Особенности музыкального развития дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Это обусловлено недостаточным развитием слухового восприятия в целом. У большинства детей с ОНР наблюдаются не всегда адекватные эмоциональные проявления при прослушивании различных по жанру музыкальных произведений. Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы дошкольника с логопедическими нарушениями, слабостью развития познавательных процессов.

Работа содержит 1 файл

Особенности музыкального развития дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)..docx

— 41.17 Кб (Скачать)

В течение всего учебного года дети в логопедических группах  разучивают несколько песен, но часто  из-за недостаточного развития памяти они довольно быстро их забывают. Чтобы  этого не происходило, надо время  от времени их повторять. Можно устроить концерт для кукол или для  детей другой группы, можно провести «Угадай-ку», когда педагог загадывает знакомые песни по мелодии или  по ритму, а дети отгадывают и повторяют  эти песни в разных вариантах. Если кто-либо из детей может чисто  спеть мелодию или правильно  отхлопать ритмический рисунок, целесообразно предложить ему самостоятельно или с помощью педагога загадать одну из знакомых песен. Можно поиграть в музыкально-дидактические игры «Музыкальный телефон», «Волшебный кубик», которые помогают вспомнить знакомые песни, ориентируясь на картинки. Можно на музыкальном занятии повторить знакомую песню, используя пение «цепочкой». Этот прием позволяет не только вспомнить песню, но и проверить внимание, память, чистоту интонирования, дикцию, звукопроизношение каждого ребенка. Повторение песен вместе с воспитателем, использование их в повседневной жизни, на занятиях также способствуют закреплению их в памяти детей. А уж если ребенок поет дома или включает исполнение знакомых песен в самостоятельную музыкальную или игровую деятельность, то значит, песни ему очень понравились, и он их запомнит надолго.

Заключение

1. Общее недоразвитие  речи является системным нарушением, при котором отмечается разнообразная  речевая и неречевая симптоматика. Исследование показало, что у  детей с ОНР, наряду с нарушением  речевого и когнитивного, психоэмоционального  развития, имеются и отклонения  в формировании различных аспектов  музыкальных способностей.

2. Характер нарушений  речевых и неречевых психических  функций, а также музыкальных  способностей у дошкольников  с ОНР различного патогенеза  является неоднородным. В процессе  исследования выявлены общие  и специфические проявления нарушений  речевого, когнитивного, сенсомоторного, психоэмоционального и музыкального  развития у детей со стертой  дизартрией и моторной алалией.

К общим проявлениям нарушений  развития у дошкольников с ОНР  относятся следующие: недоразвитие всех сторон речи, значительное снижение уровня развития вербального интеллекта, недостаточная концентрация, объем, распределение внимания, быстрая  истощаемость внимания. Характерным  для этой категории детей является выраженное отставание в развитии произвольной памяти, большая зависимость мнестических процессов от ряда внешних факторов. В музыкальном развитии дошкольников отмечаются недостаточная эмоциональная отзывчивость на музыку, низкий уровень развития музыкальной памяти.

Специфические проявления нарушений  развития у дошкольников со стертой  дизартрией выражаются в преобладании фонетико-фонематических нарушений  речи, расстройствах просодики, слухового  гнозиса, зрительно-пространственной и динамической организации движений, орального праксиса; малом объеме певческого диапазона, задержке в развитии мелодического слуха и др.

Наиболее выражены нарушения  речевого, неречевого и музыкального развития у детей с моторной алалией. Специфические особенности характерные  для этих детей: более выраженное недоразвитие всех сторон речи, нарушение  зрительного гнозиса, задержка формирования чувства ритма; низкий уровень развития динамического, гармонического слуха и др.

Исследованием установлены  значимые корреляции между состоянием динамической организацией движений и  просодической стороной речи дошкольников; между нарушениями слухомоторной координации, слоговой структуры слов и ритмическим слухом, а также значимая ранговая корреляция между мелодическим, гармоничным, динамическим, тембровым слухом и просодической стороной речи.

3. С учетом структуры  дефекта и уровня речевого, когнитивного, сенсомоторного и музыкального  развития выделены три группы  детей с общим недоразвитием  речи: в группу 1 вошли дети со  стертой дизартрией, их речевое  и познавательное развитие соответствовало  среднему уровню сформированности, а сенсомоторное и музыкальное развитие - уровню ниже среднего; группу 2 составили дети с моторной алалией, уровень познавательного, сенсомоторного и музыкального развития которых - ниже среднего; в группу 3 включены дети с моторной алалией, у которых показатели всех сфер развития соответствовали низкому уровню.

4. Эффективность комплексной  коррекционно-логопедической работы  с использованием средств музыкального  развития была достигнута при  реализации следующих условий:  условием обеспечения единства  речевого, когнитивного, психоэмоционального  и музыкального развития детей  дошкольного возраста с ОНР  выступает комплексный подход. Комплексный  подход на основе использования  средств музыкального воспитания  предполагает не только воздействие  на все стороны формирующейся  личности дошкольника, но и  единство целей, задач и содержания  коррекционного процесса. Комплексное  коррекционно-педагогическое воздействие  включало следующие основные  направления: развитие всех компонентов  и уровней речевой функциональной  системы; формирование познавательных  процессов; развитие музыкально-ритмических  способностей;

• обучающий эксперимент  доказал значимость использования  в процессе психолого-педагогической коррекции общего недоразвития речи средств музыкального искусства, которое  обладает широким спектром воздействия  на речевое, эмоциональное, нравственное, познавательное и психомоторное  развитие ребенка; в процессе комплексной  коррекции осуществлялся дифференцированный подход с учетом особенностей и уровней  речевого, познавательного развития, сформированности музыкальных способностей, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи;

• комплексное педагогическое воздействие осуществлялось на основе взаимодействия специалистов и активного  участия родителей в коррекционном  процессе.

5. В процессе проведения  контрольного эксперимента были  установлены статистически значимые  различия в уровне сформированности речевых, когнитивных, сенсомоторных функций и музыкальных способностей между дошкольниками с ОНР, обучавшимися по экспериментальной программе с использованием средств музыкального развития, и традиционной методике воспитания и обучения. Это свидетельствует об эффективности разработанной комплексной и дифференцированной системы коррекционно-логопедической работы с использованием средств музыкального воспитания.

 

 

 

 

Список литературы:

 «ОНР, ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ, логоритмика, общеречевые умения» 07 Июн 2010

«Методика музыкального воспитания» / Под ред. НА Метлова. - М.: Учпедгиз, 1939

«Методика музыкального воспитания» / Под ред. НА Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1976

Бублей С.П. «Детский оркестр». - Л.: Музыка, 1983

Кононова Н.П. «Обучение  дошкольников игре на детских музыкальных  инструментах. - М.: Просвещение, 1990)

О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей» (М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1997)

Г.Н. Жучкова «Волшебная сила искусства» (М.: Гном-Пресс, 1997).

Выготский Л.С. Мышление и  речь: психика, сознание и бессознательное / Л.С.Выготский. М., 2001,- 366 с.


Информация о работе Особенности музыкального развития дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)