Основы информационно-библиотечного дела. Ответы на вопросы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:00, шпаргалка

Описание работы

Вопросы к зачету (всего 56 ответов): Аннотирование. Библиографическая запись и ее элементы. Библиографическая информация и ее формы. Библиографические ресурсы Интернета... Электронные документы: понятие, назначение, способы распространения. Этапы информационного поиска.

Работа содержит 1 файл

Копия ОБИД вопросы к зачету.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

Особенности поиска информации:

• Смысл поискового запроса определяется поисковым атрибутом

• Можно ограничить результаты поиска видом материала

• Можно производить поиск, используя усечение символом *

• При поиске по нескольким поисковым атрибутам можно использовать логические операторы (И, ИЛИ,  НЕ), находящиеся между заполненными полями.

 

 

23.Информационно-библиотечный центр - центр,обеспечивающий информационную и документную составляющую образовательного процесса.

Основные функции библиотечно-информационного  центра:

1. Образовательная 

2. Информационная

3. Культурная.

 

24.Информационно-поисковые  системы Научной библиотеки.

Информационно-поисковая система  – это прикладная компьютерная среда  для обработки, хранения, сортировки, фильтрации и поиска больших массивов структурированной информации.

Каждая ИПС предназначена для  решения определенного класса задач, для которых характерен свой набор объектов и их признаков. ИПС бывают двух типов:

1. Документографические. В документографических  ИПС все хранимые документы  индексируются специальным образом,  т. е. каждому документу присваивается  индивидуальный код, составляющий поисковый образ. Поиск идет не по самим документам, а по их поисковым образам. Именно так ищут книги в больших библиотеках. Сначала отыскивают карточку в каталоге, а затем по номеру, указанному на ней, отыскивается и сама книга.

2. Фактографические. В фактографических ИПС хранятся не документы, а факты, относящиеся к какой-либо предметной области. Поиск осуществляется по образцу факта.

Каждая ИПС состоит из двух частей: базы данных (БД) и системы управления базами данных (СУБД).

База данных - это поименованная совокупность структурированных данных, относящихся к определенной предметной области.

Система управления базами данных - это  комплекс программных и языковых средств, необходимых для создания баз данных, поддержания их в актуальном состоянии и организации поиска в них необходимой информации.

На настоящий момент существует множество различных СУБД. Наиболее широкую известность получили такие  как: Dbase, Clipper, FoxPro, Paradox, Microsoft Access.

 

25.Информационно-правовые  нормы Конституции РФ

Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.

   Информационно-правовые нормы содержат  описания правил поведения (или  алгоритмов поведения), которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов — участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

   Отличие информационно-правовых  норм от норм других отраслей  права в том, что они регулируют  отношения, возникающие в информационной  сфере в связи с реализацией  информационных прав и свобод  и осуществлением информационных процессов при обращении информации.

   Совокупность норм информационного  права формируется на основе  конституционных информационно-правовых  норм, которые регулируют отношения,  связанные с реализацией информационных  прав и свобод.

 

26.Информационно-технологическое сопровождение библиотечной деятельности

ИТС может  быть рассмотрено как система, раскрывающая целостное взаимодействие научно –  методического, информационного и  организационно-управленческого компонентов  библиотечной деятельности. В его  основе – единство трех функций:

1) информирования (предоставление информации) о сути технологической ситуации.

2) диагностика и консультирования  на этапе принятия решения  (оперативное ИТС).

3) выработки плана решения проблемы (стратегическое ИТС).

   Основные задачи ИТС: формирование технологической культуры библиотекаря, обеспечение стабильности функционирования основных технологических процессов, научная прогнозно–стратегическая разработка проблем организации прогрессивной технологии, осуществление единой технологической политики в области создания и внедрения автоматизированной библиотечной системы, координация производственных связей структурных подразделений. Среди ключевых направлений ИТС можно выделить: сбор данных о субъектах и объектах технологического взаимодействия, преобразование этих данных (систематизация, анализ, синтез), переработка, хранение, воспроизведение, тиражирование (при необходимости) и предоставление информации (доступа и информации) всем участникам технологического процесса.

 

27.Информационный поиск (ретроспективный)

Ретроспективный информационный поиск – информационный поиск, проводимый во всем накопленном массиве документов или фактов по любому запросу, соответствующему тематике и виду информационного массива.

 

28.Информационный поиск (тематический)

Данный вид поиска целесообразно  проводить перед началом разработки какого-либо решения для того, чтобы  заранее избежать копирования уже  известных решений, учесть все их достоинства и недостатки.

Предмет поиска:

Предметом тематического поиска является интересующая Вас техническая проблема или тема, например, Вашей научно-исследовательской работы. В этом случае поиск представляет собой подбор документов, относящихся к сформулированной в запросе или заказе технической проблеме или теме.

Область и объем поиска:

Область тематического поиска представляет собой все релевантные предмету поиска области науки и техники (т.е. имеющие наиболее близкое к  нему отношение).

Вобъем тематического поиска входят опубликованные патентные документы  ведущих стран мира (Великобритания, Германия, Россия, СССР, США, Франция, Швейцария, Южная Корея, Япония), международных организаций (ВОИС, ЕПО, ЕАПО) и общедоступные непатентные источники (печатные издания, материалы диссертаций, сведения о выставках и т.п.).

 

29.Информационный поиск и его виды

Информационный поиск — процесс  поиска неструктурированной документальной информации, удовлетворяющей информационные потребности и наука об этом поиске.

