Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:02, реферат
Самообразование учителей (работа в библиотеках, консультации у более опытных учителей и ведущих преподавателей вузов, обмен мнениями на различных учительских совещаниях, семинарах, конференциях по обмену опытом и новейшими методиками и достижениями в педагогической науке).
Несмотря на специфику обучения в школе и поступления в педагогические высшие учебные заведения России, Англии и США, профориентационная работа на профессию учителя и профотбор на педагогические специальности осуществляется в ВУЗах по одним принципам и к абитуриентам и студентам предъявляются аналогичные критерии и требования.
ВВЕДЕНИЕ
Особенности подготовки учителей в России, Англии и США
Подготовка учителей в Венгрии
Подготовка учителей в Китае
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Забайкальский
государственный гуманитарно-
Им. Н. Г.
Чернышевского»
Факультет психологии
Реферат
На тему:
Особенности подготовки учителей в
зарубежных странах
Чита 2010
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В конце 60-х годов прошлого столетия была принята Рекомендация ЮНЕСКО о положении учителей. Она представляла собой первый международно-правовой документ, регламентирующий их профессиональное и социально-экономическое положение. Кроме того, в ней был определен механизм международного контроля за выполнением государствами положений Рекомендации: государства, являющиеся членами ЮНЕСКО обязаны регулярно представлять в Секретариат ЮНЕСКО доклады о выполнении (юридическом и фактическом) положений Рекомендации. Строгий международный контроль осуществляется специально созданным комитетом экспертов.
В
эти же годы стали закладываться
основы непрерывного педагогического
образования. В документах специальной
международной конференции по вопросам
образования, состоявшейся на 35-й сессии
ЮНЕСКО в августе 1975 г. отмечалось, что
невозможно снабдить будущего учителя
знаниями и умениями, достаточными
для всей его профессиональной деятельности.
Это обусловлено постоянным обновлением
и развитием общих и
В настоящее время современная концепция непрерывного педагогического образования в мире выглядит следующим образом:
Начальное фундаментальное педагогическое образование обеспечивается в стенах педагогических колледжей, институтов или университетов, причем во всех странах ярко выражена тенденция перехода на университетское педагогическое образование.
Период
адаптации и становления
Повышение
квалификации работающих учителей (а
также учителей, прервавших на время
свою профессиональную деятельность и
снова приступающих к работе в
школе) проходит на долгосрочных и краткосрочных
курсах, которое осуществляется в
ВУЗах, специальных учреждениях
повышения (или усовершенствования)
квалификации, учительских центрах
и школах (последний тип повышения
квалификации получил большое
Самообразование учителей (работа в библиотеках, консультации у более опытных учителей и ведущих преподавателей вузов, обмен мнениями на различных учительских совещаниях, семинарах, конференциях по обмену опытом и новейшими методиками и достижениями в педагогической науке).
Несмотря
на специфику обучения в школе
и поступления в педагогические
высшие учебные заведения России,
Англии и США, профориентационная работа
на профессию учителя и профотбор на педагогические
специальности осуществляется в ВУЗах
по одним принципам и к абитуриентам и
студентам предъявляются аналогичные
критерии и требования.
России, Англии и США
Система профессиональной подготовки будущего учителя в вузах Англии и США является многоуровневой - бакалавр, магистр. В России – бакалавр, специалист, магистр. Срок обучения колеблется от 4 до 11 лет. Большинство учителей выходит из университетов в звании магистра гуманитарных наук в образовании или магистра точных наук в образовании. В среднем, студенты, получающие звания магистра того или иного профиля, обучаются 4 - 5 лет. В настоящее время для преподавания в государственных школах Англии на всех уровнях обучения (классы дошкольного, начального, включая подготовительные, и среднего образования) необходимо иметь статус квалифицированного учителя.
Профессиональная подготовка будущих учителей в вузах России, Англии и США осуществляется по параллельной, последовательной и альтернативной моделям.
Параллельная модель обучения обычно включает в Англии – три, в, России и США - четыре года полного обучения учителя и приводит к первой степени - бакалавра образования. Такое обучение обеспечивается в России педагогическими университетами и институтами, в Англии педагогическими колледжами «общего» профиля университетского уровня и колледжами свободных искусств, в США – педагогическими колледжами. Однако число педагогических колледжей в Англии и США и педагогических институтов в России резко сокращается. Профессионально-педагогическая подготовка по параллельной модели начинается с первого года обучения и идет параллельно с общим и специальным образованием. Программа параллельной модели включает 4-е основных раздела подготовки будущего учителя:
а) обязательные для всех студентов общеобразовательные («базисные») курсы;
б) психолого-педагогический цикл дисциплин, включающий в различных комбинациях изучение общих основ педагогики, психологии, школьной гигиены и истории педагогики. Изучение этих дисциплин дополняется различными видами педагогической практики;
в)
один - два «предметных» курса, предназначенных
для личного образования
г) так называемые «профессиональные» курсы.
На изучение «предметных» курсов отводится обычно в среднем 30% учебного времени, на педагогические дисциплины (без практики) - 25%, на «базисные» общеобразовательные дисциплины - 23%, на «профессиональные» - 10-12% и на тьюторские занятия (дискуссии, обсуждения и т.д.) - 10-11%. На педагогическую практику, в среднем, отводится в Англии 25 недель (с 1996 г. - 32 недели).
Последовательная
модель обучения в Англии и США
включает в себя три-четыре года обучения
по предмету (или предметам) специализации
будущего учителя, по окончании которого
он получает первую степень и последующего
годичного профессионально-
В Англии все студенты, обучающиеся по последовательной модели обучения на сертификат PGCE для преподавания в начальной школе, должны пройти, по меньшей мере, 15 недель педагогической практики в школе (с 1996 года она продлевается до 18 недель). Если же они готовятся для работы в средней школе, то согласно новым требованиям, они должны пройти педагогическую практику в школе в течение 32 недель.
Альтернативные
пути получения статуса
Одной из основных проблем является проблема разработки учебных планов профессиональной подготовки учителя. В основном, ранее преобладал технократический предметно - ориентированный подход. Считалось, что если будущий специалист пройдет успешно в процессе обучения определенные курсы общеобразовательных, специальных, профессиональных дисциплин и производственную практику, то в дальнейшем, в процессе своей производственной деятельности на основе самообразования он вырастет в высококвалифицированного профессионала. При этом, во многих странах, таких как США, Англия, Германия и других, преобладала, в ущерб теоретической, практическая подготовка, в других же, таких как Франция, Россия, наоборот, в ущерб практической - теоретическая подготовка будущих специалистов в вузах и университетах.
В
России в профессиональной подготовке
учителей основное внимание уделяется
специальной подготовке - в процентном
соотношении почти в 2 раза больше
по сравнению с Англией и США.
В то же время, на психолого - педагогические
дисциплины тратится в два с половиной
раза меньше и, наконец, педагогической
практике уделяется время более
чем в три раза меньше, считая,
что основательное
Начало педагогической карьеры традиционно считается наиболее ответственным этапом в процессе профессионального становления учителя в Англии, России и США. О важности этого этапа продолжительностью от одного до трех лет и о пристальном внимании к профессиональной адаптации молодого учителя говорит существование специальных программ, которые получили название: в России - стажировка и наставничество, в Англии - пробный год и тьюторинг, в США - учитель первого года и менторинг.
Среди важнейших целей наставничества во всех сравниваемых странах традиционно называется формирование индивидуального профессионального стиля, активности и самостоятельности. «Решение этой задачи, во многом, определяется выбором наставника, основными функциями которого являются: помощь новичку в оценке своей деятельности, совершенствовании методов преподавания, составлении инструкций и заданий для учащихся».
Основное
отличие в организации
В Англии и США молодой учитель уже после первого года работы может претендовать на повышение своего профессионального статуса и повышение заработной платы по результатам отчета за истекший учебный год.
Природа педагогического труда требует постоянного движения, творческого поиска. Значение самообразования учителей особенно возрастает в настоящее время, когда происходит невиданное ускорение прогресса во всех сферах производства и обслуживания, что порождает потерю относительной устойчивости профессиональных знаний и умений, их быстрому «моральному износу»
Формы
педагогического
Информация о работе Особенности подготовки учителей в зарубежных странах