Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:36, курсовая работа
Важнейшей задачей науки является раскрытие сущности неуспеваемости при данных целях и содержании образования, выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею.
Введение………………………………………………………………….……..3
I. Теоретические основы неуспеваемости школьников
1.Педагогическая запущенность ………………………………..… ….…4
2.Дети с временной задержкой психического развития……...….……..8
3.Чрезмерная учебная нагрузка……………………………………..…….10
4.Хроническая неуспеваемость и школьная тревожность……………..12
5.Снижение мотивации в учёбе………………………………..………….14
II. Методы преодоления и предупреждения неуспеваемости………………..15
III.Заключение…………………………………………………………………...18
Список использованной литературы…………………………………………...19
Значимость
общения со старшим школьником может
оказаться условием «запуска» познавательных
мотивов. Местом совместных занятий
не обязательно должен быть кружок;
дома родители могут устраивать нечто
вроде «клуба по интересам», в котором
сами принимают посильное участие.
II.
Методы преодоления
и предупреждения неуспеваемости
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:
1.
Педагогическая профилактика - поиски
оптимальных педагогических
2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.
3.
Педагогическая терапия - меры
по устранению отставаний в
учебе. В отечественной школе
это дополнительные занятия.
4.
Воспитательное воздействие.
Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые принципиальные положения.
На
первый план в работе с неуспевающими
школьниками выдвигаются
Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов).
При
разработке путей совершенствования
учебно-воспитательного
Обращено внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.
Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся.
На
тех или иных этапах урока организуется
самостоятельная работа по группам,
и учащиеся выполняют задания
разной степени трудности. Учитель
помогает в первую очередь слабым
учащимся. На последнем этапе учащиеся
выступают с отчетом о
В практике школы широко используют разного рода дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что она увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.
Еще один важный вопрос относится к организации обучения второгодников.
В литературе отмечается, что повторный курс наносит большой ущерб школе, травмирует учащихся и малоэффективен. В связи с этим возникла идея и имеется довольно широкая практика создания специальных классов (и школ) как для неуспевающих учащихся с замедленным темпом развития, так и для переростков, второгодников и оставшихся на третий год в том же классе. Особенностью обучения в специальных классах является их меньшая наполняемость, специальные методы обучения и программы, предусматривающие ликвидацию пробелов за предыдущие классы. Используется режим школы продленного дня; учителя получают повышенную заработную плату. Положительные результаты работы таких классов описаны в литературе.
В педагогической литературе рассматривается вопрос об условиях перевода неуспевающих школьников в следующий класс. Весьма своевременными представляются попытки модифицировать условия перевода, сделать их более гибкими. Суть дела состоит в том, чтобы дать возможность учащимся, которые могут и хотят догнать свой класс, будучи условно переведенными в следующий класс, в течение I четверти ликвидировать свои пробелы, пройти испытательный срок.
Для
предупреждения неуспеваемости, как
показал анализ условий,
вызывающих отставание, основное значение
имеет совершенствование процесса обучения,
усиление его воспитывающего и развивающего
воздействия. Рекомендации направлены
на разрешение этих вопросов как в индивидуальной
работе с учащимися, так и в работе со всем
классом.
Заключение
Дети, испытывающие трудности обучения, требуют особого внимания учителя. Естественно, они осложняют работу в классе, замедляют общий темп работы, нуждаются в индивидуальном подходе. Знание причин трудностей освоения навыка, своевременная медико-педагогическая коррекция помогут оградить ученика от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье, а это главная задача учителя.
Главное, что было выявлено – это интерес к учебному предмету, он положительно влияет на успеваемость учащихся. А это значит, что каждый учитель должен прежде всего заинтересовать ученика своим предметом, а уже потом развивать у ученика навыки и умения. Развив эти качества у школьника, будут появляться качественные знания. Не последнюю роль играет доброжелательность и внимание учителя к ученику. Ведь если быть внимательным к своим ученикам, отмечаются изменения в их поведение, появляется старание к успешности. Нужно обязательно держать в поле зрения каждого ребенка, ведь ребенок не должен быть вялым, плаксивым, замкнутым, склонным к уединению или, наоборот, беспокойным, агрессивным, не дающим ни минуты покоя, ни себе, ни окружающим. Особенно важно вовремя заметить резкое изменение поведения. Эти изменения, особенно «вдруг» возникшие, требуют пристального внимания и учителя, и родителей.
Практика
показывает, что неуспехи в учебе могут
привести к чувству неполноценности, а
оно в свою очередь формирует отрицательное
отношение к учебе. Вот эту цепь неуспехов,
неверия в себя и необходимо разорвать.
Список использованной
литературы
Информация о работе Основы педагогической профилактики в борьбе с неудачами в учебе