Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:02, курсовая работа
Актуальность исследования. Одной из актуальных проблем современного общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде. За последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста.
Введение
Глава I. Теоретико-методологический анализ проблемы конфликтов в подростковом возрасте
1.1. Понятие конфликтов и конфликтного поведения
1.2. Психологические особенности подросткового возраста
1.3. Конфликтность, как особенность протекания подросткового возраста
Глава II. Исследование конфликтного поведения у старших подростков. Организация и методы исследования
2.1 Методика социально-психологической диагностики конфликтов К. Томаса
2.2. Исследование конфликтности у подростков
2.3. Анализ результатов и выводы
Заключение
Библиографический список
Курсовая работа: Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте |
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Владимирский государственный гуманитарный университет
Кафедра психологии
Курсовая работа
по теме: “ Особенности
конфликтного поведения в подростковом
возрасте ”
Выполнил студент
IV курса естественно – географического факультета
очной формы обучения
Шахова Елена Сергеевна
Научный руководитель
ассистент кафедры психологии
Сергеева Кристина
Владимировна
Владимир 2008
Содержание
Введение
Глава I. Теоретико-методологический анализ проблемы конфликтов в подростковом возрасте
1.1. Понятие конфликтов и конфликтного поведения
1.2. Психологические особенности подросткового возраста
1.3. Конфликтность, как особенность протекания подросткового возраста
Глава II. Исследование конфликтного поведения у старших подростков. Организация и методы исследования
2.1
Методика социально-
2.2. Исследование конфликтности у подростков
2.3. Анализ результатов и выводы
Заключение
Библиографический
список
Введение
Актуальность исследования. Одной из актуальных проблем современного общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде. За последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста.
Подростковый возраст
– это возраст серьезного кризиса,
затрагивающего и физиологическое,
и психическое здоровье ребенка.
Кризис этот напрямую связан с периодом
полового созревания. В этот период
не только происходит коренная перестройка
ранее сложившихся
В последнее время
взрослые все чаще оказываются в
тупике, будучи не в силах прекратить
агрессивные выходки детей, происходящие
на их глазах. Сегодня учителя и
родители нуждаются в самых
Методологической основой исследования явились работы Д.И.Фельдштейна, А.Бандура и Р. Уолтерс, которые исследовали влияние линии воспитания в семье и школе на конфликтность детей. Ряд ученых, таких как П.П.Бельский, И.А.Невский, С.А.Беличева, Хевитт, Дженкинс предложили в своих работах типологию агрессивного поведения подростков, принимая за основу классификации различные факторы.
Цель работы: изучить особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
Изучить особенности конфликтного поведения у подростков
Сформулировать рекомендации по воспитательной и психо-коррекционной работе с конфликтными подростками.
Гипотеза исследования: в подростковом возрасте наблюдается повышенная конфликтность.
Методы исследования:
Теоретический анализ литературных источников.
Тестирование.
Опросник А. Баса – А. Дарки
Опросник К. Томаса
Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие учащиеся девятого класса МОУ СОШ №15 г. Владимир в количестве 30 человек.
Практическая значимость. Проведенное исследование может быть использовано педагогами и воспитателями школ, работающими в среднем звене с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса, а также психологами для составления программ психо-коррекционной работы с подростками.
Глава I.
Теоретико-методологический
анализ проблемы конфликтов
в подростковом возрасте
1.1.
Понятие конфликтов
и конфликтного
поведения
Один из возможных
вариантов определения
Тогда, например, социальный
конфликт может быть определен как
«предельный случай обострения социальных
противоречий, выражающийся в столкновении
различных социальных общностей
– классов, наций, государств, социальных
групп, социальных институтов и т.п.,
обусловленном
«Психологический словарь» определяет конфликт как «трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями» (Психологический словарь, 1983, с. 161). А.Я Анцупов и А.И. Шипилов предлагают следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» (Анцупов А.Я., Шипилов А.И., 2004).
Б.И. Хасан, один из известных
отечественных исследователей конфликта,
предлагает следующее понимание
конфликта: «Конфликт – это такая
характеристика взаимодействия, в которой
не могущие сосуществовать в неизменном
виде действия взаимодетерминируют
и взаимозаменяют друг друга, требуя
для этого специальной
Вместе с тем
любой конфликт представляет собой
актуализировавшееся
Если исходить из психологической сущности конфликта, то он может быть рассмотрен как один из типов трудных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности человека и социальной группы.
Ситуация может
быть рассмотрена как сложная
субъективно-объективная
По мнению Б. Шведина,
трудная ситуация – это «взаимодействие
личности со сложной обстановкой
в процессе деятельности». Трудная
ситуация характеризуется наличием
сложной обстановки, активностью
мотивов личности, нарушением соответствия
между требованиями деятельности и
профессиональными
Общие признаки трудной ситуации:
- наличие трудности, осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мотивов;
- состояние психической
напряженности как реакция
- заметное изменение
привычных параметров
Основными видами трудных ситуаций являются трудные ситуации деятельности, бытийные, социального взаимодействия и внутриличностного плана.
Одним из основных признаков трудной ситуации служат препятствия, которые рассматриваются как угроза реализации мотивов, поставленных целей.
В зависимости от того, как воспринимается угроза, трудные ситуации могут иметь три уровня:
1) трудность как
потенциальная угроза (проблемные
ситуации деятельности, бытийные
ситуации неизвестности,
2) трудность как
непосредственная, уже готовая реализоваться
угроза (критические, аварийные
В трудной ситуации социального взаимодействия другой человек (его присутствие, действия или бездействие) рассматривается как препятствие для реализации моего «Я» (желаний, стремлений, интересов, ценностей, целей). Это вызывает психическую напряженность.
Рассмотрим основные трудные ситуации социального взаимодействия. Проблемная ситуация характеризуется наличием противоречия и положительным или нейтральным отношением субъектов взаимодействия друг к другу. Межличностная напряженность невелика. Рациональная составляющая является основой поведения и общения. Угроза со стороны другого оценивается как потенциальная. (Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.)
Предконфликтная ситуация отличается от проблемной более высокой степенью психической напряженности. Сторонами или одной из сторон допущены действия, которые рассматриваются оппонентом как нанесение морального или физического ущерба. Характеризуется началом формирования негативного отношения к другому, готовностью противодействовать. Высока вероятность перерастания в конфликт.
Для конфликтной ситуации свойственны противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу (негативные эмоции и формирование «образа врага»). Преобладает мотивация «на себя». Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы инцидива мобилизуются для достижения победы над оппонентом. (Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов – М., Аспект-Пресс,1996)
Трудные ситуации внутриличностного плана.
Они представляют собой
психические состояния
Внутриличностные затруднения – относительно несложные проблемы внутренней жизни человека. Представляют собой психические состояния сомнения, нерешительности, ненайденного выхода, отсутствия решения проблемы.
Внутриличностные конфликты – наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций. Острота протекания внутриличностного конфликта зависит от восприятия личностью значимости трудной ситуации, ее психологической устойчивости.
Внутриличностные (жизненные) кризисы выступают как особые относительно продолжительные периоды жизни личности, характеризующиеся заметными психологическими изменениями.
Человек, находящийся
в трудной ситуации, получает информацию
о разных ее элементах: о внешних
условиях; о своих внутренних состояниях;
о результатах своих
Информация о работе Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте