Основы гендерного воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Цель моего исследования - проанализировать современное состояние гендерного воспитания дошкольников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
Сформулировать понятие, цели, задачи и структуру гендерного воспитания;
Проанализировать теоретическую и практическую литературу по данной проблеме;
Разработать рекомендации по её решению.

Содержание

Введение 3стр.
Глава 1. Теоретические основы гендерного воспитания дошкольников
1.1 Понятие гендерного воспитания 5стр.
1.2 Особенности гендерного воспитания дошкольников 9стр.
Глава 2. Гендерное воспитание в методической литературе
2.1 Гендерное воспитание в программах дошкольного образования 12стр.
2.2 Методические рекомендации 17стр.
Заключение 21стр.
Список использованных источников 23стр.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 56.41 Кб (Скачать)

В этот период дети начинают интересоваться вопросами об устройстве и работе организма. К пяти годам  выраженный интерес к анатомическим  различиям полов исчезает.  На смену им могут появиться увлечения, пылкая влюбленность, причем предметом  любви может любой ребёнок  или взрослый человек из окружения  ребёнка.

В этом возрасте дети начинают понимать, что когда-то они были другими - маленькими и скоро снова изменятся, вырастут и станут большими, а затем  и взрослыми, таким образом, начинается процесс личностного времени. Дети понимают, что не только они, но и  все окружающие их люди изменяются, и в связи с этим у детей  появляются вопросы о детстве  родителей, бабушек и дедушек.

Дети этого возраста ищут себе пример для подражания, которым  может стать любой взрослый из окружения ребёнка, а так же реальные и фантастические герои.

В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают  разного поведения и по-разному обращаются с ними [10].

Разница проявляется уже  с детства. Мальчики стремятся к  независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых  чем больше народу, тем лучше. Девочки  предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся  доверительные беседы и имитируются  взаимоотношения взрослых. Гендерные  стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте [10].

Игры девочек чаще опираются  на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства —  куклы, тряпочки, бусинки, пуговички  – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее  зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в  цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают  вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному  отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем  девочки [9].

Есть и другие принципиальные различия в психологии мальчиков  и девочек. В подсознании любого человека присутствуют так называемые архетипы – фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности, общие  для самых разных народов, но различные  у двух полов.

Подобные архетипические символы проявляются в детских  снах и рисунках. У мальчиков это  символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические  полеты; машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли); символы врага (драконы, роботы, монстры, змеи); символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость); символы  победы (флаг, горн, крики “ура!”). А  у девочек в снах и рисунках проступает совсем другая система символов: символы материнства (куклы, невесты, детские кроватки или коляски), символы  женственности, изящества, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), символы очага и домашнего  уюта (дом, стол, занавески, посуда), символы  достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы), символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды) [10].

В рамках полоролевого подхода  легко впасть в «ошибочную линию  гендера» и начать рассматривать  мужчину и женщину как два  разных вида, имеющих абсолютно разную сущность и предназначение. В то же время данные исследований показывают, что истинных различий между мужчиной и женщиной не так много, как принято  считать. Различия внутри каждой из групп  больше, чем между этими двумя  группами.

 

 

 

 

 

2.1 Гендерное воспитание в программах дошкольного образования

 

Для определения современного состояния гендерной направленности дошкольного воспитания мною были проанализированы следующие программы:

    • Программа воспитания и обучения детей раннего возраста (от года до 3 лет) «Алғашқы қадам»
    • Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет).
    • Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» (от 5 до 6 лет).
    • Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Кайнар» (от 2 до 6 лет).
    • Программа развития детей четырёх-пятилетнего возраста «Қарлығаш».

 

Программа воспитания и обучения детей раннего возраста (от года до 3 лет) «Алғашқы қадам» составлена в соответствии с требованиями Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан «Дошкольное воспитание и обучение» ГОСО РК 1.001- 2009.

Базовое содержание программы  предусматривает личностно-ориентированный  подход к детям раннего возраста во всех видах и формах их деятельности в дошкольной организации. Образовательная  область «Социум» содержит перечень последовательно усложняющихся  задач и содержания работы по формированию у детей социальной компетентности, навыков общения с взрослыми  и сверстниками, а также простейших представлений о себе, нравственных основах поведения в социуме. Базовое содержание образовательной  области «Социум» реализуется в  разнообразных видах детской  деятельности, они рассматриваются  как важные условия возникновения  социальных мотивов и эмоций, способствующих налаживанию межличностных отношений.

Приоритетное место в  программе «Алғашқы қадам» отведено индивидуальному подходу к ребенку, формированию нравственных начал личности, социального поведения и навыков  общения, развитию таких видов деятельности детей раннего возраста, как общение, игра, двигательная активность, которые  организуются с учетом интересов  ребенка, общечеловеческих ценностей, традиций казахского народа.

В программе отмечено, что  между детьми второго года жизни  наблюдаются большие индивидуальные различия в физическом и нервно-психическом  развитии, необходим дифференцированный подход при организации различных  видов деятельности и отдыха воспитанников.

У ребенка формируется  умение по своей инициативе выразить положительное отношение к сверстнику: приласкать, помочь, вместе сделать, наблюдать  за чем-то интересным.

Под влиянием возрастающей практической самостоятельности малыш  начинает осознавать свое «я» и хочет  быть похожим на взрослых, обладать такой же независимостью, самостоятельностью, а так же проявлять простейшие формы ролевого поведения.

Способствовать тому, чтобы  ребенок называл себя не в третьем, а в первом лице «Я рисую», «Я иду  гулять»; по внешним признакам (одежде, прическе), по своему имени различал свою половую принадлежность («Я —  мальчик!», «Я — девочка!»).

 

Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного  возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет) является продолжением комплекта новых программ, соответствующих нынешним требованиям ГОСО РК дошкольного воспитания и обучения.

Программа направлена на раскрытие  потенциальных возможностей детей  от 3 до 5 лет.

Содержание программы  обеспечит целостное, физическое, социальное, коммуникативное, творческое, познавательное развитие личности ребенка-гражданина Республики Казахстан.

К четырем годам ребенок  достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет  интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к  общению и взаимодействию с взрослыми  и сверстниками. Для налаживания  контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую  принадлежность («Я - мальчик», «Я - девочка»).

В этот период необходимо формировать  элементарные представления о своем  теле, бережное отношение к своему организму и здоровью. Формировать  элементарные представления о себе (у меня есть руки, ноги, голова, уши, на лице глаза, нос, рот и т.д.)

Соответственно половой  принадлежности детей знакомят с  трудом взрослых.

Обогащать представления  детей о труде взрослых и их трудовых действиях (воспитатель, медсестра, повар), о деятельности близких ребёнку  людей («Бабушка готовит наурыз коже», «Мама моет посуду», «Папа чинит  стул», «Сестра делает уроки»).

Дать знания о том, что  транспортными средствами управляют  люди разных профессий (шофёр, летчик, наездник).

Социальная компетентность ребенка к концу младшего дошкольного  возраста характеризуется возросшим  интересом и потребностью в общении, особенно со сверстниками, осознанием своего положения среди них. Ребенок  овладевает различными способами взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для  удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: замечает эмоциональное  состояние близкого взрослого, сверстника, может проявить внимание и сочувствие.

 

«Біз мектепке барамыз» - программа воспитания и  обучения детей старшего дошкольного  возраста (от 5 до 6 лет) 

Программа для детей 5-6 летнего  возраста определяет базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее развитие личности ребенка и его  готовность к последующему школьному  обучению.

В основе программы предусмотрена  ориентация на фундаментальные закономерности развития ребенка и обеспечение  условий для его психического и физического роста.

Пятилетний возраст характеризуется  «взрывом» всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику. По своей  привлекательности сверстник начинает обгонять взрослого и занимать все  большее место в жизни ребенка. Ребенок пристально наблюдает за действиями сверстников, оценивает  их и реагирует на оценку взрослого  яркими эмоциями.

Целью воспитания в этот период является формирование у ребенка  социально-культурного опыта, необходимого для включения в систему общественных отношений на основе развития важнейших  нравственных качеств личности, трудовых навыков, знания норм, общечеловеческих ценностей, традиций и правил.

В этот период необходимо продолжать формировать навыки социальной культуры на основе гендерного подхода к объяснению поведения и профессиональной деятельности людей, использования знаний и бережного  отношения к мировой и этнической культуре, уважения к правовым знаниям, доступным детскому пониманию.

 

Программа воспитания, образования и развития детей  дошкольного возраста в условиях детского сада «Кайнар» (от 2 до 6 лет).

Для формирования гендерного равенства авторы рекомендуют формировать  предпосылки морального развития ребёнка: закладывать основы доброжелательного  общения со сверстниками, вводя простейшие групповые нормы поведения с  целью противодействия и пресечения агрессии, формирование уважения к  личной собственности и равноправия  детей.

Знакомить с трудом взрослых, формируя представление об их гендерных  ролях.

 

Программа развития детей четырёх-пятилетнего возраста «Қарлығаш».

Данная программа ориентирована  на реализацию в мини-центрах дошкольного  образования. При этом важной целью  для авторов программы является усвоение нравственных норм, моделей  поведения детьми. Основополагающими  принципами реализации данной программы  являются гуманистическая, творческая и патриотическая направленность обучения и воспитания дошкольников.

Проанализировав программы, можно сделать вывод, что в  прикладных методиках воспитания и  обучения недостаточно развит гендерный  аспект воспитания дошкольников и данный вопрос остаётся острым и необходимым  для его срочного решения.

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Методические рекомендации

 

На сегодняшний день уже  проведён ряд исследований, посвященных  проблемам гендерной психологии и педагогики, однако их результаты не известны ни учителям, ни воспитателям, ни родителям. Педагогика по-прежнему остаётся «бесполой».

Проведённое теоретическое  исследование выявило необходимость  создания методической базы, опирающейся на основные положения гендерного воспитания.

Цель гендерного воспитания ребёнка как личности означает:

    • Овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;
    • Формирование определенной модели поведения;
    • Правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе.

Воспитывая детей как  представителей определенных полов  и стремясь к достижению цели гендерного воспитания, педагоги и родители должны руководствоваться основными принципами в этой работе.

Это:

    • высокая духовная направленность;
    • комплексность, систематичность и постоянство воспитательных воздействий;
    • перманентность полового воспитания ; 
    • опережающий характер воспитания;
    • учет круга общения детей и источников информации;
    • оптимальное использование всех возможностей.

Информация о работе Основы гендерного воспитания дошкольников