Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:20, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей профессионального образования в эпоху Средних веков.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами определены следующие задачи:
Изучить сущностную характеристику эпохи Средневековья;
Изучить научно - педагогическую литературу по данной теме;
Исследовать деятельность педагогов Средневековья.
Важную роль в становлении средневековой цивилизации играл институт государства, обеспечивая защиту населения как от внешней угрозы, так и от феодальной вольницы. В то же время само государство являлось одним из главных эксплуататоров народных масс, так как в первую очередь представляло интересы господствующих классов.
Во второй период Средневековья эволюция общества заметно ускорилась под воздействием обмена товарного производства и денежных отношений, хотя они по-прежнему имели лишь ограниченное влияние. Все возрастающую роль играет средневековый город, который в первое время еще остается в политическом и административном подчинении у поместья, в идеологическом у монастыря[11;52].
Государства на первоначальном этапе средневековья были относительно едиными. Становление и развитие феодальных отношений в период раннего средневековья связанно, с возникновением и развитием различных форм феодальной земельной собственности.
В развитии ремесла тоже
происходили перемены: изменялись средства
производства и особенно приёмы ремесленной
деятельности. Техника в феодальную
эпоху основывалась на применении ручного
труда и развивалась
С ростом производительных сил общественное
разделение труда усилилось, и на
определённом этапе развития феодального
общества, в Европе примерно в X—XI вв.,
это привело к отделению
1.3. Профессиональное образование в эпоху Средневековья
В этот период практически все грамотные люди принадлежали к одному сословию (духовенству). Их обучение проходило в школах, созданных опять же представителями духовенства. Наиболее типичными были монастырские, соборные и приходские школы. Они давали наиболее полное образование по сравнению с другими. Большим плюсом обычно была возможность доступа к монастырской библиотеке.
Постепенно объем знаний увеличивался. Почти в каждом монастыре существовали мастерские по переписке. Многие монастырские школы уже начинают специализироваться на отдельных науках.
В городах ремесленники объединялись в цеха где брали себе в помощь одного или двух учеников. Обучение ремеслу, которое происходило путем прямой передачи навыков и знаний, было длительным. В разных ремеслах этот срок колебался от 2 до 7 лет, а в отдельных цехах достигал 10-12 лет. Чтобы получить звание мастера, кроме свидетельств об обучении и отличной характеристики требовалось уплатить крупный вступительный взнос в кассу цеха и выполнить образцовую работу[3;103].
Цехи также создавали условия для передачи накопленного опыта, обеспечивая преемственность ремесленных поколений. Кроме того, ремесленники участвовали в становлении единой Европы: подмастерья в процессе обучения могли кочевать по разным странам; мастера, если их набиралось в городе больше, чем требовалось, легко перебирались на новые места.
Говоря об образовании, нельзя не упомянуть и об образовании феодалов. Оно было направлено в первую очередь на воспитание рыцарей. Упор делался на развитие качеств необходимых воину и в меньшей степени светскому человеку. При этом даже элементарная грамотность долгое время не считалась обязательной.
Если в раннее
Средневековье в образованных людях
общество не особенно нуждалось, и вообще
само общество формировалось на основе
остатков античной цивилизации и
традициях варварских королевств, то
в период развитого Средневековья,
в связи с ростом городов, усложнением
общественных связей, люди почувствовали
необходимость в знаниях, интеллектуальных
умениях. Церковные и монастырские
школы не могли удовлетворить
потребности светского
Алгоритм развития средневековых образовательных потребностей можно определить так: от элементарных зачатков знаний, через изучение традиционных античных наук, к овладению востребованных наук в средневековом обществе и, по желанию, поиск и изучение научных и духовных истин различные рабочие места, где требовались их знания и умения.
Образование первых университетов Европы, начиная с 12 века, было вызвано упрочением тенденций развития феодального общества. Студентами становились лица самых разных сословий, в том числе бродячие школяры. Университет вмешивался в интеллектуальные и политические коллизии и конфликты эпохи. Университеты стали значимой частью городской жизни и интеллектуальной жизни Европы.
Так развивался
средневековый университет: от
городских школ к цеховой
Направленность
университетского образования была
выше, чем потребность в элементарном
счете, чтении, письме. Дипломированные
специалисты в большинстве
Университетское преподавание складывалось из чтения лекций и диспутов. Причем лекции были лишь средством образования, а целью являлись диспуты. На лекциях, вне зависимости от предмета и профиля, профессор по частям причитывал и интерпретировал общепризнанный, авторитетный труд. Диспуты проходили регулярно. Они были строго регламентированы. Уклонение студентов от диспутов влекло за собой тяжкие наказания[6;52].
Для получения диплома требовалось учиться много лет, перечитать много книг, овладеть искусством красноречия, а юристам и медикам еще и практическими знаниями. Неудивительно потому, что из университетской среды выходили папы, кардиналы, знаменитые поэты и писатели, ловкие администраторы, специалисты-правоведы, известные хирурги, ученые и алхимики-чернокнижники. Эта же среда дала базовую основу знаний гуманистам.
Первым в Западной Европе был основан университет в г. Болонья. Возникшая еще в XI веке высшая правовая городская (т.е. отделенная от церкви) школа в 1088г. получила статус университета. «Один из наиболее древних университетов - Болонский - имел полное основание считать первым годом своего существования 1088 г., когда в скромной обстановке на берегах Рено от имени императора Фридриха Барбароссы была объявлена его организация». В нем читались лекции по римскому праву. За ней следует высшая медицинская школа в Салерно, Парижский университет (1200), Кэмбриджский (1209), Пражский, основаный Карлом IV в апреле 1348, Венский (1365), Гейдельбергский (1385) и многие другие. Итальянские и французские (особенно Парижский) университеты были образцами для подражания и формирования университетов в других странах[17;130].
Отличие Парижского университета от прочих состояло в том, что объединяться здесь начали не школяры, а преподаватели, которые сами были студентами старших курсов.
Вывод по 1 главе
Таким образом, эпоха средневековья является одной из основных этапов в развитии человечества, так как именно в этот период начинает развиваться школьное дело, происходит отделение ремесла от земледелия, активно растут города. Он длился сравнительно долго по сравнению с рабовладельческим и первобытнообщинным периодом, что было связанно с ускорением развития производительных сил.
Под влиянием новых социально-экономических потребностей средневекового общества профессиональное обучение переходит на качественно новую ступень развития. Появляются новые более сложные виды ремесел, которые требовали корректировки системы профессионального образования.
В этот период складывается новая
организация образования, в которой
просматривается будущая
2. Опыт организации системы
2.1. Профессиональное образование в России в эпоху Средневековья
Русская педагогика начинается
со времени принятия христианства в
988 году. Только тогда появилась возможность
развития и совершенствования
Профессиональное обучение подрастающих поколений в Древней Руси, передача им социально – трудового и сословно – профессионального опыта старших – особый социокультурный феномен.
Период в VI – IX вв. характеризуется переходом восточных славян к земледельческо – скотоводческой экономике, который сопровождался процессом общественного разделения труда и установления социально – имущественного неравенства. В свою очередь, это привело к формированию нескольких социальных слоёв со своими идеалами воспитания и профессионально – трудовыми ценностями. В каждом сословии существовали свои идеалы и традиции обучения профессиональным навыкам и умениям. Общинная феодальная знать передавала ценности военно – управленческой, жрецы – религиозно – культовой деятельности. Для общинников – земледельцев главную ценность составлял крестьянский труд, который и лежал в основе общинного профессионального обучения, которое имело место несмотря на кажущуюся простоту сельского труда[5;94].
Происшедшее в этот период отделение ремесла от земледелия привело к формированию из пахотных крестьян нового социального слоя – ремесленников, которые стали селиться в городищах. Сословно – профессиональное обучение осуществлялось в процессе самой трудовой жизни путем постепенного приобщения к отдельным доступным возрасту видам деятельности. Для этого периода характерно не столько профессиональное обучение как осознанный процесс передачи практических знаний и умений, сколько трудовая социализация, в которой главным средством приобщения к труду было повседневное «погружение» в него. В то же время несомненную идеологическую роль выполняла народная педагогика, воспевавшая трудовые образы воинов, пахарей, ремесленников. Героизация крестьянского труда прекрасно закреплена в русском фольклоре.
В древнерусском обществе господствовало также и половозрастное разделение труда, которое предопределяло систему домашнего профессионально – трудового воспитания: мальчики овладевали мужскими видами деятельности и способами ведения хозяйства, девочки – женскими. К примеру, до изобретения гончарного круга изготовление посуды было женским делом и передавалось по линии мать – дочь[2;21].
Под влиянием новых социально
– экономических потребностей древнерусского
общества профессиональное обучение в
X –XVI вв. переходит на качественно
новую ступень. Появляются и новые,
технологически и технически сложные,
виды ремесел. Все это требовало
корректировки системы
Высокому уровню образования, достигнутому на Руси в ХI веке, успехам в различных областях знания, в том числе и языкознания, в значительной мере, способствовало привнесение в практику воспитания средневековых россиян античных педагогических идей и христианской педагогики.
В X –XVI вв. на Руси сложилось несколько форм профессионального обучения: домашнее, общинное, монастырское и другие.
Первые две формы отражали традиции передачи подрастающему поколению общинного и семейного социально-трудового и бытового опыта, исторически накопленного определенными социальными группами. В условиях замкнутого домашнего хозяйства русский землепашец владел примерно 200 профессиональными умениями, то есть был универсалом в своем деле и этот универсализм должен был передать потомкам. Кроме того, в общинах были и узкие специалисты высокого класса, владевшие сложными технологическими знаниями и умениями, которые также передавались путем индивидуального обучения[2;23].
Наиболее продуктивной была общинная система профессионального обучения, внутри которой стало развиваться городское ремесло, начали использоваться новые технологии и формы организации труда, т.е. появилась дробная специализация ремесел, дифференциация знаний и умений.
Новые тенденции в развитии средневекового
ремесла требовали
Монастырское профессиональное обучение появилось позднее. Монастыри были сложными многопрофильными хозяйственными единицами, поэтому нуждались в постоянном воспроизводстве кадров. Главной была профессия «книжника»: грамотность человека считалась техническим промыслом, ремеслом. Духовенство было самым грамотным сословием Древней Руси.
Информация о работе Особенности профессионального образования в эпоху Средних веков