Организация внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 12:43, реферат

Описание работы

решались следующие задачи:
1. Выявить и обосновать совокупность исходных положений, определяющих теоретико-методологические предпосылки исследования организации внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже;
2. Определить сущностные и структурно-содержательные характеристики внеучебной воспитательной деятельности учащихся в контексте формирования и развития личности;
3. Выявить дифференциацию воспитательных мероприятий по отношению к различным группам учащихся;
4. Разработать методические рекомендации по организации воспитательной работы в педагогическом колледже в условиях модернизации образования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………2
1. Методы и этапы исследования………………………………………………………………4
2. Теоретическая и практическая значимость исследования…………………………………5
3. Основные формы организационно-управленческого обеспечения колледжа……………8
4.Нормативно-правовое обеспечение внеучебной воспитательной деятельности педагогического колледжа……………………………………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………………11
Приложение……………………………………………………………………………………..13

Работа содержит 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Исследуя  проблему организации воспитательной работы, мы пришли к выводу, что для эффективного ее осуществления и реализации задач «Программы развития и воспитания» в колледже, важно обеспечить готовность специалистов к проведению этой работы. Анализ подготовки учителей в педагогическом колледже убеждает в необходимости совершенствования системы формирования готовности будущих учителей, воспитателей, педагогов-организаторов к внеучебной воспитательной работе. Готовность к внеучебной воспитательной работе мы рассматриваем как интегративное, устойчивое, личностное образование, выражающее стремление, потребность и способность организовать внеучебную воспитательную работу в интересах развития личности, уровень сформированности личностных качеств, знаний, умений учителя, воспитателя. Структура готовности к внеучебной воспитательной работе рассматривается нами через мотивационно-личностный, содержательно-процессуальный и оценочно-проверочный компоненты.

     Критериями, характеризующими данные компоненты готовности к внеучебной воспитательной работе, являются личностный, профессиональный и рефлексивный, которые наполнены качественными показателями и характеристиками: профессионально-педагогическая направленность; степень сформированности личностных качеств, необходимых для осуществления внеучебной воспитательной работы; степень осведомленности об особенностях и условиях внеучебной воспитательной работы в школе; владение системой психолого-педагогических и методических знаний, необходимых для осуществления внеучебной воспитательной работы; сформированность умений и обще-педагогических навыков осуществлять внеучебную воспитательную работу; способность творчески организовывать внеучебную воспитательную работу.

     На  основе соотношения данных показателей  мы выделяем в структуре готовности к внеучебной воспитательной работе следующие уровни: исполнительский, репродуктивный, творческий. Основным критерием готовности к внеучебной воспитательной работе является продвижение от исполнительского уровня к репродуктивному, а от него к творческому.

     Анализ  опыта работы ГОУ СПО «Светлоградский  педагогический колледж» позволил сделать вывод, что наиболее продуктивной в условиях колледжа является такая совместная деятельность, в которой инициатива постепенно переходит от преподавателей к учащимся, что приводит к изменению мотивов, установок, ценностей, меры креативности как учащихся, так и педагогов, реализуя диалогический тип взаимодействия. Это предполагает наличие у преподавателей личностных качеств, отражающих их субъектные характеристики (сформированность социальных установок на себя как субъекта взаимодействия, на позитивное отношение к учащимся как партнерам по взаимодействию; сформированность коммуникативных умений и др.).

     Изучение  деятельности колледжа в ходе констатирующего  эксперимента подтвердило эффективность  организации внеучебной воспитательной работы, сложившейся в образовательной практике, но вместе с тем выявило необходимость организации и специальной опытно-экспериментальной работы по проблеме перехода внеучебной воспитательной деятельности на качественно новый уровень.

     Основное  содержание опытно-экспериментального исследования реализовывалось через внесение изменений в педагогическую систему колледжа и было опосредовано как общими задачами необходимости повышения качества подготовки специалистов, соответствия среднего педагогического образования государственным стандартам, тенденциям его гуманизации, так и частными задачами апробации новой системы организации внеучебной воспитательной деятельности, созданием условий для развития личности обучающихся, формирования их профессиональных умений и навыков через различные формы внеучебной воспитательной работы.

     Изменения педагогической системы колледжа были направлены на внедрение в образовательно-воспитательный процесс разработанной нами программы  развития воспитания и плана воспитательной работы по таким воспитательным модулям, как «Я - гражданин России», «Здоровый образ жизни», «Профессия», «Общение», «Досуг», «Изучение личности, коллектива».

     При организации опытно-экспериментальных  исследований были учтены требования, предъявляемые к проведению педагогических экспериментов. Для достоверности исследований использован многосторонний подход к выявлению эффективности организованной внеучебной воспитательной деятельности учащихся в педагогическом колледже.

     Исследуя  состояние деятельностной активности учащихся в конце каждого семестра по специально разработанной методике, коллективом учебной группы был определен процент участия каждого учащегося в восьми наиболее важных видах внеучебной воспитательной деятельности (табл. 1). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ

     Таблица 1 

     Динамика  активности учащихся педагогического  колледжа в различных видах внеучебной воспитательной деятельности 
 

  Доля  участвующих
Вид деятельности 2002-2003 учебный год 2003-2004 учебный год
Подготовка  и проведение общих дел 69% 73%
Участие в волонтерском движении 72%      88%
Участие в спортивных делах 49%      69%
Участие в трудовых делах 90%      99%
Посещение выставок, концертов 62%      70%
Участие в работе кружков, клубов 60%      52%
Работа  в педагогическом отряде 46%  
     58%
Общегородские дела 96%      72%
 

     Из  данных, представленных в таблице 1, видно, что в 2003-2004 учебном году произошло  по сравнению с предыдущим годом  снижение активности участия учащихся в работе кружков (52% по сравнению  с 60%), что по сравнению с участием в волонтерском движении (88%) составляет разницу в 36%. Это означает, что значительная часть учащихся проявляет активность в общественно значимых делах, в большинстве своем благотворительного характера. Отсюда следует вывод, что педагогическому коллективу колледжа удается через такую форму организации внеурочной деятельности, как волонтерское движение увлечь ребят общественной работой, решать задачи патриотического и нравственного воспитания учащейся молодежи. Таким образом, результаты этой части мониторинга позволяют управлять процессом участия учащихся в различных видах внеучебной деятельности учащихся и вносить коррективы в её организацию.

     В целом мы наблюдаем общий рост активности учащихся колледжа в различных  видах внеучебной деятельности в  среднем на 7 %. Так, участие числа учащихся в трудовых делах возросло на 9 %, в работе в педагогическом отряде - на 12 %, в спортивных делах - на 20%. Общая динамика активности учащихся говорит о достаточно высокой эффективности результатов внеучебной воспитательной деятельности в педагогическом колледже. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновываются актуальность, проблема, объект, предмет, 

задачи, гипотеза, методология и методы исследования, его научная новизна, 

теоретическая и практическая значимость. 

В первой главе  «Теоретические аспекты исследования организации 

внеучебной воспитательной деятельности в педагогическом колледже» 

уточняется понятийно-терминологический  аппарат, включающий категории 

«личность», «субъект», «деятельность», «общение», «внеучебная  деятельность», 

«воспитание». 

Педагогический  колледж рассматривается как  учреждение и как коллектив, в 

котором происходит процесс развития и становления  личности будущего учителя.

20 
 
 
 

Информация о работе Организация внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже