Особенности девиантного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Содержание

1.1. Типичные формы девиантного поведения подростков
1.2. Специфические причины девиантного поведения подростков
Глава 2. Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения.
2.1. Характеристика основных средств воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков отклоняющегося поведения
2.2. Социально-педагогическая программа социализации подростков отклоняющегося поведения
Заключение
Литература
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 67.14 Кб (Скачать)

 

Деятельность клуба будет  вестись по следующим направлениям:

 

· спортивно-оздоровительная;

 

· профессиональная ориентация;

 

· художественное творчество;

 

· техническое творчество;

 

· краеведческая.

 

Отнесение этих направлений  к тому или иному виду воспитания является условным, так как нельзя четко разграничить грани применения тех или иных форм деятельности. В данном случае мы использовали принцип  доминирования.

 

Одной из основных сторон деятельности клуба является трудовое воспитание, цель которого заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации:

 

· создание кружка технического творчества (радиотехника), что в  свою очередь даст возможность заработать деньги своим трудом через оказание услуг по ремонту технических  приборов;

 

· посещение дней открытых дверей в средних специальных  учебных заведениях - демонстрация диапазона профессионального выбора;

 

· конкурс юного дизайнера  на лучшее оформление помещения;

 

· организация интересных встреч с представителями различных  профессий.

 

Гражданское воспитание. Его  цель - формирование гражданского самосознания:

 

Целью создания краеведческого кружка "Мой поселок" является формирование интереса к прошлому своего края, развитие исследовательских навыков. В рамках деятельности кружка предполагается:

 

· устные журналы, встречи  с ветеранами Войны, воинами-афганцами;

 

· проведение краеведческих  экскурсий "Достопримечательности  родного города".

 

Организуя социально-культурную деятельность по физическому воспитанию, планируется:

 

· организовать школу самозащиты, рукопашный бой, дзюдо, самбо, карате;

 

· открытие школы службы спасения, обучение навыкам по оказанию первой медицинской помощи, а также  обучение правилам поведения во время  стихийных бедствий;

 

· проведение дня здоровья (ежемесячно).

 

Цель данного воспитания - физическое развитие, закалки организма, научение владеть своим телом, координировать свои движения, а также осознание необходимости в здоровом образе жизни.

 

Нравственное воспитание. В процессе деятельности данного  направления происходит формирование нравственных качеств личности:

 

· участие в движение "Социальная инициатива" - помощь престарелым, слабым, обездоленным людям;

 

· организация театрализованных представлений, праздников, мероприятий  для детей-инвалидов, неблагополучных, неполных, многодетных семей;

 

· воскресный дискуссионный  клуб "Новый взгляд молодых".

 

Эстетическое развитие подростков будет происходить:

 

I. Через участие подростков  в эстетической секции "Грация" для девушек от 11 до 15 лет, так  как именно в этот период  у девочек происходит максимальное, как физическое, так и духовное  формирование. Цель - формирование женских  качеств через физическое и  духовное общение. Основные задачи  секции "Грация":

 

· духовное совершенствование  в подростковом возрасте девочек;

 

· рост творческой активности;

 

· физическое оздоровление.

 

Работа секции включает в  себя следующие направления:

 

· группа шейпинга;

 

· психологические тренинги;

 

цикл бесед "Уроки Афродиты" - теоретический курс с привлечением специалистов по эстетическим вопросам (парикмахер, косметолог, модельер и т.д.);

 

обучение танцам и специальной  пластике;

 

II. Посещение театров,  музеев, выставок.

 

III. Организация шоу-конкурсов "Детская мода глазами ребят", "Изменчивая мода", "А, ну-ка, девочки!", "Вперед, мушкетеры!".

 

Творческое воспитание происходит в созданных при клубе:

 

· кукольном театре, где ребята не только готовят театрализованные представления, но и обучаются технологии шитья кукол

 

· кружок "Игра на гитаре".

 

Проводя работу в клубе  по этим направлениям, нужно помнить, что лишь тесное единство всех сторон в воспитательном процессе может  обеспечить успех всей деятельности клуба.

 

Исполнители программы:

 

§ профессиональные педагоги;

 

§ профессиональные режиссеры;

 

§ специалисты по эстетическим вопросам;

 

§ комиссия по делам несовершеннолетних.

 

Заключение

 

 

На сегодняшний день, нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и насколько оно является патологическим. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, психологический и биологический. Социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведенияи выделяет два типа девиантного поведения созидающей и разрушительной направленности. Девиантное поведение деструктивной направленности - совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил. Вследствие этого данный подход отождествляет разрушительную (асоциальную) девиацию только с преступность - поведением, уголовно наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения. Психологический подход рассматривает девиацию как отклонение от естественного для конкретного индивида поведения. Поэтому некоторые ученые считают девиантным поведение зацикленности на чем-то одном, хотя оно может и не носить антисоциальный характер. Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение - результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.

 

Тем не менее, все ученые сходятся во мнении, что к отклоняющемуся поведению относятся различные  действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать.

 

Появление нарушений поведения  подростков зависит от взаимодействия многих факторов. В.В. Ковалёв предложил  рассматривать их по трём осям: социально-психологической, клинико-психопатологической и личностно-динамической. Остается спорным вопрос о том, как  взаимодействуют разного рода факторы, определяя нарушенное поведение. Обычно выделяется три типа причин: социальные, личностно-психологические и биологические. Недостаточно изученной является роль наследственности, хотя примеры девиантного поведения приёмных детей, воспитывающихся с раннего возраста в благополучных семьях, достаточно показательны. Ведущими признаны личностные особенности подростков, которые складываются под влиянием среды. Не существует какой-либо конкретной черты, предопределяющей девиации в поведении, но комплекс черт, который может, но не обязательно, привести к поведенческому отклонению. Обычно этот комплекс черт включает в себя такие качества, как тревожность, конфорность, заниженная самооценка и другие. Сам подростковый возраст является предпосылкой возникновения девиантного поведения. Процесс физического и психического развития вызывает изменения эмоционально-ценностного отношения к себе и появления недовольства собой и окружающими. Подростки, демонстрируя самоуверенность, черствость и развязанное поведение, часто испытывают робость, застенчивость и повышенную чувствительность.

 

Характер девиантного поведения подростка зависит, от того, как он научен или научен вообще отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, каким образом общество, макро- и микросоциум, стимулирует социально-инновационные, созидательные действия личности или же наоборот, не стимулирует их. Необходимо отметить все возрастающую роль средств массовой информации, как одного из социальных факторов, пропагандирующих агрессивные формы поведения.

 

Отклоняющееся: агрессивное  или замкнутое поведение подростков является одной из острейших социальных проблем нашего времени. Особую тревогу  вызывает не только растущая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их жестокость, агрессивность. Девиантное поведение подростков становится источником душевных страданий не только родителей, но самих подростков, которые нередко сами становятся жертвами со стороны сверстников.

 

Учителя и даже родители нередко сами провоцируют агрессивное  поведение подростков и закрепляют его своей реакцией. Самой распространенной мерой борьбы с девиациями подростка  часто являются различные санкции (двойки, замечания, выговор родителям, а нередко крик), что вызывает у многих детей чувство безнадежности  и раздражения из-за того, что  взрослые совершенно не хотят понять его и помочь, научить справляться  с собой, контролировать себя. Задача современного педагога состоит именно в том, чтобы - установить доверительные  отношения с "трудным" подростком и способствовать его развитию, а  также создать благоприятные  условия для саморазвития и становления  самосознания.

 

Литература

 

 

1. Краткий словарь современных  понятий и терминов. - М., 2000.

 

2. Фрейд З. Психология  бессознательного. - М., 1989.

 

3. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая  коррекционная работа с трудными  подростками. - ., 2003.

 

4. Ранняя профилактика  девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003.

 

5. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. - М., 1997.

 

6. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 1999.

 

7. Бойко А.А. Социально-педагогические  аспекты профилактики асоциального  поведения учащихся.// Адаптация  и выживание.-1995.- N10.

 

8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 1999г.

 

9. Ермолич С.Я. Ценностно-нормативные знания у подростков как условия повышения эффективности ранней профилактики девиантного поведения. //Социально-педагогическая работа.-1999.-N6.

 

10. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. - М., 1990.

11. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением. - М., 2002.

12. Кулагина И.Ю. Возрастная  психология (Развитие ребенка от  рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 176с.

13. Кучинский А.И. Предупреждение подростковой и молодежной преступности настоятельное веление времени.//Проблемы выживания.-1996.- N2.

14. Овчарова Р.В.Технология практического психолога образования. - М.: ТЦ "Сфера", 2000.

15. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы.  М., 1993.

16. Реан А.А. Психология подростка. Учебник. - СПб.: "прайм-ЕВРО-ЗНАК", 2003.

17. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.

18. Возрастная и педагогическая  психология / Под ред. А.В.Петровского. М

 ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Анкета

 

 

Убедительно просим Вас принять  участие в небольшом исследовании, результаты которого будут использованы в научных интересах. Ваше участие  имеет для нас большое значение, но оно будет полезно только в  том случае, если вы отнесетесь к  делу серьезно, искренне и личностно. Цель данного исследование - выявить спектр интересов, потребностей, жизненных ценностей подростков. Вопросник состоит из 9 вопросов, к каждому из которых предлагается выбрать один (2-3) вариантов ответа, которые Вы считаете наиболее подходящими для себя. В случае, если в анкете нет того ответа на вопрос, который Вы считаете правильным, Вы сможете написать свой собственный вариант ответа в пункте "другое".

 

Заранее благодарим Вас за участие!

 

Сначала сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе.

 

Ваш пол:

 

Возраст:

 

1. Чем предпочитаете заниматься  в свободное время

 

а) читать книги;

 

б) смотреть телевизор;

 

в) встречаться с друзьями (подругами)

 

г) посещать досуговые учреждения;

 

д) посещать дискотеки, ночные клубы;

 

е) другое

 

2. Какие фильмы предпочитаете  смотреть?

 

а) боевики;

 

б) триллеры;

 

в) детективы;

 

г) фильмы с элементами эротики;

 

д) комедии;

 

е) мелодрамы;

 

3. Что такое, на твой  взгляд, здоровый образ жизни?

 

а) не курить;

 

б) не употреблять спиртные напитки;

 

в) заниматься спортом;

 

г) жить полноценной духовной жизнью;

 

д) другое.

 

4. Ведешь ли ты здоровый  образ жизни?

 

(подчеркните то, что относится  к вам)

 

- Да

 

- Нет

 

- курю

 

- употребляю спиртные  напитки

 

- не занимаюсь спортом

 

- употребляю наркотики

 

5. Если ты уже пробовал  спиртные напитки, то при каких  обстоятельствах это произошло?

 

а) в компании друзей;

 

б) в дни семейных торжеств;

 

г) от нечего делать;

Информация о работе Особенности девиантного поведения подростков