Особенности девиантного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Содержание

1.1. Типичные формы девиантного поведения подростков
1.2. Специфические причины девиантного поведения подростков
Глава 2. Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения.
2.1. Характеристика основных средств воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков отклоняющегося поведения
2.2. Социально-педагогическая программа социализации подростков отклоняющегося поведения
Заключение
Литература
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 67.14 Кб (Скачать)

 

Следует заметить, что стремление подростка к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию  границ дозволенного, рассматриваемые  взрослыми как отклоняющееся  поведение, с точки зрения самого подростка могут считаться "нормальными  ситуациями", отражая поисковую  активность подростка и стремление к расширению границ индивидуального  опыта. Таким образом, нарушения  поведения могут быть следствием выраженного протекания подросткового  кризиса - кризиса идентичности.

 

А.Е. Личко, А.В. Мудрик подчеркивают важность для подростка складывающейся "системы отношений" со сверстниками; общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности этого периода; потребность подростков в общении, в аффилиации, изучении межличностного взаимодействия становится основным фактором в их психологическом развитии. Многие действия, свойственные подростку в ситуации общения, следует оценить как поисковые, направленные на удовлетворение потребности в получении новой информации, новых переживаний, расширении своего опыта.

 

Исследователи отмечают, что  на отклонения в поведении подростка  оказывают влияние следующие  особенности взаимоотношений: положение  изгоя в классе, отвержение со стороны  учителей, ярлык девианта в школе. Возможно, что отчуждение подростков от школы происходит вследствие нетактичности, раздражительности по отношению к подростку со стороны педагогов, равнодушия учителей, у которых отсутствуют элементарные знания о причинах и формах проявления педагогической запущенности подчеркивает, что низкий статус школьника в классе, невозможность индивидуализироваться, а затем интегрироваться в классе, неудовлетворенная потребность самоутвердиться в рамках школы ведут к тому, что подросток начинает активный поиск других сообществ, где он мог бы компенсировать личностные неудачи.

 

Подросток, стремясь найти  уважение и признание своей независимости, тяготеет к участию в спортивных, музыкальных, других академических  или неформальных группах. Неформальная субкультура не есть нечто особенное. Она впитывает в себя многие характеристики традиционной подростковой "уличной" субкультуры, являясь и группой  социальной инициативы, и клубом по интересам, фан-клубом, карнавально-демонстративным движением хиппи и панков, и подростковой бандой.

 

У подростка, включенного  в деятельность уличных групп, которые  складываются стихийно, как правило, на почве нездоровых интересов, часто  представляют собой микросреду, отрицательно влияющую на подростка, формируются  социально-отрицательные интересы, стремление к взрослым формам поведения: ранний сексуальный опыт, групповое  употребление наркотиков, алкоголизация. Членство в подростковых группах, "кодекс чести" которых опирается на доминирование групповых норм над общечеловеческими, становится залогом девиантного поведения подростка. Принадлежность к девиантной группе дает подростку новые способы самоутверждения, позволяет максимизировать свое "Я" уже не за счет социально-положительных, в которых он оказался банкротом, а за счет социально-отрицательных черт и действий.

 

Ученые единодушно отмечают огромное влияние на формирование отклоняющегося поведения детей и подростков семьи и семейных отношений. Безнадзорность, попустительство со стороны родителей, ослабление социального контроля являются внешними условиями, допускающими возможность  бесконтрольного поведения, которое  переходит во внутреннюю неспособность  личности к самоограничению.

 

Современные исследования показывают сложность отношений подростка  к взрослым, отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, дефиците общения, отдалении  подростка от семьи, неодобрении  родителями его друзей, является фактором риска возникновения психических  нарушений и поведенческих отклонений, одним из пусковых механизмов делинквентности.

 

Таким образом, к девиантному поведению прибегает отклоненная социумом личность; слабые связи "семья-ребенок", "школа-ребенок" способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно источником девиантных норм.

 

Девиантная реакция возникает у подростка, когда в семье конфликтная обстановка, и направлена против родителей, которые, по мнению подростка, виноваты перед ним. Протестные формы поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких. Причиной протеста могут быть конфликты между родителями или их равнодушное отношение к подростку, несправедливое или болезненное для его самолюбия наказание, запрещение чего-либо, что значимо для подростка.

 

Причинами отклонений в поведении  подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки  остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних в течение полугода или года изменяются ценностные ориентации. (В 70-80-е годы для этого требовалось не менее  трех лет). Отвержение базовых социальных ценностей является первопричиной  девиантного поведения. Морально-психологический "сдвиг" выражается у подростков в асоциальном поведении и может опровождаться правонарушениями, побегами, заболеваниями по наркологическому признаку, серьезными нервно-психическими расстройствами.

 

Трудно объяснимые поведенческие  реакции подростков могут быть следствием заострений, акцентуаций характера (Личко А.Е., Мудрик А.В и др.). Если раньше акцентуации считались аномалией личности, то теперь они входят в критерий нормы, поскольку характерны 90% подростков. И все же они способствуют определенным нарушениям в сфере общения. Например, при гипертимной акцентуации характера - наиболее распространенной среди подростков - выраженная реакция эмансипации и высокий уровень конформности, проявление в системе отношений черт мужественности создают почву для возникновения социальной дезадаптации, риска алкоголизации и наркотизации подростка. Акцентуация неустойчивого типа связана с изменчивостью настроения, поступков и действий без видимых причин, с нежеланием трудиться, праздностью, слабоволием, трусостью, поверхностностью контактов. Экзальтированному типу свойственна высокая впечатлительность, сильная привязанность к друзьям, искреннее и глубокое переживание чужих проблем. Тревожный тип склонен к страху, чрезмерной подчиненности, дерзкому выбросу негативных эмоций. Следовательно, при наличии какой-либо акцентуации характера (заострении черт определенного типа) личность отличается некоторыми индивидуальными гипертрофированными качествами, нарушающими социальные контакты или содействующие развитию отношений.

 

Отклоняющееся поведение  индивида, как и нормальное, является следствием обучения социальному поведению, продуктом взаимодействия социальных, культурных и психологических характеристик.

 

Глава 2. Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения

 

 

2.1. Характеристика основных  средств воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков отклоняющегося поведения.

 

 

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социо-культурной среды, окружающей его. Процесс функционирования КДД можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться.

 

Известно, что личность развивается  в процессе деятельности. И поэтому  социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в процессе социальной деятельности.

 

Такая деятельность представляет собой двуединый процесс, где  с одной стороны субъект в  результате деятельности, "отдавая  свои сущностные силы" и способности, объективирует себя в них, с другой стороны - само это объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств "объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него".

 

Такое присваивание "социальных связей, знаний, умений и навыков  успешно и самым активным образом  осуществляется в условиях культурно-досуговой деятельности. Именно в досуговой деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Как известно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации. И ее коррекция возможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.

 

При рассмотрении культурно-досуговой деятельности как педагогического процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в работе с подростками отклоняющегося поведения - объекта педагогического влияния.

 

Прежде всего, эффективность  воспитательного воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражения содержания деятельности. Форма - это сочетание способа и средств организации процесса культурно-досуговой деятельности, обусловленное его содержанием.

 

Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов  и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется  существенными изменениями всех сторон личности - психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток  субъективно вступает в отношения  с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Одна из таких форм - художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся  образно при помощи эмоциональных  средств воздействия.

 

К данной форме можно отнести - массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.

 

Вышеперечисленные формы  как вечера отдыха, шоу-представления  вызовут особый интерес у подростков в двух случаях: если пронизаны духом  соревнования, и проникнуты глубоким лиризмом. Ведь нереализованная нежность души и стремление во всем соревноваться  со сверстниками являются особенностями  трудных подростков.

 

Яркой формой организации  зрелищных представления являются балы и карнавалы. Они посвящаются важнейшим событиям в жизни подростков, но, к сожалению, эти формы сейчас применяются редко, так как для таких праздников нужны красивые костюмы, чего не могут дать многие досуговые учреждения.

 

Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. Так, например, в процессе участия в диспуте, дискуссии  подросток познает не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.

 

Так, например, в подростковом возрасте очень волнуют ребенка  проблемы полового развития, и поэтому  лекции, беседы на эту тему вызовут  большой интерес.

 

В практике культурно-досуговой деятельности встречается такая форма, как познавательно-развлекательная. Она имеет большое значение для подросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровой деятельности, можно сказать, игра теряет свою "сказочность", "таинственность". На первый план выступает познавательная значимость игры.

 

Наибольший эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана, например познавательно-развлекательные  игры "Брейн-ринг", "Что? Где? Когда?".

 

Наибольший интерес у  подростков вызывает такая форма  организации досуга, как дискотека - клуб. Существует два вида дискотеки - просветительно-образовательные (дискотека-клуб) и танцевально-развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если в первом случае преследуется четкая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет  никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию музыкального вкуса.

 

Особую роль в развитии духовных начал личности подростка, ее специализации играют социально-практические формы. Учитывая социальные и практические интересы подростков, можно создавать  комнаты психологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорта, обучения шитью, техническому творчеству.

 

Таким образом. Сложившиеся  в настоящее время формы культурно-досуговой деятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом.

 

Рассмотрим основные направления  культурно-досуговой деятельности, необходимые для воспитания и самовоспитания подростков. В педагогическом процессе одним из основных направлений деятельности культурно-досуговых учреждений является гражданское воспитание, формирующее научное мировоззрение, развивающее гражданскую активность подростка. В гражданском воспитании можно использовать такие формы, как лекции, беседы, диспуты. Примерная тематика лекций: "Отечество на рубеже веков", "Историческое прошлое нашей Родины"; тематика дискуссий: "Какой он - герой нашего времени" и т.д.

 

В данном случае привлечение  наглядных технических средств  смогут придать эмоциональную окраску  и выразительность, которые вызовут  наибольший интерес у подростков

 

Другим важным направлением культурно-досуговой деятельности является трудовое воспитание. Цель трудового воспитания заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение имеют встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных профессий, технические кружки моделирования.

 

Следующее направление культурно-досуговой деятельности - формирование личности с высоким нравственным сознанием и поведением - нравственное воспитание. Принцип нравственного воспитания - это принцип воспитания на положительных примерах. Нравственное воспитание в клубе осуществляется в сфере общения со сверстниками, через систему нравственного просвещения (этические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми). Развивая личность, важно учитывать ее способность правильно понимать прекрасное во всем многообразии его проявлений.

Информация о работе Особенности девиантного поведения подростков