Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:26, курсовая работа
Цель исследования: определить пути формирования профессиональной культуры педагога.
Задачи исследования:
1. Выявить условия и закономерности формирования профессиональной культуры педагога.
2. Определить способы и средства, способствующие и препятствующие повышению профессиональной культуры педагога.
3. Обосновать практические рекомендации по повышению общей культуры специалиста, совершенствованию профессиональной культуры педагога в его практической деятельности.
Введение 3
1. Профессиональная культура педагога: понятие и особенности 5
1.1. Понятие и структура профессиональной культуры педагога 5
1.2. Сферы проявления профессиональной культуры 8
2. Основы формирования профессиональной культуры педагога 12
2.1. Условия формирования профессиональной культуры педагога (молодого специалиста) 12
2.2.Повышение уровня профессиональной культуры педагога в системе непрерывного образования 15
Заключение 21
Список использованных источников 23
Содержание
Введение
Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, совершенствующего владение социально-педагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику системы общих технологий, которая включает в себя осуществление диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, социальной терапии, социальной экспертизы, проявлять их в повседневной жизни и практической деятельности. Данный факт свидетельствует о том, что уровень званий и умений характеризует всего лишь компетентность человека в соответствующей области.
В
условиях роста экономической
Актуальность исследования. В связи с увеличением заказа в сфере педагогики актуальной является проблема качества профессиональной подготовки педагогов. Работа посвящена профессиональной деятельности педагога, изучению структуре и путей формирования его профессиональной культуры, поскольку именно составляющие профессиональной культуры во многом определяют успешность педагогической деятельности.
Цель исследования: определить пути формирования профессиональной культуры педагога.
Задачи исследования:
1. Выявить условия и закономерности формирования профессиональной культуры педагога.
2. Определить способы и средства, способствующие и препятствующие повышению профессиональной культуры педагога.
3. Обосновать практические рекомендации по повышению общей культуры специалиста, совершенствованию профессиональной культуры педагога в его практической деятельности.
Объект исследования – профессиональная культура педагога, ее понятие и особенности.
Предмет
исследования – особенности формирования
профессиональной культуры педагога.
1. Профессиональная
культура педагога:
понятие и особенности
1.1.
Понятие и структура
профессиональной
культуры педагога
Термин
«культура» латинского происхождения.
Первоначально он означал возделывание
почвы, ее культивирование. В дальнейшем
слово «культура» стало употребляться
в более обобщенном значении. В настоящее
время под культурой в общем смысле понимают
все виды преобразовательной деятельности
человека и общества, а также результаты
этой деятельности. Для того чтобы определить
сущность понятия «профессионально-
Выделение профессиональной культуры, как одного из свойств группы людей, относящихся к одной профессии, является результатом разделения труда, которое приводит к обособлению видов специальной деятельности. Профессиональная деятельность как социально-культурное явление обладает сложной структурой, включающей цель, задачи, предмет, средства, методы, результат. Высокий уровень профессиональной культуры специалиста характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, т.е. развитым профессиональным мышлением и сознанием1. Профессиональная культура - это определенная степень овладения человеком приемами и способами решения профессиональных задач.
Понятие
«педагогическая культура»
Проблема педагогической культуры находит свое отражение в работах таких исследователей, как СИ. Архангельский, А.В. Барабанщиков, Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин и т.д. в связи с анализом особенностей педагогической деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства учителя.
Педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры преподавателя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике профессиональной деятельности. Это интегративное качество личности педагога-профессионала, условие и предпосылки эффективной педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентности педагога и цель профессионального самосовершенствования3.
Таким образом, содержание профессионально-педагогической культуры раскрывается как система индивидуально-профессиональных качеств, ведущих компонентов и функций. Носителями профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд.
Рассмотрим содержание основных структурных компонентов, составляющих педагогическую культуру специалиста. Прежде всего - это сам специалист как личность, как носитель реальной педагогической культуры. При оценке педагогической культуры специалиста видят, прежде всего, проявление в профессиональной деятельности конкретного человека — социального педагога.
Личный социально-педагогический опыт специалиста как основа, стержень педагогической культуры включает такие составляющие, как личность самого социального педагога, его теоретический и практический опыт, личностные социально-педагогические качества4.
Личность специалиста - это тот внутренний мир, в котором происходит усвоение и накопление личностного социально-педагогического опыта специалиста. Именно через призму личности с ее индивидуально-психологическими и социальными особенностями происходит усвоение теоретического и практического опыта.
Теоретический социально-педагогический опыт это те медицинские, психолого-педагогические, социальные, профессиональные знания, которые необходимы специалисту для квалифицированной деятельности, в том числе и педагогической, так как она представляет естественную составную часть социальной работы. Психолого-педагогические знания составляют основу собственно педагогической деятельности; медицинские и социальные знания — необходимый компонент — предрасположения и предостережения, которые надо учитывать специалисту; профессиональные — особенности, сферы проявления и пр. Совокупность знаний показывает то, на чем основывается действенность всей профессиональной деятельности специалиста социальной сферы5.
Практический опыт представляет собой усвоенные умения и навыки — это получившая закрепление на практике реализация педагогического аспекта профессиональной деятельности специалиста социальной сферы с различными категориями клиентов при решении тех или иных социальных проблем. По своей сути он представляет тот «капитал», который прошел апробацию на практике специалиста и может быть им использован в типичных ситуациях.
Педагогический опыт по
Педагогическое
мастерство складывается из: владения
специалистом педагогическими технологиями,
методами и методиками, средствами и приемами;
развития у него педагогической техники:
самоуправления, вербального и невербального,
непосредственного и опосредованного
воздействия на человека, культуры общения,
культуры речи.
1.2.
Сферы проявления
профессиональной
культуры
Сферы проявления профессиональной культуры можно описать, исходя из деления профессиональной культуры педагога на внутреннюю и внешнюю культуры.
Внутренняя культура педагога - это тот стержень, та основа, которая во многом определяет его поведение в различных жизненных ситуациях, профессиональной деятельности» Следовательно, речь идет не только об уровне знаний и умений человека в области педагогики, но и о сформированных личностных установках, идеалах, потребностях и мотивах, определяющих сферу и условия их повседневного проявления. Изложенное позволяет выделить основные компоненты внутренней культуры специалиста социальной сферы:
а)
личность специалиста (внутреннее своеобразие)
с его индивидуально-
б) объем и степень усвоения специалистом накопленного в профессиональной деятельности педагогического опыта, эту часть внутренней составляющей называют теоретическим (мировоззренческим) уровнем педагогической культуры. Он определяет рациональный уровень (компонент) и показывает, какие психолого-педагогические знания и как усвоены специалистом, в какой степени они могут быть им использованы в профессиональной деятельности;
в) сформированное чувственное отношение у специалиста к объекту, социальной работе, ее результатам, и самосовершенствованию в педагогической области. Данная часть внутренней составляющей называется чувственным (эмоциональным) уровнем педагогической культуры, ее эмоциональным компонентом7.
Данный компонент формируется и укрепляется в процессе овладения опытом социально-педагогической деятельности. Он включает в себя: испытываемые специалистом чувства (симпатии или антипатии, уважения, безразличия или пренебрежения и пр.) к объекту социальной работы, самой деятельности; его переживания в процессе деятельности, а также в оценке достигаемых результатов; развитие потребности в познании и овладении новым опытом социальной работы.
Чувственный уровень часто определяет внутреннее отношение специалиста к педагогической деятельности, потребность в педагогическом самосовершенствовании. Он во многом характеризует его внутреннюю нравственную культуру.
Рациональный и эмоциональный компоненты педагогической культуры специалиста реализуются самой личностью, через ее волевой компонент. Он характеризуется сформированными нравственно-волевыми качествами специалиста определяющими его способность реализовать свой личный социально-педагогический опыт в профессиональной деятельности.
Внешняя составляющая педагогической культуры специалиста — это то, что находит повседневное проявление в его от ношении к объекту, педагогической работе, социально-педагогической деятельности, их результатам. Она включает:
а) внешние достоинства и недостатки специалиста как человека (внешний вид, привычки, манеры и прочее) — личностный уровень проявления педагогической культуры. Он характеризует педагогическую сторону личности как специалиста;
б) собственно проявляемые педагогические аспекты деятельности специалиста в процессе социальной работы (поведение, действия, поступки, оказывающие педагогическое воздействие на объект) специалиста — поведенческий уровень педагогической культуры. Данный уровень характеризует повседневное педагогическое проявление специалиста в общении с людьми, клиентами;
в) проявление уровня владения педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами — практико-педагогический уровень специалиста как педагога. Он показывает степень владения специалистом реальным педагогическим опытом, искусством педагогической деятельности, его педагогические возможности в работе с клиентом, а также результативность его профессиональной деятельности;
г)
отношение специалиста к
Информация о работе Основы формирования профессиональной культуры педагога