Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:44, контрольная работа
Речь - одна из основных форм психической деятельности, социальная по своему становлению и системная по строению. Речь перестраивает, организует и связывает все высшие психические функции. Она играет огромную роль в психическом развитии ребенка и формируется на основе восприятия окружающего предметного мира. Рост словаря напрямую соотносится с образованием различных связей между предметом – образом и словом.
ихологическая структура процессов восприятия и понимания речи.
2. Психологическая структура процессов порождения речи.
3.Методы исследования импрессивной и экспрессивной речи у дошкольников.
4. Особенности понимания речи у дошкольников.
Министерство образования
Учреждение образования
Белорусский государственный педагогический
университет имени Максима
Контрольная работа:
«Особенности понимания и
Выполнила:
Студентка 3 курса, 302 группы
Факультета специального образования
Данченко С.С.
Преподаватель: Т.Н. Вержбицкая
2011
Содержание
1. Психологическая
структура процессов
2. Психологическая
структура процессов
3.Методы
исследования импрессивной и
экспрессивной речи у
4. Особенности понимания речи у дошкольников.
Речь - одна из основных форм
психической деятельности, социальная
по своему становлению и
Понимание речи также связано
с формированием предметных
Психологическая структура процессов восприятия и понимания речи.
Восприятие речи представляет собой процесс извлечения смысла, находящегося за внешней формой речевых высказываний.
Это сознательная, сложная, высшая психическая деятельность человека. Такая деятельность носит уровневый характер. Уровневость восприятия отражает как последовательность обработки речевых сигналов, так и уровневый характер построения речевых сообщений.
Так, выделяются уровни:
Определение
речевого восприятия как многоуровневой
иерархической структуры
Реализуясь в сложном виде коммуникативно-речевой деятельности - аудировании, объединяющем в себе процесс «слушания» и «слышания», смысловое восприятие, несомненно, обусловливается особенностями этой деятельности. Эти особенности могут быть сгруппированы в зависимости от характера участия человека в акте коммуникации, условий предъявления речевого сигнала, психологических характеристик воспринимающего речевой сигнал человека, структуры самого речевого сообщения.
Наряду с влиянием степени участия слушателя в акте коммуникации смысловое восприятие обусловливается также и особенностями слухового предъявления речевого сообщения. Выявлено влияние темпа речи на уровни ее восприятия - при медленном темпе речи усложняется синтетическое обобщение впечатлений в законченный образ речи, быстрый темп мешает аналитическому рассмотрению речевого потока.
Процесс восприятия и понимания речи всегда оказывается под влиянием самого характера речевого сообщения, определяемого языковыми особенностями (фонетическими, грамматическими, лексическими, стилистическими) и логико-смысловой структурой текста сообщения, к которой относят степень сложности грамматических форм выражения мысли. Известно, что наихудшим восприятие становится при максимальной длине и максимальной глубине фразы.
Важно отметить, что понимание воспринимаемой речи характеризуется разной глубиной и качеством: от самого общего уровня понимания того, о чем идет речь, до понимания того, зачем это говорилось и какими языковыми средствами это сделано.
В исследовательских целях широко распространено условное разграничение основных этапов - восприятия речи и понимания речи, что не исключает признания постоянного взаимодействия соответствующих процессов и механизмов.
Согласно внешнему впечатлению, восприятие и понимание речи происходит мгновенно, но в действительности это достигается через многоэтапную переработку воспринимаемого сигнала (потока звуков или последовательности графем).
Многочисленные
исследования показали, что речевое
восприятие представляет собой неоднородный
многоплановый процесс. Сложность
этого психического явления обуславливается
процессом непосредственного
Рассматривая особенности протекания процесса восприятия речевого сообщения, С.Л. Рубинштейн (1941 г.), В.А. Артёмов (1954 г.), Н.И. Жинкин (1958 г.) наметили направление «анализ через синтез» в общепсихологическом плане. Наиболее полное представление приёма речевого сообщения дано Н.И. Жинкиным, и его можно отразить в следующей схеме.
