По данным исследования
видно, что у подростков наиболее
выражена агрессивность, т.е. дети не владеют
адекватными способами поведения,
это внутреннее состояние неумения
контролировать свои эмоции, а не отрицательное
отношение к миру. Таким образом,
по результатам исследования выявлено,
что у подростков наблюдается
достаточно высокий уровень агрессивности,
который и служит причиной возникновения
конфликтов. Наиболее часто конфликты
возникают вследствие того, что дети
подросткового возраста раздражительны
и часто проявляют вербальную
агрессию, что приводит к неконтролируемым
вспышкам гнева и может доходить
до физической агрессии. Практически
не выражены в поведение такие
виды агрессивного поведения как
обида и негативизм.
Далее исследовались
стратегии поведения подростков
в конфликтных ситуациях по методике
К. Томаса. Результаты представлены в
таблице №2 приложения 1 и диаграммах
№ 3,4.
Диаграмма 3
Выраженность
стратегий поведения
в конфликтных
ситуациях у подростков
по методике К. Томаса.
Наиболее представлены
две противоположные стратегии
– соперничество и сотрудничество.
Соперничество (конкуренция) - стремление
добиться удовлетворения своих интересов
в ущерб другому. Сотрудничество,
когда участники ситуации приходят
к альтернативе, полностью удовлетворяющей
интересы обеих сторон. Наличие противоположных
тенденций в поведении говорит
о том, что подростки, скорее всего,
не владеют адекватными способами
поведения и не умеют выражать
собственные чувства, что и приводит
к возникновению конфликтов, а
глубокого отрицательного отношения
к окружающему миру у них нет.
Таким образом, можно
сделать вывод, что у подростков
наблюдается неустойчивое поведение,
они часто мечутся, то есть поведение
в подростковом возрасте неоднозначное.
Представляется интересным
рассмотрение типологии типов поведения
в конфликтных ситуациях (см. диаграмму
4).
Диаграмма 4
Представленностьподростков
с различными типами
поведения в конфликте
по методике К. Томаса.
Представленная диаграмма
свидетельствует о том, что 27% подростков
предпочитают стратегию соперничества.
Они стремятся добиться
удовлетворения своих интересов
в ущерб другому. Около 23% готовы
к сотрудничеству то есть они приходят
к альтернативе, полностью удовлетворяющей
интересы обеих сторон. 20% подростков
выбирают избегание или уход, для
которого характерно как отсутствие
стремления к кооперации, так и
отсутствие тенденции к достижению
собственных целей. Около 17% могут
пойти на компромисс как соглашение
между участниками конфликта, достигнутое
путем взаимных уступок.
Остальные 13% подростков
предпочитают стратегию приспособления
– принесение в жертву собственных
интересов ради другого.
Таким образом, проведенное
исследование показало, что у подростков
наиболее часто представлены стратегии
сотрудничества и соперничества, и
практически не встречаются стратегии
избегания и компромисса.
2.3.
Анализ результатов
и выводы
Конфликт – это
важнейшая сторона взаимодействия
людей в обществе, своего рода клеточка
социального бытия. Это форма
отношений между потенциальными
или актуальными субъектами социального
действия, мотивация которых обусловлена
противостоящими ценностями и нормами,
интересами и потребностями. Один из
существенных признаков конфликта
– характер и особенности участвующих
в нем сторон. От того, кем представлены
конфликтующие стороны, решающим образом
зависят характеристики конфликта.
Важнейшей особенностью конфликта
является характер потребности человека,
за удовлетворение которой он борется.
Причины конфликтов связаны прежде
всего с индивидуально-психологическими
особенностями его участников. Они
обусловлены спецификой процессов,
происходящих в психике человека
в ходе его взаимодействия с другими
людьми и окружающей средой. Характер
поведения зависит от индивидуально-психологических
особенностей человека, его психического
состояния, отношения к конкретному
партнеру по взаимодействию, особенностей
актуальной ситуации взаимодействия.
Если реальное поведение партнера укладывается
в рамки желательного или допустимого,
то взаимодействие продолжается бесконфликтно.
Нежелательное поведение может
привести к созданию предконфликтной
ситуации, а недопустимое – к
конфликту.
Проведенное исследование
показало, что у подростков наблюдается
повышенный уровень агрессивности
и конфликтности, большая часть
из них не владеют адекватными
стратегиями поведения в конфликте.
В связи с этим в учебно-воспитательном
процессе в школе особое внимание
при работе с подростками должно
уделяться предотвращению, профилактике
и урегулировании конфликтов. Учителя
и родители нуждаются в самых
разнообразных психологических
знаниях, чтобы быть компетентными
при встрече с детской агрессией.
Чтобы сделать менее острыми те трудности,
которые испытывает сам подросток, а также
его родители и школа, необходимо заранее
знать, каковы могут быть проявления конфликтности
в этом возрасте. В соответствии с этими
знаниями должен строиться воспитательный
процесс, который должен быть направлен
на уменьшение агрессивности и конфликтности.
В школе этот процесс должен быть связан
с работой школьного психолога, который
обязан проводить коррекционные тренинги
с учащимися. Также от учителей требуется
включение таких подростков в социально
значимую, общественно оцениваемую деятельность,
которая побуждает их критически оценивать,
пересматривать свое поведение, отношение
к себе и другим людям, создавая объективные
предпосылки для нормального личностного
становления, нивелируя проявления агрессивности.
Эта деятельность становится интересной
и значимой для подростка, если она приносит
эмоциональное удовлетворение чувству
достижения намеченной цели, при этом
необходимо включать ребенка в позицию
активного участника. Учителя должны таким
образом организовывать воспитательную
работу, чтобы предоставить подросткам
возможность удовлетворить свои интересы,
реализовать свои потребности, проявить
свои способности, оценить самого себя
и быть оцененным другими, и наконец, попытаться
найти оптимальный вариант взаимоотношений
со сверстниками и учителями и выбрать
приемлемую форму поведения. Кроме этого,
необходимо включать подростков в общественно
полезную и трудовую деятельность, которая
решает задачи развития познавательного
интереса к различным видам труда, формирования
основ культуры умственного и физического
труда, воспитания высоких моральных качеств,
целеустремленности, долга и ответственности.
Заключение
Одной из актуальных
проблем среди родителей и
учителей является повышенная конфликтность
и агрессивность детей подросткового
возраста. Подростковый возраст –
это один из кризисов, с которым
сталкивается ребенок на протяжении
периода своего взросления. Кризис
связан с половым созреванием. Дети
начинают интенсивно расти, все системы
в организме соответственно функционируют
как у взрослых. Такая резкая перестройка
вызывает дискомфорт у детей, и соответственно
это сказывается на всех психических функциях.
Для того, чтобы компенсировать внутреннюю
дисгармоничность, ребенок старается
выплеснуть это наружу. Именно поэтому
в этом сложном возрасте у детей проявляется
протестующий характер по отношению к
окружающим, дисгармоничность в строении
личности, а также агрессивность, повышенная
тревожность, жестокость. То есть в подростковом
возрасте в силу сложности и противоречивости
особенностей растущих людей, внутренних
и внешних условий их развития могут возникать
ситуации, которые нарушают нормальный
ход личностного становления, создавая
объективные предпосылки для возникновения
и проявления агрессивности и конфликтности.
Конфликт – это
такая характеристика взаимодействия,
в которой не могущие сосуществовать
в неизменном виде действия взаимодетерминируют
и взаимозаменяют друг друга, требуя
для этого специальной организации.
Вместе с тем любой конфликт представляет
собой актуализировавшееся противоречие,
то есть воплощенные во взаимодействии
противостоящие ценности, установки, мотивы.
Можно считать достаточно очевидным,
что для своего разрешения противоречие
непременно должно воплотиться в
действиях в их столкновении. Только
через столкновение действий, буквальное
или мыслимое, противоречие себя и
являет. Для конфликта свойственны
противодействие в виде общения,
поведения или деятельности, направленных
на защиту своих интересов путем
ограничения активности оппонента,
нанесения ему морального или
материального ущерба, а также
негативное отношение друг к другу.
Эмоции доминируют в определении
поведения и манеры общения. В
результате стресса все ресурсы
инцидива мобилизуются для достижения
победы над оппонентом. Конфликт состоит
из противоположно направленных действий
его участников. Этими действиями
реализуются скрытые от внешнего
восприятия процессы в мыслительной,
эмоциональной и волевой сферах
оппонентов. Чередование взаимных реакций,
направленных на реализацию интересов
каждой стороны и ограничение
интересов оппонента, составляет видимую
социальную реальность конфликта.
Подростковый возраст
отличается конфликтностью. Все физиологические
особенности подросткового возраста
тесно взаимосвязаны с развитием
психики. Появление психических
новообразований сопряжено со сложностями
его перехода из состояния детскости
во взрослую жизнь. Подростковый возраст
характеризуется повышенной возбудимостью,
неустойчивостью эмоций и поведения,
подростки плохо контролируют себя,
эмоциональны и нестабильны, что
приводит к повышению агрессивности
и конфликтности, что связано
со спецификой протекания данного возрастного
периода. Протекание этого периода
имеет различные варианты и зависит
от внешне средовых условий. В связи
с этим актуальным является изучение
существующего уровня конфликтности
и разработки индивидуальных и групповых
мер по снижению конфликтности и
агрессивности в подростковом звене.
В ходе проведенного
исследования были выявлены основные
виды агрессивного поведения, а также
уровень агрессивности и враждебности,
а также стратегии поведения
в конфликтных ситуациях у
подростков. Изучение конфликтности
подростков показало, что у них
наблюдаются высокие уровни вербальной,
физической, косвенной агрессии, а
также раздражимости, что вызывает
у них чувство вины. В конфликтных
ситуациях 27% подростков предпочитают
стратегию соперничества, что усугубляет
конфликт и может приводить к
разрыву отношений. В соответствии
с выявленными особенностями
поведения подростков были даны общие
рекомендации для родителей и
учителей, необходимые для профилактики
и урегулирования конфликтов.
Таким образом, выдвинутая
в начале исследования гипотеза о
том, что в подростковом возрасте
наблюдается повышенная конфликтность,
- подтвердилась.
Библиографический
список
Абрамова Г.С. Возрастная
психология. – М.,2001.
Андреев В.И. Основы педагогической
конфликтологии. - М., 1995.
Анцупов А.Я. Профилактика
конфликтов в школьном коллективе.
М., Владос, 2003.
Анцупов А.Я., Шипилов
А.И. Конфликтология. – М.,2004.
Белопольская А.М.
Самосознание проблемных подростков –
М.,2007
Бородкин Ф.М., Коряк
Н.М. Внимание: конфликт.- М., 1989.
Волков Б.С. Психология
подростка. – М.,1994.
Гришина Н.В. Конфликтология.
СПб., Питер, 2000.
Гришина Н.В. Психология
подростка. – СПб.,2005.
Журавлев В.И. Основы
педагогической конфликтологии. –
М.,1994.
Зайцев А. Социальный
конфликт – М., 2001.
Здравомыслов А.Г.
Социология конфликтов–М., 1996.
Катаева – Венгер
А.А Трудный возраст: подростки
сегодня - М.,2002.
Конфликтология / Под
ред. А.С. Карилина – СПб., 1999
Коринкова Т.В. Подростки
групп риска – СПб.,2005
Корчагина Ю.И. Агрессивные
дети// Здоровье детей. Приложение к
газете «1 сентября» №2 2008.
Крутецкий В.А. Психология
подростка. – М., 1965.
Кулагина И.Ю., Колюцкий
В.Н. Возрастная психология. – М., 2003.
Мухина В.С. Возрастная
психология. – М.,2001.
Семенюк Л.М. Психологические
особенности агрессивного поведения
подростков. – М., 1996.
Таблица 1
Исследование уровня
конфликтности старших школьников
9 «А» класса по методике А. Баса –
А. Дарки
№ |
Код |
Физическая агрессия |
Косвенная агрессия |
Раздражи
тельность |
Негативизм |
Обида |
Подозритель
ность |
Вербальная агрессия |
Чувство вины |
Индекс враждебности |
Индекс
агрессивности |
1 |
Б.А |
3 |
6 |
8 |
2 |
4 |
7 |
10 |
4 |
11 |
21 |
2 |
Б.А |
5 |
7 |
4 |
1 |
2 |
4 |
9 |
7 |
6 |
18 |
3 |
Б.К |
2 |
5 |
5 |
2 |
3 |
5 |
9 |
4 |
8 |
16 |
4 |
Б.О |
6 |
1 |
6 |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
7 |
17 |
5 |
В.О |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
5 |
5 |
4 |
9 |
6 |
В.М |
3 |
3 |
7 |
2 |
4 |
5 |
6 |
6 |
9 |
15 |
7 |
Г.Д |
7 |
5 |
6 |
1 |
6 |
4 |
7 |
5 |
10 |
20 |
8 |
Г.Д |
8 |
6 |
6 |
2 |
3 |
4 |
8 |
6 |
7 |
22 |
9 |
Г.О |
8 |
5 |
5 |
4 |
3 |
7 |
6 |
3 |
10 |
19 |
10 |
Г.А |
2 |
3 |
4 |
1 |
3 |
4 |
7 |
6 |
7 |
14 |
11 |
Е.С |
2 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
7 |
5 |
8 |
14 |
12 |
К.Ю |
2 |
6 |
7 |
3 |
1 |
7 |
8 |
6 |
8 |
17 |
13 |
К.Л |
1 |
4 |
4 |
2 |
5 |
3 |
6 |
3 |
8 |
11 |
14 |
Л.Н |
2 |
4 |
6 |
3 |
3 |
4 |
8 |
6 |
7 |
16 |
15 |
М.Н |
2 |
6 |
2 |
1 |
3 |
4 |
4 |
5 |
7 |
8 |
16 |
Н.Н |
3 |
3 |
3 |
2 |
7 |
4 |
8 |
6 |
12 |
14 |
17 |
Н.А |
11 |
4 |
4 |
2 |
3 |
8 |
5 |
7 |
11 |
20 |
18 |
Н.Д |
8 |
4 |
8 |
1 |
5 |
5 |
7 |
7 |
10 |
23 |
19 |
П.И |
9 |
2 |
7 |
2 |
7 |
2 |
6 |
4 |
9 |
22 |
20 |
С.С |
7 |
5 |
8 |
4 |
3 |
6 |
8 |
4 |
9 |
23 |
21 |
С.М |
4 |
4 |
5 |
2 |
4 |
6 |
8 |
4 |
10 |
17 |
22 |
С.А |
6 |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
11 |
8 |
9 |
21 |
23 |
С.С |
4 |
6 |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
4 |
10 |
15 |
24 |
Т.К |
7 |
3 |
6 |
3 |
4 |
6 |
11 |
2 |
10 |
24 |
25 |
Т.Т |
6 |
2 |
6 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
18 |
26 |
Т.Д |
8 |
5 |
6 |
2 |
3 |
8 |
5 |
7 |
11 |
19 |
27 |
Т.А |
4 |
2 |
6 |
2 |
4 |
6 |
8 |
7 |
10 |
18 |
28 |
У.К |
6 |
5 |
6 |
2 |
5 |
4 |
6 |
9 |
9 |
18 |
29 |
Ф.Д |
4 |
4 |
3 |
2 |
4 |
5 |
7 |
4 |
9 |
14 |
30 |
Ф.В |
4 |
5 |
5 |
2 |
3 |
5 |
7 |
4 |
8 |
16 |
Среднее |
4,9 |
4,5 |
5,2 |
2,4 |
3,8 |
4,9 |
7,1 |
5,3 |
8,8 |
17,3 |
|