Особенности и развитие временных представлений у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в младших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 11:12, контрольная работа

Описание работы

Нарушения речи, фонематического слуха, затрудняют формирование представления о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления.

Содержание

Введение
1. Особенности временных представлений у младших школьников школы 5 вида.
2. Развитие временных представлений у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
3. Приёмы и методы развития временных представлений и их речевых обозначений.

Работа содержит 1 файл

контрольная по Математике.docx

— 32.43 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки Российской Федерации

    Курганский  государственный университет 
 
 

    Контрольная работа 

    Дисциплина: Методика преподавания математики

    Кафедра коррекционной педагогики 

    Тема: Особенности и развитие временных представлений у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в младших классах. 
 

    Выполнила   Якушина Т.С. студент гр №465-8с

                Проверила    Логашёва О.В.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Курган 2011г. 
 

    Содержание 
 

    Введение

  1. Особенности временных представлений у младших школьников  школы 5 вида.
 
  1. Развитие  временных представлений у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
 
 
  1. Приёмы  и методы развития временных представлений и их речевых обозначений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

    С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Вся жизнь  человека тесно связана с временем, с умением измерять, распределять и ценить время. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени.  
Восприятие времени - это отражения деятельности и последовательности явлений и событий. Наше восприятие времени несовершенно: нам кажется, что время течет то быстрее, то медленнее в зависимости от того, чем заполнен тот или ной промежуток времени.

    Актуальность  изучения особенностей временных представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи обуславливается обнаруживаемыми у них нарушениями вербализации и понимания этих отношений, носящими выраженный и устойчивый характер и сохраняющимися у них в младшем и школьном возрасте, препятствуя полноценному речевому и психическому развитию детей.

    Точность  оценки временных интервалов определяется динамикой процессов возбуждения  и торможения. Дифференцировка временных  интервалов является результатом условных рефлексов на время.  
Особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие развивающимися детьми с ТНР. Временные представления развиваются медленно, в процессе длительных наблюдений, накопления жизненного опыта, изучения других величин. У детей с тяжёлыми нарушениями речи, ограниченная восприимчивость,  недифференцированность ощущений и восприятий еще больше затрудняет формирование временных представлений.

      Нарушения речи, фонематического  слуха, затрудняют формирование представления о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления. 

    Первые  представления о времени дети получают в дошкольный период. Смена дня и ночи, смена времени года, повторяемость режимных моментов в жизни ребенка - все это формирует временные представления. Однако, как временная последовательность событий, так и особенно понятие о продолжительности событий усваивается детьми с большим трудом.

    В специальных речевых школах в  коррекционном процессе делается акцент в основном на формирование устной речи детей с  ТНР и почти не уделяется внимание развитию чувственных процессов, на которых базируются все высшие психические функции.

    В частности, не достаточно отводится времени на формирование у учащихся субъективных представлений о времени, которые являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, в том числе и речи. А временные функции у детей с тяжёлыми нарушениями речи нарушены достаточно устойчиво, что не позволяет детям овладевать данными категориями в устной речи. Поэтому особенности нарушений временного восприятия и представлений и их целенаправленная коррекция у детей с ТНР могут и должны стать предметом тщательного анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Особенности временных представлений  у младших школьников  школы 5 вида. 

    Восприятие  времени человеком подготовлено всем ходом развития человечества. Сознательное восприятие времени у  человека складывалось в процессе социально - производственной практики. У человека ориентировка во времени имеет две  различные, взаимодополняющие друг друга формы отражения времени:

  1. Одна из них - это непосредственное ощущение действительности, обусловленное висцеральной чувствительностью, на базе чего образуются условные рефлексы.
  2. Другая - собственно восприятие времени, наиболее сложная и современная форма воображения, которая, развиваясь, на общей органической основе, тесно связана с обобщающей функцией второй сигнальной системы. Непосредственное восприятие временной деятельности выражается в нашей способности чувствовать ее, непосредственно оценивать и ориентироваться во времени без всяких вспомогательных средств. Эту способность называют "чувством времени".

    Дети  шести - семи лет уже правильно  пользуются временными наречиями, но не все временные категории осознаются одновременно и правильно отображаются в речи детей. Лучше усваиваются  наречия, обозначающие скорость и локализацию  событий во времени, хуже наречия, выражающие длительность и последовательность. Можно сделать вывод: процесс  речевого выражения временных понятий  у детей от шести до восьми лет  находится в стадии непрерывного роста. Это развитие протекает особенно интенсивно между шестью и семью  годами жизни ребенка, если этим процессом  управлять. Однако такая дифференцировка временных отношений в младшем школьном возрасте формируется еще медленно и в значительной степени зависит от общего умственного и речевого развития детей.

    Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, изменять время (правильно обозначая в речь), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

    В ряде исследований отмечается, что  дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) с трудом усваивают пространственные и временные отношения (А.Н. Корнев,2007; Р.И. Лалаева, 2000).

