Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:26, контрольная работа
В работе обозначены следующие задачи:
на основе анализа педагогической литературы представить основные категории педагогики и их взаимосвязь;
систематизировать найденный материал;
обобщить результаты работы.
При выполнении данной работы мы использовали следующие методы работы: изучение литературы; систематизация и анализ изученного материала; обобщение.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Основные педагогические категории и их взаимосвязь.
1.1 Воспитание…………………………………………………………………….. 5
1.2 Обучение………………………………………………………………………..12
1.3 Образование…………………………………………………………………….14
1.4 Развитие………………………………………………………………………...17
1.5 Взаимосвязь основных категорий педагогики………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………………21
Список литературы…………
Как видим, многоуровневый
Раскрывая законы и закономерности воспитания,
его цели и задачи, формы, методы, средства
и организацию; разрабатывая педагогическую
технологию, практическую педагогику
— сначала надо выяснить, о каком уровне
в смысловой иерархии идет речь в конкретном
случае. И только выразив все это на IV и
V уровнях, т.е. на низшем уровне обобщенности
и абстракции, можно реально приступать
к воспитательной работе. Это значит, по
К. В. Вербовой, что теоретический материал
следует преобразовывать и переводить
на язык практических действий.
Мы уже отмечали, что в процессе воспитания
происходит физическое, психическое, интеллектуальное
и духовное развитие личности. При этом
подчеркнем, что объект воспитания обладает
высокой активностью, избирательным отношением
к восприятию окружающего мира и, конечно,
учебно-воспитательного процесса. Воспитательный
процесс может быть успешным и достигает
цели тогда, когда его объект сам “идет”
навстречу педагогу, т.е. сам стремится
к разностороннему совершенствованию.
Тогда говорят о самовоспитании, самообразовании
и самообучении. Это уже высокий уровень
самосознания личности. Это тот случай,
когда объект превращается в субъект педагогического
процесса, или, лучше сказать, субъект
и его объект совпадают в одном лице. Достичь
такого уровня развития личности воспитанника
— заветная мечта любого педагога.
Однако, на рубеже веков понятие “самовоспитание”
было уточнено. По справедливому мнению
В. Н. Наумчика, самовоспитание начинается
уже в раннем детстве “как результат бессознательного
отражения предметного и социального
окружения ребенка”. На ранней стадии
самовоспитание ребенка проходит бессознательно,
притом обязательно осознанно воздействует
на человека. Следовательно, происходит
природосообразное ненасильственное
самовоспитание. А уже потом в школьном
возрасте и старше, этот неосознанный
процесс самовоспитания и самообучения
у человека дополняется сознательным.
Жизнь сложна и противоречива. В силу разных
причин развитие личности иногда идет
не в том направлении, какое желательно
обществу. Иными словами, обнаруживается
отклоняющееся (девиантное) поведение.
И тогда приходится решать задачу переориентировки,
перевоспитания личности. Это сложная
и порой длительная работа по преобразованию
мотивов и стереотипа поведения человека.
Следует уточнить, что поведение человека
может быть признано отклоняющимся (девиантным)
относительно конкретной социальной группы.
Например, трудный подросток — он трудный
для взрослых. А в референтной группе сверстников
его принимают благожелательно как своего
единомышленника. Здесь он уже не девиантный.
Но сказанное не снимает проблемы перевоспитания:
существуют же, к примеру, воспитательные
учреждения с особым режимом.
В конце XX — начале XXI века в стране утверждается
теория и расширяется практика ненасильственного
воспитания, гуманного отношения взрослых
к детям. Период детства рассматривается
не как подготовка к жизни, а как реальная
жизнь: в ней у ребенка есть узаконенные
права, которые защищают его честь, достоинство
и обеспечивают достойные условия для
развития. Такое отношение взрослых к
детям характерно в условиях демократического
общества.
Выделение
в общем воспитательном процессе
его специфических сторон носит в известной
мере условный характер. В реальной педагогической
деятельности они всегда органично связаны
между собой и проникают друг в друга.
Тем самым педагогический процесс предполагает
осуществление целостной системы педагогического
взаимодействия, соответствующего определенным,
собственно педагогическим требованиям.
1.2 Обучение
Обучение – это процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества (в трактовке П. И. Пидкасистого). В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности.
Основу обучения составляют:
1) знания;
2) умения;
3) навыки.
Знания отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они суммируют накопленный человечеством опыт.
Благодаря умениям человек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность, опираясь при этом на жизненный опыт и приобретенные навыки.
Навыки являются компонентами практической деятельности. Они проявляются при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства благодаря многократным упражнениям.
Процесс обучения является двусторонним, включающим в себя как взаимосвязанные части единого целого: преподавание — деятельность педагога по передаче знаний и руководству самостоятельной работой учащихся и деятельность учащихся по активному овладению системой знаний, умений и навыков — учение.
В процессе обучения учитель:
1.3 Образование
В буквальном смысле слова образование - формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах.
Образование является
”Образование целостно охватывает процесс
целенаправленного формирования личностных
качеств человека … К таким процессам
относятся воспитание …, обучение и развитие”,
считает Н. Д. Никандров и Г. Б. Корнетов.
Подобного же мнения придерживаются А.
В. Петровский с Б. М. Бим-Бадом: “В образовании
объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие
культурную преемственность поколений
и готовность человека к выполнению социальных
и профессиональных ролей”.
В. И. Андреев понятие “образование” подводит
под родовое понятие “культура”: “Образование
— это индивидуальная культура различных
видов деятельности и общения человека,
которой он овладевает на основе целенаправленной
целостной системы обучения и воспитания,
которая на определенных этапах своего
развития переходит в самообразование”.
Подобный анализ понятию “образование”
дал Б. С. Гершунский. Он выделил “четыре
аспекта его содержательной трактовки”:
как ценности, как системы, как процесса
и как результата.
Приведенные суждения известных педагогов
о категории “образование” определенно
говорят, что ее теперь следует рассматривать
как категорию общей педагогики и специфическую
категорию теории обучения (дидактики).
Вместе с тем этот факт подтверждает мысль
о том, что наши суждения о категориях
постоянно уточняются на основе данных
новых научных изысканий.
Расширительное толкование категории
“образование” побудило Н. Д. Никандрова
и Г. Б. Корнетова внести коррективы в определение
педагогики как науки, связывая его теперь
с образованием, в которое входит и “воспитание”.
Выделим в приведенных суждениях разных
авторов то общее, что характеризует образование
как общепедагогическое понятие:
- образование — часть определенного уровня
общечеловеческой культуры, которой овладевает
индивид;
- образование — это и процесс воспитания
и обучения, и результат овладения этой
культурой;
- образование переходит в самообразование.
Образование
— процесс и результат усвоения обучавшимися
системы знаний, умений и навыков, способов
познавательной деятельности и формирования
на этой основе заданных педагогом качеств
личности.
Образование
понимается как:
1) ценность развивающегося человека и
общества;
2) процесс обучения и воспитания человека;
3) как результат последнего;
4) как система.
Образование
является:
1) результатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления;
2) необходимым условием подготовки человека к определенному труду, к определенному виду деятельности.
Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно Образование может быть организовано как в форме обучения, так и в форме самообразования, т.е. без присутствия преподавателя в прямом смысле этого слова. В термине образование в более явной форме присутствует указание на связь приобретенных в ходе обучения знаний и умений с уровнем личностного развития
Суть образования достаточно глубоко подчеркивается в древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается». Начитанность, энциклопедическую осведомленность нельзя отождествлять с образованностью, так же, как наличие или отсутствие диплома о высшем образовании не всегда является свидетельством образованного или необразованного человека.
Образованным
нельзя назвать человека, который
владеет только определенным объемом
систематизированных знаний, так
как образованный человек должен
еще и логически осмысливать
изученное, творчески применяя полученные
знания на практике. Главный критерий
образованности - системность знаний
и мышления, то есть способность человека
самостоятельно восстанавливать недостающие
звенья в системе знаний с помощью логических
рассуждений.
Объем полученных
знаний и уровень самостоятельного мышления
делит образование следующим образом:
1) начальное;
2) среднее;
3) высшее.
По характеру и направленности образование можно разделить на:
1) общее;
2) профессиональное;
3) политехническое.
Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения и навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального образования, имеющего своей целью подготовку к профессиональной деятельности. По уровню и объёму содержания как общее, так и специальное образование может быть начальным, средним или высшим. Неотъемлемой частью общего образования является политехническое образование.
Вся
совокупность образовательных (или
учебных и воспитательных) учреждений
выстраивается в систему в рамках конкретного
города, региона, страны.
На протяжении веков оформлялись разные
воспитательные и образовательные учреждения.
К ним относятся: детские сады, школы-гимназии,
школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты,
университеты, академии, дома молодежи,
дворцы творчества, центры развития, комнаты
школьника.
1.4 Развитие
Развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных объектов, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта.
В педагогике говорят о развитии возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту), индивидуальном (индивидуальные особенности развития) и личностном (возникновение личностных качеств). Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами развития личности (физическое, психическое, социальное и др.)
Развитие
человека — процесс (от лат. processus —
продвижение) последовательной смены
состояний, ход закономерного, необратимого,
направленного изменения качеств и свойств
человека, становления его личности под
воздействием различных факторов. Такое
продвижение идет от простого к сложному,
от низших уровней к высшим. Различают
развитие физическое (организма в
целом, отдельных мышц и т.д.), психическое
(эмоций, интеллекта, воли, способностей,
потребностей, характера). Речь идет также
о духовном развитии, охватывающем
весь внутренний мир человека.
Философы рассматривают развитие как
универсальное свойство материи. Оно полностью
присуще как отдельному человеку, так
и обществу в целом. Развитие бывает
экзогенным, когда оно определяется
только извне окружающим миром. Подлинное
же развитие бывает эндогенным, если
его источник находится внутри самого
человека. На это второе положение, по-видимому,
и опирается известный ученый, педагог
А. В. Мудрик, предлагая такое определение:
”Развитие — это реализация имманентных
(внутренне присущих) задатков, свойств
человека”. Развитие — это общий процесс
становления человека в физическом, психическом
и духовном плане.
Формирование есть некоторый этап
относительной завершенности процесса
развития. Это процесс развития человека
под влиянием внешних воздействий. После
обучения школьника в начальных классах
наступает этап формирования ученика,
готового к систематическому изучению
основ наук. В процессе физического развития
подростка наступает этап ранней юности.
Следовательно, формирование личности
предполагает придание развитию некоторой
законченности и относительной устойчивости.
Наряду с термином “этап” как равнозначное
понятие используются термины “фаза”
и “стадия”, так что встречающиеся в педагогической
литературе эти слова надо воспринимать
как понятия, означающие одно и то же состояние
развития. Вместе с тем понятия “этап”
и “стадия” имеют и оттенки. Так, говорят:
этапы урока, коллективного творческого
дела, планирования, умственного развития;
но: стадии игры, развития коллектива,
половой зрелости и т.п.
Путь развития, в процессе которого происходит
формирование, называют периодом.
Период — это время, которое необходимо
для наступления очередного, более высокого
этапа (стадии) развития человека. В частности,
говорят о развитии ребенка в период дошкольного
детства, в период младшего школьного
возраста, в период юности и т.п.
Процесс развития и наступления какого-либо
этапа формирования личности происходит
по преемственно-перспективному принципу.
Само развитие идет по спирали в соответствии
с законом отрицания (одним из законов
диалектики), когда наступивший этап развития
как бы преемственно концентрирует, аккумулирует
все то, что было на предыдущей стадии
развития. Опыт развития на достигнутой
стадии далее не копируется и не повторяется
лишь на достигнутом уровне, а служит необходимой
отправной точкой для последующего перспективного
развития, передвигающегося к этапу более
высокого уровня.