Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 12:43, реферат
решались следующие задачи:
1. Выявить и обосновать совокупность исходных положений, определяющих теоретико-методологические предпосылки исследования организации внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже;
2. Определить сущностные и структурно-содержательные характеристики внеучебной воспитательной деятельности учащихся в контексте формирования и развития личности;
3. Выявить дифференциацию воспитательных мероприятий по отношению к различным группам учащихся;
4. Разработать методические рекомендации по организации воспитательной работы в педагогическом колледже в условиях модернизации образования.
Введение …………………………………………………………………………………………2
1. Методы и этапы исследования………………………………………………………………4
2. Теоретическая и практическая значимость исследования…………………………………5
3. Основные формы организационно-управленческого обеспечения колледжа……………8
4.Нормативно-правовое обеспечение внеучебной воспитательной деятельности педагогического колледжа……………………………………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………………11
Приложение……………………………………………………………………………………..13
Достоверность
и обоснованность полученных результатов
исследования обеспечены использованием
педагогической теории и опыта; применением
комплекса теоретических и
На защиту выносятся следующие положения
1. Создание целостной системы внеучебной воспитательной работы способствует эффективной реализации творческих возможностей учащихся, их личностному развитию.
2.
Выявление внутренней
3.
Методическое обеспечение
4.
Принципиально важными
Апробация
и внедрение результатов
Материалы исследования используются в практической деятельности педагогических колледжей Ставропольского края, в работе предметно-цикловой комиссии заместителей директоров по воспитательной работе учебных заведений Южного Федерального округа.
Главной задачей колледжа, как образовательного учреждения является удовлетворение потребностей личности в получении широкой культурологической и качественной профессиональной подготовки, в развитии и реализации творческих способностей, в приобщении к научно-исследовательской деятельности (Л.П. Буева, В. А. Иванов, Э.В. Ильенков, М.С. Каган).
Ученые-педагоги,
работающие в области высшего и среднего
профессионального образования (Е.В. Бондаревская,
Н.М. Голянская, Л.В. Ильченко, И.Б. Котова),
выделяют такие виды деятельности учащихся,
как учебно-познавательная, ценностно-ориентировочная,
профессионально-
Особую значимость в исследовании приобретает внеучебная деятельность учащихся, которая является составной частью всего образовательного процесса колледжа. Внеучебная деятельность осуществляется в сфере свободного времени и обеспечивает формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности будущего специалиста. Она является существенным элементом образа жизни учащихся, профессиональной деятельности преподавателей и руководителей учебного заведения. Внеучебная деятельность предполагает: участие в ней всех субъектов образовательно-воспитательной системы; организационное, методическое, правовое, финансовое, кадровое, материальное, структурное обеспечение; интеграцию всех социальных институтов социума, культурного потенциала города, района.
Внеучебная
сфера характеризуется в
Общая
стратегия воспитания в российской
системе ХХI века представлена в
трудах П.И. Бабочкина, И А. Зимней, И.М.
Ильинского, В А. Мосолова, А.В. Мудрика,
А.И. Рувинского. Направление воспитательного
воздействия определяется принципами
государственной политики в области образования,
сформулированными в первом пункте второй
статьи Закона РФ «Об образовании» и общим
контекстом национальной доктрины образования
РФ. Многообразие современных концепций
воспитания (Л.В. Байбородова, М.И. Рожнов,
Н.Л. Селиванова, В.И. Слободчиков, Н.М. Таланчук,
Т.А. Флоренская) свидетельствуют об исследовании
процесса воспитания применительно к
современным условиям развития страны.
В нашем исследовании мы рассматриваем
внеучебную деятельность как важнейшую
составную часть воспитательного процесса.
Цели
и задачи внеучебной воспитательной
деятельности реализуются через
ее различные направления и
Внеучебная воспитательная деятельность колледжа представляет собой систему, которая состоит из множества компонентов и решает задачи профессионально-личностного развития и саморазвития будущего учителя на основе индивидуально-творческого подхода, избирательного отношения к действительности, свободного выбора форм и видов деятельности. Внеучебная воспитательная деятельность является важной сферой для творческой самореализации, личностного развития, повышения общей культуры субъектов образовательного процесса путем их вовлечения в социально-творческую и клубную деятельность.
Опыт организации внеучебной воспитательной деятельности учащихся, накопленный образовательными учреждениями Ставропольского края, заслуживает внимания, тщательного изучения и творческого использования в современных условиях. К ведущим тенденциям организации внеучебной воспитательной деятельности учащихся относятся профессионально-педагогическая направленность, решение задач воспитания молодежи, демократизация и гуманизация педагогического процесса. Разработанная и обоснованная в первой главе диссертации совокупность положений образует теоретико-методологический фундамент для моделирования внеучебной воспитательной деятельности в колледже.
