Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Одной из актуальных проблем современного общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде. За последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретико-методологический анализ проблемы конфликтов в подростковом возрасте
1.1. Понятие конфликтов и конфликтного поведения
1.2. Психологические особенности подросткового возраста
1.3. Конфликтность, как особенность протекания подросткового возраста
Глава II. Исследование конфликтного поведения у старших подростков. Организация и методы исследования
2.1 Методика социально-психологической диагностики конфликтов К. Томаса
2.2. Исследование конфликтности у подростков
2.3. Анализ результатов и выводы
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте.docx

— 88.65 Кб (Скачать)

По данным исследования видно, что у подростков наиболее выражена агрессивность, т.е. дети не владеют  адекватными способами поведения, это внутреннее состояние неумения контролировать свои эмоции, а не отрицательное  отношение к миру. Таким образом, по результатам исследования выявлено, что у подростков наблюдается  достаточно высокий уровень агрессивности, который и служит причиной возникновения  конфликтов. Наиболее часто конфликты  возникают вследствие того, что дети подросткового возраста раздражительны и часто проявляют вербальную агрессию, что приводит к неконтролируемым вспышкам гнева и может доходить до физической агрессии. Практически  не выражены в поведение такие  виды агрессивного поведения как  обида и негативизм.

Далее исследовались  стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях по методике К. Томаса. Результаты представлены в  таблице №2 приложения 1 и диаграммах № 3,4.

Диаграмма 3

Выраженность  стратегий поведения  в конфликтных  ситуациях у подростков по методике К. Томаса. 

Наиболее представлены две противоположные стратегии  – соперничество и сотрудничество. Соперничество (конкуренция) - стремление добиться удовлетворения своих интересов  в ущерб другому. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей  интересы обеих сторон. Наличие противоположных  тенденций в поведении говорит  о том, что подростки, скорее всего, не владеют адекватными способами  поведения и не умеют выражать собственные чувства, что и приводит к возникновению конфликтов, а  глубокого отрицательного отношения  к окружающему миру у них нет.

Таким образом, можно  сделать вывод, что у подростков наблюдается неустойчивое поведение, они часто мечутся, то есть поведение  в подростковом возрасте неоднозначное.

Представляется интересным рассмотрение типологии типов поведения  в конфликтных ситуациях (см. диаграмму 4).

Диаграмма 4

Представленностьподростков  с различными типами поведения в конфликте  по методике К. Томаса. 

Представленная диаграмма  свидетельствует о том, что 27% подростков предпочитают стратегию соперничества.

Они стремятся добиться удовлетворения своих интересов  в ущерб другому. Около 23% готовы к сотрудничеству то есть они приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей  интересы обеих сторон. 20% подростков выбирают избегание или уход, для  которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и  отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Около 17% могут  пойти на компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое  путем взаимных уступок.

Остальные 13% подростков предпочитают стратегию приспособления – принесение в жертву собственных  интересов ради другого.

Таким образом, проведенное  исследование показало, что у подростков наиболее часто представлены стратегии  сотрудничества и соперничества, и  практически не встречаются стратегии  избегания и компромисса.

2.3. Анализ результатов  и выводы 

Конфликт – это  важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма  отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального  действия, мотивация которых обусловлена  противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Один из существенных признаков конфликта  – характер и особенности участвующих  в нем сторон. От того, кем представлены конфликтующие стороны, решающим образом  зависят характеристики конфликта. Важнейшей особенностью конфликта  является характер потребности человека, за удовлетворение которой он борется. Причины конфликтов связаны прежде всего с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они  обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими  людьми и окружающей средой. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических  особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному  партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желательного или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно. Нежелательное поведение может  привести к созданию предконфликтной  ситуации, а недопустимое – к  конфликту.

