Специально организованные
занятия с детьми по данной проблеме
целесообразно проводить, начиная
со средней группы. Это обусловлено
следующими факторами:
- в этом возрасте дети уже имеют некоторые представления о предмете изучения;
- актуальность тематики для данного возрастного периода связана с новообразованиями дошкольного детства;
Именно в этот период ребенок
достигает определенного уровня социальной
компетентности: он проявляет интерес
к другому человеку, испытывает доверие
к нему, стремится к общению и взаимодействию
с взрослыми и сверстниками. Для налаживания
контактов с другими людьми использует
речевые и неречевые (взгляды, мимика,
жесты, выразительные позы и движения)
способы общения. Осознает свою половую
принадлежность («Я - мальчик», «Я - девочка»).
Работу с детьми рекомендуется
осуществлять комплексно, используя
все жизненные ситуации а так
же и специально подготовленные.
Это могут быть:
- организованные занятия (групповые, индивидуальные);
- этические беседы;
- игры;
- момент общения с детьми;
- прогулка, экскурсия,
- самостоятельная работа детей;
- решение моральных ситуаций и т.д.
Работа с детьми должна
быть направлена на решение таких
воспитательно-образовательных задач:
- Воспитывать у дошкольников стойкий интерес и положительное отношение к себе, формировать в ребенке «внутренний взгляд» на себя, как на объект познания и переживания;
- Формировать устойчивое представление о своей половой принадлежности;
- Привить девочкам и мальчикам соответственно феминные и маскулинные качества человека;
- Обогатить представления ребёнка о тех ролях, которые играют в обществе мужчины и женщины, мальчики и девочки;
- Поддерживать физическое и психическое здоровье ребенка, его жизнеспособность, радость мировосприятия, оптимистическое отношение к окружающему миру;
- Воспитывать у дошкольника стойкий интерес и позитивное отношение к окружающим людям (родным, близким), желание быть приятным партнером в общении с ними;
- Развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
- Создавать условия для практично-действенного отношения ребенка к окружающей среде вообще и к человеческому окружению в частности, стимулировать самостоятельность, умение распорядиться собой, осуществлять мотивированный осознанный выбор, отдавать предпочтение кому-либо, чему-либо;
- Развивать чуткость как качество личности, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними. Управлять своими эмоциями и поведением ;
- Обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
- Закладывать основы будущих социальных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным ролям, к необходимости их существования;
- Углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов;
- Формировать здоровое отношение детей к половым отличиям отношениям лиц обоих полов, к факту рождения ребенка.
Ребенок дошкольного возраста
в значительно большей мере эмоциональное,
нежели рациональное существо. Он воспринимает
мир вокруг и себя прежде сего на
уровне чувствования, переживания, эмоциональных
оценок.
Занимаясь формированием
позитивной гендерной идентичности,
особое внимание следует уделять
развитию у ребёнка эмоционально-ценностного
отношения к себе, как к мальчику
или девочке, положительному принятию
своей половой роли, созданию
позитивно окрашенного «образа
Я» мальчика или девочки.
Заключение
На сегодняшний день уже
проведён ряд исследований, посвященных
проблемам гендерной психологии
и педагогики, однако их результаты
не известны ни учителям, ни воспитателям,
ни родителям. Педагогика по-прежнему
остаётся «бесполой».
Для реализации стратегии
гендерного равенства государством
был предпринят ряд мер: проведена
гендерная экспертиза учебников
средних общеобразовательных школ;
выявлена гендерная асимметрия, которая
закрепляется и воспроизводится
в сознании детей, при этом усваиваются
устаревшие стереотипные роли мальчиков
и девочек; разработаны учебные
программы по гендерному образованию
для предшколы (6-7 лет), 1-4 классов
и студентов вузов.
Проанализировав программы,
можно сделать вывод, что в
прикладных методиках воспитания и
обучения недостаточно развит гендерный
аспект воспитания дошкольников и данный
вопрос остаётся острым и необходимым
для его срочного решения.
Проведённое теоретическое
исследование выявило необходимость
создания методической базы, опирающейся
на основные положения гендерного воспитания.
В процессе исследования были
выполнены следующие задачи:
- Сформулировано понятие, цели, задачи и структура гендерного воспитания – этому посвящена первая часть первой главы;
- Проанализирована теоретическая и практическая литература по данной проблеме;
- Были разработаны рекомендации по её решению.
В данной работе были использованы
теоретические методы: анализ психолого-педагогической
и методологической литературы по проблеме
исследования, классификация, сравнение,
обобщение и систематизация полученной
информации.
Была выявлена необходимость
того, что специально организованные
занятия с детьми по данной проблеме целесообразно
проводить, начиная со средней группы.
Работу с детьми рекомендуется
осуществлять комплексно, используя
все жизненные ситуации а так
же и специально подготовленные.
В рамках полоролевого подхода
легко впасть в «ошибочную линию
гендера» и начать рассматривать
мужчину и женщину как два
разных вида, имеющих абсолютно разную
сущность и предназначение. В то
же время данные исследований показывают,
что истинных различий между мужчиной
и женщиной не так много, как принято
считать. Различия внутри каждой из групп
больше, чем между этими двумя
группами.
Список использованных
источников
- Щетинина А.М., Иванова О.И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
- ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Об образовании (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.03.2010 г.)
- Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы.
- Программа воспитания и обучения детей раннего возраста (от года до 3 лет) «Алғашқы қадам»
- Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет).
- Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» (от 5 до 6 лет).
- Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Кайнар» (от 2 до 6 лет).
- Программа развития детей четырёх-пятилетнего возраста «Қарлығаш».
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
- Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб, 1997.
- Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – 306 с.
- Паньшина Т.В. Гендерные проблемы современного образования
- Евтушенко И.Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста: Диссертация. – Челябинск, 2008. - 191 с.
- Сандра ЛипсицБем «Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов». 1993, byYaleUniversity, Пер. с англ. — М., РОССПЭН, 2004.
- Г. К. АЛИАКБАРОВА. О внедрении гендерного образования
- Артемова Л. Социализация ребенка в семье//Дошкольное воспитание 2004 №3
- Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание 2000 №12.
- Макаренко А.С. Книга для родителей. – Петорзаводск, 1999. – 186 с.
- Третьякова А. Мальчик или девочка // Семья и школа 1995 №2.
- Шершенева Е.Р. Нравственное воспитание маленьких детей в семье. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 1967