Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:26, курсовая работа
Цель исследования: определить пути формирования профессиональной культуры педагога.
Задачи исследования:
1. Выявить условия и закономерности формирования профессиональной культуры педагога.
2. Определить способы и средства, способствующие и препятствующие повышению профессиональной культуры педагога.
3. Обосновать практические рекомендации по повышению общей культуры специалиста, совершенствованию профессиональной культуры педагога в его практической деятельности.
Введение 3
1. Профессиональная культура педагога: понятие и особенности 5
1.1. Понятие и структура профессиональной культуры педагога 5
1.2. Сферы проявления профессиональной культуры 8
2. Основы формирования профессиональной культуры педагога 12
2.1. Условия формирования профессиональной культуры педагога (молодого специалиста) 12
2.2.Повышение уровня профессиональной культуры педагога в системе непрерывного образования 15
Заключение 21
Список использованных источников 23
В планы работ МО включаются вопросы, способствующие повышению уровня теоретической подготовки, овладению педагогами инновационными технологиями, а также обмен опытом, знакомство с новыми достижениями коррекционной педагогики, изучение нормативно-правовой документации. Эффективной формой работы с кадрами является «Школа педагогического мастерства», в содержание работы которой входят совместных заседаний всех методобъединений центра, организация наставничества опытных педагогов над начинающими, презентации творческих портретов педагогов.
Организация наставничества, включающее совместное планирование работы, взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий, их последующий анализ, не только помогает в профессиональном становлении молодого педагога, но и стимулируют опытного педагога взглянуть по-новому на свою деятельность и оценку ее результатов.
Целям
повышения образовательного уровня
служит такой фактор в системе
непрерывного образования как
В связи с этим содержание, методы и формы обучения педагога на всех стадиях его непрерывного образования должны быть направлены на возрастание степени самостоятельности, активизации самообразования.
Основной формой самообразования служит изучение современной научно-методической и учебной литературы, иной психолого-педагогической информации на различных видах носителей. Источниками самообразования служат доклады, консультации специалистов, различные виды практической деятельности. Большие возможности для самообразования появились с развитием сети Интернет и других видов электронных информационных ресурсов. Особое значение для самообразования имеет общение с коллегами. Именно в общении происходит освоение знаний, более глубокое их понимание, установление их связи с другими явлениями и понятиями, раскрывается опыт внедрения современных технологий20.
В
целях совершенствования
Сформированная
база данных кадрового состава позволяет
отслеживать траекторию прохождения
курсовой подготовки педагогов, определять
необходимость повышения
Комплексной
оценкой уровня квалификации, профессионализма,
продуктивности образовательной деятельности
является аттестация педагога. Необходимость
аттестации, в процессе которой не только
диагностируется уровень профессиональной
компетентности, но и определяются перспективные
направления на следующий период, неоспорима.
Прохождение аттестации способствует
личностному и профессиональному росту
педагога, повышению качества его труда,
развитию творчества, обеспечивает социальную
защищенность через дифференциацию оплаты
труда, т.е. для педагога аттестация должна
стать демонстрацией его успешности, стимулом
повышения профессионализма педагога,
механизмом социальной стабильности21.
Заключение
Существует множество путей формирования педагогической культуры специалиста социальной сферы. Первый путь связан с необходимостью способствовать повышению общей культуры специалиста. Именно она определяет наиболее полное проявление его педагогической культуры. В основе второго пути лежит углубление и расширение личного педагогического опыта специалиста применительно к реализации его в условиях социальной сферы. Он включает:
а) повышение теоретической подготовки специалиста в медицинской, психологической, педагогической и социальной области. Это те знания, которые характеризуют собственно педагогическую подготовку специалиста и определяют его компетенцию в работе именно в социальной сфере с человеком, имеющим социальные проблемы;
б) усвоение педагогических технологий, методов и методик средств и приемов, необходимых специалисту для практического применения в социальной сфере;
в) развитие педагогической техники, позволяющей специалисту наиболее полно реализовать свои педагогические возможности в процессе социальной работы: овладение навыками самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека, культуры общения и культуры речи;
г) накопление опыта реализации своей педагогической подготовки в социальной сфере.
Третий путь включает создание условий для наиболее активного использования социально-педагогической подготовки для социальной работы. Четвертый — проявление специалистом самостоятельности в реализации педагогических аспектов в процессе социальной работы. Пятый — изучение и использование опыта ведущих специалистов социальной работы, активно реализующих на практике свою педагогическую подготовку. Шестой — обеспечение целеустремленности и настойчивости самого социального работника в педагогическом и профессиональном самосовершенствовании.
Ведущая роль в овладении педагогической культурой специалиста принадлежит «культуре профессионального самообразования педагога» (Г.М. Коджаспирова). Она является высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности специалиста, связанной с проявлением значительных волевых усилий, с высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за свое самосовершенствование. Культура самообразования формируется у будущего специалиста в процессе его обучения, профессионального становления в условиях учебного заведения. Она получает дальнейшее развитие у молодого специалиста после выпуска в период его адаптации в последующей его профессиональной деятельности.
Ни
один из описанных путей отдельно
не решает проблемы повышения педагогической
культуры специалиста социальной сферы.
Только в комплексе при ведущей заинтересованной
роли самого специалиста они могут действительно
способствовать решению проблемы повышения
его социально-педагогической культуры.
Список использованных
источников
Информация о работе Основы формирования профессиональной культуры педагога