Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:32, курсовая работа
Цель моего исследования - проанализировать современное состояние гендерного воспитания дошкольников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
Сформулировать понятие, цели, задачи и структуру гендерного воспитания;
Проанализировать теоретическую и практическую литературу по данной проблеме;
Разработать рекомендации по её решению.
Введение 3стр.
Глава 1. Теоретические основы гендерного воспитания дошкольников
1.1 Понятие гендерного воспитания 5стр.
1.2 Особенности гендерного воспитания дошкольников 9стр.
Глава 2. Гендерное воспитание в методической литературе
2.1 Гендерное воспитание в программах дошкольного образования 12стр.
2.2 Методические рекомендации 17стр.
Заключение 21стр.
Список использованных источников 23стр.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ САРСЕНА АМАНЖОЛОВА
Психолого-педагогический факультет
Кафедра теории и методики начального обучения
Курсовая работа
на тему:
«Основы гендерного воспитания дошкольников»
Выполнила: студентка 2 курса
специальности 5В 010100
«Дошкольное обучение и воспитание»
Хлапцева А.А.
Научный руководитель: к.п.н. Ровнякова И.В.
Усть-Каменогорск
2012
План
Введение 3стр.
Глава 1. Теоретические основы гендерного воспитания дошкольников
1.1 Понятие гендерного воспитания 5стр.
1.2 Особенности гендерного воспитания дошкольников 9стр.
Глава 2. Гендерное воспитание в методической литературе
2.1 Гендерное воспитание в программах дошкольного образования 12стр.
2.2 Методические рекомендации 17стр.
Заключение 21стр.
Список использованных источников 23стр.
Введение
Проблема гендерного воспитания
подрастающего поколения – одна
из самых сложных и
Внимание общества и государства к проблемам гендерного воспитания обусловлено тем, что в современном мире социокультурный информационный фон изменяет психологические стереотипы маскулинности (мужественности) и феминности (женственности), что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и полной, утрате истинно маскулинных качеств у мальчиков и юношей и феминных – у девочек и девушек.[1]
В настоящее время объективно существуют противоречия между:
Исходя из данных противоречий, я сформулировала гипотезу исследования: гендерное воспитание дошкольников будет продуктивнее, если стратегия гендерного равенства будет реализована в прикладных пособиях и методической литературе для воспитателей детского сада.
Объектом исследования я выбрала процесс воспитания дошкольников.
Предметом - гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.
Цель моего исследования - проанализировать современное состояние гендерного воспитания дошкольников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
В данной работе использованы теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методологической литературы по проблеме исследования, классификация, сравнение, обобщение и систематизация полученной информации.
1.2 Понятие гендерного воспитания
Проблема полоролевого воспитания будущих мужчин и женщин с акцентом на выполнение специфических социальных функций, обусловленных их гендерной принадлежностью, активно обсуждлась педагогами с начала двадцатого века и до 1930-х гг.
Однако вскоре большее
распространение получили идеи «бесполой»
педагогики. В этот период вопросам
полового воспитания детей и учета
их психофизиологических особенностей
в образовательном процессе уделялось
крайне мало внимания. И только начиная
с 1990-х гг. Гендерному воспитанию начинает
уделяться необходимое
На современном этапе достижение гендерного равенства является одним из основных факторов устойчивого человеческого развития. Вопросы гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин были включены в повестку дня всех наиболее важных конференций ООН, включая Саммит тысячелетия, прошедший в 2000г. в Нью-Йорке. Данное событие явилось самым представительным собранием на высшем уровне, созванным для обсуждения вопросов мира и развития.
Гендерное воспитание дошкольников является сложным, многосторонним процессом. Оно осуществляется в процессе нравственного воспитания детей. Согласно общепринятым принципам дошкольной педагогики, Нравственное воспитание – это «целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества».[9]
Современное общество ставит перед государством стратегические задачи:
Согласно «Стратегии гендерного
равенства в Республике Казахстан
на 2006-2016 годы», гендерное воспитание
дошкольников необходимо, так как
дошкольный возраст отличается повышенной
восприимчивостью к социальным воздействиям.
Ребенок, придя в этот мир, впитывает
в себя всё человеческое: способы
общения, поведения, отношения, используя
для этого собственные
Механизм нравственного воспитания складывается из: знаний и представлений; мотивов; чувств и отношений; навыков и привычек; поступков и поведения. Совокупность этих компонентов формирует нравственное качество. Задача взрослого – «определить, чему, как и когда учить ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому миру прошла безболезненно». [9]
Согласно «Стратегии гендерного равенства», гендер - это совокупность социальных и культурных норм и ролей мужчин и женщин, которые определяют их поведение, а также социальные взаимоотношения между ними.
Слово "gender" в переводе с английского языка означает род (мужской, женский).
Гендерный подход в образовании представляет собой традиционную систему взглядов на предназначение мужчины и женщины в обществе в соответствии с их биологическими характеристиками, воспитание мальчика и девочки соответственно тем нормам, требованиям, стандартам, которые предъявляет общество к человеку в данный конкретный культурно-исторический период.[3]
Гендерное воспитание предполагает правильное усвоение детьми гендерных ролей, подразумевающее в будущем гендерное равенство, отсутствие гендерных предрассудков и дискриминации по половому признаку.
Гендерные роли - социальные роли, предписываемые мужчинам и женщинам в соответствии с социальными и культурными нормами, существующими в данном обществе и данной исторической ситуации. [3] Усвоение ролей, определение собственного полового соответствия должно произойти в раннем возрасте и сформироваться к началу дошкольного возраста.
Гендерное развитие – это
непрерывный процесс
Позитивная гендерная
идентичность – это такая совокупность
знаний и представлений ребёнка
о себе как о мальчике или девочке,
способов поведения и эмоционально-
Это понятие включает в
себя когнитивный, эмоциональный и
поведенческий компоненты. Когнитивный
отражает знания и представления
ребёнка о себе как о представителе
определённого пола («образ Я»). Эмоциональный
представляет собой оценку и отношение
ребёнка к себе как к мальчику
или девочке(самооценка). Поведенческий
описывает вероятную
Под гендерным равенством подразумевается равный доступ для женщин и мужчин к ресурсам и благам вне зависимости от половой принадлежности при выполнении социальных функций.
Гендерные предрассудки - стереотипы
о существовании превосходства
или неполноценности, органически
связанных с половой
А дискриминация по признаку пола – это любое ограничение или ущемление прав и свобод человека, а также принижение его достоинства по признаку пола. Дискриминация по признаку пола является самой распространенной разновидностью дискриминации в современном обществе. [3]
Исходя из этого, можно сформулировать определение гендерного воспитания, как целенаправленный процесс усвоение детьми гендерных ролей, подразумевающий в будущем гендерное равенство и отсутствие дискриминации по половому признаку.
Цель гендерного воспитания ребёнка (в широком значении) означает:
1. Овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;
2. Формирование определенной модели поведения;
3. Правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе.
Для реализации стратегии
гендерного равенства государством
был предпринят ряд мер: проведена
гендерная экспертиза учебников
средних общеобразовательных
Вместе с тем все проводимые мероприятия носят разрозненный характер. Необходима продуманная политика по гендерному образованию и правовому просвещению.
1.2 Особенности гендерного воспитания дошкольников
Дошкольный возраст – особый период в жизни ребёнка. Именно в этот период закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребенка, организм растёт наиболее быстрыми темпами. В этот период воздействие взрослых на детей наиболее значительно и непосредственно. Поэтому этот период является очень важным. Каждый возрастной период имеет свою специфику. [9]
От рождения до трёх лет закладываются основы полового самосознания ребенка, когда он начинает осознавать себя представителем человеческого рода и одновременно неповторимой уникальной личностью. В этот период ребёнок учится управлять своим телом, стремится оценить свои возможности, понять свои чувства и эмоции.
Ребенок начинает сравнивать себя с окружающими его людьми, задавать вопросы взрослым, и в результате этой деятельности соотносить себя с определённым полом, а так же различать пол других людей. Однако в этот период половая принадлежность человека не кажется ребёнку постоянной, то есть он полагает, что пол можно изменить - побыть мальчиком, потом девочкой или наоборот. Это происходит потому, что отличия в половой принадлежности бывают связаны с такими признаками, как одежда или прическа.
В речи ребёнок часто использует местоимения «он» или «она». При этом редко допускает ошибки в употреблении родовых окончаний глаголов (ходил - ходила).
В период от трёх до четырёх лет ребенок уже различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками, как одежда или прическа. В этом возрасте ребёнок делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх, в соответствии с полом участников игры. В связи с этим игры начинают делиться на игры «для мальчиков», игры «для девочек» и «общие» игры. [9]
Начинают складываться интересы, ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек. Начинают формироваться первые представления о социальных ролях мужчин и женщин на примере папы и мамы.
В этот период у ребёнка
появляется интерес к своему телу,
определению половой
В период от четырех до шести лет происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. К этому возрасту дети уже способны распределять роли в играх по половому принципу. Исключения допускаются в том случае, когда не хватает мальчиков для «мужских» или девочек для «женских», это случается и тогда, когда девочки или мальчики, играя в одиночку, вынуждены сами выполнять обе роли. [1]
К пяти - шести годам дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают её необратимость и неизменность.
Начинается разделение детей в общении: мальчики дружат только с мальчиками, девочки дружат только с девочками. Дети начинают имитировать в игровой деятельности женские и мужские профессиональные качества и умения. Начинается этап ролевых или сексуальных игр. Дети играют в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей.
Информация о работе Основы гендерного воспитания дошкольников