Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:02, курсовая работа
Актуальность исследования. Одной из актуальных проблем современного общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде. За последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста.
Введение
Глава I. Теоретико-методологический анализ проблемы конфликтов в подростковом возрасте
1.1. Понятие конфликтов и конфликтного поведения
1.2. Психологические особенности подросткового возраста
1.3. Конфликтность, как особенность протекания подросткового возраста
Глава II. Исследование конфликтного поведения у старших подростков. Организация и методы исследования
2.1 Методика социально-психологической диагностики конфликтов К. Томаса
2.2. Исследование конфликтности у подростков
2.3. Анализ результатов и выводы
Заключение
Библиографический список
Физическое «Я» т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях, о силе характера, общительности, доброте, соединяясь, образуют большой пласт «Я – концепции» - так называемое реальное «Я». Познание себя, своих качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента «Я – концепции». С ним связаны еще два – оценочный и поведенческий. Для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. (Мухина В.С. Возрастная психология.)
Подросток – еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты обычно диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда же образ «Я» достаточно стабилизируется, а оценка значимого человека или поступок самого ребенка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты. Помимо реального «Я», «Я – концепция» включает в себя «Я – идеальное». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе.
Подросток обладает сильными
потребностями в
В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико – дедуктивно. Подросток не только дает правильное решение, но и логически обосновывает его. Он умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления. Подросток приобретает взрослую логику мышления. В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, как восприятие и память. Активно осваиваются мнемонические приемы. Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству.
Таким образом, подростковый
возраст характеризуется
1.3.
Конфликтность, как
особенность протекания
подросткового возраста
Все физиологические
особенности подросткового
Тревожащие моменты
в поведении части подростков,
такие, как агрессивность, жестокость,
повышенная тревожность, принимают
устойчивый характер обычно в процессе
стихийно - группового общения, складывающегося
в разного рода компаниях. Но это
общение, эта система отношений,
в том числе и строящихся на
почве жестоких законов асоциальных
подростковых групп, является следствием
не какой-либо генетической предрасположенности
изначальной агрессивности и
пр., а выступает лишь как ситуация
замещения при неприятии
У ребенка в подростковом возрасте происходит переориентация одних ценностей на другие. Подросток стремится занять новую социальную позицию, соответствующую его потребностям и возможностям. При этом социальное признание, одобрение, принятие в мире взрослых и сверстников становятся для него жизненно необходимым. Лишь их наличие обеспечивает переживание подростком чувства собственной ценности. Неслучайно поэтому истоки конфликтности подростков лежат, как правило, в семье, отношениях ее членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждение, в том числе наказанием, страхом и т.п.).( Крутецкий В.А. Психология подростка. – М., 1965.)
Выделяют четыре группы подростков на основе определенного типа поведения, с учетом направленности их личности. Первую группу подростков характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих детей. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность. Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, ценностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительность. У этих детей извращены представления о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее. Третью группу подростков характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижениям, успеху, апатичны. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессивность. В четвертую группу входят подростки, которые отличаются слабо деформированными потребностями, но, в то же время, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих детей типична трусливость и мстительность. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм. (Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков.)
Агрессивность в личностных
характеристиках подростков формируется
в основном как форма протеста
против непонимания взрослых, из –
за неудовлетворенности своим
В современном обществе
проблема агрессивного поведения является
одной из центральных психолого-
Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия – действия, окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), или ни на кого направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, хлопанье дверьми).
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму, так и через содержание словесных ответов.
Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства.
Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. (А. Басс, А. Дарки)
Агрессивные подростки,
как правило, имеют некоторые
общие черты. Они обладают низким
уровнем интеллектуального
Личность подростка
формируется не сама по себе, а в
окружающей его среде. Особенно важна
роль малых групп, в которой подросток
взаимодействует с другими
Семья не выполняет
такие важнейшие функции, как
формирование у детей чувства
психологического комфорта, защищенности.
Здесь нередко имеет место
жестокое обращение с подростками,
связанное с различными видами наказаний,
в том числе физическими. Часть
родителей принуждают детей к
послушанию; другая часть не интересуется
потребностями ребенка; третья –
переоценивает ребенка и
Имеющий место отрицательный
микроклимат во многих семьях, как
и системе формальных и неформальных
отношений с миром взрослых, обусловливает
возникновение отчужденности, грубости,
неприязни определенной части подростков,
стремления делать все назло, вопреки
воли окружающих, что создает объективные
предпосылки для появления
Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоционально – ценностного отношения к себе, проявляясь в резком всплеске недовольства собой и в сочетании таких полярных качеств, как самоуверенность и робость, черствость и повышенная чувствительность, развязность и застенчивость. (Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков.)
Информация о работе Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте