Основные направления социальной политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 01:04, реферат

Описание работы

Инструментами социальной политики государства выступают социальная защита и социальная помощь.
Социальная защита – совокупность практических мероприятий, проводимых государством для поддержания материального благополучия тех слоев населения, которые по объективным причинам не могут самостоятельно зарабатывать деньги для поддержания среднего для данного общества уровня жизни, например, инвалиды, многодетные матери, сироты, безработные, малоимущие.

Работа содержит 1 файл

Основные направления социальной политики государства.docx

— 84.55 Кб (Скачать)

Реальный доход — это  количество товаров и услуг, которые  можно приобрести на сумму располагаемого дохода. Величина реального дохода зависит от его номинального уровня, налогов на доходы и цен на потребительские  товары. Реальные доходы населения  определяются только в динамике за конкретный период времени с использованием индекса потребительских цен, который  рассчитывается за каждый месяц и  за год в целом:

РД = (НД - НП)*1/I (1)

где РД — реальные доходы, р.; НД — номинальные доходы, р.; НП — налоги и обязательные платежи, р.; I — индекс потребительских цен.

Иногда реальные доходы населения  определяют через показатель покупательной  способности денег, характеризующий  изменение объема товаров или  услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму в разные периоды времени. Исчисление реальных доходов по такой методике предполагает, что качество товаров и 

 

 

соотношение цен внутри той  или иной их группы не изменяется, отсутствует  дефицит товаров и государственное  регулирование цен. Если эти условия  соблюдены, покупательная способность  денежной единицы определяется физическим объемом товаров, которые можно  купить на сумму среднедушевого дохода. Полученный результат достаточно точно  характеризует изменения реальных денежных доходов населения за исследуемый  период.

В зависимости от циклов жизнедеятельности человека доходы подразделяются на получаемые: 1) до участия  в трудовой деятельности (до лостижения трудоспособного возраста); 2) от участия в трудовой, предпринимательской, общественной деятельности; 3) временно неработающими (безработными, беженцами и т.д.); 4) после завершения трудовой деятельности (пенсионерами) [4, c. 255].

С юридической точки зрения, доходы бывают законными (легальными) и незаконными (нелегальными). Ко вторым относятся доходы от незарегистрированной в установленном порядке деятельности; укрываемые от налогообложения или имеющие криминальное происхождение и т.п.

В странах с развитой рыночной экономикой источником информации о  доходах населения являются выборочные обследования домохозяйств; данные деклараций физических лиц о их доходах, подаваемых в налоговые органы; показатели оплаты труда и расходов на конечное потребление домохозяйств в Системе Национальных счетов (СНС). В Республике Беларусь изучается доходы с опорой на Баланс денежных доходов и расходов населения и выборочные обследования около 6 тыс. домохозяйств.

Процесс реформирования белорусской  экономики охарактеризуют существенные колебания реальных доходов населения  в разные годы. В первой половине 90-х гг. XX в. они неуклонно снижались, и в 1995 г. их уровень составил только 62 % от показателей 1990 г. Начиная с 1996 г. падение доходов было приостановлено, а затем

 

 

начался их рост. Эта тенденция  особенно ярко проявляется начиная с 2000 г. Рост реального ВВП, затухание инфляционных процессов, форсирование темпов роста заработной платы с целью достижения ее уровня в 100 дол. США обусловили повышение реальных денежных доходов населения, которые, согласно Балансу доходов и расходов, устойчиво превышают уровень 1990 г.

Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно что характерно для всех стран мира. Данное явление известно как закон Парето, согласно которому, между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80 % созданного ВВП присваивается 20 % населения, а оставшиеся 20 % распределяются между 80 % населения, причем соотношение 80/20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий.

Как было сказано выше, на величину доходов оказывает влияние  множество разнообразных факторов, зачастую имеющих разнонаправленный  характер воздействия. Среди них выделяют социально-политические, определяющие силу действия и направленность других факторов формирования доходов; демографические, рассматривающие зависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости и интеллектуальных способностей; профессиональные, исследующие уровень образования, квалификацию и стаж работы; статусные, детерминирующие размеры доходов в зависимости от места человека в обществе и должностной иерархии; социально-экономические, к которым, в частности, относят род и вид деятельности, варианты занятости, вид производства, форму собственности на средства производства, условия труда.

В странах, на чьих территориях  имеют место различные климатические  условия, существенное значение приобретают  географические факторы, поскольку  стоимость жизненно необходимых  товаров и услуг существенно  варьируется в з

 

 

 

ависимости от региона, и соответственно предполагает различные уровни доходов.

Для Беларуси можно выделить и экологический фактор, связанный  с последствиями аварии на ЧАЭС и  необходимостью дополнительных средств  существования для жителей пострадавших районов.

Говоря о дифференциации доходов, следует учитывать и  такие важные аспекты, как врожденные способности людей, которые могут  различаться в довольно значительной степени. Не обделенные в этом плане  природой индивиды, обладая более  высокой производительностью, получают и более высокие доходы. Кроме  того, некоторые из них обладают уникальными способностями, что  дает им возможность извлекать «интеллектуальную  ренту». Не последнее значение при  этом имеет и работоспособность  человека, его стремление добиться значительных результатов в своей  деятельности.

Известно, что величина доходов  зависит от различий во владении собственностью, однако последняя может достаться  индивидам по наследство, вследствие чего неравенство доходов воспроизводится, способствуя данной категории лиц  в получении лучшего образования  и более высокооплачиваемой работы. При рассмотрении неравенства в  получении доходов нельзя также  исключить и благоприятное стечение обстоятельств.

Амплитуда неравенства становится очевидной при более глубоком рассмотрении распределения доходов  между домохозяйствами. Для этого  применяют прием ранжирования: семьи  распределяют в порядке возрастания  доходов, а затем делят на группы. При этом различают: а) квинтильные группы, в которых домохозяйства делятся на пять подгрупп, каждая из которых включает 20 % всех семей. Первая квинтильная группа — составляет 20 % семей с наименьшим, а пятая — 20 % с небольшим уровнем доходов; б) децильные группы, которые формируются аналогичным образом и делят домохозяйства на 10 одинаковых подгрупп (по 10 %).

 

 

Степень социального расслоения определяется посредством расчета  ряда коэффициентов.

Коэффициент дифференциации доходов, или коэффициент фондов, (Кд) — это соотношение между  средними доходами 10 % наиболее богатого населения (d10) и 10 % наименее обеспеченного (d1):

 (2)

Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах, выше степень дифференциации населения.

В Республике Беларусь коэффициент  фондов составляет 6,9, тогда как в  странах—соседях — России, Украине, Литве и Польше — соответственно 20,3; 6,9; 7,9 и 7,8.

Различают также децильный, квинтильный и квартальный коэффициенты, которые определяются отношением минимальных доходов соответственно 10, 20, и 25 % самого богатого населения к максимальным доходам 10, 20, и 25 % самого бедного.

Более наглядно оценить степень  неравномерности распределения  доходов между гражданами (семьями) можно, в построив кривую распределения доходов, названной по имени американского экономиста М. Лоренца. На графике по оси абсцисс откладывают кумулятивную долю семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат — кумулятивную долю совокупного дохода, начиная с наименьшей, приходящей на наименее обеспеченную часть семей (см. рис. 1).

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Кривая Лоренца

Если бы доходы у всех людей были одинаковы, т.е. 1 % населения  располагал 1 % доходов, 15 % населения  — 15 % доходов, то кривая Лоренца совпала  бы с пунктирной прямой абсолютного  равенства ОЕ, имеющей угол наклона  к оси абсцисс 45° и превратилась в прямую.

Чем больше кривая Лоренца  отклоняется от линии абсолютного  равенства, тем неравномернее распределяются доходы в обществе. Так, штрихпунктирная кривая характеризует большую неравномерность распределения дохода, чем сплошная кривая распределения. Отношение площади сегмента между биссектрисой ОЕ и кривой Лоренца к площади треугольника ОАЕ называется коэффициентом Джини, который назван по имени итальянского экономиста и статистика К. Джини. Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с прямой ОЕ и доходы в обществе распределяюся абсолютно равномерно. При значении коэффициента 1 кривая Лоренца будет представлена катетами треугольника ОАЕ, что свидетельствует об абсолютном неравенстве в распределении доходов. Практически коэффициент Джини никогда не достигает ни нуля, ни единицы, однако считается, что его значение, большее 0,4 (40), отражает высокую степень расслоения общества [4, c. 327].

