Организация внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 12:43, реферат

Описание работы

решались следующие задачи:
1. Выявить и обосновать совокупность исходных положений, определяющих теоретико-методологические предпосылки исследования организации внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже;
2. Определить сущностные и структурно-содержательные характеристики внеучебной воспитательной деятельности учащихся в контексте формирования и развития личности;
3. Выявить дифференциацию воспитательных мероприятий по отношению к различным группам учащихся;
4. Разработать методические рекомендации по организации воспитательной работы в педагогическом колледже в условиях модернизации образования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………2
1. Методы и этапы исследования………………………………………………………………4
2. Теоретическая и практическая значимость исследования…………………………………5
3. Основные формы организационно-управленческого обеспечения колледжа……………8
4.Нормативно-правовое обеспечение внеучебной воспитательной деятельности педагогического колледжа……………………………………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………………11
Приложение……………………………………………………………………………………..13

Работа содержит 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ 

Содержание 
 

Введение  …………………………………………………………………………………………2

  1.   Методы и этапы исследования………………………………………………………………4

2. Теоретическая  и практическая значимость исследования…………………………………5

3. Основные  формы организационно-управленческого обеспечения колледжа……………8

4.Нормативно-правовое  обеспечение внеучебной воспитательной деятельности педагогического колледжа……………………………………………………………………..10

Заключение…………………………………………………………………………11

Приложение……………………………………………………………………………………..13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  исследования. Изменения современной  социокультурной ситуации в России выдвинули на первый план необходимость  переосмысления вопросов содержания и  организации процесса воспитания подрастающего поколения. Сегодня все больше осознается необходимость в специалистах нового типа, способных к самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях, сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности, профессиональной компетентности. Данные характеристики и определяют перспективную линию развития и воспитания самостоятельной личности в системе высшего и среднего профессионального образования, что отражено в Концепции модернизации Российского образования, Национальной Доктрине образования, Программе развития воспитания в системе среднего профессионального образования. В этом контексте очевидный интерес представляет внеучебная воспитательная деятельность учащихся педагогического колледжа как одна из подсистем профессиональной социализации и саморазвития личности.

     Общая методология исследования базируется на фундаментальных положениях о  человеке, личности, индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), о роли деятельности во всестороннем развитии личности (Л.Н. Коган, М.С. Каган, А.В. Петровский, Л.Ф. Спирин, В.Д. Шадриков); о формировании опыта самоорганизации личности (Е.В. Бондаревская, В.Н. Гуров, А.Ю. Ефремов, И.С. Кон, Н.И. Шелехова).

     Для данного исследования большое значение имели работы, посвященные разработке концептуальных основ воспитания, вопросам создания системы воспитания в образовательных учреждениях (А.В. Беляев, Е.В. Бондаревская, А.А. Греков, В.Н. Гуров, В.И. Горовая, И.А. Зимняя, И.А. Шаповалова, В.А. Караковский, И.А. Малашихина, А.В. Мудрик, В.П. Намчук, Л.И. Новикова, Н.М. Таланчук, В. А. Шаповалов).

     Однако  подходы, оценки и выводы, изложенные в вышеуказанных работах, в большинстве  своем излагаются по высшей школе  и не дают объективного и всестороннего представления о содержательных и структурно-функциональных характеристиках внеучебной воспитательной деятельности, ее роли в развитии личности обучающихся в других образовательных учреждениях. Возникают противоречия между: состоянием организации внеучебной воспитательной деятельности педагогического колледжа и потребностью практики в создании целостной системы внеучебной деятельности; возможностями педагогического колледжа в организации внеучебной воспитательной работы и слабым технологическим обеспечением базы учебных заведений; содержанием внеучебной воспитательной деятельности учащихся педагогического колледжа и его личностной направленностью; уровнем развития потребностно-мотивационной сферы учащихся и возможностями педагогического коллектива в их удовлетворении.

     Отмеченные  противоречия определяют актуальность этого исследования и его тему: «Организация внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже», проблема которой сформулирована следующим образом: как организовать внеучебную воспитательную работу в педагогическом колледже, эффективно влияющую на процесс воспитания и социализацию личности обучающихся? Решение этой проблемы является целью исследования.

     Объектом  исследования является система внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже.

     Предметом исследования выступает процесс  организации внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже.

     Гипотеза  исследования основана на предположении  о том, что внеучебная воспитательная деятельность педагогического колледжа может стать важнейшим фактором развития личности при следующих условиях: системном построении и функционировании внеучебной воспитательной деятельности как особого педагогического процесса; диагностировании разнонаправленных интересов, мотивов, творческого потенциала обучающихся, сформированности ценностных ориентиров, представлений о выбранной профессии, активности жизненной позиции; изучении опыта развития педагогических колледжей в России с целью прогнозирования опытно-экспериментальной работы по проблеме внеучебной воспитательной деятельности; создании педагогических условий для ориентирования педагогического коллектива и учащихся на реализацию системы внеучебной воспитательной деятельности в педагогическом колледже; всемерной поддержки и развитии самоуправления учащихся как формы практической подготовки к проявлению своей социальной и профессиональной компетентности.

     В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой  исследования решались следующие задачи:

     1. Выявить и обосновать совокупность исходных положений, определяющих теоретико-методологические предпосылки исследования организации внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже;

     2. Определить сущностные и структурно-содержательные  характеристики внеучебной воспитательной деятельности учащихся в контексте формирования и развития личности;

     3. Выявить дифференциацию воспитательных  мероприятий по отношению к  различным группам учащихся;

     4. Разработать методические рекомендации  по организации воспитательной  работы в педагогическом колледже в условиях модернизации образования.

     Методологическую  основу исследования составили: идеи диалектико-материалистического  положения о социальной детерминации личности; понимание деятельности как  специфической формы преобразования окружающего мира, включающей в себя цель, содержание, методы, средства, формы, а также объект и субъект деятельности; философские и психологические идеи, раскрывающие закономерность общественного развития и поддержки личности; теории самоорганизации жизнедеятельности - синергетических факторах социокультурного пространства; принципы гуманистической педагогики о личностно-ориентированном взаимодействии, принципы взаимосвязи теории и практики. В качестве методологии также выступали гуманистические теории развития и становления личности, идеи демократизации и гуманизации личностно-ориентированного подхода в процессе исследования.

     Теоретическую основу исследования составляют теории: самореализации личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.В. Петровский, М.М. Поташник, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков); формирования личности (А А. Бодалев, Н.В. Кузьмина, В А. Сластенин, Л.Ф. Спирин); о закономерностях подготовки учительских кадров (Н.И. Болдырев, В.И. Горовая, И А. Малашихина, В.П. Намчук, И А. Шаповалова); взаимодействия воспитания и социализации в образовании (Г.М. Андреева, А.В. Беляев, И.М. Ильинский); о разработке концептуальных основ воспитания (АА. Бодалев, Е.В. Бондаревская, П.И. Бабочкин, И.А. Зимняя, В.А. Караковский, С.В. Кульневич, В.Т. Лисовский, С.К. Михайлов, Л.И. Новикова, С.В. Сердюк, Н.М. Таланчук); о приоритетности роли личностных структур сознания в формировании опыта самоорганизации (Е.В. Бондаревская, И.С. Кон, С.В. Кульневич); о проблемах воспитания в процессе внеучебной воспитательной деятельности (А.С. Косогова, Н.А. Патунина, Н.Н. Савушкин, Е.В. Фирстова); об организации работы колледжа как инновационного образовательного учреждения (О.В. Белоусова, Н.М. Голянская, О.В. Плетнева, Н.И. Шелехова). 

1. Методы и этапы  исследования

     В ходе выполнения работы были использованы следующие методы исследования: теоретического анализа философской, социологической, педагогической и психологической  литературы; диагностические методы (анкетирование, тестирование, интервьюирование); обсервационные: целенаправленное наблюдение, самонаблюдение, обобщение независимых характеристик, изучение результатов деятельности; метод моделирования; педагогический мониторинг.

     Организация, этапы и база исследования. Исследование проводилось на базе Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Светлоградский педагогический колледж». Всего в исследовании приняло участие 600 учащихся, 50 преподавателей колледжа, 112 учителей и руководителей баз практики.

     Исследование  осуществлялось в три этапа.

     Первый  этап (2000-2001 гг.) - подготовительно-поисковый, в процессе которого изучались теоретические  источники по проблеме исследования, нормативно-правовые акты, программно-методические материалы, изучался опыт педагогического коллектива по построению системы внеучебной воспитательной деятельности и воспитания учащихся. Уточнялись объект и предмет исследования, разрабатывались исходные положения гипотезы.

     Второй  этап (2001-2002 гг.) - адаптивно-практический или процесс опытно-поисковой  работы, в результате которой выявлены состояние внеучебной деятельности в колледже, уровень вовлеченности  учащихся в проведение различных  мероприятий и степень их воспитательного воздействия; проведен анализ и уточнены основные характеристики модели внеучебной деятельности.

     Третий  этап (2002-2003 гг.) - обобщение и систематизация полученных результатов исследования, рекомендации по построению системы  внеучебной воспитательной деятельности в педагогическом колледже. Оформление результатов исследования.

     Научная новизна исследования состоит в  том, что в нем:

     • определены критерии мониторинга дидактико-корректировочных детерминант, позволяющих предвидеть наиболее вероятную педагогическую и психологическую траекторию учащихся;

     • уточнены содержательные компоненты и  особенности организации внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже;

     • раскрыты педагогические условия (совершенствование  организации управленческой структуры внеучебной воспитательной деятельности; введение дополнительного числа специальностей; постоянное совершенствование форм внеучебной воспитательной деятельности; учет социальных, культурных и национальных традиций; развитие финансового и материального технического обеспечения), позволяющие корректировать внеучебную педагогическую деятельность в системе колледжа как универсального учебного заведения;

     • разработаны «Программа развития воспитания в педагогическом колледже», тематический план спецкурса «Особенности внеучебной воспитательной работы в современных условиях», план воспитательной работы с учащимися педагогического колледжа;

     • представлен опыт организации внеучебной воспитательной работы в Государственном  образовательном учреждении среднего профессионального образования (ГОУ СПО) «Светлоградский педагогический колледж», «Педагогический колледж» г. Ессентуки, «Педагогический колледж» г. Буденновска. 
 
 
 

2. Теоретическая и  практическая значимость  исследования

     Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем раскрыта сущность, структура и основные компоненты внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже; обоснованы организация, содержание и технологии внеучебной воспитательной работы; разработаны и внедрены в практику методические материалы по организации ученического самоуправления как одной из форм воспитательной работы; обосновывается работа творческих мастерских в педагогическом колледже в контексте влияния на процесс развития и воспитания учащихся.

     Практическая  значимость проведенного исследования заключается в следующем:

     • разработке системы внеучебной воспитательной работы, являющейся основой методических рекомендаций для практико-исследовательской  работы в колледжах, училищах соответствующего направления, а также для руководителей образовательных учреждений всех типов;

     • научной обоснованности результатов  исследования для осуществления  диагностики воспитательных систем;

     • экспериментальном обосновании  проекта «Программы развития воспитания в педагогическом колледже» и  возможности ее использования в школах, средних профессиональных и высших учебных заведениях.

Информация о работе Организация внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже