Особенности и способы развития памяти у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение  единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Ключевым положением принятой автором концепции развития памяти является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) возникают именно в данной последовательности.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Анализ проблемы развития произвольной памяти……………….4
1. Память и её определения………………………………………............4
1.1. Основные характеристики памяти………………………………..4
1.2. Классификации памяти……………………………………………6
1.3. Основные процессы памяти……………………………………….8
2. Развитие памяти дошкольника………………………………………...10
2.1. Концепции развития памяти……………………………………….10
2.2. Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте……12
2.3. Развитие непроизвольной памяти…………………………………..13
3. Этапы овладения произвольными формами памяти…………………...16
3.1. Соотношение произвольного и непроизвольного запоминания…..16
3.2. Формирование произвольной памяти……………………………….18
4. Становление произвольной памяти………………………………………21
4.1. Развитие опосредственного и произвольного запоминания………..21
4.2. Обучение запоминанию в дошкольном детстве……………………..23
4.3. Обучение запоминанию с использованием мнемнических средств..24
Заключение……………………………………………………………..26
Литература………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Курсовая last.doc

— 177.00 Кб (Скачать)
  1. Переход от конкретных мнемических средств (запоминая одних предметов с помощью других) к абстрактным (запоминание предметов с помощью знаков, рисунков, схем и т.п.).
  2. Переход от механических к логическим средствам запоминания и воспроизведения материала.
  3. Переход от внешних средств запоминания к внутренним.
  4. Переход от использования уже готовых или известных средств запоминания к новым, оригинальным, придуманным самим запоминающим.

      Следование  этому ходу развития в совершенствовании  средств запоминания и воспроизведения  обеспечивает постепенное формирование у ребёнка опосредованного и  произвольного запоминания.

      Если  приступить к обучению ребёнка пользованию мнемическими приёмами до того, как у него появятся первые признаки произвольного запоминания в процессе естественного развития памяти, то можно добиться того, что данный вид запоминания и воспроизведения материала начнёт складываться у детей не к пяти-шести годам, а раньше. При правильно организованном обучении можно добиться выраженного эффекта в развитии памяти уже в младшем дошкольном возрасте, т.е. на полтора-два года раньше обычного. На первом этапе обучения дети должны научиться сравнивать и соотносить друг с другом изучаемый материал, формировать смысловые группировки на основе выделения определённых существенных признаков, научиться выполнять эти операции при решении мнемических задач. (Немов Р.С.) [16, с.336]

      Формирование  умения классифицировать материал должно пройти три этапа: практический, речевой  и полностью умственный. В результате овладения приёмами группировки  и классификации можно улучшить память детей младшего дошкольного возраста. В среднем и старшем дошкольном детстве такие дети вполне осознанно, с успехом применяют подобного рода приёмы при запоминании и воспроизведении материала, демонстрируя тем самым выраженную способность к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. 
                                               Заключение

      У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение  – единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить  перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов.

      При созревании ребёнка, у него возникают  моторная, эмоциональная, образная и  словесная память, именно в данной последовательности. Причем образная память у дошкольников является доминирующим видом памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному запоминанию и припоминанию.

      Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала и применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Улучшение памяти ребёнка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности.

      Результаты  всех работ, посвященных исследованию взаимоотношений образной и словесной  памяти, образа и слова в процессах  запоминания и воспроизведения, указывают на неразрывное единство видов памяти, на единство чувственного (предметного, образного, конкретного) и словесно-логического, абстрактного в запоминании и воспроизведении. 

 

                                   Литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев - СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
  2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Под. ред. Ю.М. Забродина. – М.: Прогресс, 1980. – 528 с.
  3. Блонский П.П. Память и мышление / В кн. избр. псих. произв. – М.: Педагогика, 1979. – 288 с.
  4. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии / Л.С. Выготский - М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. – 1008 с.
  5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: 3-е издание / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко - М.: 1999. – 373 с.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер - М.: ЧеРо, 1997. - 156 с.
  7. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. / Ж. Годфруа - М.: мир, 1992. – 496 с.
  8. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания / Ю.Б. Дормашев, В.Я.Романов - М.: Тривола, 1995. – 347 с.
  9. Зинц Р. Обучение и память / Под ред. Б.А. Бенедиктова. – Мн.: 1989.
  10. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2 / З.М. Истомина – М.: 1981
  11. Крылов А.А., Маничева С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / А.А. Крылов, С.А. Маничева - СПб.: Питер, 2000. – 289 с.
  12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
  13. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия - М.: ЧеРо, 1998.
  14. Макселон Юзеф. Психология / Макселон Юзеф - М.: Просвещение, 1998. – 425 с
  15. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина - М.: Издательский центр Академия, 1997.
  16. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, Кн.2: Психология образования / Р.С. Немов - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 608 с.
  17. Немов Р.С. Общие основы психологии: Кн.1. / Р.С. Немов - М.: Просвещение,1999. – 235 с.
  18. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 448 с.
  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 1998.
  20. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев - М.: 1995.
  21. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов - М.: Просвещение, 1966.
  22. Ясперс Карл. Общая психопатология / Карл Ясперс - М.: Практика, 1997. – 218 с.

Информация о работе Особенности и способы развития памяти у детей младшего дошкольного возраста