1)Адресный поиск

Процесс поиска документов по чисто  формальным признакам, указанным в запросе.

Адресами документов могут выступать  адреса веб-серверов и веб-страниц  и элементы библиографической записи, и адреса хранения документов в хранилище.

2)Семантический поиск

Процесс поиска документов по их содержанию.

Условия:

Перевод содержания документов и запросов с естественного языка на информационно-поисковый язык и составление поисковых образов документа и запроса.

Составление поискового описания, в  котором указывается дополнительное условие поиска.

При семантическом поиске находится множество документов без указания адресов.

3)Документальный поиск

Процесс поиска в хранилище информационно-поисковой  системы первичных документов или  в базе данных вторичных документов, соответствующих запросу пользователя.

Два вида документального поиска:

Библиотечный, направленный на нахождение первичных документов.

Библиографический, направленный на нахождение сведений о документах,

4)Фактографический поиск

Процесс поиска фактов, соответствующих  информационному запросу.

К фактографическим данным относятся сведения, извлеченные из документов, как первичных, так и вторичных и получаемые непосредственно из источников их возникновения.

Различают два вида:

Документально-фактографический, заключается  в поиске в документах фрагментов текста, содержащих факты.

Фактологический (описание фактов), предполагающий создание новых фактографических описаний в процессе поиска путем логической переработки найденной фактографической информации.

 

30.Информационный поиск:  опыт определения понятия, цели  и границы. Логическое, эмпирическое и эвристическое в поиске. Критерии оценки поиска

Информационный поиск — процесс  поиска неструктурированной документальной информации, удовлетворяющей информационные потребности и наука об этом поиске.

ЦЕЛИ:

1. Поиск необходимых  сведений об источнике и установление  его наличия в системе других  источников. Ведется путем разыскания  библиографической информации и  библиографических пособий (информационных  изданий), специально создаваемых  для более эффективного поиска и использования информации (литературы, книги).

2. Поиск самих информационных  источников (документов и изданий), в которых есть или может  содержаться нужная информация.

3. Поиск фактических сведений, содержащихся  в литературе, книге, например, об исторических фактах и событиях, о технических характеристиках машин и процессов, о свойствах веществ и материалов, о биографических данных из жизни и деятельности писателя, ученого и т.п.

Локализация информационного пространства очерчивается границами, где располагаются информационные ресурсы, средства их создания, хранения, обработки и передачи, т.е. информационные сети, комплексы системы.

Если простой поиск не удовлетворяет  пользователя, он может

использовать методы логического  поиска, включающие булевы

операции «и», «или», «не» и любые  их сочетания. При этом применяют

запросы с логическими операторами  и метасимволами, примерно

следующего вида.

В этом случае пользователь может  максимально точно задать

параметры интересующего его документа.

Поисковые системы постоянно оценивают качество результатов поиска и вносят необходимые поправки в алгоритм. Так, в Google идут активные разработки персонализированного поиска, основанного на данных о предпочтениях пользователя. Перед сменой своих алгоритмов ранжирования Яндекс и Рамблер активно используют динамическую выдачу, когда разным пользователям по одинаковым запросам показываются разные результаты поиска для оценки кликабельности элементов.

Среди основных критериев оценки выдачи выделяются:

· скорость поиска – как быстро пользователь получает ответ на свой вопрос, поскольку время ожидания значительно влияет на лояльность пользователей;

· полнота ответа – все ли ответы представлены, поскольку часть запросов имеет более одного значения, а  другие запросы направлены на получение нетекстовой информации;

· точность ответа – полностью  ли отвечают на вопрос пользователя документы, присутствующие в результатах поиска.

 

 

31.Научно-справочный аппарат  к тексту документа: состав  и особенности научно-технической  информации

Научно-справочный аппарат (НСА) – структурированная совокупность элементов описаний документов (вторичной документной информации), представленных в различных видах архивных справочниках, базах данных, предназначенных для поиска документов и документной информации.

Основу НСА архива составляют:

•опись;

•путеводитель;

•каталог;

•указатель;

•обзор.

Научно-техническая информация - документированная  информация, возникающая в результате научного и технического развития, а также информация, в которой  нуждаются руководители, научные, инженерные и технические работники в процессе своей деятельности, включая специализированную экономическую и нормативно-правовую информацию.

Научно-техническая информация подразделяется на три потока: (1) патентную литературу, являющуюся основной формой обмена, т.к. все новое в области науки и техники официально оформляется в виде патента и его производных форм; (2) периодику, специально предназначенную для обмена научно-технической информацией, например: отраслевые бюллетени, содержащие рефераты, аннотации и названия; отраслевые научно-технические журналы, содержащие дискуссионные, проблематичные и отчетные статьи специального характера; библиографические указатели с названием тем, изобретений и предметов промышленной продукции, также иногда содержащие аннотации и тематические обзоры работ по данной отрасли; (3) различные периодические и непериодические издания и другие источники информации, не предназначенные специально для научно-технического обмена, но могущие использоваться для этой цели, например: специальные журналы и книги, рекламные материалы, инструкции и другие подобные источники специальной информации.

 

32.Обеспечение юридически  значимого электронного документооборота

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки и позволяющий однозначно идентифицировать отправителя электронного сообщения.

Актуальность внедрения средств  ЭЦП

Повышение эффективности деятельности организаций возможно посредством замены традиционного бумажного документооборота на электронный. Подобная замена требует придания юридической силы электронным документам, что возможно посредством внедрения электронно-цифровой подписи.

Информация о работе Основы информационно-библиотечного дела. Ответы на вопросы