Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:20, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей профессионального образования в эпоху Средних веков.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами определены следующие задачи:
Изучить сущностную характеристику эпохи Средневековья;
Изучить научно - педагогическую литературу по данной теме;
Исследовать деятельность педагогов Средневековья.
Введение
Средневековье представляло
собой яркий и насыщенный многообразными
событиями период, выдвинувший новые
формы экономического, социального
и политического развития общества.
В эту историческую эпоху, богатую
острыми социальными
Образование Средневековья всегда вызывали интерес и широко освещались в истории педагогики. Большое количество работ, посвящённых этой эпохе, включает и советская, и постсоветская, и зарубежная история педагогики и как наука, и как учебный предмет: «Очерки по истории народной школы в Западной Европе» (Н. Сперанский, 1896), «Главные моменты в развитии западноевропейской школы» (П. Г. Мижуев, 1913) и т.д. Изменения социальной жизни общества повлекли за собой пересмотр сущности образования.
Истоки возникновения среднего профессионального образования в целом и средних специальных учебных заведений, в частности, тесным образом связаны с появлением ещё в средние века (XI–XV вв.) системы городских цехов различного профиля, возникших прежде всего там, где был высок спрос на производство орудий труда, предметы быта, поисковые изыскания, - отмечает В.Д. Пурин [2;6]. В Древнем Новгороде еще до татаро-монгольского нашествия существовали цеха обувщиков, ткачей, кузнецов, литейщиков, оружейников, пекарей. Как указывает академик Б.А. Рыбаков, "здесь были и кузнецы, и гончары, и мастера золотых и серебряных дел, и множество мастеров, специализировавшихся на изготовлении определенного вида изделий, - щитники, лучники, седельники, гробовщики и т.п."[12;32]. Аналогично развивалось мелкое кустарное производство и в странах Западной Европы, а также в ряде стран Азии и Африки.
Образование первых
университетов Европы, начиная с
12 века, было вызвано упрочением тенденций
развития феодального общества. Если
в раннее средневековье в образованных
людях общество не особенно нуждалось,
и вообще само общество формировалось
на основе остатков античной цивилизации
и традициях варварских королевств,
то в период развитого средневековья,
в связи с ростом городов, усложнением
общественных связей, люди почувствовали
необходимость знаний, интеллектуальных
умений. Церковные и монастырские
школы не могли удовлетворить
потребности светского
Важной вехой в развитии науки и образования стало создание университетов.
Университеты родились в системе церковных школ. В конце XI начале XII в. отдельные кафедральные и монастырские школы превращаются в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. Именно так, например, возник Парижский университет (1200), который вырос из Сорбонны — богословской школы при Нотр-Даме - и присоединившихся к ней медицинской и юридической школ. Подобным же образом возникли другие европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290).
Появление университета способствовало оживлению общественной жизни, торговли и увеличению доходов. Вот почему города охотно соглашались на открытие университетов. Известно, например, что власти опустошенной войной Флоренции открыли в 1348 г. университет, полагая тем самым поправить дела.
Сеть университетов довольно быстро расширялась. Если в XIII в. в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавились еще 25 (в Анжере, Орлеане, Пизе, Ферраре, Гейдельберге, Кельне, Вене, Праге, Кракове и других городах)[5;106].
Объект исследования: профессиональное образование.
Предмет исследования: профессиональное образование в эпоху Средневековья.
Цель исследования: изучение особенностей профессионального образования в эпоху Средних веков.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами определены следующие задачи:
1. Теоретические основы
1.1 Профессиональное образование в научно – педагогической литературе
Термин профессиональное образование впервые употреблен французским министром народного просвещения Дюрюи, который в циркуляре о преобразовании среднего обучения (1863 г.) предложил две параллельно идущие системы среднего образования: одно классическое, для так называемых либеральных профессий, а другое профессиональное — для деятельностей промышленной, торговой и земледельческой. Профессиональное образование — новейшая отрасль школьного дела; появление его было вызвано сильным развитием европейской торговли и промышленности, особенно производств прядильного, ткацкого, механического, судостроительного, химического, которые по своей сложности предъявляют не только руководителям работ, но и рядовым рабочим большие требования.
В России насаждение профессионального образования началось с учреждения высших технических учебных заведений, для которых подготовительной ступенью должны служить реальные училища. Возникновение же средних и низших технических училищ не восходит ранее 1860-х годов, если не считать попыток, сделанных в прежнее время правительством к учреждению в государственных имениях образцовых ферм и других низших профессиональных школ с целью подготовки служащих и вообще низших специалистов для рудников и других правительственных предприятий.
В Истории женское профессиональное образование сводилось, главным образом, к устройству рукодельных школ. Они открывались или благотворительными учреждениями, или же частными лицами. В России среди первых особенно выделяется патриотическое общество и дом Анатолия Демидова; при последнем учреждено и первое женское коммерческое училище, по программам своим равное таковым же мужским училищам[2;121].
Профессиональное образование — это подготовка специалистов начальной, средней и высшей квалификации для работы в определенной сфере деятельности. Как и общее образование, профессиональное образование ориентируется на развитие личности; специфическая цель — приспособление учащихся к особенностям избранной сферы труда для реализации способностей и интересов каждой личности.
