Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:26, контрольная работа
В работе обозначены следующие задачи:
на основе анализа педагогической литературы представить основные категории педагогики и их взаимосвязь;
систематизировать найденный материал;
обобщить результаты работы.
При выполнении данной работы мы использовали следующие методы работы: изучение литературы; систематизация и анализ изученного материала; обобщение.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Основные педагогические категории и их взаимосвязь.
1.1 Воспитание…………………………………………………………………….. 5
1.2 Обучение………………………………………………………………………..12
1.3 Образование…………………………………………………………………….14
1.4 Развитие………………………………………………………………………...17
1.5 Взаимосвязь основных категорий педагогики………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………………21
Список литературы…………
1.5 Взаимосвязь основных категорий педагогики
Педагогика (греч. paidagogike), наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.
Развитая система категорий и понятий, точная и однозначная терминология в педагогике — это условие и показатель уровня ее развития как науки.
Педагогическими категориями в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения.
Категории
— общие, фундаментальные понятия, которые
отражают наиболее существенные связи
и отношения реальной действительности.
В педагогике, очевидно, к таким педагогическим
категориям следует отнести развитие,
образование, воспитание, обучение. Понятий
в педагогике множество, а категорий немного.
Понятия и категории составляют костяк
науки педагогики. Они выражаются в терминах.
Единая терминология нужна для взаимопонимания
в науке как общий язык. Научная терминология
отличается некоторыми особенностями:
точностью, однозначностью, краткостью,
дефинитивностью, определенностью и системностью.
Надо признать, что не вся педагогическая
терминология еще отвечает названным
особенностям. К тому же она постоянно
пополняется, обновляется. Предстоит большая
работа ученых педагогов по ее совершенствованию.
В этом отношении известны труды Б. Б. Комаровского,
И. М. Кантора, Г. И. Железовской, С. С. Кацевича
и др.
Предмет педагогики — процесс направленного
развития и формирования человеческой
личности в условиях ее обучения, образования,
воспитания.
Как соотносятся главные
категории педагогики?
По данному вопросу существуют различные
точки зрения, что характерно для объективного
процесса развития любой науки. Примером
могут послужить теории происхождения
жизни на Земле, антропогенеза или возникновения
Солнечной системы.
В истории педагогики можно выделить первую
точку зрения на проблему. «Воспитание»
выступало в качестве всеобщей категории,
включавшей в себя «обучение» и «образование».
С данных позиций «воспитывать» означало
выращивать и обучать ребенка правилам
поведения, давать ему образование.
Если «воспитание» понимать как обучение
человека правилам поведения (по Ожегову),
то оно является лишь частным случаем
«обучения».
Порой имеют место попытки отождествить
«воспитание» и «образование».
В Законе «Об образовании» последнее трактуется
как всеобщая категория. Эта категория
определяется как «целенаправленный процесс
обучения и воспитания в интересах личности,
общества, государства».
Внимательное рассмотрение различных
точек зрения ученых и практиков позволило
пойти по пути вычленения общего и особенного
в каждой из категорий. Данный принцип
лег в основу третьей позиции. Она предполагает
выделение в каждом понятии аспектов деятельности,
взаимодействия, системности.
Это значит, что обучение, воспитание и
образование можно рассматривать как
особым образом организованную деятельность,
результатом которой является развитие
человека.
Воспитание, обучение, образование являются
процессами взаимодействия воспитателя
и воспитанника, учителя и учащихся, обучения
и воспитания с целью развития человека.
При рассмотрении воспитания, обучения
или образования в качестве системы выделяют
следующие элементы — цель, средства,
результат, объекты и субъекты процесса.
Объединяющим началом воспитания, обучения
и образования стал педагогический процесс.
Педагогический процесс организуется
и исследуется наукой в рамках конкретной
педагогической системы. В настоящее время
расширяется спектр традиционных педагогических
систем — детского сада, школы и вуза.
К новым системам относятся — музей, семья,
производственный коллектив, детская
организация, спортивная или музыкальная
школа, центр детского творчества. В качестве
педагогической системы может рассматриваться
конкретная деятельность педагога или
педагогического коллектива. В наше время
получили известность авторские педагогические
системы Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванова,
В. А. Караковского, А. С, Макаренко, М. Монтессори,
В. А. Сухомлинского, В. Ф. Шаталова.
Любая
наука, в том числе и педагогика,
имеет понятийный и категориальный
аппараты. Понятие — это мысль,
которая фиксирует в обобщенной
форме предметы и явления действительности.
Научные понятия отображают существенные
признаки предмета, явления, которые позволяют
отличать их от смежных с ними предметов
и явлений.
Понятие имеет
содержание и объем. Содержание — это
совокупность отраженных в понятии признаков;
существенный из них составляет ядро.
Объем — множество предметов, имеющих
однородные признаки. Понятия необходимы
в педагогике для точного обозначения
элементов и явлений учебно-воспитательного
процесса.
В данной работе были рассмотрены основные педагогические категории: воспитание, обучение, образование и развитие.
В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека, а обучение способствует образованию человека как полноценной личности.
Из
выше сказанного можно сделать вывод о
том, что все педагогические категории
связаны друг с другом. Они взаимодействуют
между собой и, таким образом, формируют
из простого человека всесторонне развитую
личность.
Список литературы