Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 11:12, контрольная работа
Нарушения речи, фонематического слуха, затрудняют формирование представления о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления.
Введение
1. Особенности временных представлений у младших школьников школы 5 вида.
2. Развитие временных представлений у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
3. Приёмы и методы развития временных представлений и их речевых обозначений.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Курганский
государственный университет
Контрольная
работа
Дисциплина: Методика преподавания математики
Кафедра
коррекционной педагогики
Тема: Особенности и развитие
временных представлений у учащихся с
тяжёлыми нарушениями речи в младших классах.
Выполнила Якушина Т.С. студент гр №465-8с
Проверила Логашёва О.В.
Курган
2011г.
Содержание
Введение
Введение.
С
проблемой времени человек
Восприятие времени - это отражения деятельности
и последовательности явлений и событий.
Наше восприятие времени несовершенно:
нам кажется, что время течет то быстрее,
то медленнее в зависимости от того, чем
заполнен тот или ной промежуток времени.
Актуальность изучения особенностей временных представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи обуславливается обнаруживаемыми у них нарушениями вербализации и понимания этих отношений, носящими выраженный и устойчивый характер и сохраняющимися у них в младшем и школьном возрасте, препятствуя полноценному речевому и психическому развитию детей.
Точность
оценки временных интервалов определяется
динамикой процессов
Особенности времени как объективной
реальности затрудняют его восприятие
развивающимися детьми с ТНР. Временные
представления развиваются медленно,
в процессе длительных наблюдений, накопления
жизненного опыта, изучения других величин.
У детей с тяжёлыми нарушениями речи,
ограниченная восприимчивость, недифференцированность
ощущений и восприятий еще больше затрудняет
формирование временных представлений.
Нарушения речи, фонематического слуха, затрудняют формирование представления о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления.
Первые представления о времени дети получают в дошкольный период. Смена дня и ночи, смена времени года, повторяемость режимных моментов в жизни ребенка - все это формирует временные представления. Однако, как временная последовательность событий, так и особенно понятие о продолжительности событий усваивается детьми с большим трудом.
В специальных речевых школах в коррекционном процессе делается акцент в основном на формирование устной речи детей с ТНР и почти не уделяется внимание развитию чувственных процессов, на которых базируются все высшие психические функции.
В
частности, не достаточно отводится времени
на формирование у учащихся субъективных
представлений о времени, которые являются
составной частью и предпосылкой многих
психических процессов, в том числе и речи.
А временные функции у детей с тяжёлыми
нарушениями речи нарушены достаточно
устойчиво, что не позволяет детям овладевать
данными категориями в устной речи. Поэтому
особенности нарушений временного восприятия
и представлений и их целенаправленная
коррекция у детей с ТНР могут и должны
стать предметом тщательного анализа.
Восприятие времени человеком подготовлено всем ходом развития человечества. Сознательное восприятие времени у человека складывалось в процессе социально - производственной практики. У человека ориентировка во времени имеет две различные, взаимодополняющие друг друга формы отражения времени:
Дети
шести - семи лет уже правильно
пользуются временными наречиями, но не
все временные категории
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, изменять время (правильно обозначая в речь), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
В ряде исследований отмечается, что дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) с трудом усваивают пространственные и временные отношения (А.Н. Корнев,2007; Р.И. Лалаева, 2000).
Дети младшего школьного возраста с нарушениями речи испытывают трудности в восприятии времени и у них относительно поздно развиваются временные представления, как тягучесть, текучесть, необратимость (невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее), периодичность, одномерность. Восприятие детьми этих особенностей весьма затруднена из-за отсутствия наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определением времени или через чередование каких-то постоянных явлений. С.Л.Рубинштейн пишет: "При тождественности значений этих временных обозначений конкретный момент реальности, на который они указывают, непрерывно передвигается. Эта трудность, с которой ребенок не сразу может совладать. Поэтому дети часто спрашивают взрослых: "Сейчас уже завтра или еще сегодня"
В формировании чувства времени определенную роль играет накопленный опыт дифференцировки времени на основе деятельности многих анализаторов. Так "чувство времени" наряду с чувственным восприятием включает и логические компоненты: знание мер времени. Таким образом "чувство времени" опирается на взаимодействие первой и второй сигнальных систем. "Чувство времени" может находиться на разных ступенях развития.
Характеризуя восприятие времени младшими школьниками с нарушениями речи, можно сказать, что в целом они понимают смену событий, их периодичность, определяют основные признаки временного интервала. Несмотря на это, представления о времени у них бедные, поверхностные, поскольку не сформировано умение строить связное высказывание о содержании деятельности в определенный отрезок времени, нет способов оценки разных сторон времени, необходимых для регулирования своей собственной деятельности. Они не объясняют причинно-следственные временные связи, не понимают смысла слов, обозначающих относительные временные отношения (вчера, сегодня, завтра).
Результаты исследования восприятия, понимания и отражения в устной речи временных отношений у учащихся говорят о том, что у детей нарушено понимание названий и логики последовательной смены основных временных единиц, а также отражение этой последовательности в словесной форме.
К ним относится несформированность зрительно-пространственных и временных представлений. Роль последних в речевой патологии полностью еще не определена, о чем свидетельствуют подчас противоположные мнения авторов. Одни исследователи считают, что у детей с Тяжёлыми нарушениями речи нарушается исключительно само выражение временных отношений средствами устной речи, другие утверждают, что нарушена не только вербализация этих отношений, а прежде всего, оказывается не сформированной их чувственная основа .
Наибольшие трудности у детей вызывают задания, связанные с вербализацией представлений о месяцах и ориентировкой на часах со стрелкой. У школьников с ТНР представления о временных единицах в 12 лет остаются несформированными, такими же, как у детей без речевых нарушений 8-ми лет.
У
учащихся с тяжёлыми нарушениями речи
также не сформированы субъективные ощущения
длительности временного интервала в
одну минуту. Также ритмизированная
музыка и движения в определенном ритме
при ходьбе на месте не способствуют увеличению
точности отмеривания минуты школьниками.
Несформированность у школьников с
ТНР субьективных представлений о длительности
одной минуты отрицательно
сказывается на планировании детьми своей
деятельности в этом временном диапазоне.
И самое главное, что характеризует детей
с ТНР, что показатели отмеривания 1 минуты
и планирования ими своей
деятельности во времени не соответствуют
норме и практически одинаково
неверные у детей 8,9,10,11 и 12 лет.
Одним
из важнейших направлений
Восприятие времени - это отражение объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности (Д.Б.Эльконин). Восприятие и ориентировка во времени у человека, как утверждает философия и психология, складываются и формируются на социальной основе в процессе его жизнедеятельности и в практике широких общественных связей и отношений.
В
своих работах Б.Г.Ананьев
В восприятии времени участвуют три перцептивных действия: оценка, отмеривание и воспроизведение временного интервала: