Основы гендерного воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Цель моего исследования - проанализировать современное состояние гендерного воспитания дошкольников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
Сформулировать понятие, цели, задачи и структуру гендерного воспитания;
Проанализировать теоретическую и практическую литературу по данной проблеме;
Разработать рекомендации по её решению.

Содержание

Введение 3стр.
Глава 1. Теоретические основы гендерного воспитания дошкольников
1.1 Понятие гендерного воспитания 5стр.
1.2 Особенности гендерного воспитания дошкольников 9стр.
Глава 2. Гендерное воспитание в методической литературе
2.1 Гендерное воспитание в программах дошкольного образования 12стр.
2.2 Методические рекомендации 17стр.
Заключение 21стр.
Список использованных источников 23стр.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 56.41 Кб (Скачать)

Специально организованные занятия с детьми по данной проблеме целесообразно проводить, начиная  со средней группы. Это обусловлено  следующими факторами:

    • в этом возрасте дети уже имеют некоторые представления о предмете изучения;
    • актуальность тематики для данного возрастного периода связана с новообразованиями дошкольного детства;

Именно в этот период ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я - мальчик», «Я - девочка»).

Работу с детьми рекомендуется  осуществлять комплексно, используя  все жизненные ситуации а так  же и специально подготовленные.

Это могут быть:

    • организованные занятия (групповые, индивидуальные);
    • этические беседы;
    • игры;
    • момент общения с детьми;
    • прогулка, экскурсия,
    • самостоятельная работа детей;
    • решение моральных ситуаций и т.д.

Работа с детьми должна быть направлена на решение таких  воспитательно-образовательных задач:

    • Воспитывать у дошкольников стойкий интерес и положительное отношение к себе, формировать в ребенке «внутренний взгляд» на себя, как на объект познания и переживания;
    • Формировать устойчивое представление о своей половой принадлежности;
    • Привить девочкам и мальчикам соответственно феминные и маскулинные качества человека;
    • Обогатить представления ребёнка о тех ролях, которые играют в обществе мужчины и женщины, мальчики и девочки;
    • Поддерживать физическое и психическое здоровье ребенка, его жизнеспособность, радость мировосприятия, оптимистическое отношение к окружающему миру;
    • Воспитывать у дошкольника стойкий интерес и позитивное отношение к окружающим людям (родным, близким), желание быть приятным партнером в общении с ними;
    • Развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
    • Создавать условия для практично-действенного отношения ребенка к окружающей среде вообще и к человеческому окружению в частности, стимулировать самостоятельность, умение распорядиться собой, осуществлять мотивированный осознанный выбор, отдавать предпочтение кому-либо, чему-либо;
    • Развивать чуткость как качество личности, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними. Управлять своими эмоциями и поведением ;
    • Обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
    • Закладывать основы будущих социальных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным ролям, к необходимости их существования;
    • Углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов;
    • Формировать здоровое отношение детей к половым отличиям отношениям лиц обоих полов, к факту рождения ребенка.

Ребенок дошкольного возраста в значительно большей мере эмоциональное, нежели рациональное существо. Он воспринимает мир вокруг и себя прежде сего на уровне чувствования, переживания, эмоциональных  оценок.

 Занимаясь формированием  позитивной гендерной идентичности, особое внимание следует уделять  развитию у ребёнка эмоционально-ценностного  отношения к себе, как к мальчику  или девочке, положительному принятию  своей половой роли, созданию  позитивно окрашенного «образа  Я» мальчика или девочки.

 

 

Заключение

 

На сегодняшний день уже  проведён ряд исследований, посвященных  проблемам гендерной психологии и педагогики, однако их результаты не известны ни учителям, ни воспитателям, ни родителям. Педагогика по-прежнему остаётся «бесполой».

Для реализации стратегии  гендерного равенства государством был предпринят ряд мер: проведена  гендерная экспертиза учебников  средних общеобразовательных школ; выявлена гендерная асимметрия, которая  закрепляется и воспроизводится  в сознании детей, при этом усваиваются  устаревшие стереотипные роли мальчиков  и девочек; разработаны учебные  программы по гендерному образованию  для предшколы (6-7 лет), 1-4 классов  и студентов вузов.

Проанализировав программы, можно сделать вывод, что в  прикладных методиках воспитания и  обучения недостаточно развит гендерный  аспект воспитания дошкольников и данный вопрос остаётся острым и необходимым  для его срочного решения.

Проведённое теоретическое  исследование выявило необходимость  создания методической базы, опирающейся на основные положения гендерного воспитания.

В процессе исследования были  выполнены следующие задачи:

    • Сформулировано понятие, цели, задачи и структура гендерного воспитания – этому посвящена первая часть первой главы;
    • Проанализирована теоретическая и практическая литература по данной проблеме;
    • Были разработаны рекомендации по её решению.

В данной работе были использованы теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методологической литературы по проблеме исследования, классификация, сравнение, обобщение и систематизация полученной информации.

Была выявлена необходимость  того, что специально организованные занятия с детьми по данной проблеме целесообразно проводить, начиная со средней группы.

Работу с детьми рекомендуется  осуществлять комплексно, используя  все жизненные ситуации а так  же и специально подготовленные.

В рамках полоролевого подхода  легко впасть в «ошибочную линию  гендера» и начать рассматривать  мужчину и женщину как два  разных вида, имеющих абсолютно разную сущность и предназначение. В то же время данные исследований показывают, что истинных различий между мужчиной и женщиной не так много, как принято  считать. Различия внутри каждой из групп  больше, чем между этими двумя  группами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

    1. Щетинина А.М., Иванова О.И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
    2. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Об образовании (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.03.2010 г.)
    3. Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы.
    4. Программа воспитания и обучения детей раннего возраста (от года до 3 лет) «Алғашқы қадам»
    5. Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет).
    6. Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» (от 5 до 6 лет).
    7. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Кайнар» (от 2 до 6 лет).
    8. Программа развития детей четырёх-пятилетнего возраста «Қарлығаш».
    9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
    10. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб, 1997.
    11. Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – 306 с.
    12. Паньшина Т.В. Гендерные проблемы современного образования
    13. Евтушенко И.Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста: Диссертация. – Челябинск, 2008. - 191 с.
    14. Сандра ЛипсицБем «Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов». 1993, byYaleUniversity, Пер. с англ. — М., РОССПЭН, 2004.
    15. Г. К. АЛИАКБАРОВА. О внедрении гендерного образования
    16. Артемова Л. Социализация ребенка в семье//Дошкольное воспитание 2004 №3
    17. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание 2000 №12.
    18. Макаренко А.С. Книга для родителей. –  Петорзаводск, 1999. – 186 с.
    19. Третьякова А.  Мальчик или  девочка // Семья и школа 1995 №2.
    20. Шершенева Е.Р. Нравственное воспитание маленьких детей в семье. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 1967

 


Информация о работе Основы гендерного воспитания дошкольников