Основные условия предупреждения искривления позвоночника и формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:54, контрольная работа

Описание работы

Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.

Содержание

Введение_____________________________________________3 стр.
2.Что такое осанка. Признаки правильной осанки.____________4 стр.
2.1.Факторы, определяющие осанку._____________________5 стр.
3. Распространенность и причины возникновения нарушений осанки у детей.______________________________________________________6 стр.
3.1. Нарушения осанки._________________________________9 стр.
4. Методика формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста.___________________________________________________12 стр.
5.Заключение.___________________________________________19 стр.
6.Литература.____________________________________________22стр.
7.Приложение.

Работа содержит 1 файл

Факультет Педагогики и Детства.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

    2) гармоничное укрепление мышечного  корсета и развитие силовой  выносливости мышц;

    3) развитие гибкости;

    4) формирование навыка рационального  дыхания, совершенствование функциональных  возможностей дыхательной системы; 

    5) нормализация эмоционального статуса; 

    6) коррекция функциональных отклонений  со стороны опорно-двигательного  аппарата.

    Как двигательный навык, осанка формируется  по механизму образования временных  связей, приводящих путем длительных и частых повторений к образованию  условных рефлексов, обеспечивающих удержание  тела в покое и в движении. Закономерности формирования двигательных умений и навыков определяют последовательность обучения детей умению принимать и сохранять положение правильной санки.

    На  первом этапе необходимо создать у занимающихся целостное представление о рациональной осанке. Следует обеспечить всестороннее восприятие правильного положения тела и его отдельных частей в пространстве, оказывая воздействие на все основные анализаторы – зрительный, слуховой, двигательный. Необходимо учитывать, что  зрительное восприятие действует на детей гораздо сильнее объяснений.

    Важно правильно выбрать место для показа, использовать различные ракурсы, чтобы создать правильное представление о положении различных частей тела. Наглядные пособия, имеющиеся в зале и иллюстрирующие типы рациональной и нерациональной осанки, также помогают сформировать у детей соответствующие представления. При повторном показе иногда возникает необходимость подчеркнуть те или иные элементы упражнения; в этом случае показ может сопровождаться пояснениями. При этом выделяется тот элемент техники, на который необходимо обратить внимание(например, преподаватель говорит:«Посмотрите, дети, спина прямая»).После этого дети самостоятельно воспроизводят двигательное действие. Походу выполнения упражнения даются дополнительные яркие образные указания, помогающие детям быстрее осваивать технику его выполнения (например: «Голову поднять, чтобы шея стала длинной, гордой и красивой, как у жирафа»).

    При разучивании также можно использовать объяснения, которые должны быть точными, понятными, краткими (например: «Чтобы шея стала длинной и красивой, нужно  сильно-сильно потянуться макушкой вверх, а руками вниз»).

    В дальнейшем, наряду с показом, целесообразно применять словесное описание правильного положения тела в пространстве. Для детей характерна большая неточность выполняемых движений, поэтому в процессе занятий необходимо создавать условия для осязательных, проприорецептивных

    ощущений, сопровождающих мышечную работу во время  выполнения упражнений. Для выработки  соответствующих правильной осанке мышечно-двигательных ощущений в качестве зрительного ориентира используют  зеркало.  Дети контролируют положение тела и его частей в пространстве, стоя лицом и боком к зеркалу. Эффективны тактильные ориентиры, имеющие место при выполнении упражнений у гладкой, без плинтуса, стены (касаясь стены затылком, лопатками, ягодицами и пятками), с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного или резинового кольца), а также при специальном, искусственном воздействии со стороны преподавателя для уточнения моментов необходимых действий. В занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста применяется взаимоконтроль, осуществляемый занимающимися друг за другом. Используемые  на первом этапе методы и приемы обучения должны

    обеспечивать  образование временных связей в коре головного мозга и способствовать сознательному запоминанию ребенком всей последовательности двигательных элементов, объединяя их в целостный двигательный образ с опорой на мышечные ощущения.

    На  втором этапе разучивания двигательного действия необходимо уточнить правильность выполнения деталей техники разучиваемого движения, исправить имеющиеся ошибки и добиться точного выполнения двигательного действия в целом. У детей условные рефлексы вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны.

    Для образования двигательных навыков и закрепления их как условных рефлексов требуется высокая степень повторяемости и оптимальная последовательность применения физических упражнений. В этой связи следует ежедневно применять упражнения, направленные на формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных представлений о ней, включая их в содержание занятий (уроков) по

    физической  культуре, утренней зарядки, гимнастики после дневного сна, физкультминуток, домашних заданий. Каждое занятие по физической культуре должно начинаться и заканчиваться упражнениями, способствующими формированию навыка правильной осанки и мышечно-двигательных представлений о ней.

      В течение всего занятия при  выполнении различных упражнений  необходимо добиваться от детей сохранения положения правильной осанки. Необходимо подчеркнуть, что выработка и закрепление навыка правильной осанки происходят во время выполнения различных гимнастических упражнений (строевых, общеразвивающих, вольных), при которых обязательно сохраняется правильное положение тела. Стиль выполнения гимнастических упражнений и требования к технике движений и фиксации поз в исходных, промежуточных и конечных положениях дают основание рассматривать гимнастику как свое города «школу осанки» .

    При использовании строевых упражнений для сохранения интереса детей желательно использовать игровые методы, образные сравнения, музыкальное сопровождение. При выборе общеразвивающих упражнений предпочтение отдается упражнениям  симметричного характера. С целью выравнивания сил мышечной тяги необходимо чаще применять упражнения с предметами – гимнастической палкой, мячом, обручем. Большое значение для закрепления навыка правильной осанки имеют упражнения в равновесии, так как они требуют удержания позвоночника в прямом положении при любой возможной позе и в движении. Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, воспитанию тонкого ощущения положения различных частей тела в пространстве.

    На  третьем этапе реализуется конечная цель обучения – образование прочного двигательного навыка, доведенного до определенной степени совершенства. На данном этапе ребенок должен быть готов к самостоятельному использованию усвоенных навыков жизнедеятельности. После освоения двигательного действия с целью его закрепления рекомендуется повторять его в игровой форме, в усложненных условиях (в различных вариантах, с закрытыми глазами, на узкой рейке гимнастической скамьи, в сочетании с другими упражнениями и т.д.).

    Движение  можно считать освоенным в том случае, если ребенок правильно выполняет его и в привычных стандартных условиях, и в непривычных.

    Таким образом, формирование у детей навыка правильной осанки происходит в процессе закономерно следующих друг за другом и взаимосвязанных стадий на протяжении трех этапов обучения, каждый из которых предусматривает использование адекватных намеченным задачам средств и методов физического воспитания.

    В вопросах профилактики нарушений осанки очень важно соблюдать статико-динамический режим:

    1. Постель ребенка должна быть жесткой, ровной, устойчивой, с невысокой подушкой. Дети не должны спать на мягком, прогибающемся матрасе.

    2. После обеда желателен дневной сон на 1–1,5 ч для того, чтобы дать отдых мышцам спины и освободить позвоночник от нагрузки.

    3. Необходимо правильно организовать рабочее место ребенка:

    – освещение рассеянное, но достаточное;

    – высота стола должна быть такой, чтобы  расстояние от глаз сидящего ребенка  до поверхности стола составляло около 30 см (или если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаза);

    – высота стула должна быть такой, чтобы  между стулом и голенью образовался  угол в 90о;

    – желательно иметь опору для спины  и стоп, чтобы не вызывать дополнительного  мышечного сокращения при длительных занятиях в статическом напряжении.

    4. Основные требования для рабочей позы во время занятий – это максимальная опора туловища, таза и ног, а также симметричное положение. Правильная симметричная установка одинаковых частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп:

    – стопы в опоре на полу или на скамейке;

    – колени под стулом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных  суставах ноги должны быть согнуты  под прямым углом);

    – равномерная опора на обе половины таза;

    – туловище периодически опирается на спинку стула;

    – между грудью и столом рекомендуется  расстояние  от 1,5  до  2 см (ребром проходит ладонь);

    – предплечья симметрично и свободно, без напряжения лежат на столе; плечи  симметричны;

    – голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см;

    – при письме тетрадь лежи под углом 30о, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.

    5. Не рекомендуется носить портфель в одной и той же руке (рюкзак на одном и том же плече); в начальной школе лучше использовать ранец.

    6. Желательно избегать порочных поз:

    – так называемое косое положение  плечевого пояса при письме, когда  левая рука свешивается со стола;

    – косое положение таза, когда ребенок  сидит на ноге, подложенной поз  ягодицу;

    – привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене.

    7. Освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от всяких дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или асимметричной статической позой. 
 
 
 

    5.Заключение. 

    Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25–30 % детей, приходящих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нарушениями осанки – с 1, 9 до 16, 8 %.

    По  мере роста ребенка родителям  и воспитателям, как дома, так  и в детских садах, необходимо тщательно следить за тем, чтобы  ребенок правильно ходил, сидел, двигался.

    Программа воспитания в детском саду предусматривает формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание правильной осанки, гигиенических навыков, освоение знаний о физическом воспитании. Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневных занятиях, в развитии умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, в воспитании любви к занятиям спортом, интереса к их результатам.

    Особенно  важно, чтобы физическое развитие ребенка было организовано правильно. Для этого необходимо в интересной, игровой форме проделывать с детьми простейшие гимнастические упражнения, приучающие их прямо держать позвоночник и голову, укрепляющие мускулатуру туловища и улучшающие согласованность движений. Кроме того, надо проводить с ребенком различные подвижные игры с использованием малых и больших резиновых мячей, флажков, гимнастических палок, скамеек, лесенок и т. п.

    В школьном возрасте, когда дети значительную часть времени – по 5–6 и более часов – сидят за партой в школе и за столом дома, осанка может изменяться в худшую сторону, если у ребенка недостаточно развита мышечная система или парта ему не по росту, или же он неправильно сидит за ней.

    Родителям следует помнить, что значительно легче предупредить нарушения осанки в дошкольном возрасте, чем исправлять эти нарушения у школьников.

    Причины нарушений правильной осанки обычно делятся на две основные группы: врожденные недостатки опорно-двигательного аппарата и приобретенные дефекты.

    Врожденными недостатками чаще всего являются: расщепление остистых отростков позвонков, клиновидная форма некоторых из них, сращение их тел; увеличение или уменьшение количества позвонков; недоразвитие ребер или увеличение числа их, например наличие поясничных ребер, сращение их.

    Наиболее  распространенной причиной  приобретенных нарушений осанки непатологического характера является слабость мышц туловища, преимущественно спины и брюшного пресса (мышц, окружающих брюшную полость), причем решающую роль здесь играет неравномерное распределение «мышечной тяги». Отсутствие достаточно крепкого естественного «мышечного корсета» служит предрасполагающим моментом для появления различных недостатков в осанке.

Информация о работе Основные условия предупреждения искривления позвоночника и формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста