Особенности подготовки учителей в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:02, реферат

Описание работы

Самообразование учителей (работа в библиотеках, консультации у более опытных учителей и ведущих преподавателей вузов, обмен мнениями на различных учительских совещаниях, семинарах, конференциях по обмену опытом и новейшими методиками и достижениями в педагогической науке).
Несмотря на специфику обучения в школе и поступления в педагогические высшие учебные заведения России, Англии и США, профориентационная работа на профессию учителя и профотбор на педагогические специальности осуществляется в ВУЗах по одним принципам и к абитуриентам и студентам предъявляются аналогичные критерии и требования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Особенности подготовки учителей в России, Англии и США
Подготовка учителей в Венгрии
Подготовка учителей в Китае
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 84.09 Кб (Скачать)

«Забайкальский  государственный гуманитарно-педагогический университет

Им. Н. Г. Чернышевского» 

Факультет психологии 
 

Реферат

На тему: Особенности подготовки учителей в зарубежных странах 
 
 

                                                 Выполнила: 

                                                      Проверила:  
 
 
 
 
 
 
 
 

Чита 2010 
 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

    1. Особенности подготовки учителей в России, Англии и США
    2. Подготовка учителей в Венгрии
    3. Подготовка учителей в Китае

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ    

 В конце 60-х годов прошлого столетия была принята Рекомендация ЮНЕСКО о положении учителей. Она представляла собой первый международно-правовой документ, регламентирующий их профессиональное и социально-экономическое положение. Кроме того, в ней был определен механизм международного контроля за выполнением государствами положений Рекомендации: государства, являющиеся членами ЮНЕСКО обязаны регулярно представлять в Секретариат ЮНЕСКО доклады о выполнении (юридическом и фактическом) положений Рекомендации. Строгий международный контроль осуществляется специально созданным комитетом экспертов.

     В эти же годы стали закладываться  основы непрерывного педагогического  образования. В документах специальной  международной конференции по вопросам образования, состоявшейся на 35-й сессии ЮНЕСКО в августе 1975 г. отмечалось, что  невозможно снабдить будущего учителя  знаниями и умениями, достаточными для всей его профессиональной деятельности. Это обусловлено постоянным обновлением  и развитием общих и педагогических знаний и постепенными изменениями, происходящими в педагогических системах, а также ростом творческого  характера педагогической деятельности. Поэтому первоначальная подготовка к профессии должна рассматриваться  в процессе непрерывного педагогического  образования учителей, как первая фундаментальная стадия.

     В настоящее время современная  концепция непрерывного педагогического  образования в мире выглядит следующим  образом:

     Начальное фундаментальное педагогическое образование  обеспечивается в стенах педагогических колледжей, институтов или университетов, причем во всех странах ярко выражена тенденция перехода на университетское  педагогическое образование.

     Период  адаптации и становления профессиональной деятельности молодого учителя под  руководством более опытных учителей школы (наставничество)

     Повышение квалификации работающих учителей (а  также учителей, прервавших на время  свою профессиональную деятельность и  снова приступающих к работе в  школе) проходит на долгосрочных и краткосрочных  курсах, которое осуществляется в  ВУЗах, специальных учреждениях  повышения (или усовершенствования) квалификации, учительских центрах  и школах (последний тип повышения  квалификации получил большое распространение  в Англии и США);

     Самообразование учителей (работа в библиотеках, консультации у более опытных учителей и  ведущих преподавателей вузов, обмен  мнениями на различных учительских  совещаниях, семинарах, конференциях по обмену опытом и новейшими методиками и достижениями в педагогической науке).

     Несмотря  на специфику обучения в школе  и поступления в педагогические высшие учебные заведения России, Англии и США, профориентационная работа на профессию учителя и профотбор на педагогические специальности осуществляется в ВУЗах по одним принципам и к абитуриентам и студентам предъявляются аналогичные критерии и требования.  
 

 
 
 
 
 
 

  1. Особенности подготовки учителей в

    России, Англии и США

     Система профессиональной подготовки будущего учителя в вузах Англии и США  является многоуровневой - бакалавр, магистр. В России – бакалавр, специалист, магистр. Срок обучения колеблется от 4 до 11 лет. Большинство учителей выходит  из университетов в звании магистра гуманитарных наук в образовании или магистра точных наук в образовании. В среднем, студенты, получающие звания магистра того или иного профиля, обучаются 4 - 5 лет. В настоящее время для преподавания в государственных школах Англии на всех уровнях обучения (классы дошкольного, начального, включая подготовительные, и среднего образования) необходимо иметь статус квалифицированного учителя.

     Профессиональная  подготовка будущих учителей в вузах  России, Англии и США осуществляется по параллельной, последовательной и  альтернативной моделям.

     Параллельная  модель обучения обычно включает в  Англии – три, в, России и США - четыре года полного обучения учителя и  приводит к первой степени - бакалавра  образования. Такое обучение обеспечивается в России педагогическими университетами и институтами, в Англии педагогическими  колледжами «общего» профиля университетского уровня и колледжами свободных искусств, в США – педагогическими колледжами. Однако число педагогических колледжей в Англии и США и педагогических институтов в России резко сокращается. Профессионально-педагогическая подготовка по параллельной модели начинается с первого года обучения и идет параллельно с общим и специальным образованием. Программа параллельной модели включает 4-е основных раздела подготовки будущего учителя:

     а) обязательные для всех студентов  общеобразовательные («базисные») курсы;

     б) психолого-педагогический цикл дисциплин, включающий в различных комбинациях  изучение общих основ педагогики, психологии, школьной гигиены и истории  педагогики. Изучение этих дисциплин  дополняется различными видами педагогической практики;

     в) один - два «предметных» курса, предназначенных  для личного образования студента и выбираемых им из обычного цикла  школьных дисциплин. Эти предметы студент  изучает более глубоко;

     г) так называемые «профессиональные» курсы.

     На  изучение «предметных» курсов отводится  обычно в среднем 30% учебного времени, на педагогические дисциплины (без  практики) - 25%, на «базисные» общеобразовательные  дисциплины - 23%, на «профессиональные» - 10-12% и на тьюторские занятия (дискуссии, обсуждения и т.д.) - 10-11%. На педагогическую практику, в среднем, отводится в Англии 25 недель (с 1996 г. - 32 недели).

     Последовательная  модель обучения в Англии и США  включает в себя три-четыре года обучения по предмету (или предметам) специализации будущего учителя, по окончании которого он получает первую степень и последующего годичного профессионально-педагогического обучения, приводящего к получению второй степени - сертификата об окончании курса по образованию после университета. Такое обучение обеспечивается в технических педагогических колледжах, художественных педагогических колледжах и педагогических отделениях университетов. В России профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей по последовательной модели осуществляется в классических университетах в основном на 2-3 курсах обучения.

     В Англии все студенты, обучающиеся  по последовательной модели обучения на сертификат PGCE для преподавания в начальной школе, должны пройти, по меньшей мере, 15 недель педагогической практики в школе (с 1996 года она продлевается до 18 недель). Если же они готовятся  для работы в средней школе, то согласно новым требованиям, они  должны пройти педагогическую практику в школе в течение 32 недель.

     Альтернативные  пути получения статуса квалифицированного учителя  в Англии включают в себя следующие модели: схему контрактного обучения учителей; схему лицензионного  обучения учителей; специальную схему  обучения учителей, прошедших педагогическую подготовку в странах, не входящих в  Европейское Сообщество; школьные центры по начальной педагогической подготовке учителей (открытые согласно Закону Образования 1994 года). Начиная с февраля 1994 года начал прием студентов Открытый Университет в Лондоне - центр  дистанционного обучения в Великобритании - на курсы неполного рабочего дня  по подготовке учителей для получения  сертификата PGCE. В США существуют все перечисленные выше пути осуществления  подготовки учителей по альтернативной модели. В России альтернативными  путями подготовки учителей являются: институты, факультеты и отделения  вторых профессий, срок обучения в которых  варьируется, в зависимости от уровня подготовки, от одного до трех лет.

     Одной из основных проблем является проблема разработки учебных планов профессиональной подготовки учителя. В основном, ранее  преобладал технократический предметно - ориентированный подход. Считалось, что если будущий специалист пройдет успешно в процессе обучения определенные курсы общеобразовательных, специальных, профессиональных дисциплин и производственную практику, то в дальнейшем, в процессе своей производственной деятельности на основе самообразования он вырастет в высококвалифицированного профессионала. При этом, во многих странах,  таких как США, Англия, Германия и других, преобладала, в ущерб теоретической, практическая подготовка, в других же, таких как Франция, Россия, наоборот, в ущерб практической - теоретическая подготовка будущих специалистов в вузах и университетах.

     В России в профессиональной подготовке учителей основное внимание уделяется  специальной подготовке - в процентном соотношении почти в 2 раза больше по сравнению с Англией и США. В то же время, на психолого - педагогические дисциплины тратится в два с половиной  раза меньше и, наконец, педагогической практике уделяется время более  чем в три раза меньше, считая, что основательное фундаментальное  изучение всех дисциплин восполнит  такой перекос в профессиональной подготовке.

     Начало  педагогической карьеры традиционно  считается наиболее ответственным  этапом в процессе профессионального  становления учителя в Англии, России и США. О важности этого  этапа продолжительностью от одного до трех лет и о пристальном  внимании к профессиональной адаптации  молодого учителя говорит существование  специальных программ, которые получили название: в России - стажировка и  наставничество, в Англии - пробный  год и тьюторинг, в США - учитель первого года и менторинг.

     Среди важнейших целей наставничества во всех сравниваемых странах традиционно  называется формирование индивидуального  профессионального стиля, активности и самостоятельности. «Решение этой задачи, во многом, определяется выбором  наставника, основными функциями  которого являются: помощь новичку  в оценке своей деятельности, совершенствовании  методов преподавания, составлении  инструкций и заданий для учащихся».

     Основное  отличие в организации стажировки в Казахстане и России от Англии и США заключается в том, что  стажировка длится три года и только к концу пятого года молодой учитель  после прохождения курсов повышения  квалификации в ИППКУ может претендовать на переаттестацию с целью повышения  своего профессионального статуса  и повышения заработной платы.

     В Англии и США молодой учитель  уже после первого года работы может претендовать на повышение  своего профессионального статуса  и повышение заработной платы  по результатам отчета за истекший учебный год.

     Природа педагогического труда требует  постоянного движения, творческого  поиска. Значение самообразования учителей особенно возрастает в настоящее  время, когда происходит невиданное ускорение прогресса во всех сферах производства и обслуживания, что  порождает потерю относительной  устойчивости профессиональных знаний и умений, их быстрому «моральному  износу» 

     Формы педагогического самообразования  различны и многообразны. Это, прежде всего: самостоятельная исследовательская  работа по определенной тематике по специальности, педагогике или методике под руководством преподавателей вузов, опытных учителей внутришкольных и межшкольных методических объединений или наставников. Самостоятельное изучение достижений педагогической науки и передового педагогического опыта в библиотеках, на открытых уроках и мероприятиях опытных учителей, творческое обучение в школе молодого учителя. Участие с докладами и выступлениями на методических и практических семинарах, конференциях, педагогических чтениях и многое другое.

Информация о работе Особенности подготовки учителей в зарубежных странах