Профессиональное образование отличается от общего характером и направленностью осваиваемых знаний, умений и навыков, формированием и совершенствованием тех личностных установок и качеств, которые согласуются с профессией (специальностью). Различают профессионально-техническое образование, среднее профессиональное образование и высшее образование.
Профессионально-техническое образование является начальной ступенью профессионального образования; основная цель — подготовка квалифицированных рабочих. Среднее профессиональное образование (среднее специальное образование) — уровень образования, приобретаемый, как правило, на базе полного или неполного общего среднего образования в соответствующих профессиональных учебных заведениях. Обеспечивает знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного выполнения работ определенной сложности, руководства первичными производственными звеньями, помощи специалистам высшей квалификации.
Высшее профессиональное образование
— система, которая готовит
В настоящее время среднее профессиональное образование может быть получено в техникумах и колледжах. Различия в терминах определены в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования. Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений:
а) техникум — среднее специальное
учебное заведение, реализующее
основные профессиональные образовательные
программы среднего профессионального
образования базовой
б) колледж — среднее специальное
учебное заведение, реализующее
основные профессиональные образовательные
программы среднего профессионального
образования базовой подготовки
и программы среднего профессионального
образования углубленной
Приём в образовательные учреждения осуществляется на базе основного общего образования (9 классов), а также на базе среднего (полного) общего образования (11 классов). В настоящее время основной контингент обучающихся в техникумах и колледжах имеет основное общее образование.
Обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) определяется государственными образовательными стандартами, которые включают федеральный и национально-региональный компоненты. Государство в лице федеральных органов исполнительной власти и управления устанавливает обязательный минимум содержания образовательных программ и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, необходимый уровень подготовки выпускников. Региональный компонент профессионального образования отражает специфику конкретного труда с учетом национальных, природно-климатических и иных особенностей.
Профессиональное образование дают государственные и негосударственные учебные заведения, получившие лицензию и прошедшие аккредитацию. Также возможно получение профессиональное образование с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства, в форме самообразования и экстерната.
В настоящее время система общего образования потеряла одно из своих главных достижений – обеспечение учащихся фундаментальными знаниями, развитие их творческих способностей. Об этом свидетельствуют результаты оценки уровня подготовки абитуриентов российских вузов. Во-вторых, сокращаются сроки профессионального обучения в России, отсутствует взаимосвязь всех уровней профессионального образования и производства, что приводит к неспособности отечественного образования обеспечить кадровые потребности рынка труда[21;69].
Самое главное отличие между отечественными и Западными системами образования состоит в том, что учащиеся средних школ в Западных странах, помимо общего среднего образования получают начальное профессиональное. Каждая американская школа имеет учебные центры, в которых ученики получают различные профессии. Оборудование центров финансируется предприятиями, которые являются потенциальными работодателями для выпускников. В Германии же учебные места для школьников создаются непосредственно на предприятиях. При этом начальное профессиональное образование получает поддержку как работодателей, так и государства.
Вопрос профильного обучения чрезвычайно важен для нашей страны. На сегодняшний день профильное обучение в России сводится к углубленному изучению определенных дисциплин. При этом в странах Запада профильное обучение обязательно включает в себя профессиональную или допрофессиональную подготовку, т.е. подготовку к профессиональной деятельности, и подразумевает начало формирования профессиональной карьеры.
Сохранение учреждений профессионального образования как единой системы непрерывного образования с удлинением сроков обучения, расширением профессиональной подготовки – это единственный путь к устойчивому развитию российского общества.
1.2. Социально – экономические особенности эпохи Средневековья
Под эпохой средних веков
принято понимать довольно длительный
исторический период, в рамки которого
входит зарождение и становление
европейской средневековой
Этот период был более прогрессивным, чем древняя история. Это сказалось в более высокой производительности общественного труда и главное - в создании предпосылок дальнейшего хозяйственного развития человечества. В этот период развивались страны Западной Европы, сложились большинство современных государств; возникали современные города; формировались языки. Благодаря развитию производительных сил Средневековая Европа превзошла восточные цивилизации, которые имели более древнюю историю. Одним из важнейших событий Средневековья явились великие географические открытия, благодаря которым сформировался мировой рынок и колониальная система.
Ранний феодализм или раннее средневековье (5-10 века). Для этого периода в целом характерным было: феодальная раздробленность и междоусобные войны. Уровень производительных сил был довольно низким. Городов еще не было, не было ремесел, следовательно, пока еще отсутствовало денежное обращение. Начинали формироваться феодальные отношения. Постепенно образовывалась крупная земельная собственность, и свободные крестьяне начинают попадать в зависимость от будущих феодалов. И начинают формироваться основные классы – землевладельцы и зависимые крестьяне[18;75].
Таким образом, основу феодального строя составляла аграрная экономика. Хозяйство было преимущественно натуральным, то есть обеспечивала себя всем необходимым из собственных ресурсов почти не прибегая к помощи рынка. Торговля и ремесла развивались, но оставались второстепенным сектором экономики.
Информация о работе Особенности профессионального образования в эпоху Средних веков