      Дети младшего школьного возраста с нарушениями речи испытывают трудности в восприятии времени и у них относительно поздно развиваются временные представления, как тягучесть, текучесть, необратимость (невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее), периодичность, одномерность. Восприятие детьми этих особенностей весьма затруднена из-за отсутствия наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определением времени или через чередование каких-то постоянных явлений. С.Л.Рубинштейн пишет: "При тождественности значений этих временных обозначений конкретный момент реальности, на который они указывают, непрерывно передвигается. Эта трудность, с которой ребенок не сразу может совладать. Поэтому дети часто спрашивают взрослых: "Сейчас уже завтра или еще сегодня"

    В формировании чувства времени определенную роль играет накопленный опыт дифференцировки времени на основе деятельности многих анализаторов. Так "чувство времени" наряду с чувственным восприятием включает и логические компоненты: знание мер времени. Таким образом "чувство времени" опирается на взаимодействие первой и второй сигнальных систем. "Чувство времени" может находиться на разных ступенях развития. 

    Характеризуя  восприятие  времени младшими школьниками с нарушениями речи, можно сказать, что в целом они понимают смену событий, их периодичность, определяют основные признаки временного интервала. Несмотря на это, представления о времени у них бедные, поверхностные, поскольку не сформировано умение строить  связное высказывание о содержании деятельности в определенный отрезок времени, нет способов оценки разных сторон времени, необходимых для  регулирования  своей собственной деятельности. Они не объясняют причинно-следственные временные связи, не понимают смысла слов, обозначающих относительные временные отношения (вчера, сегодня, завтра).

    Результаты  исследования восприятия, понимания и отражения в устной речи временных отношений у учащихся говорят о том, что у детей нарушено понимание названий и логики последовательной смены основных временных единиц, а также отражение этой последовательности в словесной форме.

      К ним относится несформированность зрительно-пространственных и временных представлений. Роль последних в речевой патологии полностью еще не определена, о чем свидетельствуют подчас противоположные мнения авторов. Одни исследователи считают, что у детей с Тяжёлыми нарушениями речи нарушается исключительно само выражение временных отношений средствами устной речи, другие утверждают, что нарушена не только вербализация этих отношений, а прежде всего, оказывается не сформированной их чувственная основа .

     Наибольшие трудности у детей вызывают задания, связанные с вербализацией представлений о месяцах и ориентировкой на часах со стрелкой. У школьников с ТНР представления о временных единицах в 12 лет остаются несформированными, такими же, как у детей без речевых нарушений 8-ми лет.

    У учащихся с  тяжёлыми нарушениями речи также не сформированы субъективные ощущения длительности временного интервала в одну минуту.  Также ритмизированная музыка и движения в определенном ритме при ходьбе на месте не способствуют увеличению точности отмеривания минуты школьниками. Несформированность у школьников с  ТНР субьективных представлений о длительности одной минуты отрицательно 
сказывается на планировании детьми своей деятельности в этом временном диапазоне. И самое главное, что характеризует детей с ТНР, что показатели отмеривания 1 минуты и планирования ими своей 
деятельности во времени не соответствуют норме и   практически одинаково 
неверные у детей 8,9,10,11 и 12 лет.
 

      
 
 
 
 
 
 
 

  1. Развитие  временных представлений  у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.

    Одним из важнейших направлений исследований специальной педагогики является разработка теоретических основ комплексной  диагностики и коррекции нарушений  развития детей с особыми образовательными потребностями (Н.Н. Малофеев,1996). Ведущие  исследования в отношении детей  с речевыми нарушениями освещают проблему воспитания и обучения полноценной  речи (Р.Е.Левина, 1961, 2005; Т.Б. Филичева, 1990; Г.В. Чиркина, 1991, 2005; и др.).

    Восприятие  времени - это отражение объективной  длительности, скорости, последовательности явлений действительности (Д.Б.Эльконин). Восприятие и ориентировка во времени у человека, как утверждает философия и психология, складываются и формируются на социальной основе в процессе его жизнедеятельности и в практике широких общественных связей и отношений.

    В своих работах Б.Г.Ананьев указывает, что подобно общей природе  отражения окружающего мира, отражение  пространства и времени выступает  в двух основных формах, одновременно являющихся и ступенями познания: непосредственной (чувственно-образной) и опосредованной (логико-понятийной). Взаимосвязь и единство этих основных форм отражения обнаруживается в  области отражения пространственно-временных  отражений объективной действительности. Значит на основе чувственности отражений  и ориентировки во времени, у ребенка  начинает складываться высшая форма  ориентировки и отражения времени - "логико-понятийная" или "теоретическая" (по терминологии Б.Г.Ананьева). Переход  к новому уровню отражения и ориентировки во времени связывают обычно с  периодом становления речи со специализацией словарного состава и грамматического  строя речи ребенка. Особая роль в  этом процессе отводится освоению ребенком специальной терминологии "временной" и обучающей функции взрослого.

    В восприятии времени участвуют три  перцептивных действия: оценка, отмеривание и воспроизведение временного интервала:

  • при оценке человек словесно определяет продемонстрированный ему материал (например, 1 минута);
  • при отмеривании сам оценивает названный ему материал;
  • при воспроизведении повторяет продемонстрированный ему интервал.

Информация о работе Особенности и развитие временных представлений у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в младших классах