Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:44, контрольная работа
Речь - одна из основных форм психической деятельности, социальная по своему становлению и системная по строению. Речь перестраивает, организует и связывает все высшие психические функции. Она играет огромную роль в психическом развитии ребенка и формируется на основе восприятия окружающего предметного мира. Рост словаря напрямую соотносится с образованием различных связей между предметом – образом и словом.
ихологическая структура процессов восприятия и понимания речи.
2. Психологическая структура процессов порождения речи.
3.Методы исследования импрессивной и экспрессивной речи у дошкольников.
4. Особенности понимания речи у дошкольников.
А.А. Леонтьев
утверждает, что его схема процесса
порождения речи является теорией, а
не моделью. Она построена таким
образом, что способна включать в
себя различные модели порождения:
положенный в ее основу эвристический
принцип допускает, что в процессе
порождения речи говорящий может
выбрать конкретную различную модель
такого порождения. Кроме этого, описанная
им теория не только учитывает в
своей структуре ряд выдвинутых
другими авторами концепций, но положенный
в ее основу эвристический принцип,
допускающий в различных «
Принципиально близкую модель порождения речи предложила И.А. Зимняя. Определяя речь как способ формирования и формулирования мысли, она различает в речепорождении 3 уровня: мотивационно - побуждающий, формирующий (с двумя подуровнями: смыслообразующим и формулирующим) и реализующий.
Побуждающий уровень, движимый «внутренним образом» той действительности, на которую направлено действие, является «запуском» всего процесса речепроизводства. Здесь потребность находит «свою определенность» в предмете деятельности. «В силу этого предмет - мысль как «опредмеченная потребность» становится внутренним мотивом, т.е. тем, что конкретно побуждает деятельность говорения». И.А. Зимняя обнаруживает диалектику мысли и мотивообразования. Опредмеченный мотив становится мыслью, которая служит внутренним мотивом говорения.
И.А. Зимняя
различает мотив и
Второй этап
– процесс формирования мысли
имеет две функционально
Одновременно с процессом выбора слов производится операция их размещения, т.е. грамматико-синтаксическое оформление высказывания. Т.о. формирующий уровень речепроизводства, осуществляемый двумя фазами (смыслообразования и формулирования), одновременно актуализирует механизм выбора слов, механизм временной развёртки и артикуляционную программу, последняя из которых непосредственно и реализует (объективизирует) замысел в процессе формирования и формулирования мысли посредством языка. В основе предложенной И.А. Зимней психологической схемы речепроизводства лежат принципы, восходящие к идеям Л.С. Выготского и Н.А.Бернштейна:
Сравнение
рассмотренных моделей
Методы изучения импрессивной речи.
Процесс понимания устной речи ( импрессивная речь) совершается на психологическом и лингвистическом уровнях с взаимодействием и взаимовлиянием других психических процессов. Помимо уровней структура его имеет такие звенья, как звукоразличения, объема восприятия, оперативность памяти, перешифровка логико-грамматических конструкций на единицы значения и смысла и др.
Понимание речи может
быть несформированным (или нарушенным)
в результате дефектов в любом
звене и на любом уровне. Качественный
анализ недостатков должен
Обследование импрессивной
речи (понимания, восприятия) направленно
на оценку сформированности
Исследуемый ребенок: Адамович Инна Ивановна, 3,5 года.
Исследование импрессивной речи |
|
I Пассивный словарь: а) покажи на картинке
б) распредели картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;
в)
|
Ребенок понимает в полном объёме обращенную к нему речь, выполняет речевые инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу»). Ребенок правильно соотносит предметы изображенные на картинках, понимает значение слов, обобщает слова по темам («Игрушки», «Посуда», «Одежда»), воспроизводит определенный признак, какую-либо функцию названного предмета («девочка спит, играет, рисует, ест»), а также вводит данный предмет в определенную ситуацию. Хорошо выполнил задания на понимание различных форм словоизменения: -форм единственного и множественного числа существительных (чашка – чашки и т.д.); - предложно – падежных конструкций с предлогами на, в, под, за (мячик в коробке и т. д.); -уменьшительно – ласкательных
суффиксов существительных ( |
2.Покажи на картинках:
| |
3.Покажи, где на рисунке мячик в коробке за коробкой на столе под столом | |
4. Покажи на картинках:
|
Методы изучения экспрессивной речи
Основной формой
устной экспрессивной речи
Материал для проведения исследования – вербальный и картиночный – должен быть знакомым, высокочастотным.
Исследование экспрессивной речи |
|
I. Общая характеристика речи |
При выполнении заданий ребенок работает самостоятельно, требуя незначительной помощи со стороны. Словарный запас соответствует возрастной норме, пользуется развернутой фразой. Сформированность грамматического строя языка соответствует возрасту ребенка: - употребление имен и т.д); - употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа (назови, что ты видишь на картинках - вижу мяч, куклу дом, собаку); - употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа (Это хвост кого? – Лисы и т.д.); - согласование имен - употребление предложно - падежных конструкций (где стоит ваза? , где лежат фрукты? , с помощь - где летает бабочка). Содержание предложенного
текста ребенок рассказал Это является нормой для данного ребенка. |
II.Активный словарь: а) назови картинки по темам: «Игрушки», «Животные», «Одежда», «Обувь», «Посуда»;
б) назови, что делает мальчик, по картинкам: ест, спит, играет, рисует, гуляет; в)
| |
III.Состояние грамматического строя речи: а)
б) назови, что ты видишь на картинках (Вижу мяч, куклу дом, собаку) в) назови по картинкам: Это хвост кого? – Лисы Это сумка кого? – Мамы Это машинка кого? – Мальчика Это уши кого? - Зайца г) назвать цвет предметов по картинкам: шар – желтый машина - желтая ведро – желтое д) ответь на вопросы по картинкам:
| |
IV.Пересказ текста из нескольких предложений. Котенок. У Кати жил котёнок. Катя любила котёнка. Она поила котенка молоком. Котёнок любил играть с Катей. |
Литература
1. Л.А. Головей Е.Ф. Рыбалко (ред) Практикум по возрастной психологии – М.;Издательский центр Речь, 2002 – 694 с.
2.О.И. Уланович Психолингвистика – Мн.; «Издательство Гревцова» ,2010 -239 с.
3. Вержбицкая Т.Н., Алексина Л.И. Психолингвистика: Учебное пособие. – Мн.: БГПУ, 2007. - с. 245
5. Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. - Мн., 2010
6. Диагностика нарушений
речи у детей и организация
логопедической работы в