Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:04, курсовая работа
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Ключевым положением принятой автором концепции развития памяти является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) возникают именно в данной последовательности.
Введение…………………………………………………………….3
Анализ проблемы развития произвольной памяти……………….4
1. Память и её определения………………………………………............4
1.1. Основные характеристики памяти………………………………..4
1.2. Классификации памяти……………………………………………6
1.3. Основные процессы памяти……………………………………….8
2. Развитие памяти дошкольника………………………………………...10
2.1. Концепции развития памяти……………………………………….10
2.2. Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте……12
2.3. Развитие непроизвольной памяти…………………………………..13
3. Этапы овладения произвольными формами памяти…………………...16
3.1. Соотношение произвольного и непроизвольного запоминания…..16
3.2. Формирование произвольной памяти……………………………….18
4. Становление произвольной памяти………………………………………21
4.1. Развитие опосредственного и произвольного запоминания………..21
4.2. Обучение запоминанию в дошкольном детстве……………………..23
4.3. Обучение запоминанию с использованием мнемнических средств..24
Заключение……………………………………………………………..26
Литература………………………………………………………………27
Следование
этому ходу развития в совершенствовании
средств запоминания и
Если приступить к обучению ребёнка пользованию мнемическими приёмами до того, как у него появятся первые признаки произвольного запоминания в процессе естественного развития памяти, то можно добиться того, что данный вид запоминания и воспроизведения материала начнёт складываться у детей не к пяти-шести годам, а раньше. При правильно организованном обучении можно добиться выраженного эффекта в развитии памяти уже в младшем дошкольном возрасте, т.е. на полтора-два года раньше обычного. На первом этапе обучения дети должны научиться сравнивать и соотносить друг с другом изучаемый материал, формировать смысловые группировки на основе выделения определённых существенных признаков, научиться выполнять эти операции при решении мнемических задач. (Немов Р.С.) [16, с.336]
Формирование
умения классифицировать материал должно
пройти три этапа: практический, речевой
и полностью умственный. В результате
овладения приёмами группировки
и классификации можно
улучшить память детей младшего дошкольного
возраста. В среднем и старшем дошкольном
детстве такие дети вполне осознанно,
с успехом применяют подобного рода приёмы
при запоминании и воспроизведении материала,
демонстрируя тем самым выраженную способность
к произвольному запоминанию и воспроизведению
материала.
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение – единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов.
При созревании ребёнка, у него возникают моторная, эмоциональная, образная и словесная память, именно в данной последовательности. Причем образная память у дошкольников является доминирующим видом памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному запоминанию и припоминанию.
Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала и применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Улучшение памяти ребёнка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности.
Результаты
всех работ, посвященных исследованию
взаимоотношений образной и словесной
памяти, образа и слова в процессах
запоминания и воспроизведения, указывают
на неразрывное единство видов памяти,
на единство чувственного (предметного,
образного, конкретного) и словесно-логического,
абстрактного в запоминании и воспроизведении.
Литература
Информация о работе Особенности и способы развития памяти у детей младшего дошкольного возраста