Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:53, контрольная работа
У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Это обусловлено недостаточным развитием слухового восприятия в целом. У большинства детей с ОНР наблюдаются не всегда адекватные эмоциональные проявления при прослушивании различных по жанру музыкальных произведений. Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы дошкольника с логопедическими нарушениями, слабостью развития познавательных процессов.
Особенности музыкального развития дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).
У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Это обусловлено недостаточным развитием слухового восприятия в целом. У большинства детей с ОНР наблюдаются не всегда адекватные эмоциональные проявления при прослушивании различных по жанру музыкальных произведений. Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы дошкольника с логопедическими нарушениями, слабостью развития познавательных процессов. Однако в значительной степени восприятие музыки зависит и от педагогических условий: от той музыкальной среды, которая окружала ребенка с ОНР до поступления в логопедическое дошкольное учреждение.
Эмоциональное восприятие и
внимание, отзывчивость на музыку развивается
у детей с общим недоразвитием
речи на протяжении всего дошкольного
периода. К старшему дошкольному
возрасту, обучаясь в логопедическом
детском саду, дети с ОНР начинают
интересоваться музыкой, у них появляются
свои любимые песни, танцевальные композиции,
инструментальные музыкальные пьесы.
Дети могут воспринимать эмоциональный
характер музыкальных композиций и
передавать этот характер в танцевальном
движении, в подборе игрового материала.
Это позволяет детям с общим
недоразвитием речи создавать интонационно-
Формирование и развитие умения чувствовать настроение музыки и адекватно отзываться на нее имеет огромное значение для речевого развития детей с ОНР, для формирования правильного звукопроизношения, интонационных качеств речи. Общение с музыкой детей с тяжелыми нарушениями речи ускоряет общее психофизическое развитие дошкольника.
Основной задачей музыкального воспитания дошкольников с ОНР является развитие слухового восприятия и внимания на неречевые звуки. Затем привлекают детей к прослушиванию музыкальных произведений. На первых порах дети с ОНР совершенно не умеют вслушиваться в самые простые и небольшие по объему музыкальные композиции. Для обеспечения необходимой сосредоточенности внимания в процессе прослушивания музыки принимают во внимание качество имеющихся у ребенка представлений об окружающей мире, наличие определенного жизненного опыта и опыта предметно-игровой деятельности. По этой причине музыкальное воспитание детей с ОНР проводится в тесной взаимосвязи с коррекционной работой по ознакомлению детей с окружающим миром, по развитию словесно-образного мышления. При этом большое значение имеет подобранный репертуара музыкальных произведений, который предлагается для прослушивания детям и самостоятельного участия в музыкальных играх.
В процессе специально организованных
музыкальных занятий
Важной задачей на музыкальных занятиях в логопедическом дошкольном учреждении является развитие у детей с ОНР способности к пению. Как известно, голос у детей с нарушениями речи имеют недостаточно благозвучный оттенок: часто наблюдается носовой оттенок голоса, монотонность, интонационная бедность. Имеются и недостатки развития дыхательной системы. Дыхание у детей с ОНР поверхностное, неровное, прерывистое, с коротким речевым выдохом. В процессе обучения пению наблюдается положительная динамика в общеречевом развитии дошкольников.
В ходе коррекционной работы
по формированию и развитию вокальных
навыков у дошкольников с ОНР
значительно развивается
Еще одной важной задачей,
имеющей коррекционное-
К концу дошкольного периода в результате совместной работы логопеда и музыкального педагога дети в полном объеме овладевают правильными голосоведением и речевым дыханием, нормированным произношением звуков речи, четкой дикцией, верным лексико-грамматическим строем и развернутой связной речью. У дошкольников значительно улучшаются фонематическое восприятие и все виды музыкального слуха, развивается чувство ритма.
Виды музыкальной деятельности
Виды музыкальной деятельности в логопедических группах традиционные - это слушание музыки, исполнительство (включающее пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах), творчество.
На некоторые особенности в работе над этими видами деятельности с детьми, страдающими речевыми нарушениями, хотелось бы обратить внимание коллег.
Вокально-речевые игры
Цель вокально-речевых игр — развитие у детей ладового чувства, звуковысотного, динамического, тембрового слуха и чувства ритма в процессе музыкально-речевого интонирования на основе имитации (голосового звукоподражания) интонем разнообразных объектов окружающей действительности. Их сущность заключается в восприятии звукового комплекса, который представляет собой комбинацию музыкальных или шумовых звуков, интонационно отражающих ту или иную эмоцию (удивление, важность, нежность, злость, радость, грусть и т. д.).
Данные игры способствуют
развитию музыкально-сенсорных
Художественное моделирование
и воспроизведение высотных, ритмических
и динамических соотношений звуков
с помощью голоса позволяют ребенку
прочувствовать интонационный смысл
музыкального звучания и открыть
целый ряд ассоциативных
Вначале мы знакомим детей с наглядными моделями эмоционального содержания музыки, сущностью отображенных в них знаков и символов художественной выразительности. Затем предлагаем поиграть в процессе слушания музыки.
Слушание музыки
Слушание музыки - это самостоятельный вид музыкальной деятельности, оно находится в основе других видов музыкальной деятельности и является ведущим.
Невозможно выучить песню без её прослушивания, разбора содержания, запоминания мелодии. Прежде чем разучить танец или игру необходимо прослушать музыку (процесс восприятия), определить характер, темп, определить характер движения.
Во время прослушивания музыки у ребёнка обогащается эмоциональная сфера, расширяется его кругозор, расширяется словарный запас, что влияет на развитие речи и формировании личности ребёнка. В решении коррекционных задач слушание музыки оказывает действенную помощь.
Обратите внимание на следующие моменты:
Чрезвычайно важно развивать музыкальное восприятие у детей с нарушением речи для развития внимания и памяти;
После или во время прослушивания музыки детям можно позволить подвигаться, передавая свои эмоции в пластических композициях, поговорить о музыке, вызывая у детей желание высказываться. Всё это будет способствовать нарастающему желанию познать музыку, проснётся интерес к музыке в целом.
«Двигательные реакции
на изменение характера, темпа,
При выборе музыкального материала следует ориентироваться на интерес детей.
Музыкальное восприятие лучше будет развиваться у детей тогда, когда вы будите использовать дополнительно другие виды искусства: живопись, поэзию, литературу.
Здесь уместны тематические занятия, комплексные и интегрированные. Для более полного и глубокого восприятия нужно использовать иллюстрации, литературные произведения.
Дети очень любят рисовать музыку. Здесь можно рисовать предметы музыкального образа, настроение, созданное музыкой, передавая цветовую гамму и оформляя графически.
Сыграть музыкальные произведения на детских шумовых инструментах, подвигаться, изобразить через дирижирование мелодического рисунка принесёт много пользы и удовольствия детям.
Исполнительство
Несколько слов о специфике такого вида исполнительской музыкальной деятельности, как игра на музыкальных инструментах.
Многие музыкальные
А как обстоит дело с
этим видом музыкальной деятельности
в логопедических группах? Учим ли мы
детей с речевыми нарушениями
игре на детских музыкальных
• Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.
• Развитие координации движений при игре на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, вертушка, металлофон, маракасы и т.д.
• Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, пианино озвученных и беззвучных, металлофонах, колокольчиках и т.д.
• Развитие дыхания при игре на духовых инструментах (триолы, дудочки) в индивидуальных занятиях с музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем.
• Развитие фонематического
слуха в музыкально-
• Развитие координации пения с движением пальцев рук (ребенок поет и «играет» на неозвученном пианино в самостоятельной музыкальной деятельности).
• Развитие музыкально-ритмического чувства. Довольно часто у детей с ОНР, с заиканием наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений. В преодолении этих нарушений большую помощь может оказать игра на музыкальных инструментах.
В индивидуальной работе с
детьми, страдающими речевыми нарушениями,
могут быть задействованы любые
детские музыкальные
На этих инструментах с
детьми логопедической группы можно
сыграть в ансамбле или в оркестре
несложные музыкальные
Пение - один из важнейших видов музыкальной деятельности детей и в обычных детских садах, и в логопедических. Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).
Информация о работе Особенности музыкального развития дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)