Основы педагогической профилактики в борьбе с неудачами в учебе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Важнейшей задачей науки является раскрытие сущности неуспеваемости при данных целях и содержании образования, выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……..3

I. Теоретические основы неуспеваемости школьников

1.Педагогическая запущенность ………………………………..… ….…4
2.Дети с временной задержкой психического развития……...….……..8
3.Чрезмерная учебная нагрузка……………………………………..…….10
4.Хроническая неуспеваемость и школьная тревожность……………..12
5.Снижение мотивации в учёбе………………………………..………….14


II. Методы преодоления и предупреждения неуспеваемости………………..15
III.Заключение…………………………………………………………………...18
Список использованной литературы…………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

     Значимость  общения со старшим школьником может  оказаться условием «запуска» познавательных мотивов. Местом совместных занятий  не обязательно должен быть кружок; дома родители могут устраивать нечто  вроде «клуба по интересам», в котором  сами принимают посильное участие. 

 

     II. Методы преодоления и предупреждения неуспеваемости 

        Современная дидактика в качестве основных путей  преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

    1. Педагогическая профилактика - поиски  оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю.Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно - воспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.

        2. Педагогическая диагностика - систематический  контроль и оценка результатов  обучения, своевременное выявление  пробелов. Для этого применяются  беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

        3. Педагогическая терапия - меры  по устранению отставаний в  учебе. В отечественной школе  это дополнительные занятия. На  Западе - группы выравнивания. Преимущества  последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

        4. Воспитательное воздействие. Поскольку  неудачи в учебе связаны чаще  всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника. 

    Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления  неуспеваемости. Анализ разнообразных  практических мер позволил выявить некоторые принципиальные положения.

    На  первый план в работе с неуспевающими  школьниками выдвигаются воспитательные и развививающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими  признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.

    Осуществляется   нейтрализация   причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих  обстоятельств и усиление положительных  моментов).

    При разработке путей совершенствования  учебно-воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению учёта и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. Плодотворными  представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психологических работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.

    Обращено  внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется  давать им больше времени для обдумывания  ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.

    Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся.

    На  тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания  разной степени трудности. Учитель  помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения  каждого ученика.

    В практике школы широко используют разного  рода дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что  она увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.

    Еще один важный вопрос относится к организации  обучения второгодников.

    В литературе отмечается, что повторный  курс наносит большой ущерб школе, травмирует учащихся и малоэффективен. В связи с этим возникла идея и имеется довольно широкая практика создания специальных классов (и школ) как для неуспевающих учащихся с замедленным темпом развития, так и для переростков, второгодников и оставшихся на третий год в том же классе.  Особенностью обучения в специальных классах является их меньшая наполняемость, специальные методы обучения и программы, предусматривающие ликвидацию пробелов за предыдущие классы. Используется режим школы продленного дня; учителя получают повышенную заработную плату. Положительные результаты работы таких классов описаны в литературе.

    В педагогической литературе рассматривается  вопрос об условиях перевода неуспевающих школьников в следующий класс. Весьма своевременными представляются попытки модифицировать условия перевода, сделать их более гибкими. Суть дела состоит в том, чтобы дать возможность учащимся, которые могут и хотят догнать свой класс, будучи условно переведенными в следующий класс, в течение I четверти ликвидировать свои пробелы, пройти испытательный срок.

    Для предупреждения неуспеваемости, как  показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом. 

 

      Заключение 

     Дети, испытывающие трудности обучения, требуют особого внимания учителя. Естественно, они осложняют работу в классе, замедляют общий темп работы, нуждаются в индивидуальном подходе. Знание причин трудностей освоения навыка, своевременная медико-педагогическая коррекция помогут оградить ученика от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье, а это главная задача учителя.

     Главное, что было выявлено – это интерес  к учебному предмету, он положительно влияет на успеваемость учащихся. А это значит, что каждый учитель должен прежде всего заинтересовать ученика своим предметом, а уже потом развивать у ученика навыки и умения. Развив эти качества у школьника, будут появляться качественные знания. Не последнюю роль играет доброжелательность и внимание учителя к ученику. Ведь если быть внимательным к своим ученикам, отмечаются изменения в их поведение, появляется старание к успешности. Нужно обязательно держать в поле зрения каждого ребенка, ведь ребенок не должен быть вялым, плаксивым, замкнутым, склонным к уединению или, наоборот, беспокойным, агрессивным, не дающим ни минуты покоя, ни себе, ни окружающим. Особенно важно вовремя заметить резкое изменение поведения. Эти изменения, особенно «вдруг» возникшие, требуют пристального внимания и учителя, и родителей.

     Практика  показывает, что неуспехи в учебе могут привести к чувству неполноценности, а оно в свою очередь формирует отрицательное отношение к учебе. Вот эту цепь неуспехов, неверия в себя и необходимо разорвать. 
 

 

    Список использованной литературы 

  1. Блонский  П.П. Школьная успеваемость. Избр. Пед. Произв. М., 1961.
  2. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону, 1972
  3. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М, 1954.
  4. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников.- Минск: Народная асвета, 1977.
  5. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М. К. Акимова и др; Под ред. И.В. Дубровиной.-М.: Просвещение, 1991.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании- М.: Владос,1996

Информация о работе Основы педагогической профилактики в борьбе с неудачами в учебе