Особенности музыкального развития дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Это обусловлено недостаточным развитием слухового восприятия в целом. У большинства детей с ОНР наблюдаются не всегда адекватные эмоциональные проявления при прослушивании различных по жанру музыкальных произведений. Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы дошкольника с логопедическими нарушениями, слабостью развития познавательных процессов.

Работа содержит 1 файл

Особенности музыкального развития дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)..docx

— 41.17 Кб (Скачать)

Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное  произношение, проглатывание окончаний  слов, особенно твердых, - а пение  на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Музыкально-дидактические  игры, дидактические упражнения и  задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического  слуха. Так, на первом этапе работы, когда большое внимание уделяется  развитию слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков, полезно использовать музыкально-дидактические  игры «На каком инструменте играю?»  или «Отгадай и сыграй как я», «Музыкальные молоточки», отхлопывание ритмического рисунка на виду и за ширмой и т.д. В игре «На каком инструменте играю?» используются два-три набора одинаковых музыкальных инструментов, один из них находится за ширмой, на нем играет взрослый. Ребенок может не называть инструмент, а только сыграть на нем (в усложненном варианте вызывают двух детей, каждый подходит к набору инструментов и выбирает нужный). Остальные определяют, правильно ли выполнено задание с помощью флажков (например, красный - правильно, желтый - неправильно) или аплодисментов за точное исполнение.

На втором этапе работы по развитию фонетико-фонематического  слуха, когда детей учат различать  звукокомплексы (воспринимать не фонемы, а слово целиком), слова и фразы, ориентироваться на особенности голоса, можно использовать музыкально-дидактические игры с пением, распевки, например, «Птенчики» Е. Тиличеевой, «Три медведя» И. Арсеева, «Медведь» М. Красева, «В лесу» и «Угадай по голосу» Е. Тиличеевой.

На последующих этапах работы при обучении дифференциации фонем музыкальные руководители могут включить в работу на музыкальных  или логоритмических занятиях попевку «Бубенчики» Е. Тиличеевой, в которой дети различают три фонемы (и-а-о) в слогах «дин-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии. Можно предложить детям по характеру музыки определить, где «мышки», а где «мишки», и изобразить движения, соответствующие данному образу: «Между музыкальным и фонематическим слухом параллели нет, но хороший музыкальный слух является хорошим подспорьем в развитии фонематического слуха. Дети с хорошим музыкальным слухом больше внимания проявляют к фонемам» (НА. Чевелева).

Значение музыкально-дидактических  игр в логопедических группах  не ограничивается лишь помощью в  развитии фонетико-фонематического  слуха.

Произносительная сторона  речи обладает определенной окраской («просодикой»): как и в музыке, в музыкальной речи используются такие средства выразительности, как  темповые изменения, характерный ритм, определенная звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, окажут косвенное воздействие и на развитие речевой просодики. Кроме того, музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей с речевыми нарушениями.

В работе над пением большое  внимание необходимо уделять упражнениям  по формированию певческих навыков: чистоте интонирования, дыханию, дикции, правильному звукообразованию.

При этом надо следить за тем, чтобы дети брали дыхание  в начале фразы, удерживали его до конца фразы, «не разрывали» слово  во время исполнения, активно работали губами и правильно их располагали  при пропевании гласных звуков. Музыкальному руководителю следует обращать особое внимание на подвижность нижней челюсти при открывании детьми рта, на произношение твердых окончаний слов. Здесь могут помочь разнообразные методические приемы.

Работая над дикцией надо проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень  медленного. Такие упражнения позволяют  детям следить за правильным положением губ и лучше запоминать и воспроизводить мелодию песни. Детям нравится отгадывать слова или фразы, которые педагог  проговаривает одними губами. Этот прием мобилизует внимание детей  и побуждает их к более четкому  произношению слов. Помогает и показ  взрослых, а особенно - показ теми детьми, кто уже научился это делать.

Работая над дыханием нужно  следить за показом  педагога или  жестами, помогающими вовремя взять  дыхание. Предложите  детям  с  жестами и мимикой  «понюхать  цветок»  и сразу начать петь. Чтобы дети «не рвали» слово, подойдет сравнительный показ педагогом  неправильного и правильного  исполнения, а затем упражнение детей  в правильном исполнении. Для развития дыхания полезно также пропевание или произнесение на выдохе гласных звуков, открытых слогов (например, да, та, ля), фраз, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным (например: «Я иду гулять в лесок»). Такие упражнения желательно сопровождать движением рук сверху вниз. Мы с детьми иногда на занятиях пропеваем, начиная с верхнего до и заканчивая нижним до, мое имя «Ев-гень-я-А-на-толь-ев-на», сопровождая пение движением рук сверху вниз, а иногда дети поочередно пропевают свое имя. При этом идет работа и над дыханием, и над дикцией. Необходимо следить за осанкой детей во время пения. «Прямосидение» и «прямостояние» способствуют не только воспитанию правильного дыхания, но и тренировке внимания, развитию волевых черт характера.

Много внимания, усилий со стороны  педагога и детей требует работа над развитием чистоты интонирования. Здесь можно выделить два направления. Во-первых, надо научить детей вслушиваться в мелодию, запоминать ее, а во-вторых - правильно воспроизводить ее, координируя  голос со слухом. В этом случае хорошо использовать ряд приемов.

• Проигрывание мелодии (типа «Мелодия», «Триола» и т.д.) на фортепиано, духовых инструментах, металлофоне, чтобы дети лучше ее запомнили.

• Пропевание мелодии педагогом, чисто поющими детьми с сопровождением или без него. Пение а капелла в медленном темпе особенно полезно детям с речевыми нарушениями.

• Отгадывание песни по мелодии, спетой или сыгранной педагогом.

• Упражнение в подстраивании голоса к данному звуку: нажать клавишу на фортепиано, пропеть данный звук, подстраивая свой голос к звучанию инструмента; предложить то же самое сделать некоторым детям, затем спеть вместе с детьми, которые справились с заданием, и предложить всем послушать, как это получается.

Полезно использовать игровой  материал для стимулирования чистого  интонирования звука.

• Если в группе есть чисто  поющие дети, можно загадать музыкальную  загадку, т.е. угадать мелодию одной  из знакомых всем детям песен.

• Напевание на ушко детям, которые плохо справляются с  подстройкой голоса, пропевание вместе с ними фразы и поглаживание их, если дети стараются и у них появляются хотя бы небольшие достижения. Некоторые педагоги используют поглаживание кистей рук ребенка во время пения. Это помогает в работе с «гудошниками » (детьми, которые не поют, а гудят, как бы проговаривая песню на одном-двух низких звуках), а их довольно много в группах детей с патологией речи, тем более среди мальчиков, которых в речевых группах большинство.

Один из действенных приёмов  координации слуха и голоса: закрыть  ладошкой одно ухо, тогда другим слышно себя и других.

В процессе работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями, я обратила внимание на эффективность  следующих упражнений, распевок, заданий.

• Пропевание педагогом имени ребенка, состоящего из трех слогов («Ма-шень-ка»), пропевание ребенком короткой фразы на ту же мелодию («Я-и-ду»). Это же упражнение можно выполнить по-другому: педагог: «Ма-ша» (интервал: терция, кварта, квинта сверху - вниз, снизу-вверх в зависимости от возможностей ребенка); ребенок: «Я здесь» (повторяя тот же интервал).

• Проговаривание слов здравствуйте, до свидания с разной интонацией, с  разной мимикой.

• Пропевание этих слов педагогом, повторение той же мелодии отдельными детьми или хором.

• Сыграем мелодию на дудочке, фортепиано, барабане, скрипке, колокольчике, т.е. пропевание заданной педагогом несложной мелодии на слог «ду», «ля», «та», сопровождаемое имитационными движениями пальцев рук.

• «Лесенка», «Гармошка», «Качели», «Высокая лестница», «Бубенчики», муз. Е. Тиличеевой из сборника «Музыкальный букварь» Н. Ветлугиной (М.: Музыка, 1988).

• «Гуси», «Баю-баю», «Конь», «Самолет», муз. Е. Тиличеевой из ее сборника «Маленькие песенки» (М.: Музыка, 1964).

Выученные распевки можно сопровождать движениями. Например, в распевке «Самолет» на слова «Самолет летит, самолет гудит» дети поют и «вращают штурвал» или «покачивают крыльями»; на звук «У-у-у» поднимают снизу вверх правую руку, а на слова «Я лечу в Москву» - левую руку, как бы иллюстрируя подъем самолетов с аэродрома в небо.

Требования к  подбору песен для детей с  нарушением речи

При выборе песен для разучивания  с детьми логопедических групп желательно обратить внимание на их соответствие возможностям детей, включающее следующие  их характеристики.

•Доступное содержание.

•Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют  или редко встречаются трудные  звукосочетания, но много гласных  звуков.

•Несложная, запоминающаяся мелодия, желательно с повторами, с  ясной ладовой основой, без больших  скачков (особенно в первой половине учебного года).

•Нисходящая мелодия песен. Она более удобна: дыхание в  начале пения более сильное, качество звучания голоса будет лучше.

•Фразы не очень длинные, особенно в начале обучающего периода. Постепенный переход от более  коротких фраз к более длинным  формирует постепенный выдох, правильное дыхание и правильное произношение.

•Темп песен медленный  или средний, постепенно переходящий  в более быстрый и отрывистый, требующий большой подвижности  периферических отделов речевого аппарата.

•Несложный аккомпанемент, который не заглушает мелодию, а  лишь украшает и поддерживает ее.

•Коррекционная направленность песен, позволяющая закрепить правильное произношение звуков, способствующая развитию внимания и памяти или выработке  правильного дыхания и т.д.

•Разноплановость песен по характеру исполнения и содержанию. Включение в репертуар песен, приуроченных не только к праздничным датам, но и народных, тематических, шуточных, игровых, позволяющих использовать хоровое и сольное пение, пение с движением, детское творчество.

Качество исполнения песни  зависит не только от ее правильного  выбора, но и от методики разучивания. Вначале педагог выразительно исполняет  песню: от этого зависит впечатление, которое она произведет на ребенка. Затем рассказывает о ее характере, содержании, объясняет значение трудных  слов и выражений. Можно предложить высказаться детям о характере  прослушанной песни с целью проверки их знаний или активизации внимания, памяти, мыслительных операций, развития связной речи (это возможно во второй половине учебного года в старших  группах с ФФН или заиканием). Затем песня исполняется повторно для закрепления первоначальных впечатлений от нее и представлений  о ее мелодии и содержании.

На последующих этапах разучивания педагог задает вопросы  детям, чтобы проверить, правильно  ли они поняли содержание песни и  значение некоторых слов и выражений. Старается привлечь внимание детей  к мелодии песни в целом  или отдельным мелодическим оборотам. Показывает, как можно пропеть  то или иное место. Предлагает повторить  чистопоющему ребенку, затем подгруппе или всем детям. Во время разучивания песни петь желательно более медленно, чтобы дети успевали следить и за показом педагога, и за высотой звука, и за своей артикуляцией. Педагог помогает детям мимикой, жестом.

Если в песне встречаются  трудные мелодические обороты или  скачки, желательно их проработать  отдельно в виде распевок до разучивания песни или в период разучивания.

Если в песне есть запев  и припев, то легче начать с припева: текст повторяется в каждом куплете, и детям его легче запомнить.

Чтобы детям было легче  запомнить мелодию, полезно использовать пение а капелла или пропевание мелодии без слов, по фразам или предложениям по показу или после показа педагога.

Время разучивания песни  зависит от ее сложности, объема певческих  навыков, памяти детей и умения педагога.

Для активизации процесса запоминания можно использовать иллюстрации, картинки, инсценировать  песню, если позволяет ее содержание, или включить соответствующие движения. Можно использовать игрушки или  игровые приемы. Иногда более быстрому запоминанию песни помогают указания педагога детям («Эта песня легкая, вы ее должны быстро запомнить»), вопросы («Как начинается первый куплет? О чем  поется во втором? Какой куплет тебе нравится больше всего?»), соревнования детей («Кто быстрее запомнит? Кто  лучше споет?»), показ чистопоющих  детей, словесные поощрения тех, кто очень постарался, кто хорошо запомнил всю песню или ее часть.

Можно играть с детьми в  «Подсказку»: педагог поет песню  с остановками и ждет, когда  дети подскажут слово, которое он «забыл». Или педагог предлагает отгадать по его губам слово, которое  они забыли. На последующих этапах разучивания важно обращать внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет. Это  часто вызывает затруднения у  детей с нарушениями речи из-за недостаточной концентрации произвольного  внимания, слаборазвитой памяти. Для  этого педагогу следует играть вступление и запев песни в одном темпе, приучая детей вовремя вступать и петь в заданном темпе. Если большинство  детей в группе не справляются, то темп всей песни, начиная со вступления, надо замедлить.

В течение всего периода  разучивания педагог обращает внимание на выразительность исполнения. Во время исполнения песни желательно учитывать не только особенности  песни (например, трудный запев и  более легкий припев или начало куплета, построенное на более высоких  звуках, чем конец), но и вокальные  возможности детей. Ведь дети в группах  очень разные. Поэтому песню можно  спеть с запевалами (лучше, чтобы  не один ребенок запевал, а два-три. Это придает им уверенность), можно  включить сольное исполнение какого-то отрывка, можно петь по подгруппам в  зависимости от диапазона голосов. Варианты исполнения могут быть разными, но при этом надо помнить: выученная  песня должна звучать красиво, доставлять детям удовольствие.

Информация о работе Особенности музыкального развития дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)