Особенности апробации и экспертизы образовательных электронных изданий и ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:12, реферат

Описание работы

В настоящее время на российском рынке представлено заметное количество образовательных электронных изданий на CD-ROM и информационных ресурсов в Internet. ЭИ разрабатывались преимущественно
для средней школы, большинство ИР предназначено для использования в вузах, однако имеются ресурсы и для общего среднего образования. Мировой же рынок насчитывает десятки тысяч образовательных CD-ROM и сайтов в Internet.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..с.2
ГЛАВА I..………………………...……………………………………………..с.5
ГЛАВА II…………………………………………………………………….....с.8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......с.14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..с.16

Работа содержит 1 файл

Реферат ИСИКТУП.doc

— 100.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

Особенности апробации и экспертизы образовательных  электронных изданий и ресурсов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Казань  – 2011 

Содержание: 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..с.2

ГЛАВА I..………………………...……………………………………………..с.5

ГЛАВА II…………………………………………………………………….....с.8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......с.14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..с.16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕЕДЕНИЕ. КОМПЛЕКСНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЭЛЕКТРОННЫХ

ИЗДАНИЙ И РЕСУРСОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИХ

КАЧЕСТВА.

В настоящее  время на российском рынке представлено заметное количество образовательных электронных изданий на CD-ROM и информационных ресурсов в Internet. ЭИ разрабатывались преимущественно

для средней  школы, большинство ИР предназначено  для использования в вузах, однако имеются ресурсы и для общего среднего образования. Мировой же рынок насчитывает десятки тысяч образовательных CD-ROM и сайтов в Internet.

На фоне такого количества образовательных изданий  и ресурсов

существует  два распространенных заблуждения. Первое сводится к

тому, что ≪можно купить лицензию на издание или ресурс, перевести

на русский  язык и успешно использовать в  образовательном процессе≫.

Второе  — ≪в Интернет есть все≫. К сожалению, и первое и второе

утверждения —  лишь иллюзия, заблуждение. Вполне разумной представляется локализация известных продуктов общекультурного характера. Объективно, например, что прогулку по Лувру лучше сделают французы, чем кто-либо другой. Интерес также представляют зарубежные информационно-справочные источники. Однако здесь процесс локализации уже не будет только переводом на русский язык, необходимы некоторые содержательные изменения. Некоторые исторические события, приоритеты в научных открытиях и многие другие события в разных странах трактуются по-разному.

Что же касается чисто учебных ЭИР, их переработка при локализации

в подавляющем  большинстве случаев окажется нерентабельной. Основным препятствием на пути локализации зарубежных учебных продуктов является значительная разница в содержании предметных областей, учебных программ по ним, в глубине изучения того или иного

предмета. Вряд ли нужно отбрасывать положительный  опыт российского

образования, признанный во всем мире, и идти по пути компиляций.

Аналогичная ситуация и с информационными ресурсами  в глобальной сети. В масштабах мирового знания Internet сегодня можно сравнить с небольшим читальным залом, или с книжным развалом, куда приносят на продажу все, что попадет под руку. Понятно, что эклектика отнюдь не способствует организации систематического образовательного процесса. В Internet достойных аналогов отечественных школьных учебников еще крайне мало. Равно как и учителей, которых сеть пока не клонирует. Справедливости ради нужно отметить очень высокую динамику развития, так что, если оценивать не текущее состояние, а процесс, то перспективы обнадеживают.

Вклад России в  бурно развивающийся мировой  рынок ЭИР пока

еще невелик. Однако можно отметить хорошее качество отдельных

продуктов на CD, лицензированных и изданных в  развитых странах

Западной Европы и Америки, завоевавших призы  и дипломы

зарубежных конкурсов электронных изданий.

Электронное издание (ЭИ) или сетевой информационный ресурс

(ИР) представляет  собой сложный продукт, в котором  интегрируются

достижения современной  техники, содержание по предметной области

и методика обучения, дизайн и художественные качества. Действительно,

по сравнению  с книгой, для воспроизведения  ЭИР требуется

определенный  программно-технический комплекс, ЭИР  включает

информацию во всех известных на сегодня видах  представления: текст,

речь, музыку, фото, видео, графику, анимацию, а также комбинированные

интерактивные компоненты виртуальной реальности.

Электронное мультимедиа  издание/ресурс — не просто ≪сложная научно-техническая продукция≫, это еще и полнота содержания, методические находки, это высокий уровень творчества, настоящее искусство.

Переход от экспертизы книги к экспертизе электронного издания/

ресурса аналогичен выходу с плоскости в многомерное  пространство.

Естественно, что  педагогические, методические, творческие возможности

в этом пространстве выше на порядок, но тем сложнее определить технологию и критерии качества продукта.

Необходимо учитывать, что сегодня процедура присвоения

учебному изданию  грифа Федеральным экспертным советом  проводится

отдельно для  каждого издания в составе  УМК. В результате в

Перечень-каталог учебно-методических изданий каждая составляющая

УМК заносится  как самостоятельная позиция. Между  тем, далеко не все издательства проводят экспертизу своих ≪вспомогательных≫ изданий (как в книжной форме, так и ЭИР). Проблема экспертизы модульных УМК, использующих информацию как на локальных носителях, так и опирающихся на ресурсы в сети Интернет, представляется крайне сложной и заслуживает отдельного рассмотрения (включения в план актуальных НИР). Очевидно только, что процесс реализации модульных УМК нового поколения требует введения в классификатор видов учебных изданий ФЭС новых категорий.

Для оптимизации  расходования средств на закупку  учебных

изданий и обеспечения  на местах совершенствования образовательного

процесса в  соответствии с авторскими программами издания,

заявленные как  части УМК, должны одновременно подаваться на

ФЭС, вместе подвергаться экспертизе и выдвигаться на присвоение грифа.

В основу критериев  оценки и технологии экспертизы электронных изданий и ресурсов положен опыт Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям Минобразования России, опыт проведения российских фестивалей и конкурсов CD-ROM, а также принятые в мире критерии оценки на международных мероприятиях (≪Milia≫, ≪Festival Audiovisuel International* и др.). В части содержательной

экспертизы использовался  также многолетний опыт работы Федерального экспертного совета по учебному книгоизданию Минобразования России.

 

ГЛАВА I. Виды комплексной экспертизы. 

В результате разработана  технология, при которой ЭИР подвергается

комплексной экспертизе, включающей:

• техническую  экспертизу;

• содержательную и психолого-педагогическую экспертизу;

• экспертизу дизайн-эргономики.

Таким образом, каждое ЭИР должны исследовать, по меньшей  мере,

три эксперта разных профилей (на практике по 2-3 эксперта каждого

профиля, всего  от 6 до 9). Каждый из них заполняет  соответствующий

Аттестат экспертной оценки, дает оценку рассмотренных  качеств

продукта в  баллах.

Содержательная  экспертиза.

Содержательная  экспертиза оценивает полноту содержания в

предметной области, педагогические и методические свойства ЭИР.

Рассматривается позиционирование издания по виду, предмету,

составу материала, характеристики по сравнению с ближайшими

аналогами. Аттестат содержательной экспертизы включает:

Основные положения Концепции ЭИР

• оценку объема материала и степени разработки темы (соответствие

обязательному минимуму по квалификационным

требованиям, актуальность, новизна, оригинальность и пр.);

• оценку содержания в целом (фактографическая, идеографическая,

прагматическая  содержательность, фоновое культурное

знание, формирование целостной картины и пр.);

• педагогическую оценку (соответствие интересам преподавателя,

обучаемого, организации  материала, культурологическая

составляющая  и пр.);

• методическую состоятельность продукта (оценка используемых

методик, системы  контроля, соответствие принципам вариативности и пр.).

Дизайн-эргономическая экспертиза.

Экспертиза дизайн-эргономики ЭИР оценивает качества дизайна

аудио-видеоряда, психологические, эргономические и художественные

качества продукта. Сложность этой экспертизы заключается  в том, что

она оценивает  искусство разработчиков. Аттестат экспертизы дизайн-

эргономики включает:

• оценку художественных средств (полнота использования  и

гармония средств  мультимедиа, оригинальность и качество

мультимедиа компонентов  и пр.);

• оценку организации  интерактива (способы передачи реакций

сторон, оригинальные приемы и пр.);

• оценку эргономики, комфортности пользователя (интуитивная

ясность, дружественность, удобство навигации и пр.);

• оценку простоты использования.

Техническая экспертиза.

Техническая экспертиза оценивает работоспособность ЭИР  на программно-технических комплексах различных (по крайней мере —трех) конфигураций.

При этом рассматриваются:

• установка/удаление продукта в системе (требуемая память,

вторжение в  предустановки ОС, корректность автоматической

установки стандартного ПО, восстановление предустановок ОС

при деинсталляции, удаление собственных элементов  и пр.);

• функциональное тестирование (работоспособность активных

зон, всех заявленных функций, логических переходов, ресурсо-

емкость и качество мультимедиа компонентов и пр.);

• качество программной  реализации (поведение при провокациях,

при запуске  параллельных приложений, скорость отклика  на

запросы и пр.);

• работа продукта в локальной сети.

Документирование  комплексной экспертизы.

После завершения трех экспертиз и обсуждения Аттестатов на

экспертном совещании  заполняется сводная форма —  Акт экспертизы

ЭИ, в котором  указывается общая оценка качеств продукта в баллах

(от 0 до 100). В  результате возможно составление  рейтингового списка

электронных изданий, отвечающего на волнующий практически  всех

вопрос: ≪что (сегодня) лучше?≫.

Аккуратная формулировка вопроса, конечно, связана с известной

субъективностью любой экспертизы. Однако случаи, когда установленный

рейтинг разных продуктов одной компании совпадал с качественной оценкой самих разработчиков, позволяют надеяться на достаточную объективность подхода. Формы Аттестатов и Акта экспертизы можно найти в разделе

Информация о работе Особенности апробации и экспертизы образовательных электронных изданий и ресурсов