В современном мире наименьшая дифференциация доходов в мире наблюдается  в Норвегии, где 10 % самых обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициент Джини составляет 0,258.

 

 

На другом «полюсе» находится  Бразилия, в которой соотношение  доходов последней и первой децильных групп составляет 65,8, коэффициент Джини — 0,607. Для Республики Беларусь данные показатели составляют соответственно 6,9 и 0,304.

С проблемой неравномерного распределения доходов связана  проблема бедности. Согласно концепции ООН, она квалифицируется как состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Сегодня в это понятие включается не только недостаток денег, но и ограничение возможностей человека, которое вызвано отсутствием высокооплачиваемой работы, комфортабельного жилья, доступа к качественному образованию и здравоохранению.

Бедность представляет собой  глобальную проблему. Это многоаспектное социально-экономическое явление, связанное с низким уровнем потребления, нестабильностью общественной жизни, малой продолжительностью жизни, слабыми возможностями эффективной реализации трудового потенциала.

Бедность может иметь  различные формы. В зависимости  от основания для сравнения выделяют абсолютную и относительную бедность. Критерием первой служит минимальный  набор жизненных средств, в соответствии с которым к бедным относят  тех, кто испытывает недостаток элементарных средств к существованию. При определении относительной бедности показатели благосостояния соотносятся не с минимальными потребностями, а со средним уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в той или иной стране.

Объективная бедность —  состояние, оцененное по принятым в  данной стране критериям дохода и  степени доступности материальных и духовных благ или на основании  рекомендаций

экспертов.

 

 

 Уровень и масштабы  субъективной бедности определяются  на основе самооценки: человек  является бедным, если считает  себя таковым.

Основным инструментом определения  численности бедных в стране является черта, или граница бедности —  минимально допустимый критический  уровень жизни, который правительства  стран должны гарантировать своим  гражданам. Граница бедности позволяет  разделить население на бедных и  небедных. Данный показатель зависит  не только от уровня минимально необходимых  потребностей людей, но и от экономических  возможностей государства: состояния  экономики, среднего уровня жизни населения  и его менталитета. То, что является бедностью в одной стране, не является ею в другой. Вследствие этого черта бедности в мире неодинакова: в развитых государствах она выше, чем в развивающихся.

В Беларуси в качестве границы  бедности выступает бюджет прожиточного минимума, который наряду с минимальным  потребительским бюджетом используется также для количественной оценки бедности.

Прожиточный минимум —  это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для  обеспечения жизнедеятельности  человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления, что находит  отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе.

Бюджет прожиточного минимума — стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи  и взносы. Он рассчитывается в среднем  на душу населения и по основным социально-демографическим группам. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров  и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-

 

 

культурных потребностей человека. Он рассчитывается для конкретных потребительских единиц, в качестве которых приняты различные социально-демографические  группы населения. Минимальным потребительским  бюджетом в среднем на душу населения  считается среднедушевой минимальный  потребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей из двоих  взрослых и двоих детей.

Основой натурально-вещественной структуры минимальных потребительских  бюджетов является система потребительских  корзин. Потребительская корзина  — это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих  конкретные функциональные потребности  человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. В данное понятие включены блага и услуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала.

Дифференциация населения  на основании бюджета прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

- бедные семьи, душевой  доход которых меньше бюджета  прожиточного минимума ему или  равен;

- малообеспеченные семьи,  душевой доход которых больше  прожиточного минимума, но меньше  минимального потребительского  бюджета;

- обеспеченные семьи,  душевой доход которых находится  в интервале между минимальным  и рациональным потребительскими  бюджетами;

Информация о работе Основные направления социальной политики государства