Особенности музыкального развития дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Это обусловлено недостаточным развитием слухового восприятия в целом. У большинства детей с ОНР наблюдаются не всегда адекватные эмоциональные проявления при прослушивании различных по жанру музыкальных произведений. Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы дошкольника с логопедическими нарушениями, слабостью развития познавательных процессов.

Работа содержит 1 файл

Особенности музыкального развития дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)..docx

— 41.17 Кб (Скачать)

Особенности музыкального развития дошкольников с  общим недоразвитием речи (ОНР).

У дошкольников с общим  недоразвитием речи наблюдается  некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Это обусловлено недостаточным  развитием слухового восприятия в целом. У большинства детей  с ОНР наблюдаются не всегда адекватные эмоциональные проявления при прослушивании  различных по жанру музыкальных  произведений. Это связано с общим  нарушением эмоционально-волевой сферы  дошкольника с логопедическими  нарушениями, слабостью развития познавательных процессов. Однако в значительной степени  восприятие музыки зависит и от педагогических условий: от той музыкальной среды, которая окружала ребенка с ОНР  до поступления в логопедическое дошкольное учреждение.

Эмоциональное восприятие и  внимание, отзывчивость на музыку развивается  у детей с общим недоразвитием  речи на протяжении всего дошкольного  периода. К старшему дошкольному  возрасту, обучаясь в логопедическом детском саду, дети с ОНР начинают интересоваться музыкой, у них появляются свои любимые песни, танцевальные композиции, инструментальные музыкальные пьесы. Дети могут воспринимать эмоциональный  характер музыкальных композиций и  передавать этот характер в танцевальном движении, в подборе игрового материала. Это позволяет детям с общим  недоразвитием речи создавать интонационно-выразительные  образы в процессе музыкальной игровой  деятельности, когда характер движений детей с логопедическими нарушениями  учитывает общее эмоциональное  настроение звучащей музыки.

Формирование и развитие умения чувствовать настроение музыки и адекватно отзываться на нее  имеет огромное значение для речевого развития детей с ОНР, для формирования правильного звукопроизношения, интонационных  качеств речи. Общение с музыкой  детей с тяжелыми нарушениями речи ускоряет общее психофизическое развитие дошкольника.

Основной задачей музыкального воспитания дошкольников с ОНР является развитие слухового восприятия и  внимания на неречевые звуки. Затем  привлекают детей к прослушиванию  музыкальных произведений. На первых порах дети с ОНР совершенно не умеют вслушиваться в самые простые и небольшие по объему музыкальные композиции. Для обеспечения необходимой сосредоточенности внимания в процессе прослушивания музыки принимают во внимание качество имеющихся у ребенка представлений об окружающей мире, наличие определенного жизненного опыта и опыта предметно-игровой деятельности. По этой причине музыкальное воспитание детей с ОНР проводится в тесной взаимосвязи с коррекционной работой по ознакомлению детей с окружающим миром, по развитию словесно-образного мышления. При этом большое значение имеет подобранный репертуара музыкальных произведений, который предлагается для прослушивания детям и самостоятельного участия в музыкальных играх.

В процессе специально организованных музыкальных занятий значительное место отводится работе по развитию у детей с ОНР звуковысотного, тембрового, динамического и ритмического слуха. Детей учат различать звучание различных музыкальных инструментов: фортепиано, дудочек, барабана, детских гармошек, металлофона и пр.); учат отличать голоса мужские и женские голоса, голоса детей, различных животных и звуков природы. Обучая прислушиваться к музыкальным композициям от детей на музыкальных занятиях добиваются способности воспринимать и различать некоторые доступные для дошкольного возраста качества звучания: громкость, длительность. Обучают различать изменения звуков по высоте, громкости и длительности. Детям показывают, как можно различать пространственные-временные качества звуков: темп и ритм .

Важной задачей на музыкальных  занятиях в логопедическом дошкольном учреждении является развитие у детей  с ОНР способности к пению. Как известно, голос у детей  с нарушениями речи имеют недостаточно благозвучный оттенок: часто наблюдается  носовой оттенок голоса, монотонность, интонационная бедность. Имеются  и недостатки развития дыхательной  системы. Дыхание у детей с  ОНР поверхностное, неровное, прерывистое, с коротким речевым выдохом. В  процессе обучения пению наблюдается  положительная динамика в общеречевом развитии дошкольников.

В ходе коррекционной работы по формированию и развитию вокальных  навыков у дошкольников с ОНР  значительно развивается фонематический слух, появляется возможность правильного  голосоведения, интонационного пения, а также выразительность их устной самостоятельной речи. Существенно  улучшается и состояние артикуляционной  моторики: этому способствуют специальные  подобранные артикуляционные упражнения, ритмические музыкальные распевки с различными звуками, слогами, отдельными словами, пропевание с определенной длительностью отдельных фраз.

Еще одной важной задачей, имеющей коррекционное-развивающее  значение, является развитие музыкально-ритмических  движений, синхронизированных с речью. В процессе движений под музыку и  параллельным проговариванием определенных стихотворных фраз происходит совершенствование  пространственно-временных представлений  детей с ОНР, что также активно  влияет на развитие речевых процессов.

К концу дошкольного периода  в результате совместной работы логопеда и музыкального педагога дети в полном объеме овладевают правильными голосоведением и речевым дыханием, нормированным  произношением звуков речи, четкой дикцией, верным лексико-грамматическим строем и развернутой связной речью. У дошкольников значительно улучшаются фонематическое восприятие и все виды музыкального слуха, развивается чувство ритма.

Виды музыкальной  деятельности

Виды музыкальной деятельности в логопедических группах традиционные - это слушание музыки, исполнительство (включающее пение, музыкально-ритмические  движения, игру на детских музыкальных  инструментах), творчество.

На некоторые особенности  в работе над этими видами деятельности с детьми, страдающими речевыми нарушениями, хотелось бы обратить внимание коллег.

Вокально-речевые  игры

Цель вокально-речевых  игр — развитие у детей ладового чувства, звуковысотного, динамического, тембрового слуха и чувства ритма в процессе музыкально-речевого интонирования на основе имитации (голосового звукоподражания) интонем разнообразных объектов окружающей действительности. Их сущность заключается в восприятии звукового комплекса, который представляет собой комбинацию музыкальных или шумовых звуков, интонационно отражающих ту или иную эмоцию (удивление, важность, нежность, злость, радость, грусть и т. д.).

Данные игры способствуют развитию музыкально-сенсорных способностей детей на основе распредмечивания музыкальной эмоции с помощью речевых и певческих действий. В данном случае особое внимание уделяется формированию естественного звучания голоса, звуковой культуры речи и пения (звукообразование, дикция), предусматривается развитие интонационной выразительности речи, обогащение активного словаря и эмоционального воображения. В работе с детьми мы используем в основном разнообразные звукоподражания, которые интонируются в медленном или быстром темпе, тихо или громко, в разном интервальном соотношении, необходимом для моделирования содержания эмоции.

Художественное моделирование  и воспроизведение высотных, ритмических  и динамических соотношений звуков с помощью голоса позволяют ребенку  прочувствовать интонационный смысл  музыкального звучания и открыть  целый ряд ассоциативных ощущений. Такая деятельность позволяет дошкольнику  выявить воображаемые свойства обследуемых  объектов в игровой ситуации и  образно ощутить себя в их роли. Это обусловлено тем, что детям  дошкольного возраста свойственно  одушевлять, «оживлять» неживые объекты  действительности. Такое «очеловечивание» способствует созданию воображаемой ситуации и возникновению игровой деятельности.

Вначале мы знакомим детей  с наглядными моделями эмоционального содержания музыки, сущностью отображенных в них знаков и символов художественной выразительности. Затем предлагаем поиграть в процессе слушания музыки.

Слушание музыки

Слушание музыки  -  это самостоятельный  вид музыкальной  деятельности, оно находится в  основе других  видов музыкальной  деятельности  и  является ведущим.

Невозможно выучить песню  без её прослушивания, разбора содержания, запоминания мелодии. Прежде чем  разучить танец  или игру необходимо прослушать музыку (процесс восприятия), определить характер, темп, определить характер движения.

Во время прослушивания  музыки у ребёнка обогащается  эмоциональная сфера, расширяется  его кругозор, расширяется словарный  запас, что влияет на развитие речи и формировании  личности  ребёнка.   В решении коррекционных задач  слушание музыки  оказывает действенную  помощь.

Обратите внимание на следующие  моменты:

Чрезвычайно важно развивать  музыкальное восприятие у детей  с нарушением речи для развития внимания и памяти;

После или во время прослушивания  музыки детям можно позволить  подвигаться, передавая свои эмоции в пластических композициях, поговорить о музыке, вызывая у детей желание  высказываться. Всё это будет  способствовать нарастающему желанию  познать музыку, проснётся интерес  к музыке в целом.

 «Двигательные реакции  на изменение характера, темпа,  ритма, динамики, фактуры способствуют  развитию интереса детей к  музыке, помогают формированию музыкального  мышления во взаимосвязи с  эмоциональным ее восприятием» (О.  Радынова).

При выборе музыкального материала  следует ориентироваться на интерес  детей.

Музыкальное восприятие лучше  будет развиваться у детей  тогда, когда вы будите использовать дополнительно другие виды искусства: живопись, поэзию, литературу.

Здесь уместны тематические занятия, комплексные и интегрированные. Для более полного и глубокого восприятия нужно использовать иллюстрации, литературные произведения.

Дети очень любят рисовать музыку. Здесь можно рисовать предметы музыкального образа, настроение, созданное  музыкой, передавая цветовую гамму  и оформляя графически.

Сыграть музыкальные произведения на детских шумовых инструментах, подвигаться, изобразить через дирижирование мелодического рисунка принесёт много пользы и удовольствия детям.

Исполнительство

Несколько слов о специфике  такого вида исполнительской музыкальной  деятельности, как игра на музыкальных  инструментах.

Многие музыкальные руководители, например НА Метлов и Л.И. Михайлова, большое внимание уделяли обучению детей игре на детских музыкальных инструментах, понимая значимость этого вида музыкальной деятельности. Вопросы обучения игре на детских музыкальных инструментах не раз освещались в специальной литературе. В «Методике музыкального воспитания»под редакцией НА Ветлугиной дана подробнейшая классификация музыкальных инструментов и музыкальных игрушек, которые используются в работе с детьми.

А как обстоит дело с  этим видом музыкальной деятельности в логопедических группах? Учим ли мы детей с речевыми нарушениями  игре на детских музыкальных инструментах, игре в оркестре? Да! Но для нас  это не самоцель, а скорее средство решения коррекционных задач, к  которым относятся следующие.

• Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому  ребенку, играющему в оркестре, чтобы  вовремя вступить и правильно  сыграть свою партию.

• Развитие координации  движений при игре на таких музыкальных  инструментах, как бубен, барабан, вертушка, металлофон, маракасы и т.д.

• Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, пианино озвученных и беззвучных, металлофонах, колокольчиках и т.д.

• Развитие дыхания при  игре на духовых инструментах (триолы, дудочки) в индивидуальных занятиях с музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем.

• Развитие фонематического  слуха в музыкально-дидактических  играх типа «На каком инструменте  я играю?», «Отгадай инструмент и  сыграй, как я», «Музыкальное лото».

• Развитие координации  пения с движением пальцев  рук (ребенок поет и «играет» на неозвученном пианино в самостоятельной музыкальной деятельности).

• Развитие музыкально-ритмического чувства. Довольно часто у детей  с ОНР, с заиканием наблюдаются  нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений. В преодолении  этих нарушений большую помощь может  оказать игра на музыкальных инструментах.

В индивидуальной работе с  детьми, страдающими речевыми нарушениями, могут быть задействованы любые  детские музыкальные инструменты; но на практике они используются довольно редко из-за большой загруженности  детей речевых групп, нехватки времени  для индивидуальной работы, а также  из-за довольно больших усилий со стороны  как детей, так и педагогов, которые  требуются для обучения игре на этих инструментах. Чаще используются металлофоны  и ударно-шумовые инструменты  со звуками неопределенной высоты: бубны, колотушки, погремушки, кастаньеты, трещотки, тарелки, треугольники, барабаны, ложки, колокольчики, румбы.

На этих инструментах с  детьми логопедической группы можно  сыграть в ансамбле или в оркестре несложные музыкальные произведения, народные мелодии, что целесообразно  сопровождать игрой самого музыкального руководителя на фортепиано, аккордеоне, баяне или фонограммой. Это удобно, так как позволяет музыкальному руководителю дирижировать детским  оркестром.

Пение - один из важнейших  видов музыкальной деятельности детей и в обычных детских  садах, и в логопедических. Пение  давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и  для тех, кто имеет другие нарушения  речи. Оно способствует развитию психических  процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение  и т.д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов  речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения  произносительной стороны (звукопроизношение  и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).

Информация о работе Особенности музыкального развития дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)