Во
второй главе «Моделирование внеучебной
воспитательной деятельности учащихся
в педагогическом колледже» внеучебная
сфера жизнедеятельности колледжа оценивается
как система, которая должна обладать
тремя обязательными признаками системности:
подчиненностью всей организации определенной
цели (целостностью); структурированностью
(наличие элементов, частей); взаимосвязанностью
и взаимодействием элементов (самоорганизованностью),
управляемостью в процессе функционирования
и развития. Вся деятельность колледжа
(учебная и внеучебная) осуществляется
в едином ключе и направлена на развитие
творческих качеств личности учащегося
в процессе формирования профессионального
самоопределения каждого.
3. Основные формы организационно-управленческого
обеспечения колледжа
Для колледжа как учреждения, готовящего специалистов для сферы образования, внеучебная работа включает в себя многообразные виды деятельности, которые позволяют обучающемуся проявить себя организатором детского коллектива, способным принять педагогически обоснованное решение, отвечать за жизнь и здоровье школьников, управлять действиями на самых различных уровнях. Поэтому есть необходимость создания соответствующих условий освоения навыков (дополнительных учебных курсов по ораторскому искусству, психологии межличностного общения; включение в учебный процесс такой формы, как бинарный урок; тренингов; деловых и ролевых игр), среды для приложения сил, приобретаемых знаний и опыта (организационными формами самоуправления могут быть: центр молодежных инициатив, совет по научно-исследовательской работе, центр правовой помощи, молодежная биржа труда, педагогический клуб, собственная газета, интернет-сайт).
Основными
формами организационно-
Работа творческих мастерских в колледже организуется следующим образом. Возглавляет и является инициатором работы творческих мастерских (как и других видов и форм внеучебной деятельности) совет по внеучебной воспитательной работе, в котором один из отделов курирует непосредственно данное направление работы. Существующее при отделе объединение «Поиск» проводит диагностическую работу по выявлению интересов и склонностей учащихся первого года обучения. Результаты тестов и анкет позволяют сгруппировать учащихся по различным направлениям деятельности, а ученический клуб подбирает лидеров в творческие мастерские, проводит смотры-выставки работ кружковцев, оказывает содействие руководителям мастерских по ресурсному обеспечению клубов и кружков.
Внеучебная воспитательная деятельность задает вектор процессу социализации обучающихся через вовлечение их в различные виды прикладной деятельности, спорта, художественного творчества, проведение праздников и торжественных ритуалов, поддерживающих традиции российских школ и формирующих престиж колледжа; организацию отдыха и досуга (праздник творчества, клуб «Город детства», служба «Гармония», кафедра «Школа моей мечты», «лаборатория Успеха»).
Моделируя
развитие системы внеучебной воспитательной
деятельности в педагогическом колледже,
мы сформулировали следующие организационно-педагогические
условия: разработка пакета нормативно-правовых
и концептуальных документов, обеспечивающих
жизнедеятельность внеучебной воспитательной
сферы как системы; совершенствование
организационно-управленческой структуры
внеучебной воспитательной деятельности
в масштабах всего учреждения (одно из
основных мест, в которой занимают органы
самоуправления и общественные организации);
введение дополнительного числа специалистов
с адекватным уровнем подготовки, в чьи
функциональные обязанности входило бы
полноценное обеспечение внеучебной воспитательной
деятельности (организатор по внеучебной
работе, повышение квалификации классных
руководителей, социальных педагогов,
психологов, организаторов, методистов
и пр.); создание целостной образовательной
системы колледжа, в которой внеучебная
воспитательная деятельность должна соответствовать
целевым установкам и задачам конкретного
учебного заведения, направленным на качественную
подготовку выпускников, личностное и
социальное самоопределение; постоянное
совершенствование форм внеучебной воспитательной
деятельности, позволяющих каждому обучающемуся
расширить диапазон своих знаний и умений,
опыта творческой и научно - исследовательской
деятельности, коммуникативных навыков
и установок на здоровый образ жизни, приобретение
которых ему важно для профессиональной
и социальной адаптации; развитие инновационных
форм взаимодействия преподавателей и
учащихся в творческой, научной, культурной
деятельности, их совместное участие в
творческих проектах и программах; учет
социальных, культурных, национальных
традиций города и региона, в условиях
которых предстоит работать выпускникам
колледжа; развитие финансового и материально-
технического обеспечения внеучебной
воспитательной деятельности, разумное
использование фондов социальной защиты,
внебюджетных и спонсорских средств.
4.
Нормативно-правовое
обеспечение внеучебной
воспитательной деятельности
педагогического
колледжа
Применительно
к системе среднего профессионального
образования нормативной моделью качества
выступает Государственный образовательный
стандарт. В области воспитания он ориентирует
педагогический коллектив учебного заведения
на повышение культурно-образовательного
уровня специалистов, усиление роли среднего
профессионального образования в становлении
духовных идеалов молодежи, оказание ей
помощи в самовоспитании, самоопределении,
нравственном самосовершенствовании,
освоении социального опыта. Представленные
в Государственном стандарте в свернутом
виде модели личности специалиста среднего
звена являются целевым ориентиром для
решения в педагогических колледжах воспитательно-образовательных
задач.
Информация о работе Организация внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже