Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:54, контрольная работа
Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.
Введение_____________________________________________3 стр.
2.Что такое осанка. Признаки правильной осанки.____________4 стр.
2.1.Факторы, определяющие осанку._____________________5 стр.
3. Распространенность и причины возникновения нарушений осанки у детей.______________________________________________________6 стр.
3.1. Нарушения осанки._________________________________9 стр.
4. Методика формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста.___________________________________________________12 стр.
5.Заключение.___________________________________________19 стр.
6.Литература.____________________________________________22стр.
7.Приложение.
Факультет Педагогики и Детства
Кафедра
педагогики и методики дошкольного
и музыкального образования
Контрольная работа
на
тему:
«Основные
условия предупреждения
искривления позвоночника
и формирование правильной
осанки у детей
дошкольного возраста
»
Выполнила: студентка 2 курса
ОЗО факультета Пи МДО
Сулейко
Р.Р.
Проверила:
Кузнецова И.В.
Янаул
– 2011г.
Содержание.
1.Введение________________
2.1.Факторы, определяющие
3.
Распространенность и причины
возникновения нарушений
3.1. Нарушения осанки._____________
4.
Методика формирования
5.Заключение._____________
6.Литература._____________
7.Приложение.
1.Введение.
В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма.
Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.
Предупредить
возникновение неправильной осанки
легче, чем проводить работу по ее
исправлению. Поэтому важно строгое
соблюдение гигиенического режима (свежий
воздух в помещении, нормальная освещенность,
подбор стола и стула по росту
каждого ребенка, чередование движений
и покоя, полноценное питание, закаливание).
Под осанкой понимают привычную
непринужденную позу человека в покое
и при движениях, которую он принимает
без излишнего мышечного
Признаки правильной осанки.
Правильная
осанка (рис. 1) характеризуется симметричным
расположением частей тела относительно
позвоночника. При этом голова держится
прямо: линия, проведенная через
наружный слуховой проход и нижний
край глазницы горизонтальна; плечевые
суставы разведены; надплечья на одном
уровне; углы, образованные боковой поверхностью
шеи и надплечьем симметричны; живот подтянут;
ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных
суставах. Грудная клетка не имеет западений
и выпячиваний, симметрична относительно
средней линии; лопатки симметричны, на
всем протяжении равномерно прилегают
к грудной клетке; треугольники талии
симметричны. Позвоночник не имеет патологических
изгибов, величина физиологических изгибов
и угол наклона таза в пределах возрастной
нормы. Отвес, опущенный от основания черепа,
проходит вдоль линии остистых отростков,
межъягодичной складки и проецируется
на опору посредине между пятками. Отвес,
опущенный от нижнего угла лопатки, проходит
через центр подъягодичной складки, центр
подколенной ямки и проецируется на опорную
поверхность на уровне центра пятки.
2.2.Факторы, определяющие осанку.
Осанку определяют многие факторы, перечислим наиболее значительные.
3. Распространенность и причины возникновения нарушений осанки у детей.
В настоящее время диагноз нарушения осанки имеет каждый второй ребенок, но специалисты относятся к этому очень небрежно. Это проявляется в том, что дети с дефектом осанки осматриваются ими однократно или не ставится развернутый диагноз. А ведь без этого невозможна конкретная коррекция во фронтальной или сагиттальной плоскостях. Поэтому так важно правильно и своевременно проводить диагностику, квалифицированное комплексное лечение и профилактику различных типов нарушения осанки у детей.
Нарушение осанки является весьма распространенной патологией. Им страдают по данным разных авторов от 60 до 70% детей . Эти величины вызывают особую озабоченность с учетом неблагоприятного влияния нарушенной осанки на работу всех органов и систем растущего организма.
Выделим внутренние и внешние причины формирования неправильной осанки. Внутренние причины - это дефекты формы и длины конечностей; не полностью исправленные кривошеи, дефекты зрения и слуха, хронические заболевания внутренних органов, болезни обмена веществ: рахит, различные паратрофии. Наиболее частой из внутренних причин является неврологическая патология. Для формирования нарушения осанки достаточно минимального изменения тонуса мышц. Распространенность неврологической патологии среди новорожденных составляет 60%. Далеко не все дети излечиваются полностью. Причиной формирования нарушенной осанки может послужить и травма опорно-двигательного аппарата.
Под внешними причинами мы понимаем организацию жизни ребенка, предусматривающую неоптимальную нагрузку на органы опоры и движения, центральную нервную систему. Прежде всего, отметим режим дня, допускающий гиподинамию; стрессирующие методы воспитания или обучения; мебель, не соответствующую росту и нагрузкам ребенка.
Почему у современного ребенка развивается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей (травмы в период родов), заболевания в период развития ребенка, связанные с ограничением двигательной активности. К другим причинам можно отнести: мебель, не соответствующая возрасту; привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу; неправильные позы: во время сна (спит, поджав ноги к животу – «калачиком»), при сидении, наклонившись вперед, подложив под себя ногу.
Осанка формируется с самого раннего детства. Ее во многом определяют естественные изгибы позвоночника. Они образуют как бы спираль, равномерную волнообразность спины, стимулируют правильное положение трахеи, бронхов, пищевода, сердца, легких, брюшной аорты, спинного мозга.
Их формирование начинается с первого года жизни ребенка. К моменту рождения уже есть изгиб в копчиково-крестцовом отделе. При первых же дыхательных движениях младенца появляется грудной изгиб . Постепенно под влиянием двигательных действий (поднимания головы, сидения, стояния, ходьбы) образуются и другие физиологические изгибы, помогающие смягчить толчки, сотрясения при движениях. Так, у ребенка в 2- 3 месяца формируется умение поднимать и удерживать голову, лежа на животе, и в связи с этим шейный изгиб . При вставании и попытках ходьбы образуется поясничный изгиб, направленный кзади . Слабость мышечного корсета, неправильные позы ребенка, врожденные аномалии развития ребер, грудной клетки, позвонков, нижних конечностей, вызывают развитие нарушения осанки.
Как показывают наблюдения, нарушения осанки возникают чаще у детей малоподвижных, неловких, избегающих коллективных игр с активными движениями. Такого ребенка видно сразу. Во-первых, у него неустойчивая вялая осанка, при которой голова опущена, плечи сведены, лопатки отстают, ноги полусогнуты в коленях. Во-вторых, сутуловатость, для которой характерны: выдвинутая вперед голова, сильно сведенные плечи, выпяченный живот.
Дошкольный
возраст – период формирования осанки,
и надо отметить, что недостатки
осанки у дошкольников еще нестойкие.
Ребенок может принять правильную позу,
если ему напоминать об этом, но его мышцы,
особенно спины и живота, оказываются
не в состоянии долго удерживать позвоночник
в вертикальном положении, так как они
быстро утомляются. Поэтому в формировании
правильной осанки важную роль играет
достаточная сила мышц, а также их развитие
и укрепление. Работу по формированию
правильной осанки следует постоянно
вести со всеми детьми, а не только с теми,
у которых замечены какие-либо отклонения.
3.1. Нарушения осанки.
Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника. | |
|
Сутулость -
нарушение осанки в основе которого лежит
увеличение грудного кифоза с одновременным
уменьшением поясничного лордоза. Шейный
лордоз, как правило, укорочен и углублен
вследствие того, что грудной кифоз распространяется
до уровня 4-5 шейных позвонков. Надплечья
приподняты. Плечевые суставы приведены.
Сутулость часто сочетается с крыловидными
лопатками 1 и 2 степени, когда нижние углы
или внутренние края лопаток отстают от
грудной стенки.
У сутулых детей укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы, разгибатели шеи на уровне шейного лордоза. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает. |
Круглая спина (тотальный
кифоз, рис. 3) - нарушение осанки, связанное
со значительным увеличением грудного
кифоза и отсутствием поясничного лордоза.
Шейный отдел позвоночника частично, а
у дошкольников бывает и полностью кифозирован.
Для компенсации отклонения проекции
общего центра масс кзади дети стоят и
ходят на слегка согнутых ногах. Угол наклона
таза уменьшен и это тоже способствует
сгибательной установке бедра относительно
средней линии тела. Голова наклонена
вперед, надплечья приподняты, плечевые
суставы приведены, грудь западает, руки
свисают чуть впереди туловища. Круглая
спина часто сочетается с крыловидными
лопатками 2 степени.
| |
Кругловогнутая
спина (рис.4) - нарушение осанки состоящее
в увеличении всех физиологических изгибов
позвоночника. Угол наклона таза увеличен.
Ноги слегка согнуты или в положении легкого
переразгибания в коленных суставах. Передняя
брюшная стенка перерастянута, живот выступает,
либо даже свисает. Надплечья приподняты,
плечевые суставы приведены, голова бывает
выдвинута вперед от средней линии тела.
Кругло-вогнутая спина часто сочетается
с крыловидными лопатками 1-2 степени. У детей с таким нарушением осанки укорочены верхние фиксаторы лопаток, разгибатели шеи, большая и малая грудные мышцы, разгибатель туловища в поясничном отделе и подвздошно-поясничная мышца. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных увеличена. | |
Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника. | |
Плоская
спина - нарушение осанки, характеризующееся
уменьшением всех физиологических изгибов
позвоночника, в первую очередь - поясничного
лордоза и уменьшением угла наклона таза.
Вследствие уменьшения грудного кифоза
грудная клетка смещена вперед. Нижняя
часть живота выстоит. Лопатки часто крыловидны.
Это нарушение осанки наиболее резко снижает
рессорную функцию позвоночника, что отрицательно
сказывается на состоянии центральной
нервной системы при беге, прыжках и других
резких перемещениях, вызывая ее сотрясение
и микротравматизацию.
| |
|
Плосковогнутая
спина (рис.6) - нарушение осанки, состоящее
в уменьшении грудного кифоза при нормальном
или увеличенном поясничном лордозе. Шейный
лордоз часто тоже уплощен. Угол наклона
таза увеличен. Таз смещен кзади. Ноги
могут быть слегка согнуты или переразогнуты
в коленных суставах. Часто сочетается
с крыловидными лопатками 1 степени.
|
Нарушение осанки во фронтальной плоскости. | |
|
Нарушение осанки
во фронтальной плоскости |
4. Методика формирования правильной осанки
у
детей дошкольного
возраста.
Общеизвестно, что правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, способствуя рациональному использованию биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата и нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма. В связи с этим формирование правильной осанки относится к числу основных задач, решаемых в физическом воспитании детей, особенно в начальные периоды возрастного развития, когда наиболее интенсивно идет морфофункциональное становление организма, в том числе формирование изгибов позвоночного столба и других структурных основ осанки.
Однако результаты многочисленных исследований свидетельствуют о широком распространении функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата среди детей дошкольного и младшего школьного возраста: от 60 до 80% из них, по данным разных авторов, имеют различные нарушения осанки .Хотя программами по физическому воспитанию в детском саду и начальной школе и предусмотрено формирование правильной осанки, но не обусловлены средства и методы решения данной задачи.
Педагогический анализ занятий и уроков по физической культуре свидетельствует, что при их проведении не всегда учитываются возрастные особенности опорно-двигательного аппарата детей, а упражнения, направленные на формирование мышечно-двигательных предпосылок правильной осанки, применяются нерегулярно и в ограниченном объеме.
Отсутствуют рекомендации по профилактике нарушений осанки непосредственно в процессе занятий (уроков) по физической культуре, так как в разработанных в данном направлении методиках эта задача решается, в основном, за счет использования дополнительных форм физического воспитания и, в частности, занятий лечебной физической культурой.
Кроме того, особенности упражнений, направленных на профилактику и коррекцию дефектов осанки, не позволяют в полной мере обеспечить эмоциональность занятий. Вышеизложенное свидетельствует о том, что проблема формирования правильной осанки в процессе физического воспитания детей по-прежнему является актуальной. В процессе специальной тренировки опорно-двигательного аппарата, направленной на формирование правильной осанки, решаются следующие задачи, определяющие подбор упражнений:
1)
формирование навыка