Основы гендерного воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Цель моего исследования - проанализировать современное состояние гендерного воспитания дошкольников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
Сформулировать понятие, цели, задачи и структуру гендерного воспитания;
Проанализировать теоретическую и практическую литературу по данной проблеме;
Разработать рекомендации по её решению.

Содержание

Введение 3стр.
Глава 1. Теоретические основы гендерного воспитания дошкольников
1.1 Понятие гендерного воспитания 5стр.
1.2 Особенности гендерного воспитания дошкольников 9стр.
Глава 2. Гендерное воспитание в методической литературе
2.1 Гендерное воспитание в программах дошкольного образования 12стр.
2.2 Методические рекомендации 17стр.
Заключение 21стр.
Список использованных источников 23стр.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 56.41 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  
ИМЕНИ САРСЕНА АМАНЖОЛОВА

Психолого-педагогический факультет

Кафедра теории и методики начального обучения

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Основы гендерного воспитания дошкольников»

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса  
специальности 5В 010100 
«Дошкольное обучение и воспитание»  
Хлапцева А.А.

Научный руководитель:  к.п.н. Ровнякова И.В.

 

 

 

Усть-Каменогорск

2012 

 

План

 

Введение 3стр.

Глава 1. Теоретические основы гендерного воспитания дошкольников

1.1 Понятие гендерного воспитания 5стр.

1.2 Особенности гендерного воспитания дошкольников 9стр.

Глава 2. Гендерное воспитание в методической литературе

2.1 Гендерное воспитание в программах дошкольного образования  12стр.

2.2 Методические рекомендации 17стр.

Заключение 21стр.

Список использованных источников  23стр.

 

 

Введение

 

Проблема гендерного воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых. От её решения во многом зависит  психологическое, социальное  и духовное здоровье общества.

Внимание общества и государства  к проблемам гендерного воспитания обусловлено тем, что в современном  мире социокультурный информационный фон изменяет психологические стереотипы маскулинности (мужественности) и феминности (женственности), что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и полной, утрате истинно маскулинных  качеств у мальчиков и юношей и феминных – у девочек и  девушек.[1]

В настоящее время объективно существуют противоречия между:

    • объективной потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях без учета гендерных различий;
    • необходимостью гендерного воспитания начиная с дошкольного детства и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Исходя из данных противоречий, я сформулировала гипотезу исследования:  гендерное воспитание дошкольников будет продуктивнее, если стратегия  гендерного равенства будет реализована  в прикладных пособиях и методической литературе для воспитателей детского сада.

Объектом исследования я  выбрала процесс воспитания дошкольников.

Предметом - гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.

Цель моего исследования - проанализировать современное состояние  гендерного воспитания дошкольников.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой  были сформулированы следующие задачи:

    • Сформулировать понятие, цели, задачи и структуру гендерного воспитания;
    • Проанализировать теоретическую и практическую литературу по данной проблеме;
    • Разработать рекомендации по её решению.

В данной работе использованы теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методологической литературы по проблеме исследования, классификация, сравнение, обобщение и систематизация полученной информации.

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие гендерного воспитания

 

Проблема полоролевого воспитания будущих мужчин и женщин с акцентом на выполнение специфических социальных функций, обусловленных их гендерной  принадлежностью, активно обсуждлась педагогами с начала двадцатого века и до 1930-х гг.

Однако вскоре большее  распространение получили идеи «бесполой» педагогики. В этот период вопросам полового воспитания детей и учета  их психофизиологических особенностей в образовательном процессе уделялось  крайне мало внимания. И только начиная  с 1990-х гг. Гендерному воспитанию начинает уделяться необходимое внимание. [1]

На современном этапе  достижение гендерного равенства является одним из основных факторов устойчивого  человеческого развития. Вопросы  гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин были включены в повестку дня всех наиболее важных конференций ООН, включая Саммит тысячелетия, прошедший в 2000г. в Нью-Йорке. Данное событие явилось самым  представительным собранием на высшем уровне, созванным для обсуждения вопросов мира и развития.

