Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:32, курсовая работа
Цель моего исследования - проанализировать современное состояние гендерного воспитания дошкольников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
Сформулировать понятие, цели, задачи и структуру гендерного воспитания;
Проанализировать теоретическую и практическую литературу по данной проблеме;
Разработать рекомендации по её решению.
Введение 3стр.
Глава 1. Теоретические основы гендерного воспитания дошкольников
1.1 Понятие гендерного воспитания 5стр.
1.2 Особенности гендерного воспитания дошкольников 9стр.
Глава 2. Гендерное воспитание в методической литературе
2.1 Гендерное воспитание в программах дошкольного образования 12стр.
2.2 Методические рекомендации 17стр.
Заключение 21стр.
Список использованных источников 23стр.
В этот период дети начинают интересоваться вопросами об устройстве и работе организма. К пяти годам выраженный интерес к анатомическим различиям полов исчезает. На смену им могут появиться увлечения, пылкая влюбленность, причем предметом любви может любой ребёнок или взрослый человек из окружения ребёнка.
В этом возрасте дети начинают понимать, что когда-то они были другими - маленькими и скоро снова изменятся, вырастут и станут большими, а затем и взрослыми, таким образом, начинается процесс личностного времени. Дети понимают, что не только они, но и все окружающие их люди изменяются, и в связи с этим у детей появляются вопросы о детстве родителей, бабушек и дедушек.
Дети этого возраста ищут себе пример для подражания, которым может стать любой взрослый из окружения ребёнка, а так же реальные и фантастические герои.
В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними [10].
Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте [10].
Игры девочек чаще опираются
на ближнее зрение: девочки раскладывают
перед собой свои богатства —
куклы, тряпочки, бусинки, пуговички
– и играют на ограниченном пространстве,
им достаточно маленького уголка. Игры
мальчиков чаще опираются на дальнее
зрение: мальчики бегают друг за другом,
бросают предметы и стреляют в
цель, используя при этом все окружающее
их пространство. Мальчикам для их
полноценного психического развития вообще
требуется большее
Есть и другие принципиальные различия в психологии мальчиков и девочек. В подсознании любого человека присутствуют так называемые архетипы – фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности, общие для самых разных народов, но различные у двух полов.
Подобные архетипические символы проявляются в детских снах и рисунках. У мальчиков это символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты; машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли); символы врага (драконы, роботы, монстры, змеи); символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость); символы победы (флаг, горн, крики “ура!”). А у девочек в снах и рисунках проступает совсем другая система символов: символы материнства (куклы, невесты, детские кроватки или коляски), символы женственности, изящества, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), символы очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда), символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы), символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды) [10].
В рамках полоролевого подхода легко впасть в «ошибочную линию гендера» и начать рассматривать мужчину и женщину как два разных вида, имеющих абсолютно разную сущность и предназначение. В то же время данные исследований показывают, что истинных различий между мужчиной и женщиной не так много, как принято считать. Различия внутри каждой из групп больше, чем между этими двумя группами.
2.1 Гендерное воспитание в программах дошкольного образования
Для определения современного
состояния гендерной
Программа воспитания и обучения детей раннего возраста (от года до 3 лет) «Алғашқы қадам» составлена в соответствии с требованиями Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан «Дошкольное воспитание и обучение» ГОСО РК 1.001- 2009.
Базовое содержание программы
предусматривает личностно-
Приоритетное место в
программе «Алғашқы қадам» отведено
индивидуальному подходу к
В программе отмечено, что
между детьми второго года жизни
наблюдаются большие
У ребенка формируется
умение по своей инициативе выразить
положительное отношение к
Под влиянием возрастающей практической самостоятельности малыш начинает осознавать свое «я» и хочет быть похожим на взрослых, обладать такой же независимостью, самостоятельностью, а так же проявлять простейшие формы ролевого поведения.
Способствовать тому, чтобы ребенок называл себя не в третьем, а в первом лице «Я рисую», «Я иду гулять»; по внешним признакам (одежде, прическе), по своему имени различал свою половую принадлежность («Я — мальчик!», «Я — девочка!»).
Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет) является продолжением комплекта новых программ, соответствующих нынешним требованиям ГОСО РК дошкольного воспитания и обучения.
Программа направлена на раскрытие потенциальных возможностей детей от 3 до 5 лет.
Содержание программы обеспечит целостное, физическое, социальное, коммуникативное, творческое, познавательное развитие личности ребенка-гражданина Республики Казахстан.
К четырем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я - мальчик», «Я - девочка»).
В этот период необходимо формировать элементарные представления о своем теле, бережное отношение к своему организму и здоровью. Формировать элементарные представления о себе (у меня есть руки, ноги, голова, уши, на лице глаза, нос, рот и т.д.)
Соответственно половой принадлежности детей знакомят с трудом взрослых.
Обогащать представления детей о труде взрослых и их трудовых действиях (воспитатель, медсестра, повар), о деятельности близких ребёнку людей («Бабушка готовит наурыз коже», «Мама моет посуду», «Папа чинит стул», «Сестра делает уроки»).
Дать знания о том, что транспортными средствами управляют люди разных профессий (шофёр, летчик, наездник).
Социальная компетентность
ребенка к концу младшего дошкольного
возраста характеризуется возросшим
интересом и потребностью в общении,
особенно со сверстниками, осознанием
своего положения среди них. Ребенок
овладевает различными способами взаимодействия
с другими людьми. Использует речь
и другие средства общения для
удовлетворения разнообразных потребностей.
Лучше ориентируется в
«Біз мектепке барамыз» - программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)
Программа для детей 5-6 летнего возраста определяет базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее развитие личности ребенка и его готовность к последующему школьному обучению.
В основе программы предусмотрена ориентация на фундаментальные закономерности развития ребенка и обеспечение условий для его психического и физического роста.
Пятилетний возраст
Целью воспитания в этот
период является формирование у ребенка
социально-культурного опыта, необходимого
для включения в систему
В этот период необходимо продолжать
формировать навыки социальной культуры
на основе гендерного подхода к объяснению
поведения и профессиональной деятельности
людей, использования знаний и бережного
отношения к мировой и
Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Кайнар» (от 2 до 6 лет).
Для формирования гендерного
равенства авторы рекомендуют формировать
предпосылки морального развития ребёнка:
закладывать основы доброжелательного
общения со сверстниками, вводя простейшие
групповые нормы поведения с
целью противодействия и
Знакомить с трудом взрослых, формируя представление об их гендерных ролях.
Программа развития
детей четырёх-пятилетнего
Данная программа
Проанализировав программы, можно сделать вывод, что в прикладных методиках воспитания и обучения недостаточно развит гендерный аспект воспитания дошкольников и данный вопрос остаётся острым и необходимым для его срочного решения.
2.2 Методические рекомендации
На сегодняшний день уже проведён ряд исследований, посвященных проблемам гендерной психологии и педагогики, однако их результаты не известны ни учителям, ни воспитателям, ни родителям. Педагогика по-прежнему остаётся «бесполой».
Проведённое теоретическое исследование выявило необходимость создания методической базы, опирающейся на основные положения гендерного воспитания.
Цель гендерного воспитания ребёнка как личности означает:
Воспитывая детей как
представителей определенных полов
и стремясь к достижению цели гендерного
воспитания, педагоги и родители должны
руководствоваться основными
Это:
Информация о работе Основы гендерного воспитания дошкольников