I. Сенсорный уровень обработки речевого сигнала представлен этапами:
II. Перцептивный уровень:
Таким образом, по Н.И. Жинкину, перцептивная обработка речевого сигнала осуществляется «механизмами различения и узнавания», удержания и сохранения информации во времени для последующей обработки на основе мыслительных операций анализа и синтеза.
Понимание - это последовательное изменение структуры воссоздаваемой в сознании ситуации и процесс перемещения мысленного центра ситуации от одного элемента к другому. В результате процесса понимания образуется некоторая картина его общего смысл - концепт текста.(Брудный А.А., 1976г.)
Понимание текста - это процесс перевода смысла этого текста в любую другую форму его закреплений - процесс парафразы, пересказа той же мысли другими словами, процесс перевода на другой язык, процесс смысловой компрессии, в результате которой может образоваться минитекст, воплощающий в себе основное содержание исходного текста. (А.А. Леонтьев, 1999 г.)
Умение понимания заключается в том, чтобы «... ориентироваться в сложном внутреннем пространстве, которое можно было бы назвать системой отношений. В этом устанавливании отношений, выделении важного, в сведении и переходе заключается процесс, называемый обычно пониманием» (Выготский Л.С., 1996 г.).
Понимание речи - положительный
результат сложной перцептивно-мыслительно-
Таким образом,
положительный результат
Уровни понимания текста: Исходя из композиционной структуры и сложности текста, личного отношения читателя к осмысленному содержанию выделяют:
В отечественной и зарубежной науке существует достачно много классификаций уровней понимания речи, в своей контрольной я представлю классификацию Нароминой В.М, она разработала классификацию уровней понимания текста, адекватную педагогическим целям и основывающуюся на степени познавательной активности субъекта, глубине осмысления воспринятого высказывания:
С третьего
уровня (интерпретации) процесс осмысления
рассматривается как
Также есть классификации авторов таких как: Р.И Богин, Л.Т Васильев и др. Изучив все представленные мне классификации, сделала вывод: таким образом, подводя итог обзору достижений в области изучений уровней понимания текста, можно говорить об отсутствии у различных авторов единого подхода к данной проблеме, различных основаниях для выделения уровней понимания текста.
Психологическая структура процессов порождения речи.
Правомерность концепции внутренней речи Л.С. Выготского как части речевого механизма доказана в работах А.Р. Лурия, Т.В. Ахутиной, А.Н. Соколова, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, А.П. Клименко, А.А. Залевской, А.Б. Супруна, А.А. Леонтьева.
Обоснование разработанного Л.С. Выготским понимания внутренней речи в рамках психолингвистики было начато А.А. Леонтьевым в статье «Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания» (1967), где он противопоставил понятия «внутренняя речь», «внутреннее проговаривание» и «внутреннее программирование». Последний термин обозначает планирование собственно речевых действий, а именно «неосознаваемое построение некоторой схемы, на основе которой в дальнейшем порождается речевое высказывание» Введя термин «внутреннее программирование», А.А. Леонтьев отчетливо противопоставил процессы смысловой и грамматической организации высказывания (их неразличение было характерно для ряда работ А.Р. Лурия). Таким образом, он вновь вернулся к идее Л.С. Выготского, различавшего смысловое и фазическое синтаксирование, и сформировал целостное представление о структуре акта речевой деятельности, центральное место в котором занимает этап внутреннего программирования.
В начале построения высказывания лежит мотив. Мотивация порождает речевую интенцию. На этом этапе говорящий имеет образ результата, но еще не имеет плана действия, которое он должен произвести, чтобы этот результат получить.
Следующий этап - этап внутреннего программирования. В соответствии с мнением Л.С. Выготского, А.А. Леонтьев полагает, что «программирование заключается в двух взаимосвязанных процессах оперирования с единицами внутреннего (субъективного) кода, это: а) приписывание этим единицам определенной смысловой нагрузки; б) построение функциональной иерархии этих единиц». Вторая сторона оперирования составляет основу синтаксической организации будущего высказывания. Для нее значимо, на чем сосредоточено внимание говорящего, например, на субъекте или объекте, каковы его установки на слушающего. Характер кода программирования может варьировать в широких пределах, но наиболее типичным случаем является вторичный зрительный образ, возникающий на языковой основе.