Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 11:12, контрольная работа
Нарушения речи, фонематического слуха, затрудняют формирование представления о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления.
Введение
1. Особенности временных представлений у младших школьников школы 5 вида.
2. Развитие временных представлений у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
3. Приёмы и методы развития временных представлений и их речевых обозначений.
По мнению Д.Б.Эльконина, для познания разных сторон времени нужна функция различных корковых структур мозга. Наименьшей точностью характеризуется словесная оценка интервала времени. Самое же точное восприятие времени наблюдается при воспроизведении временного интервала. Таким образом, можно говорить об особой роли слова и восприятия в оценке времени. Для приобретения опыта подчинения времени своей деятельности и действиям ребенку необходимо с раннего детства научиться ценить время, понимать его необратимость и мгновенность, подчинять свои действия времени и время своим целям.
По
Программе специальной
Подготовительный и первый класс: Основные признаки времени суток (сегодня – вчера- завтра, день- ночь, утро-вечер, лето –осень -зима-весна, раньше -позже, до-после, сначала -потом, перед -после), уточнение представлений о днях недели, временах года
Второй класс: единицы времени (час, минута)
Третий класс: единицы времени (год, месяц, неделя, сутки, час, минута) Соотношение между единицами времени. Определение времени по часам.
Четвёртый класс: Единицы измерения – секунда, век, соотношения едениц времени. Соотношение времени, скорости и расстояния (метров в минуту, километров в час),
Однако сегодня, в связи с возрастающими требованиями к уровню образованности детей, возникает необходимость коррекции не только речевого недоразвития, но и нормализации всей психической сферы ребенка.
Итак, с точки зрения психологической науки, восприятие времени, с одной стороны, опирается на чувствительную основу, а с другой - на освоение общепринятых эталонов оценки времени. Чувственному восприятию времени способствуют все основные процессы нашей органической жизни, обладающие строгой периодичностью (ритм, дыхание, биение сердца). Самое общее понимание и времени опирается на наш непосредственный эмпирический опыт.
Формирование
временных представлений
При
выполнении знакомых математических заданий
детям требуется не только организующая
и направляющая помощь, но и частичный
разбор выполняемых действий, упрощение
задания, и часто полный совместный разбор,
а также совместное выполнение всего задания.
Образовательные программы для школ 5 вида ориентируют педагогов настойчиво и последовательно учить детей замечать время, соотносить с временем игры и перемены, уроки, повседневную жизнь, приучать детей отдавать отчет о том, что сделано и могло быть сделано в то или другое время. Это вовсе не означает, что нужно постоянно говорить о времени, контролировать детей. Нужно так организовать жизнь, чтобы она была содержательна, интересна и полезна для развития у детей чувства времени.
Чувство времени в общем его определении представляет способность ориентироваться при выполнении действий на определенное время без показания специальных приборов и вспомогательных средств. Воспитание чувства времени осуществляется на протяжении всего процесса формирования представлений о времени и не отделима от него. Чувство времени имеет большое значение: оно является способом самостоятельного определения необходимого времени на то или иное занятие, игру, решение какой-то практической задачи в повседневной жизни. В разных видах деятельности "чувство времени" выступает то как чувство темпа, то как чувство ритма, то как чувство скорости.
Основными методами, используемыми на уроках математики, являются: метод решения математических задач и метод моделирования, которые представлены в различном сочетании друг с другом. При этом ведущим является практический метод, позволяющий детям узнавать и осмысливать практический материал (выполнение действий с предметами, моделирование геометрических фигур, зарисовка, раскрашивание и др.).
Учитываются психические закономерности развития, а также основные дидактические принципы: систематичность, последовательность и т. д.
При планировании содержания образовательного процесса, учитываются следующие факторы успешного обучения:
Большинство детей с тяжёлыми нарушениями речи имеют нарушения мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Поэтому, важно уделять особое внимание на уроках физкультминуткам и пальчиковой гимнастике.
Основная коррекционная задача педагога состоит в том, чтобы формировать у детей, имеющих отклонения в речевом развитии, поисковые способы ориентировки при выполнении задания по математике. Основной речевой материал для закрепления знаний, полученных при обучении математике, вне математических занятий - стихи, сказки, рассказы, в которых обязательно присутствуют числа, временные единицы и признаки.