Гендерное воспитание дошкольников является сложным, многосторонним процессом. Оно осуществляется в процессе нравственного  воспитания детей. Согласно общепринятым принципам дошкольной педагогики, Нравственное воспитание – это «целенаправленный  процесс приобщения детей к моральным  ценностям человечества и конкретного  общества».[9]

Современное общество ставит перед государством стратегические задачи:

    • Создание эффективно действующей системы гендерного образования.
    • Создание условий для организации широкомасштабного гендерного просвещения для всех слоев населения.
    • Разработка учебных программ в области просвещения по правам человека с учетом гендерного аспекта.
    • Проведение исследований по вопросам гендерного равенства с целью мониторинга существующих программ. [3]

Согласно «Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан  на 2006-2016 годы», гендерное воспитание дошкольников необходимо, так как  дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает  в себя всё человеческое: способы  общения, поведения, отношения, используя  для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым.[8]

Механизм нравственного  воспитания складывается из: знаний и  представлений; мотивов; чувств и отношений; навыков и привычек; поступков  и поведения. Совокупность этих компонентов  формирует нравственное качество. Задача взрослого – «определить, чему, как  и когда учить ребёнка, чтобы  его адаптация к человеческому  миру прошла безболезненно». [9]

Согласно «Стратегии гендерного равенства», гендер - это совокупность социальных и культурных норм и ролей  мужчин и женщин, которые определяют их поведение, а также социальные взаимоотношения между ними.

Слово "gender" в переводе с английского языка означает род (мужской, женский).

Гендерный подход в образовании  представляет собой традиционную систему  взглядов на предназначение мужчины  и женщины в обществе в соответствии с их биологическими характеристиками, воспитание мальчика и девочки соответственно тем нормам, требованиям, стандартам, которые предъявляет общество к  человеку в данный конкретный культурно-исторический период.[3]

Гендерное воспитание предполагает правильное усвоение детьми гендерных  ролей, подразумевающее в будущем  гендерное равенство, отсутствие гендерных  предрассудков и дискриминации  по половому признаку.

Гендерные роли - социальные роли, предписываемые мужчинам и женщинам в соответствии с социальными  и культурными нормами, существующими  в данном обществе и данной исторической ситуации. [3] Усвоение ролей, определение собственного полового соответствия должно произойти в раннем возрасте и сформироваться к началу дошкольного возраста.

Гендерное развитие – это  непрерывный процесс качественных изменений и количественных преобразований феминных и маскулинных свойств  личности ребёнка, способов полоролевого поведения, эмоционально-ценностного  отношения к своей половой  роли и взаимодействию с людьми разного  пола. Результат гендерного воспитания и развития – формирование позитивной гендерной идентичности. [1]

Позитивная гендерная  идентичность – это такая совокупность знаний и представлений ребёнка  о себе как о мальчике или девочке, способов поведения и эмоционально-ценностного  отношения к себе, как к представителю  определённого пола, которое обеспечивает ребёнку адекватное социально-нравственным ценностям и нормам выполнение полоролевых  функций и положительные взаимоотношения  с людьми своего и противоположного пола.

Это понятие включает в  себя когнитивный, эмоциональный и  поведенческий компоненты. Когнитивный  отражает знания и представления  ребёнка о себе как о представителе  определённого пола («образ Я»). Эмоциональный  представляет собой оценку и отношение  ребёнка к себе как к мальчику или девочке(самооценка). Поведенческий  описывает вероятную поведенческую  реакцию, конкретные действия, которые  могут быть вызваны «образом Я» и  самооценкой. [1]

Под гендерным равенством подразумевается равный доступ для  женщин и мужчин к ресурсам и благам вне зависимости от половой принадлежности при выполнении социальных функций.

Гендерные предрассудки - стереотипы о существовании превосходства  или неполноценности, органически  связанных с половой принадлежностью  и так называемым "предназначением  полов".

А дискриминация по признаку пола – это любое ограничение  или ущемление прав и свобод человека, а также принижение его достоинства  по признаку пола. Дискриминация по признаку пола является самой распространенной разновидностью дискриминации в  современном обществе. [3]

Исходя из этого, можно  сформулировать определение гендерного воспитания, как целенаправленный процесс  усвоение детьми гендерных ролей, подразумевающий  в будущем гендерное равенство  и отсутствие дискриминации по половому признаку.

Цель гендерного воспитания ребёнка (в широком значении) означает:

1. Овладение культурой  в сфере взаимоотношений полов;

2. Формирование определенной  модели поведения;

3. Правильное понимание  роли мужчины и роли женщины  в обществе.

Для реализации стратегии  гендерного равенства государством был предпринят ряд мер: проведена  гендерная экспертиза учебников  средних общеобразовательных школ; выявлена гендерная асимметрия, которая  закрепляется и воспроизводится  в сознании детей, при этом усваиваются  устаревшие стереотипные роли мальчиков  и девочек; разработаны учебные  программы по гендерному образованию  для предшколы (6-7 лет), 1-4 классов  и студентов вузов. [3]

Вместе с тем все  проводимые мероприятия носят разрозненный характер. Необходима продуманная политика по гендерному образованию и правовому  просвещению.

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности гендерного воспитания дошкольников

 

Дошкольный возраст –  особый период в жизни ребёнка. Именно в этот период закладываются основы физического, умственного, нравственного  развития ребенка, организм растёт наиболее быстрыми темпами. В этот период воздействие  взрослых на детей наиболее значительно  и непосредственно. Поэтому этот период является очень важным. Каждый возрастной период имеет свою специфику. [9]

От  рождения до трёх лет  закладываются основы полового самосознания ребенка, когда он начинает осознавать себя представителем человеческого  рода и одновременно неповторимой уникальной личностью. В этот период ребёнок  учится управлять своим телом, стремится  оценить свои возможности, понять свои чувства и эмоции.

Ребенок начинает сравнивать себя с окружающими его людьми, задавать вопросы взрослым, и в  результате этой деятельности соотносить себя с определённым полом, а так  же различать пол других людей. Однако в этот период половая принадлежность человека не кажется ребёнку постоянной, то есть он полагает, что пол можно  изменить - побыть мальчиком, потом  девочкой или наоборот. Это происходит потому, что отличия в половой  принадлежности бывают связаны с  такими признаками, как одежда или  прическа.

В речи ребёнок часто использует местоимения  «он» или  «она». При  этом редко допускает ошибки в  употреблении родовых окончаний  глаголов (ходил - ходила).

В период от трёх до четырёх  лет ребенок уже различает  пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками, как одежда или прическа. В этом возрасте ребёнок делает попытки  без помощи взрослых разделять роли в играх, в соответствии с полом  участников игры. В связи с этим игры начинают делиться на игры «для мальчиков», игры «для девочек» и «общие» игры. [9]

Начинают складываться интересы, ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и  способов поведения, характерных для  мальчиков и девочек. Начинают формироваться  первые представления о социальных ролях мужчин и женщин на примере  папы и мамы.

В этот период у ребёнка  появляется интерес к своему телу, определению половой принадлежности по физиологическим признакам.

В период от четырех до шести  лет происходит формирование отношений  между мальчиком и девочкой. К  этому возрасту дети уже способны распределять роли в играх по половому принципу. Исключения допускаются в  том случае, когда не хватает мальчиков  для «мужских» или девочек  для «женских», это случается  и тогда, когда девочки или  мальчики, играя в одиночку, вынуждены  сами выполнять обе роли. [1]

К пяти - шести годам дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают её необратимость и  неизменность.

Начинается разделение детей  в общении: мальчики дружат только с  мальчиками, девочки дружат только с девочками. Дети начинают имитировать  в игровой деятельности женские  и мужские профессиональные качества и умения.  Начинается этап ролевых  или сексуальных игр. Дети играют в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей.

Информация о работе Основы гендерного воспитания дошкольников