Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:36, курсовая работа
Важнейшей задачей науки является раскрытие сущности неуспеваемости при данных целях и содержании образования, выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею.
Введение………………………………………………………………….……..3
I. Теоретические основы неуспеваемости школьников
1.Педагогическая запущенность ………………………………..… ….…4
2.Дети с временной задержкой психического развития……...….……..8
3.Чрезмерная учебная нагрузка……………………………………..…….10
4.Хроническая неуспеваемость и школьная тревожность……………..12
5.Снижение мотивации в учёбе………………………………..………….14
II. Методы преодоления и предупреждения неуспеваемости………………..15
III.Заключение…………………………………………………………………...18
Список использованной литературы…………………………………………...19
В результате воздействия всех этих неблагоприятных факторов у ребят к моменту поступления в школу, как правило, не происходит формирование школьно-значимых функций. По сравнению со сверстниками, поступающими в первый класс, у них отмечается крайне недостаточный запас знаний, сведений, умений. Узок их кругозор, бедна речь, слабо развиты моторные навыки. Эти дети никак не осознают себя учениками. В их поведении преобладают детскость, непосредственность, игровые интересы, стремление только к удовольствиям. Познавательные процессы абсолютно не интересуют таких учеников. На уроках они сразу становятся вялыми, скучными или наоборот, излишне беспокойными, совершенно не могут сосредоточиться на задании. Что я и наблюдаю на своих уроках в 6 классе, в котором шесть детей ЗПР. Все, о чем говорится на уроках, проходит мимо них. Для таких учеников характерно стойкое снижение работоспособности с расстройством внимания, памяти, способности переключаться с одного вида на другой. Особенно резко страдают концентрация внимания, целенаправленная деятельность.
На фоне стойкой неуспеваемости, которая характерна для детей с временной задержкой психического развития, часто отмечаются трудности обучения, связанные с речевым, моторным недоразвитием.
Дети, имеющие задержку психического, речевого, или моторного развития, являются очень сложными для массовой школы, требуют от учителя много терпения и внимания. Недопустимо игнорировать их, не оказывать необходимой своевременной помощи, доводить ребенка неправильным подходом, невниманием, негативным отношением до появления у него грубой педагогической запущенности, срыва в психическом здоровье, т.е. до непоправимой ситуации, когда встает вопрос о возможности его обучения вообще в массовой школе.
Занимаясь с отстающими учениками, я стараюсь не допускать, чтобы у ребят образовалась педагогическая запущенность, какой-нибудь пробел. С этой целью я не перехожу к изучению нового материала, пока не усвоен пройденный.
Похвала
это маленький успех в
На практике я замечаю за некоторыми учителями, которые позволяют себе «забивать» неуспевающего ученика восклицаниями типа «Плохо!», «Опять плохо!», «Не стараешься!» и т.д. Естественно ученик совсем теряет веру в свои силы – «Старайся не старайся – все равно двойка!».
Поэтому мое простое правило: «Хвалить при всех, ругать – только наедине».
Так
же необходимо учитывать, что дети,
имеющие временную задержку в
развитии, отличаются от умственно
отсталых именно тем, что хорошо воспринимают
предлагаемую помощь, сознательно переносят
понятое ими решение на задачи аналогичного
характера, правильно оперируют теми понятиями,
которые они имеют. При своевременной
коррекции большинство из них хорошо продвигаются
и постепенно выравниваются.
Чрезмерная учебная нагрузка – одна из причин неуспеваемости школьников.
Среди
основных факторов формирования здоровья
детей и их успеваемости важное значение
принадлежит суммарной учебно-
Изучение
умственной работоспособности школьников
выявило увеличение случаев сильного
и выраженного утомления к
концу учебного дня у учащихся
гимназий до 55% случаев против 38% в массовых
школах. Количество неблагоприятных сдвигов
артериального давления к концу учебной
недели у гимназистов было гораздо больше.
Прослежена чёткая зависимость числа
неврозоподобных реакций учащихся от
объёма учебной нагрузки. У гимназистов
этот показатель достигал 85% против 60%
у учащихся массовых школ.
Наиболее низкие адаптационные возможности, работоспособность, успеваемость отмечены у учащихся 1-х, 7–8-х классов и 10–11-х классов. Большая учебная нагрузка создаёт серьёзные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма во сне, двигательной активности, пребывании на воздухе.
Напряженный характер учёбы, значительный объём учебной нагрузки, дефицит времени для усвоения информации является выраженными психотравмирующими факторами для ребёнка, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает отрицательное воздействие на развивающийся детский организм.
К
наиболее выраженным стрессовым ситуациям
в школе могут быть с полным
правом отнесены экзамены. Весьма образно
охарактеризовал состояние
Важно
в каждый учебный день, на каждом
уроке чувствовать субъективное
состояние каждого школьника. Это
даёт учителю основание для творческого
поиска методов обучения и воспитания
учащихся, реализации творческих возможностей
для преодоления неуспеваемости школьников
в образовательном процессе.
Хроническая неуспеваемость и школьная тревожность – основная сфера проявления трудностей в учёбе
В период подготовки к обучению в школе или немного позже – в начале школьного обучения – происходит изменение в отношении взрослых к успехам и неудачам ребёнка. «Хорошим» оказывается, прежде всего, тот ребёнок, который много знает, успешно учится, с лёгкостью решает задачи.
К
трудностям и неудачам, почти неизбежным
в начале школьного обучения, родители
часто относятся резко
Неуспех порождает тревогу, которая способствует закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее становится разорвать этот круг, поэтому неуспешность становится «хронической». Если уровень тревоги и без того повышен, то его дополнительное повышение (волнение) ещё больше понижает результаты учёбы. Из-за этого ответственные контрольные и экзаменационные работы выполняются не лучше, а хуже повседневных заданий.
Нужно помнить, что первичные причины, приводящие, в конечном итоге, к неуспеваемости, могут быть различными. Наиболее распространённой предпосылкой служит недостаточная подготовленность ребёнка к школе, приводящая к затруднениям с первых дней обучения. Так, например, недоразвитие мелкой моторики (умения управлять тонкими движениями пальцев и кисти руки) сразу вызывает неудачи при обучении письму. Несформированность произвольного внимания приводит к трудностям в организации всей работы на уроке; ребёнок не запоминает, «пропускает мимо ушей» задания и указания учителя.
В
некоторых случаях «слабым
Возможен вариант, когда первоисточником хронической неуспешности является повышенная тревожность школьника, сформировавшаяся под влиянием семейных конфликтов или неправильного стиля воспитания. Вызванная этим общая неуверенность в себе, склонность панически реагировать на любые трудности переносится и на школьную жизнь.
Независимо от исходной причины, развитие по типу хронической неуспешности протекает примерно одинаково. В конечном итоге во всех случаях наблюдается сочетание низких достижений, резко повышенной тревожности, неуверенности в себе и низкой оценки окружающих.
Главное, что должны сделать взрослые (родители и учителя) в этом случае, – обеспечить ощущение успеха. Необходимо объяснить родителям и учителю, как именно надо оценивать ребёнка. Эти правила достаточно просты: ни в коем случае не сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Его нужно сравнивать только с самим собой и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем диктанте было пропущено три буквы, а в сегодняшнем – только две, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности и иронии оценен взрослыми.
Длительное
состояние тревоги
Следующей причиной трудностей в учёбе является уход от деятельности. Это уход во внутренний план, в игровое фантазирование. Школьник как бы «отсутствует» на уроке, не слышит адресованных ему вопросов и указаний учителя, не выполняет заданий. Негативными последствиями ухода от деятельности являются часто встречающиеся пробелы в знаниях, трудности в полной реализации своих возможностей. Уход от деятельности – частая причина жалоб учителей и родителей.
Первичный
поиск сферы самореализации для
ученика, с уходом от деятельности, психолог
предпринимает вместе с родителями. Здесь
следует найти интересное для ребёнка
дело.
Снижение мотивации в учёбе – одна из причин низких результатов в учёбе
Снижение
мотивации в учёбе
Причина отсутствия познавательных интересов может быть и обратной: когда родители, чересчур озабоченные его развитием, слишком рано и в неподходящих формах начинают «напичкивать» его знаниями, учить читать, писать и считать. Педагогически безграмотное обучение может прочно отбить у ребёнка желание заниматься любыми подобными вещами. Выход и в этом случае тот же: совместные занятия с познавательной направленностью, а не одностороннее обучение с позиции учителя, вдалбливающего знания нерадивому ученику.
Простейшие варианты совместных познавательных занятий со школьниками – это наблюдения за растущими растениями, фиксация изменений в природе, проведение опытов по химии. Занятие из предложенного набора или какое-либо самостоятельно изобретённое с учётом конкретных семейных условий становится первым мостиком, ведущим к восстановлению учебной мотивации. Познавательные занятия должны носить характер вовлечения одного школьника в сферу интересов другого, а не обычного «подтягивания» отстающего по предметам.
Информация о работе Основы педагогической профилактики в борьбе с неудачами в учебе