Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:12, реферат
В настоящее время на российском рынке представлено заметное количество образовательных электронных изданий на CD-ROM и информационных ресурсов в Internet. ЭИ разрабатывались преимущественно
для средней школы, большинство ИР предназначено для использования в вузах, однако имеются ресурсы и для общего среднего образования. Мировой же рынок насчитывает десятки тысяч образовательных CD-ROM и сайтов в Internet.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..с.2
ГЛАВА I..………………………...……………………………………………..с.5
ГЛАВА II…………………………………………………………………….....с.8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......с.14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..с.16
≪Концепция≫ на
сайте www.eir.rn.
ГЛАВА II. АПРОБАЦИЯ И ОПЫТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭИР В
УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
Общие положения.
В настоящее время информатизация образования вступает на качественно новый уровень: решается задача массового использования компьютерных технологий в учебном процессе и одновременно рассматривается проблема создания единой для всех образовательных учреждений информационной среды.
Этот процесс сопровождается созданием соответствующих электронных изданий и ресурсов (ЭИР), охватывающих все образовательные области, кардинально расширяющих возможности учителя в выборе и реализации методик обучения и в то же время предоставляющих ученикам широкие возможности для самостоятельной работы.
Все более очевидной становится необходимость переосмыслить все элементы образовательного процесса — от разработки учебных материалов и содержания обучения до оценки результатов и наставничества. Необходимо
включать применение ЭИР в учебные планы и стандарты обучения, принимаемые федеральными, региональными и местными властями. ЭИР должны занять свое место в центре, а не на периферии учебного процесса.
Одним из важнейших этапов внедрения ЭИР в образование является апробация — экспериментальное использование издания (ресурса) в учебном процессе в сотрудничестве с разработчиками, консультантами-методистами и специалистами в предметной области. Главные цели апробации — идентифицировать эффекты применения ЭИР в учебном процессе и определить наилучшие сценарии такого применения. Апробацию не следует смешивать с тестированием продукта и с его комплексной экспертизой.
Тестирование проводится разработчиком на заключительных стадиях создания продукта с целью выявления и устранения случаев некорректного функционирования. Таким образом, тестирование является одним из этапов собственно разработки ЭИР.
Комплексная экспертиза оценивает технические, содержательные,
педагогические, методические, дизайн-эргономические, художественные
качества ЭИР. В ходе комплексной экспертизы определяется
наличие свойств, необходимых и/или желательных для данного класса
изданий (ресурсов),
присутствие декларированных
возможностей, соответствие издания (ресурса) предъявляемым
требованиям. Поэтому комплексная экспертиза ЭИР включает
техническую, содержательную и дизайн-эргономическую оценки, а
результаты ее интегрируют заключения названных экспертиз. По
итогам комплексной экспертизы может быть принято положительное
решение о возможности присвоения данному продукту соответствующего
рекомендательного грифа для использования в учебном
процессе.
Заключения по итогам апробации могут и, возможно, должны
дополнять результаты комплексной экспертизы, но, подчеркнем, главные цели апробации иные. Их можно определить как конкретизацию оптимальных, наиболее эффективных путей внедрения апробируемого издания (ресурса) в образовательный процесс. Как правило, апробация проводится в отношении ЭИР, получивших положительные заключения по результатам комплексной экспертизы и, следовательно, удовлетворяющих предъявляемым требованиям. Иными словами, апробируются лишь качественные ЭИР, уже всесторонне и пристально изученные квалифицированными экспертами, полагаемые состоявшимися в качестве успешных ЭИР и потому предназначенные для внедрения в учебный процесс как средства, решающие те задачи, ради которых они создавались. Поэтому описание и анализ свойств ЭИР, определение и/или подтверждение их качества не являются, собственно, задачами апробации или, по меньшей мере, не входят в число основных задач.
Главный вопрос, на который должны дать ответ результаты
апробации, следующий: ≪Каким именно образом надлежит использовать
данное электронное издание (или данный сетевой ресурс) в
учебном процессе для достижения наилучших результатов?≫.
Таким образом, задачи апробации следует понимать как главным
образом методические, а основным результатом должны быть
рекомендуемые апробированные методики применения электронного
издания (или ресурса) в учебном процессе.
В то время как результаты комплексной экспертизы адресованы
главным образом
государственным и
уполномоченным принимать официальные решения о
рекомендации конкретных ЭИР к применению в системе образования,
результаты апробации адресованы пользователям (прежде всего
учителям, если речь идет о среднем образовании). Поэтому при
разработке как процедуры проведения апробации, так и (в особенности)
формата представления результатов следует в первую очередь
принимать во внимание запросы и ожидания данной категории
пользователей.