Проведенное исследование показало, что у подростков наблюдается  повышенный уровень агрессивности  и конфликтности, большая часть  из них не владеют адекватными  стратегиями поведения в конфликте. В связи с этим в учебно-воспитательном процессе в школе особое внимание при работе с подростками должно уделяться предотвращению, профилактике и урегулировании конфликтов. Учителя  и родители нуждаются в самых  разнообразных психологических  знаниях, чтобы быть компетентными  при встрече с детской агрессией. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать, каковы могут быть проявления конфликтности в этом возрасте. В соответствии с этими знаниями должен строиться воспитательный процесс, который должен быть направлен на уменьшение агрессивности и конфликтности. В школе этот процесс должен быть связан с работой школьного психолога, который обязан проводить коррекционные тренинги с учащимися. Также от учителей требуется включение таких подростков в социально значимую, общественно оцениваемую деятельность, которая побуждает их критически оценивать, пересматривать свое поведение, отношение к себе и другим людям, создавая объективные предпосылки для нормального личностного становления, нивелируя проявления агрессивности. Эта деятельность становится интересной и значимой для подростка, если она приносит эмоциональное удовлетворение чувству достижения намеченной цели, при этом необходимо включать ребенка в позицию активного участника. Учителя должны таким образом организовывать воспитательную работу, чтобы предоставить подросткам возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими, и наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения. Кроме этого, необходимо включать подростков в общественно полезную и трудовую деятельность, которая решает задачи развития познавательного интереса к различным видам труда, формирования основ культуры умственного и физического труда, воспитания высоких моральных качеств, целеустремленности, долга и ответственности.

Заключение 

Одной из актуальных проблем среди родителей и  учителей является повышенная конфликтность  и агрессивность детей подросткового  возраста. Подростковый возраст –  это один из кризисов, с которым  сталкивается ребенок на протяжении периода своего взросления. Кризис связан с половым созреванием. Дети начинают интенсивно расти, все системы  в организме соответственно функционируют как у взрослых. Такая резкая перестройка вызывает дискомфорт у детей, и соответственно это сказывается на всех психических функциях. Для того, чтобы компенсировать внутреннюю дисгармоничность, ребенок старается выплеснуть это наружу. Именно поэтому в этом сложном возрасте у детей проявляется протестующий характер по отношению к окружающим, дисгармоничность в строении личности, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.

Конфликт – это  такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют  и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, то есть воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в  действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и  являет. Для конфликта свойственны  противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем  ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или  материального ущерба, а также  негативное отношение друг к другу. Эмоции доминируют в определении  поведения и манеры общения. В  результате стресса все ресурсы  инцидива мобилизуются для достижения победы над оппонентом. Конфликт состоит  из противоположно направленных действий его участников. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов  каждой стороны и ограничение  интересов оппонента, составляет видимую  социальную реальность конфликта.

Подростковый возраст  отличается конфликтностью. Все физиологические  особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием  психики. Появление психических  новообразований сопряжено со сложностями  его перехода из состояния детскости  во взрослую жизнь. Подростковый возраст  характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что  приводит к повышению агрессивности  и конфликтности, что связано  со спецификой протекания данного возрастного  периода. Протекание этого периода  имеет различные варианты и зависит  от внешне средовых условий. В связи  с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности  и разработки индивидуальных и групповых  мер по снижению конфликтности и  агрессивности в подростковом звене.

В ходе проведенного исследования были выявлены основные виды агрессивного поведения, а также  уровень агрессивности и враждебности, а также стратегии поведения  в конфликтных ситуациях у  подростков. Изучение конфликтности  подростков показало, что у них  наблюдаются высокие уровни вербальной, физической, косвенной агрессии, а  также раздражимости, что вызывает у них чувство вины. В конфликтных  ситуациях 27% подростков предпочитают стратегию соперничества, что усугубляет конфликт и может приводить к  разрыву отношений. В соответствии с выявленными особенностями  поведения подростков были даны общие  рекомендации для родителей и  учителей, необходимые для профилактики и урегулирования конфликтов.

Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о  том, что в подростковом возрасте наблюдается повышенная конфликтность, - подтвердилась. 

Библиографический список 

Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.,2001.

Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.

Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., Владос, 2003.

Анцупов А.Я., Шипилов  А.И. Конфликтология. – М.,2004.

Белопольская А.М. Самосознание проблемных подростков –  М.,2007

Бородкин Ф.М., Коряк  Н.М. Внимание: конфликт.- М., 1989.

Волков Б.С. Психология подростка. – М.,1994.

Гришина Н.В. Конфликтология. СПб., Питер, 2000.

Гришина Н.В. Психология подростка. – СПб.,2005.

Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. –  М.,1994.

Зайцев А. Социальный конфликт – М., 2001.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов–М., 1996.

Катаева – Венгер А.А Трудный возраст: подростки  сегодня - М.,2002.

Конфликтология / Под  ред. А.С. Карилина – СПб., 1999

Коринкова Т.В. Подростки  групп риска – СПб.,2005

Корчагина Ю.И. Агрессивные  дети// Здоровье детей. Приложение к  газете «1 сентября» №2 2008.

Крутецкий В.А. Психология подростка. – М., 1965.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2003.

Мухина В.С. Возрастная психология. – М.,2001.

Семенюк Л.М. Психологические  особенности агрессивного поведения  подростков. – М., 1996. 

Таблица 1

Исследование уровня конфликтности старших школьников 9 «А» класса по методике А. Баса –  А. Дарки

Код Физическая агрессия Косвенная агрессия Раздражи

тельность

Негативизм Обида Подозритель

ность

Вербальная агрессия Чувство вины Индекс враждебности Индекс

агрессивности

1 Б.А 3 6 8 2 4 7 10 4 11 21
2 Б.А 5 7 4 1 2 4 9 7 6 18
3 Б.К 2 5 5 2 3 5 9 4 8 16
4 Б.О 6 1 6 3 3 4 5 5 7 17
5 В.О 3 2 1 2 3 1 5 5 4 9
6 В.М 3 3 7 2 4 5 6 6 9 15
7 Г.Д 7 5 6 1 6 4 7 5 10 20
8 Г.Д 8 6 6 2 3 4 8 6 7 22
9 Г.О 8 5 5 4 3 7 6 3 10 19
10 Г.А 2 3 4 1 3 4 7 6 7 14
11 Е.С 2 5 4 5 4 4 7 5 8 14
12 К.Ю 2 6 7 3 1 7 8 6 8 17
13 К.Л 1 4 4 2 5 3 6 3 8 11
14 Л.Н 2 4 6 3 3 4 8 6 7 16
15 М.Н 2 6 2 1 3 4 4 5 7 8
16 Н.Н 3 3 3 2 7 4 8 6 12 14
17 Н.А 11 4 4 2 3 8 5 7 11 20
18 Н.Д 8 4 8 1 5 5 7 7 10 23
19 П.И 9 2 7 2 7 2 6 4 9 22
20 С.С 7 5 8 4 3 6 8 4 9 23
21 С.М 4 4 5 2 4 6 8 4 10 17
22 С.А 6 3 4 3 4 5 11 8 9 21
23 С.С 4 6 5 5 5 5 6 4 10 15
24 Т.К 7 3 6 3 4 6 11 2 10 24
25 Т.Т 6 2 6 3 4 5 6 7 9 18
26 Т.Д 8 5 6 2 3 8 5 7 11 19
27 Т.А 4 2 6 2 4 6 8 7 10 18
28 У.К 6 5 6 2 5 4 6 9 9 18
29 Ф.Д 4 4 3 2 4 5 7 4 9 14
30 Ф.В 4 5 5 2 3 5 7 4 8 16
Среднее 4,9 4,5 5,2 2,4 3,8 4,9 7,1 5,3 8,8 17,3

Информация о работе Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте