Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:36, курсовая работа
Важнейшей задачей науки является раскрытие сущности неуспеваемости при данных целях и содержании образования, выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею.
Введение………………………………………………………………….……..3
I. Теоретические основы неуспеваемости школьников
1.Педагогическая запущенность ………………………………..… ….…4
2.Дети с временной задержкой психического развития……...….……..8
3.Чрезмерная учебная нагрузка……………………………………..…….10
4.Хроническая неуспеваемость и школьная тревожность……………..12
5.Снижение мотивации в учёбе………………………………..………….14
II. Методы преодоления и предупреждения неуспеваемости………………..15
III.Заключение…………………………………………………………………...18
Список использованной литературы…………………………………………...19
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Владимирский
государственный университет»
Кафедра
психологии
Курсовая работа
Выполнил: ст-т
гр. ЗПл–109
Богданова
А.А.
Проверил:
преподаватель
Зыкова
З.Н.
Владимир 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Теоретические основы неуспеваемости школьников
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение
Роль успеваемости в развитии школьника огромна! Актуальность этой проблемы всегда была и будет значима, как для учеников, учителей, а также и для родителей. Разработкой проблем детской психологии занимались А.С. Выготский, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин и др., они всесторонне рассматривали успешность ученика, М.А. Давыдов утверждал, что движущей силой учения и возбуждения потребности в овладении изучаемым материалом является переживание учащимися внутренних противоречий между знанием и незнанием, между возникающими у них познавательными вопросами и проблемами и недостатком наличных знаний для их решения. Эти противоречия учеников и должны хорошо чувствовать учителя.
Важнейшей
задачей науки является раскрытие
сущности неуспеваемости при данных
целях и содержании образования,
выявление структуры
Очень
важно своевременно выявить причины
неуспеваемости и устранить их. Если в
младших классах у ребенка не выработались
навыки и желание учиться, то с каждым
годом трудности в обучении будут расти,
как снежный ком. Также выявление причин
неуспеваемости обусловлено необходимостью
поиска верных путей преодоления данной
проблемы.
I.
Теоретические основы
причины неуспеваемости
школьников
Педагогическая запущенность – главная причина низкой успеваемости школьников
Одной из причин низкой успеваемости школьников является педагогическая запущенность.
Опыт работы учителей, педагогических коллективов свидетельствует о том, что индивидуальный и дифференцированный подход в учебной и воспитательной работе с педагогически запущенными детьми дают положительные результаты, позволяют предупреждать, а в случае необходимости и преодолевать недостатки в учёбе таких учащихся.
В
тоже время недостаточная
Проявлениями её являются пробелы в учебно-практических и социально-этических знаниях, наличие отрицательного жизненного опыта, отставание в развитии, отклонения в отношении к окружающим и к себе, негативное отношение к различным видам деятельности.
Ранняя диагностика и предупреждение педагогической запущенности учащихся – задача комплексная. Её решение связано с широким аспектом социально-педагогических воздействий. Она может и должна преодолеваться педагогическими средствами.
Основную
роль в педагогической запущенности
играют родители, их педагогическая некомпетентность,
низкий уровень образованности, отсутствие
педагогических и психологических
знаний при подготовке детей к школьной
жизни, отсутствие детских дошкольных
учреждений. Так при знакомстве с личными
делами учащихся (рис. 1) и (рис. 2), бесед с
родителями выявлена следующая картина:
ни одного из 9 учащихся у родителей нет
высшего образования. У 2-х учащихся родители
имеют среднеспециальное образование,
у 1-го ребенка родители имеют основное
среднее образование, у остальных 6 ребят
родители имеют только основное образование,
естественно такие родители не могут помочь
ребенку в хорошей подготовке к школе.
Рисунок
1. Успеваемость учащихся
Рисунок
2. Диаграмма среднего балла
Основными путями предупреждения педагогической запущенности являются:
Работа по предупреждению и преодолению возникшей педагогической запущенности требует кропотливой индивидуальной работы учителя, воспитателя с детьми и, прежде всего организации постоянных педагогических наблюдений, глубокого изучения ученика, своевременного вскрытия причин, приводящих к осложнениям в его обучении и воспитании, выявления и устранения неблагоприятных условий воспитания в семье, организации необходимой помощи в учении.
Учителю необходимо учитывать, что предпосылки педагогической запущенности могут возникать у детей в дошкольном возрасте в результате неправильного развития отношений в семье, дефектов семейного воспитания, при нездоровых отношениях между родителями ребёнок усваивает отрицательные привычки поведения, у него могут формироваться искаженные нравственные представления, а невольное участие в конфликтах, негативные переживания порождают подчас стрессовые состояния, предрасполагают к возникновению неврозов, эмоциональной неустойчивости, замкнутости, замедленному психического развитию и как результат всего этого неуспеваемость в учёбе.
В период школьной жизни, для выявления педагогически запущенных детей классному руководителю необходимо хорошо знать обстановку в семьях, установить путём систематических наблюдений за учеником характер запущенности, пробелы в знаниях, умениях, навыках, причины отставания в учёбе, задержки в развитии, выявить положение ученика в коллективе класса, изучить его интересы, способности и склонности с тем, чтобы определить возможность включения во внеучебную, кружковую, общественно-полезную деятельность.
Глубокое и всестороннее изучение причин, порождающих трудности в обучении, неуспеваемость того или иного ученика, позволяет педагогу своевременно найти меры педагогического воздействия, наиболее подходящие именно для этого школьника.
Так, дети, воспитывающиеся в семьях, где проявляется недостаточное внимание к играм, чтению, организации досуга, как правило, не получают достаточного запаса знаний, страдают узостью и бедностью интересов. Для этой категории школьников характерна слабость учебных навыков, замедленность в усвоении программы. Они с трудом выполняют задания учителя. Низкие учебные результаты могут вызвать у таких школьников негативное отношение к учёбе в целом, отрицательно сказаться на самооценке и эмоциональном состоянии ребёнка, на формировании навыков поведения в коллективе. Такие учащиеся чаще других получают замечания учителя, подвергаются наказаниям, что сказывается и на отношении к ним одноклассников. С ними, подчас, не хотят дружить, сидеть на одной парте, вместе ходить в школу и т.д.
Состояние
неудовлетворенности своим
Особого внимания учителя требуют школьники с выраженной эмоциональной неустойчивостью, бурно реагирующие на малейшую обиду, справедливое замечание учителя, на слова и поступки сверстников, или, наоборот, инертные, пассивные. Эмоционально неустойчивые дети отличаются нередко систематическими нарушениями дисциплины, а поэтому и подвергаются частым наказаниям, что нередко усугубляет нервозное состояние, отрицательно сказывается на отношениях с одноклассниками.
Сложный
и противоречивый путь проходит ребёнок
в становлении мотивов учения, склонностей,
интересов, связанных со школой. При поступлении
в школу все дети хотят учиться, все дети
смотрят на школу как на школу радости.
Их не ждёт разочарование, но их ждут трудности,
которые не всегда ребёнок может самостоятельно
преодолеть. Не все первоклассники, например,
с интересом пишут палочки, выводят цифры
и буквы, произносят слоги, звуки, сидят
смирно в течение всего урока. Если этого
не заметить педагогу, то у них могут выработаться
труднопреодолимая впоследствии негативная
реакция на учёбу. Здесь важна работа по
активизации учебного процесса, сделать
уроки привлекательными и интересными.
Дети
с временной задержкой
психического развития
Причина трудностей обучения и неуспеваемости школьников часто связана с временной задержкой психического развития детей. Исследования, проведенные специалистами разного профиля, в разных регионах нашей страны, показали, что в 50% случаев неуспеваемость была связана с задержкой психического развития, в 24% – с нарушением поведения (синдром двигательной расторможенности) и только в 4% – с умственной отсталостью и с общим недоразвитием речи. В остальных случаях отмечались общая (соматическая) ослабленность, нарушение слуха, зрения.
Группа детей, объединенных характеристикой «временная задержка психического развития», чрезвычайно разнородна. Она занимает промежуточное положение между нормой и легкой степенью умственной отсталости (дебильностью). Как правило, в дошкольном периоде, в коллективе детского сада, эти дети ничем особенно не выделяются среди своих сверстников и поэтому обычно поступают в первый класс массовой школы, а трудности обучения начинают проявляться и нарастать постепенно с увеличением сложности, повышением темпа работы, необходимостью логически мыслить. Такие дети с трудом понимают, что от них требуется, не могут быстро переключиться на новый вид деятельности, плохо осваивают чтение, математику, письмо. Ухудшение состояния (иногда очень резкое – «в саду был как все, а в школе стал хуже всех»), как правило, связано с принципиально новыми требованиями, которые предъявляются к деятельности ребенка. Сложность и в том, что каждый случай «задержки» может иметь свою причину и свои проявления, а значит, требует индивидуальной оценки.
Временная задержка психического развития может возникнуть у ребенка по разнообразным причинам. Чаще всего это патология беременности и родов у матери плохая наследственность, перенесенные ребенком травмы, тяжелые заболевания, особенно в раннем возрасте. В результате неблагоприятного воздействия этих факторов на центральную нервную систему ребенка происходят как бы приостановка или искаженное развитие самых тонких человеческих функций, определенных структур коры головного мозга. Большое значение в этом имеют недостатки социальной среды, в которой воспитывается ребенок. Здесь на первом месте стоит дефицит материнской ласки, человеческого внимания, тепла, недостаток ухода за ребенком, недополучение информации. Именно по этим причинам так часто встречается задержка психического развития у детей, которые воспитываются в детских домах, беспризорные, предоставленные самим себе дети, воспитывающиеся в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут беспорядочный образ жизни.
Информация о работе Основы педагогической профилактики в борьбе с неудачами в учебе