Очевидно, что, получая в свое распоряжение новый инструмент,
учитель в первую очередь желает знать, что с ним делать, чтобы извлечь
из этого инструмента максимально возможную пользу в рамках его
(учителя) профессиональной деятельности. Мы говорим ≪в первую
очередь≫, потому что по мере наработки собственного индивидуального
опыта инициативный, творчески мыслящий учитель во все
большей степени будет использовать данное электронное издание (или
сетевой ресурс) для реализации собственных методических находок
и решений; но изначально, когда такого опыта еще нет, учитель должен
располагать конкретными и подробными методическими указаниями
но сценариям применения ЭИР, эффективность и целесообразность
которых показаны средствами апробации.
По результатам апробации образовательных ЭИР формируется
система корректив, подлежащих учету в ходе их совершенствования
по результатам апробации.
Процесс апробации и последующего совершенствования ЭИР
носит итеративный циклический характер IT продолжается до полного
достижения электронным изданием или ресурсом требуемых
характеристик.
Несмотря на
необходимость четкого
экспертизы, с одной стороны, и апробации —с другой, опыт
экспортирования ЭИР, тем не менее, оказывается весьма полезным и
должен быть всемерно использован при разработке процедуры
апробации.
Условия проведения апробации.
Условия проведения апробации, безусловно, должны соответствовать
основным задачам
и специфике апробируемого
издания (или ресурса). Организация, осуществляющая подготовку и
проведение апробации, в первую очередь ответственна за адекватный
выбор экспериментальной площадки.
Описания ЭИР и экспериментальных площадок со всем необходимым
обеспечением входят в перечень основных документов, предваряющих
проведение апробации.
Для проведения
апробации ЭИР в учебном
экспериментальную группу обучаемых. Группа должна состоять из
обучаемых с разной успеваемостью (отличников, успевающих на
≪хорошо≫ и ≪отлично≫, успевающих на ≪хорошо≫ и ≪удовлетворительно
≫). Это условие может быть нарушено в случае, когда
апробацию проходит ЭИР, предназначенное для обучения людей с
ограниченными возможностями.
В зависимости от специфики ЭИР для более точной оценки в
апробации может принимать участие несколько экспериментальных
групп.
При проектировании учебного процесса, в ходе которого будет
осуществляться
апробация ЭИР важно
пожелания и требования обучающихся.
Перед непосредственным использованием ЭИР в учебном процессе
следует провести подготовку обучающихся —ознакомить их с темой
учебного предмета, в преподавании которого используется ЭИР,
провести необходимый инструктаж, ознакомить с раздаточным
материалом. Затем проводится учебное занятие с использованием
ЭИР в строгом соответствии с методическими указаниями и
рекомендациями.
В ходе апробации решаются следующие основные задачи:
•поиск путей наиболее эффективного использования образовательных
электронных изданий;
•исследование и практическая проверка новых педагогических
инструментов и технологий;
•создание более широкого набора новых педагогических
сценариев и приемов работы преподавателя в образовательной
информационной среде;
•внедрение в учебный процесс тренингов и игровых ситуаций с
целью привития обучаемым навыков практической работы;
•поиск и
внедрение новых методик
рекомендаций при дистанционной работе с обучаемыми;
•разработка и применение новых видов учебной работы
преподавателя и новой структуры учебной нагрузки;
•апробация возможных критериев оценки качества обучения с
применением ЭИР.
В процессе работы обучаемых с ЭИР прослеживается ход и
эффективность усвоения учебного материала, фиксируются вопросы
учащихся, сбои в работе ЭИР. После окончания занятия ответы,
положительные и отрицательные характеристики ЭИР уточняются в
ходе коллективного обсуждения. При работе с апробируемыми
образовательными электронными изданиями должны быть корректно
решены проблемы нормирования труда преподавателей. В этом случае
к обычной аудиторной нагрузке преподавателя добавляется работа в
качестве консультанта по контролю специфических форм работы
обучаемых с ЭИР.
Кроме этого, в условиях перехода преподавателя от традиционных
форм работы в аудитории к проведению занятий с апробируемыми
ЭИР, для преподавателей серьезно повышается значение специализированной
педагогико-психологической подготовки. Далеко не
каждый преподаватель может безболезненно перейти к работе в новых
условиях.
Результаты анализа хода апробации и выявленной специфики
функционирования ЭИР в условиях реального учебного процесса
направляются в образовательные организации, использующие такие