе и, по желанию, поиск и изучение научных и духовных истин различные рабочие места, где требовались их знания и умения.

Образование первых университетов Европы, начиная с 12 века, было вызвано упрочением тенденций  развития феодального общества. Студентами становились лица самых разных сословий, в том числе бродячие школяры. Университет вмешивался в интеллектуальные и политические коллизии и конфликты эпохи. Университеты стали значимой частью городской жизни и интеллектуальной жизни Европы.

 Так развивался  средневековый университет: от  городских школ к цеховой организации,  выросшей в мощную корпорацию, а затем в государство в  государстве.

Направленность  университетского образования была выше, чем потребность в элементарном счете, чтении, письме. Дипломированные  специалисты в большинстве своем  становились преподавателями-профессионалами, многие другие занимали в обществе различные рабочие места, где  требовались из знания и умения.

Университетское преподавание складывалось из чтения лекций и диспутов. Причем лекции были лишь средством  образования, а целью являлись диспуты. На лекциях, вне зависимости от предмета и профиля, профессор по частям причитывал и интерпретировал общепризнанный, авторитетный труд. Диспуты проходили регулярно. Они были строго регламентированы. Уклонение студентов от диспутов влекло за собой тяжкие наказания[6;52].

Для получения  диплома требовалось учиться  много лет, перечитать много книг, овладеть искусством красноречия, а  юристам и медикам еще и  практическими знаниями. Неудивительно  потому, что из университетской среды  выходили папы, кардиналы, знаменитые поэты и писатели, ловкие администраторы,  специалисты-правоведы, известные хирурги, ученые и алхимики-чернокнижники. Эта  же среда дала базовую основу знаний гуманистам.

Первым в Западной Европе был  основан университет в г. Болонья. Возникшая еще в XI веке высшая правовая городская (т.е. отделенная от церкви) школа  в 1088г. получила статус университета. «Один  из наиболее древних университетов - Болонский - имел полное основание  считать первым годом своего существования  1088 г., когда в скромной обстановке на берегах Рено от имени императора Фридриха Барбароссы была объявлена его организация». В нем читались лекции по римскому праву. За ней следует высшая медицинская школа в Салерно, Парижский университет (1200), Кэмбриджский (1209), Пражский, основаный Карлом IV в апреле 1348, Венский (1365), Гейдельбергский (1385) и многие другие. Итальянские и французские (особенно Парижский) университеты были образцами для подражания и формирования университетов в других странах[17;130].

Отличие Парижского университета от прочих состояло в том, что объединяться здесь начали не школяры, а преподаватели, которые сами были студентами старших курсов.

 

 

Вывод по 1 главе

Таким образом, эпоха средневековья является одной из основных этапов в развитии человечества, так как именно в этот период начинает развиваться школьное дело, происходит отделение ремесла от земледелия, активно растут города. Он длился сравнительно долго по сравнению с рабовладельческим и первобытнообщинным периодом, что было связанно с ускорением развития производительных сил.

Под влиянием новых социально-экономических потребностей средневекового общества профессиональное обучение переходит на качественно новую ступень развития. Появляются новые более сложные виды ремесел, которые требовали корректировки системы профессионального образования.

В этот период складывается новая  организация образования, в которой  просматривается будущая целостная  система образования от элементарной школы до высшей. Значительно расширяется самообразование, а также предлагаются   новые технологии обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Опыт организации системы профессионального  образования в эпоху Средневековья

2.1. Профессиональное образование  в России в эпоху Средневековья

 

Русская педагогика начинается со времени принятия христианства в 988 году. Только тогда появилась возможность  развития и совершенствования педагогики. Главными факторами воспитания в  Древней Руси были церковь, книга  и семья, школа, однако, имела небольшое  значение[9;12].

Профессиональное  обучение подрастающих поколений в  Древней Руси, передача им социально  – трудового и сословно – профессионального  опыта старших – особый социокультурный  феномен.

Период в VI – IX вв. характеризуется переходом восточных славян к земледельческо – скотоводческой экономике, который сопровождался процессом общественного разделения труда и установления социально – имущественного неравенства. В свою очередь, это привело к формированию нескольких социальных слоёв со своими идеалами воспитания и профессионально – трудовыми ценностями. В каждом сословии существовали свои идеалы и традиции обучения профессиональным навыкам и умениям. Общинная феодальная знать передавала ценности военно – управленческой, жрецы – религиозно – культовой деятельности. Для общинников – земледельцев главную ценность составлял крестьянский труд, который и лежал в основе общинного профессионального обучения, которое имело место несмотря на кажущуюся простоту сельского труда[5;94].

Происшедшее в  этот период отделение ремесла от земледелия привело к формированию из пахотных крестьян нового социального  слоя – ремесленников, которые стали  селиться в городищах. Сословно –  профессиональное обучение осуществлялось в процессе самой трудовой жизни путем постепенного приобщения к отдельным доступным возрасту видам деятельности. Для этого периода характерно не столько профессиональное обучение как осознанный процесс передачи практических знаний и умений, сколько трудовая социализация, в которой главным средством приобщения к труду было повседневное «погружение» в него. В то же время несомненную идеологическую роль выполняла народная педагогика, воспевавшая трудовые образы воинов, пахарей, ремесленников. Героизация крестьянского труда прекрасно закреплена в русском фольклоре.

В древнерусском  обществе господствовало также и  половозрастное разделение труда, которое  предопределяло систему домашнего  профессионально – трудового  воспитания: мальчики овладевали мужскими видами деятельности и способами  ведения хозяйства, девочки –  женскими. К примеру, до изобретения  гончарного круга изготовление посуды было женским делом и передавалось по линии мать – дочь[2;21].

Под влиянием новых социально  – экономических потребностей древнерусского общества профессиональное обучение в X –XVI вв. переходит на качественно  новую ступень. Появляются и новые, технологически и технически сложные, виды ремесел. Все это требовало  корректировки системы профессионального  обучения.

 Высокому уровню образования, достигнутому на Руси в ХI веке, успехам в различных областях знания, в том числе и языкознания, в значительной мере, способствовало привнесение в практику воспитания средневековых россиян античных педагогических идей и христианской педагогики.

В X –XVI вв. на Руси сложилось несколько форм профессионального  обучения: домашнее, общинное, монастырское и другие. 

 Первые две формы отражали традиции передачи подрастающему поколению общинного и семейного социально-трудового и бытового опыта, исторически накопленного определенными социальными группами. В условиях замкнутого домашнего хозяйства русский землепашец владел примерно 200 профессиональными умениями, то есть был универсалом в своем деле и этот универсализм должен был передать потомкам. Кроме того, в общинах были и узкие специалисты высокого класса, владевшие сложными технологическими знаниями и умениями, которые также передавались путем индивидуального обучения[2;23].

Наиболее продуктивной была общинная система профессионального обучения, внутри которой стало развиваться городское ремесло, начали использоваться новые технологии и формы организации труда, т.е. появилась дробная специализация ремесел, дифференциация знаний и умений.

Новые тенденции в развитии средневекового ремесла требовали узкоспециальной  подготовки. Все это послужило  основой формирования городского ремесленного обучения. В этих условиях происходит становление института ремесленного ученичества. Оно могло быть различным: домашним (в своей семье или «в людях») или в мастерской путем долгосрочного или краткосрочного обучения, индивидуальной или групповой формами обучения.

Монастырское профессиональное обучение появилось позднее. Монастыри были сложными многопрофильными хозяйственными единицами, поэтому нуждались в постоянном воспроизводстве кадров. Главной была профессия «книжника»: грамотность человека считалась техническим промыслом, ремеслом. Духовенство было самым грамотным сословием Древней Руси.

Информация о работе Особенности профессионального образования в эпоху Средних веков