Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 12:43, реферат
решались следующие задачи:
1. Выявить и обосновать совокупность исходных положений, определяющих теоретико-методологические предпосылки исследования организации внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже;
2. Определить сущностные и структурно-содержательные характеристики внеучебной воспитательной деятельности учащихся в контексте формирования и развития личности;
3. Выявить дифференциацию воспитательных мероприятий по отношению к различным группам учащихся;
4. Разработать методические рекомендации по организации воспитательной работы в педагогическом колледже в условиях модернизации образования.
Введение …………………………………………………………………………………………2
1. Методы и этапы исследования………………………………………………………………4
2. Теоретическая и практическая значимость исследования…………………………………5
3. Основные формы организационно-управленческого обеспечения колледжа……………8
4.Нормативно-правовое обеспечение внеучебной воспитательной деятельности педагогического колледжа……………………………………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………………11
Приложение……………………………………………………………………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследуя проблему организации воспитательной работы, мы пришли к выводу, что для эффективного ее осуществления и реализации задач «Программы развития и воспитания» в колледже, важно обеспечить готовность специалистов к проведению этой работы. Анализ подготовки учителей в педагогическом колледже убеждает в необходимости совершенствования системы формирования готовности будущих учителей, воспитателей, педагогов-организаторов к внеучебной воспитательной работе. Готовность к внеучебной воспитательной работе мы рассматриваем как интегративное, устойчивое, личностное образование, выражающее стремление, потребность и способность организовать внеучебную воспитательную работу в интересах развития личности, уровень сформированности личностных качеств, знаний, умений учителя, воспитателя. Структура готовности к внеучебной воспитательной работе рассматривается нами через мотивационно-личностный, содержательно-процессуальный и оценочно-проверочный компоненты.
Критериями, характеризующими данные компоненты готовности к внеучебной воспитательной работе, являются личностный, профессиональный и рефлексивный, которые наполнены качественными показателями и характеристиками: профессионально-педагогическая направленность; степень сформированности личностных качеств, необходимых для осуществления внеучебной воспитательной работы; степень осведомленности об особенностях и условиях внеучебной воспитательной работы в школе; владение системой психолого-педагогических и методических знаний, необходимых для осуществления внеучебной воспитательной работы; сформированность умений и обще-педагогических навыков осуществлять внеучебную воспитательную работу; способность творчески организовывать внеучебную воспитательную работу.
На основе соотношения данных показателей мы выделяем в структуре готовности к внеучебной воспитательной работе следующие уровни: исполнительский, репродуктивный, творческий. Основным критерием готовности к внеучебной воспитательной работе является продвижение от исполнительского уровня к репродуктивному, а от него к творческому.
Анализ опыта работы ГОУ СПО «Светлоградский педагогический колледж» позволил сделать вывод, что наиболее продуктивной в условиях колледжа является такая совместная деятельность, в которой инициатива постепенно переходит от преподавателей к учащимся, что приводит к изменению мотивов, установок, ценностей, меры креативности как учащихся, так и педагогов, реализуя диалогический тип взаимодействия. Это предполагает наличие у преподавателей личностных качеств, отражающих их субъектные характеристики (сформированность социальных установок на себя как субъекта взаимодействия, на позитивное отношение к учащимся как партнерам по взаимодействию; сформированность коммуникативных умений и др.).
Изучение деятельности колледжа в ходе констатирующего эксперимента подтвердило эффективность организации внеучебной воспитательной работы, сложившейся в образовательной практике, но вместе с тем выявило необходимость организации и специальной опытно-экспериментальной работы по проблеме перехода внеучебной воспитательной деятельности на качественно новый уровень.
Основное содержание опытно-экспериментального исследования реализовывалось через внесение изменений в педагогическую систему колледжа и было опосредовано как общими задачами необходимости повышения качества подготовки специалистов, соответствия среднего педагогического образования государственным стандартам, тенденциям его гуманизации, так и частными задачами апробации новой системы организации внеучебной воспитательной деятельности, созданием условий для развития личности обучающихся, формирования их профессиональных умений и навыков через различные формы внеучебной воспитательной работы.
Изменения
педагогической системы колледжа были
направлены на внедрение в образовательно-
При
организации опытно-
Исследуя
состояние деятельностной активности
учащихся в конце каждого семестра по
специально разработанной методике, коллективом
учебной группы был определен процент
участия каждого учащегося в восьми наиболее
важных видах внеучебной воспитательной
деятельности (табл. 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица
1
Динамика
активности учащихся педагогического
колледжа в различных видах внеучебной
воспитательной деятельности
Доля участвующих | ||
Вид деятельности | 2002-2003 учебный год | 2003-2004 учебный год |
Подготовка и проведение общих дел | 69% | 73% |
Участие в волонтерском движении | 72% | 88% |
Участие в спортивных делах | 49% | 69% |
Участие в трудовых делах | 90% | 99% |
Посещение выставок, концертов | 62% | 70% |
Участие в работе кружков, клубов | 60% | 52% |
Работа в педагогическом отряде | 46% | 58% |
Общегородские дела | 96% | 72% |
Из данных, представленных в таблице 1, видно, что в 2003-2004 учебном году произошло по сравнению с предыдущим годом снижение активности участия учащихся в работе кружков (52% по сравнению с 60%), что по сравнению с участием в волонтерском движении (88%) составляет разницу в 36%. Это означает, что значительная часть учащихся проявляет активность в общественно значимых делах, в большинстве своем благотворительного характера. Отсюда следует вывод, что педагогическому коллективу колледжа удается через такую форму организации внеурочной деятельности, как волонтерское движение увлечь ребят общественной работой, решать задачи патриотического и нравственного воспитания учащейся молодежи. Таким образом, результаты этой части мониторинга позволяют управлять процессом участия учащихся в различных видах внеучебной деятельности учащихся и вносить коррективы в её организацию.
В
целом мы наблюдаем общий рост
активности учащихся колледжа в различных
видах внеучебной деятельности в
среднем на 7 %. Так, участие числа учащихся
в трудовых делах возросло на 9 %, в работе
в педагогическом отряде - на 12 %, в спортивных
делах - на 20%. Общая динамика активности
учащихся говорит о достаточно высокой
эффективности результатов внеучебной
воспитательной деятельности в педагогическом
колледже.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТЫ Во введении обосновываются актуальность,
проблема, объект, предмет,
задачи, гипотеза,
методология и методы исследования,
его научная новизна,
теоретическая
и практическая значимость.
В первой главе
«Теоретические аспекты исследования
организации
внеучебной воспитательной
деятельности в педагогическом колледже»
уточняется понятийно-
«личность», «субъект»,
«деятельность», «общение», «внеучебная
деятельность»,
«воспитание».
Педагогический
колледж рассматривается как
учреждение и как коллектив, в
котором происходит процесс развития и становления личности будущего учителя.
20
Информация о работе Организация внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже