Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:26, контрольная работа
В работе обозначены следующие задачи:
на основе анализа педагогической литературы представить основные категории педагогики и их взаимосвязь;
систематизировать найденный материал;
обобщить результаты работы.
При выполнении данной работы мы использовали следующие методы работы: изучение литературы; систематизация и анализ изученного материала; обобщение.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Основные педагогические категории и их взаимосвязь.
1.1 Воспитание…………………………………………………………………….. 5
1.2 Обучение………………………………………………………………………..12
1.3 Образование…………………………………………………………………….14
1.4 Развитие………………………………………………………………………...17
1.5 Взаимосвязь основных категорий педагогики………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………………21
Список литературы…………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Челябинский Государственный педагогический Университет
(ГОУ ВПО) «ЧГПУ»
Отделение заочного образования
Факультет
коррекционной педагогики
Контрольная работа
по дисциплине «Введение в педагогическую деятельность. Общие основы педагогики. Теория обучения »
Тема: «Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, развитие, их взаимосвязь»
Выполнила студентка гр. 153
Специальность «СДПП»
Кузнецова
Е.А.
Проверила методист по ОЗО
к.п.н.
Викина
Н. А.
Челябинск, 2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Основные педагогические категории и их взаимосвязь.
Заключение……………………………………………………
Список
литературы…………
Введение
Педагогика развивающаяся наука и соответственно совокупность разных ее отраслей представляет собой открытую систему.
Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, о способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В наше время пришли к осознанию того, что образование и воспитание являются центральными звеньями в системе, обусловливающей стабилизацию общества и уровень его культурного развития.
Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогические категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.
Категории выражают фундаментальные уровни понимания человеком общества, природы, себя; являются важнейшими элементами мировоззрения людей. Именно поэтому мы считаем, что данная проблема является актуальной на сегодняшний день.
Вопросами,
касающимися главных
Цель работы: изучить основные педагогические категории.
Задачи:
При выполнении данной работы мы использовали следующие методы работы:
1.1 Воспитание
Воспитание обычно характеризуется как систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. В педагогике различают узкое и широкое понимание этой категории.
В трактовке М. И. Рожкова воспитание - это целенаправленное управление процессом развития человека через его включение в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
В широком социальном смысле - это передача накопленного опыта (знаний, умений, способов мышления, нравственных, правовых норм) от старших поколений к младшим. Воспитание имеет исторический характер: оно возникло вместе с человеческим обществом и будет существовать, пока существует общество.
В узком социальном смысле - это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (школы, семьи, учреждений дополнительного образования и пр.) с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
В широком педагогическом значении - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом значении - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. Воспитание в марксистской педагогике является центральным понятием, обозначающим целенаправленную деятельность общества и семьи по формированию всесторонне развитого человека (преимущественно в специально созданных обществом учреждениях и организациях).
В современном обществе существует целый комплекс воспитательных институтов:
1) семья;
2) друзья;
3) учебные заведения;
4) средства массовой информации;
5) литература;
6) искусство;
7) органы правопорядка и др.
«Воспитание»
как всеобщая категория исторически
включала в себя «обучение» и «образование».
В процессе
воспитания воспитатель:
1) передает опыт, накопленный человечеством;
2) вводит в мир культуры;
3) стимулирует к самовоспитанию;
4) помогает разобраться в трудных жизненных
ситуациях и найти выход из сложившегося
положения.
В свою очередь воспитанник:
1) овладевает опытом человеческих отношений
и основами культуры;
2) работает над собой;
3) обучается способам общения и манерам
поведения.
В результате воспитанник изменяет свое
понимание мира и отношение к людям и самому
себе.
Как показывает практика, воспитание диалектически
взаимосвязано с обучением. Оно способствует
развитию и утверждению основных качеств
личности, проявляющихся в поступках.
Эти качества характеризуют не только
мировоззрение человека, но и социальные,
нравственные позиции; индивидуальные
устремления.
Накопление и передача опыта культуры
и цивилизации во взаимосвязи с ростом
научного знания стали не только неотъемлемой
функцией общества, но и условием его развития.
В настоящее время образование и воспитание
рассматриваются как основные факторы
формирования общества и государства,
науки и культуры.
В понятии "воспитание" обычно выделяют компоненты — формирование мировоззрения, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание (такое расчленение имеет в значительной степени условный характер, поскольку на практике воспитание является единым, целостным процессом).
Задача воспитания всегда
Если же воспитанник начинает ставить
перед собой воспитательные цели и реализовывать
их, то он одновременно является субъектом
и объектом процесса воспитания. Данный
процесс называют самовоспитанием.
Это целенаправленный и организованный процесс формирования личности (в трактовке И. П. Подласого).
Понятие ``воспитание'' часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса, например, ``физическое воспитание'' и пр.
Мы
хотим подчеркнуть, что воспитание
организуется ради развития личности. В.
Н. Наумчик отмечает еще одну особенность
современного представления о воспитании.
Оно не сводится только к передаче опыта
старших поколений младшим, как традиционно
считалось. Развитие общества, влияние
современных научных достижений на формирование
человека таковы, что “для гармоничного
взаимодействия поколений обязательно
необходимо, чтобы существовал обмен жизненным
опытом старшего поколения и поколения
младшего. Односторонняя преемственная
связь поколений, по его мнению, равносильна
социальному регрессу. Эта мысль ученого
пронизана идеей ненасильственного воспитания,
хотя отметим, что в подобном определении
не прозвучали идеи самовоспитания, саморазвития
и самообучения индивида.
Итак, воспитание — процесс не односторонний
(как только передача опыта старших поколений
младшим), а двухсторонний. Он предполагает
также влияние младших поколений на старшие.
После этих рассуждений попытаемся дать
хотя бы неявное определение категории
воспитания. Этот процесс преднамеренного
взаимодействия старших и подрастающих
поколений по передаче, усвоению и воспроизводству
общечеловеческого опыта и культуры для
разностороннего гармоничного развития
личности. Как уже сказано, понятие “воспитание”
также многозначно. И потому сложившееся
его толкование в широком и узком смысле
хотя и не ошибочно, но тесно, не отражает
реального смыслового разнообразия понятия
и тем более — педагогической категории.
Воспитание как термин и категорию педагогики
наглядно можно изобразить как лестницу,
опрокинутую ступенями вниз. Смысловое
значение термина “воспитание” представляет
собой иерархизованную систему, звенья
которой взаимосвязаны и взаимообусловлены
и потому — взаимодействуют.
I ступень — самая высокая и предельно
широкая по смыслу. На этой ступени рассматривается
возникновение воспитания как общественного
явления, как вечной социальной категории,
как передача опыта старших поколений
младшим. На этом уровне анализируется
история развития воспитания, идеалы и
особенности воспитания, присущие конкретному
обществу и общественным формациям, народам,
общественным движениям. Здесь проявляются
законы социальной педагогики. Эта ступень
господствует над нижерасположенными
и влияет на них. Но цели и задачи воспитания
сформулированы на этом уровне в виде
глобальных деклараций, общих пожеланий
и императивов (повелений); они не конкретны,
обозначены как неопределенное указание,
не инструментованы, а потому совершенно
не технологичны. Их выполнение невозможно
проконтролировать. Так, в педагогической
литературе можно найти такие формулировки
задач: “воспитание нового человека”,
“скачок в духовном развитии подрастающего
поколения”, “всестороннее гармоничное
развитие личности” и т.п. Они все имеют
социальный смысл и глобально адресованы
педагогике. А их реализация возможна
только лишь при условии предельной конкретизации.
II ступень — воспитание в обще педагогическом
смысле, подразумеваемом как целенаправленная
деятельность учебно-воспитательных учреждений,
но без конкретного адреса к отдельным
лицам, группам, личности. Это может быть,
к примеру, воспитание человека вообще
(подростка, студента, рабочих), объекта
некоторой однородной группы. В то же время
его направление конкретизировано: воспитание
физическое, умственное, нравственное,
экологическое и т.п., хотя и на этом уровне
цели, задачи и содержание воспитания
не технологичны, не диагностируемы.
III ступень — воспитание в частнопедагогическом
смысле конкретизирует его объекты и условия.
Например, воспитание детей в семье, в
детском саду, обучение подростков в школе,
профессиональное обучение молодежи в
профтехучилище и т.п. На этой ступени,
когда известно направление воспитания
и конкретизирован его объект, уже можно
формулировать общую технологию воспитания,
а также в значительной мере можно проконтролировать
процесс воспитания.
IV ступень — конкретно-педагогический
смысл, когда цель и задачи, объект воспитания
совершенно конкретны. Примеры: воспитание
у первоклассников культуры поведения
в общественных местах; формирование организаторских
умений у подростков в летнем оздоровительном
лагере; воспитание культуры умственного
труда у старшеклассников на уроках математики
и т.п. На этой ступени возможно поставить
и реализовать цели и задачи воспитания,
конструировать предельно конкретную
педагогическую технологию, контролировать
ее реальное выполнение. Это — уровень
конкретного взаимодействия субъекта
воспитания с объектом, соприкосновение
воспитателя с личностью с целью формирования
у нее заранее заданных качеств.
И, наконец, V ступень
— индивидно-педагогический уровень воспитания.
Он означает изучение и знание индивида
и адресное воздействие на каждого воспитанника
с учетом только ему присущих особенностей
физического, интеллектуального и духовного
развития. Например, воспитать у такой-то
девочки уверенность в себе и самоуважение;
помочь преодолеть такому-то порыву конфликтности
и высокомерия во взаимоотношениях со
сверстниками; приучить такого-то мальчика
к самоконтролю в поведении и т.п. Именно
на IV и V ступенях определяются точные,
диагностируемые параметры воспитательной
работы, конкретизируются цели и задачи,
уточняются индикаторы, по которым можно
судить, в какой мере достигается (или
не достигается) конкретная цель. При этом
возможно и необходимо иметь эталоны уровня
воспитанности.
Смысловая иерархия
“воспитания” как педагогической категории
предполагает их соподчиненность: более
высокая ступень стоит над расположенной
ниже, “командует” ею. Здесь такая особенность:
чем выше расположено “воспитание” по
смыслу, тем больше оно имеет обобщенный
характер, тем более абстрагировано. Для
реализации “воспитания” высокого уровня
его необходимо выразить в системе целей
и задач, в понятиях и терминах более низкого
уровня, т.е. конкретизировать на уровне
IV и V ступеней. Только так можно общие
задачи воспитания довести до конкретной
воспитательной практики, до конструирования
педагогической технологии.
Идея о пятиуровневом представлении понятия
воспитания возникла не из простого желания
сказать о чем-либо иначе, нетрадиционно.
Она подсказана насущной практической
потребностью. О том, что в реальной жизни
воспитание не может быть ограничено одним
лишь уровнем, говорят многие педагоги.
Так, “перспективные линии”, которые
использовал А. С. Макаренко в воспитательных
учреждениях им. Горького и им. Дзержинского,
есть не что иное, как система целей, относящихся
к понятию воспитания разных уровней.
Мысль В. П. Беспалько об иерархии целей
в педагогической системе — общегосударственной,
общевузовской, факультетской и кафедральной
— подтверждает ту же идею о разноуровневом
смысле понятия обучения и воспитания.
Характеризуя объем понятия “воспитание”,
А. В. Мудрик отмечает его смысл в широком,
узком и локальном значении. Теоретические
знания (по педагогике, психологии, методикам
обучения и воспитания) “в процессе их
использования преобразуются и переводятся
на язык практических действий”, — справедливо
утверждает К. В. Вербова. Но это преобразование
и перевод теоретических знаний на язык
практических действий также представляет
собой не что иное, как переход с общепедагогического
уровня понятия воспитания (по нашей схеме
— П-го) на конкретно-педагогический (IV-й)
и индивидно-педагогический (V-й). О трехуровневом
характере педагогических целей прямо
говорит Т. И. Ильина. О. Е. Лебедев говорит
даже о шести иерархических уровнях обучения
и, значит, воспитания. С ними соглашается
также В. М. Рогинский.
В. И. Гинецинский приходит к мысли, что
необходимо выделять по крайней мере
пять уровней реализации самого воспитательного
процесса:
- социетарный, как трансляцию от поколения
к поколению культуры общества;
- институциональный — в рамках воспитательного
учреждения;
- социально-психологический — воспитательное
воздействие социальных общностей разного
типа;
- межличностный — практика межличностного
взаимодействия;
- интроперсональный — самовоспитание.
Различие этих уровней В. И. Гинецинский
видит в характеристике соответствующего
им субъекта.
”Воспитание многомерно, — утверждает
группа ученых педагогов …— Оно бывает
индивидуальным, групповым, коллективным,
массовым, региональным, национальным,
государственным” .