Основы формирования профессиональной культуры педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить пути формирования профессиональной культуры педагога.
Задачи исследования:
1. Выявить условия и закономерности формирования профессиональной культуры педагога.
2. Определить способы и средства, способствующие и препятствующие повышению профессиональной культуры педагога.
3. Обосновать практические рекомендации по повышению общей культуры специалиста, совершенствованию профессиональной культуры педагога в его практической деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Профессиональная культура педагога: понятие и особенности 5
1.1. Понятие и структура профессиональной культуры педагога 5
1.2. Сферы проявления профессиональной культуры 8
2. Основы формирования профессиональной культуры педагога 12
2.1. Условия формирования профессиональной культуры педагога (молодого специалиста) 12
2.2.Повышение уровня профессиональной культуры педагога в системе непрерывного образования 15
Заключение 21
Список использованных источников 23

Работа содержит 1 файл

Формирование профессиональной культуры педагога.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

     Внешнее отношение показывает внимание специалиста к человеку - объекту его социальной работы, - особенности взаимодействия с другими людьми, заинтересованность или безразличие к результатам своей деятельности. Оно выступает важной характеристикой проявления педагогической культуры специалиста. Как показывает практика, внешнее отношение специалиста во многом является проявлением его чувственного (эмоционального) уровня - внутренней педагогической культуры.

     По  своей сути внутренняя педагогическая культура специалиста - это накопленный им социально-педагогический опыт как составная часть социальной работы и эмоционально-чувственное отношение к ней; внешняя культура — индивидуальный стиль профессиональной деятельности этого же специалиста, включающий социально-педагогический компонент и отношение к ней. 
 
 

 

      2. Основы  формирования профессиональной культуры педагога 

     2.1. Условия формирования  профессиональной  культуры педагога (молодого  специалиста) 

     Образования в высшей школе реализуется, если учитывать влияние различных  видов культурной среды высшей школы, особенностей их взаимодействия и воздействия  на студента, на его становление как педагога и как человека культуры. В профессиональной подготовке каждому преподавателю следует использовать особенности и степень влияния тех или иных компонентов культурной среды высшего учебного заведения, участвующих в обеспечении культурологической направленности, профессионально-педагогической подготовке, выведении ее на качественно новый уровень и формирование будущих учителей как субъектов профессиональной культуры.

     В то же время готовность к профессионально-педагогической деятельности формируется у будущих учителей благодаря и их собственным, личным действиям по определенной программе методом последовательных приближений к профессии и профессиональной культуры.

     Включение студента в специфическую учебно-профессиональную деятельность будущего учителя с помощью заданий, позволяет решить многие аспекты профессионально-педагогической подготовки специалистов и выстроить образовательную систему, моделирующую реальные процессы педагогического труда. Существенным в этом отношении является выделение принципа деятельностной направленности педагогического образования. В ее основе - формирование у будущего учителя способности к активной профессиональной деятельности9.

     В целом можно говорить о том, что  педагогическими условиями формирования профессиональной культуры будущего учителя являются: культурная образовательная среда вуза; обновление содержания образования; организация целостного педагогического процесса и его ориентация на формирование профессионализма; технологическое обеспечение формирования профессиональной культуры учителя на этапах довузовского и базового профессионального (вузовского) образования.

     Процесс формирования профессиональной культуры учителя не ограничивается лишь внутренними  факторами личности будущего учителя. Потому что культурная образовательная среда в педагогическом вузе является важным условием формирования профессиональных и личностных качеств студентов. Профессиональная культура учителя представляет собой сложное социальное и личностное образование, является важнейшим условием и источником развития его как субъекта, мерой и способом саморазвития, самоорганизации и самореализации личности педагога. Профессиональная культура учителя проявляется в жизненном и профессиональном самоопределении, нравственности, духовности, связанных между собой и образующих одно целое10.

     Профессиональная  культура, как явление синкретичное, воспринимается как синтез духовных ценностей (индивидуальные идеи, концепции, педагогические технологии, мнения, оценки и т.д.), гармоничных форм педагогических отношений учителя с другими субъектами учебно-воспитательного процесса, к обществу, к самому себе, как результат его связи с миром и утверждения в нем.

     Можно констатировать два основных момента относительно категории «профессиональная культура учителя». Во-первых, это проблема взаимодействия педагогов-профессионалов, при котором происходит взаимообразное их формирование в процессе педагогического общения. Во-вторых, профессиональная культура имеет личностно-творческую природу. Именно творчество выступает специфическим свойством, порожденным потребностями развивающейся профессиональной культуры учителя и ее формирующим11.

     Процесс творческого развития личности, как  процесс овладения профессиональной культурой, обусловлен, прежде всего, собственной профессионально-педагогической деятельностью, сложность которой состоит в том, что в ней необходимо синтезировать в единое целое одновременно две деятельности - учителя и ученика. Профессиональная деятельность педагога изначально дуальна и в силу этого противоречива. Следовательно, чтобы сознательно реализовать педагогическую деятельность, недостаточно определиться в структуре направленности и целевых установок учителя и ученика, учитывать систему ценностей общества, а необходимо выстроить и их новое синтетическое единство, которое проявляется в деятельности педагога.

     Готовность  к профессионально-педагогической деятельности формируется у будущих  учителей благодаря и их собственным, личным действиям по определенной программе  методом последовательных приближений к профессии и профессиональной культуры12.

     Включение студента в специфическую учебно-профессиональную деятельность будущего учителя с  помощью заданий, позволит решить многие аспекты профессионально-педагогической подготовки специалистов и выстроить  образовательную систему, моделирующую реальные процессы педагогического труда. Существенным в этом отношении является выделение принципа деятельностной направленности педагогического образования. В ее основе - формирование у будущего учителя способности к активной профессиональной деятельности.

     2.2.Повышение  уровня профессиональной  культуры педагога в системе непрерывного образования 

     Социально-экономические  изменения, происходящие  в обществе, коренным образом коснулись всей системы образования. Сегодня процесс реформ и обновлений в образовании сопровождается изменением приоритетов и содержания образования, введением новых стандартов, программ, учебников, совершенствованием технических средств обучения.

     Все это требует от современного педагога, как ключевой фигуры образовательного процесса, высокого уровня профессиональных компетенций, широкого кругозора, умений и навыков, обеспечивающих активное участие в профессиональной и общественной жизни13.

     В связи с повышенной динамичностью образовательной среды для каждого педагога становится очевидной необходимость постоянного и системного профессионального обучения, когда принцип  "образование на всю жизнь» приобретает иное звучание: "образование через всю жизнь". Сегодня феномен непрерывного образования  становится наиболее приоритетным в педагогическом сообществе. В центре идеи непрерывного образования находится человек, его потребности, интересы и способности.

     В современной педагогической литературе в качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности. По определению Международной комиссии по образованию для XXI века при ЮНЕСКО, непрерывное образование должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний, навыков.

     Сегодня необходимость непрерывного образования обусловлено самой жизнью, ростом интенсификации труда, инновационной деятельностью образовательных учреждений, потребностью личности постоянно совершенствоваться, повышать свой профессиональный имидж и статус14.

     Потребность в профессиональном просвещении  не покрывается системой образования, включающей в себя вузы, техникумы и т.п. Базовая подготовка создает определенный потенциал знаний, развивает способности и определяет потребность в непрерывном обновлении образования. Систему непрерывного образования дополняют различные формы повышения квалификации и самообразовательная деятельность, которые позволяют расширить и углубить профессиональные знания, получить представление о новых технологиях, методиках и т.п.

     Безусловно, важное место в системе непрерывного педагогического образования принадлежит  дополнительному профессиональному  образованию. Ведущие специалисты  ТОИПКРО в рамках курсовой подготовки через систему лекционных и практических занятий содействуют развитию и обогащению профессиональных знаний, умений и навыков, формированию профессионально-личностной культуры педагогов15.

     Но  курсы повышения квалификации не могут решить все те проблемы педагога, которые возникают в процессе работы в образовательном учреждении. И развитие профессионального мастерства осуществляется в большей части непосредственно в практической деятельности педагога, за счет экспериментальной работы, общения с коллегами, когда происходит осмысление и освоение полученных знаний, когда выстраивается собственный стиль педагогической деятельности.

     И здесь главным звеном единой системы непрерывного образования педагогов выступает внутришкольная методическая служба, связывающая в единое целое всю систему работы образовательного учреждения и являющаяся важным фактором стимуляции профессионально-личностной компетентности педагогических кадров, средством повышения результативности их деятельности, т.к. направлена на оказание помощи педагогам в использовании многообразия форм, методов, средств образовательной деятельности с обучающимися.

     Каждое  образовательное учреждение самостоятельно строит свою модель методической службы и определяет свои формы и методы повышения квалификации педагогов. В «Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения» структура методической службы направлена на развитие системного, планомерного характера методической работы, на укрепление связи ее содержания с ходом и результатами реального учебно-воспитательного коррекционно-развивающего процесса16.

     Целью всей методической работы является совершенствование уровня педагогического мастерства, формирование профессиональных компетенций педагогических работников центра, развитие личностной культуры и усиление творческого потенциала, направленного на повышение качества образования и активное освоение и использование инновационных технологий  в процессе обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

     Как правило, работники Центра проявляют  серьезный интерес к развитию своего профессионального уровня и имеют постоянную, присущую им в силу специфики педагогической деятельности, мотивационную готовность к обучению. Но стимулом этой готовности зачастую выступают такие факторы как аттестация, обязательное прохождение курсов раз в пять лет и т.п. Методической службе необходимо приложить максимум усилий для изменения расстановки мотивационных приоритетов в повышении профессионального мастерства в сторону внутренней актуальной потребности педагогов в обучении17.

     Поэтому очень важен в осуществлении методической работы с педагогами дифференцированный подход. В зависимости от уровня профессионального мастерства педагоги условно делятся на три группы.

     Первая  группа – это педагоги, обладающие высоким уровнем профессионального  мастерства, являющиеся проводниками новых методик, и технологий, имеющие интересный опыт работы. Вторая группа – это группа совершенствования мастерства. Третья группа педагогов – это группа становления педагогического мастерства. Ее составляют молодые учителя и воспитатели Центра.

     Формы методической работы с педагогами разнообразны: фронтальные, групповые, индивидуальные.

     Среди фронтальных форм работы повышения квалификации наиболее актуальны научно-практические конференции, постоянно действующий и тематические семинары, в процессе работы которых обсуждаются актуальные проблемы по теории и практике коррекционной педагогики, демонстрируются материалы с творческими презентациями педагогов.

     Основной  групповой формой методической работы являются методические объединения, которые вносят значительный вклад в решение задач по совершенствованию профессионального мастерства педагогического коллектива Центра18.

     Каждое  методическое объединение в соответствии со своим положением работает над конкретной темой, являющейся составляющей ЕМТ и строит свою работу по разработанному плану, анализирует и прогнозирует свою деятельность с учетом актуальных проблем коррекционной школы в целом и своего отделения в частности.

Информация о работе Основы формирования профессиональной культуры педагога