Организация внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 12:43, реферат

Описание работы

решались следующие задачи:
1. Выявить и обосновать совокупность исходных положений, определяющих теоретико-методологические предпосылки исследования организации внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже;
2. Определить сущностные и структурно-содержательные характеристики внеучебной воспитательной деятельности учащихся в контексте формирования и развития личности;
3. Выявить дифференциацию воспитательных мероприятий по отношению к различным группам учащихся;
4. Разработать методические рекомендации по организации воспитательной работы в педагогическом колледже в условиях модернизации образования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………2
1. Методы и этапы исследования………………………………………………………………4
2. Теоретическая и практическая значимость исследования…………………………………5
3. Основные формы организационно-управленческого обеспечения колледжа……………8
4.Нормативно-правовое обеспечение внеучебной воспитательной деятельности педагогического колледжа……………………………………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………………11
Приложение……………………………………………………………………………………..13

Работа содержит 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

     Достоверность и обоснованность полученных результатов  исследования обеспечены использованием педагогической теории и опыта; применением  комплекса теоретических и эмпирических методов исследования; адекватностью диагностических методик; репрезентативностью выборки; математико-статистической обработкой материалов исследования; педагогической экспертизой полученных результатов.

     На  защиту выносятся следующие положения

     1. Создание целостной системы внеучебной воспитательной работы способствует эффективной реализации творческих возможностей учащихся, их личностному развитию.

     2. Выявление внутренней детерминации  свойств объекта обнаруживает  нетождественность процессу обучения, в котором взаимодействия более локальны. Будучи выделенным, в соответствии с доминирующей функцией воспитания, состав процесса воспитания имеет специфические компоненты, которые ведут к внутренним процессам воспитанности личности. Органическое взаимодействие всех присущих данному процессу компонентов и звеньев определяет его качественно новое явление, обеспечивая эффективность образования.

     3. Методическое обеспечение организации  внеучебной воспитательной работы  в педагогическом колледже эффективно  влияет на позитивное становление личности в условиях различных социальных сред.

     4. Принципиально важными являются  взаимоотношения сотрудничества  преподавателей и учащихся в  процессе внеучебной воспитательной  работы, что позитивно влияет  на их совместную деятельность по развитию инициатив волонтерского движения, клубной и кружковой работы, научно-исследовательской и общественно-полезной деятельности, и в конечном итоге - на процесс воспитания и развития личности.

     Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе обсуждения на методических советах ГОУ СПО «Светлоградский педагогический колледж» (Светлоград, 2002-2004). Результаты работы нашли свое отражение в ряде публикаций в виде статей и тезисов докладов, выступлений на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы нравственно-эстетического образования детей» (Орел, 2003), на совещаниях регионального уровня: «Организация воспитательной работы в образовательных учреждениях Ассоциации «Педагогическое образование» (Азов, 2002), «Реализация программы развития воспитания в образовательных учреждениях» (Буденновск, 2002), «Актуальные проблемы воспитания в условиях модернизации образования» (Ростов-на-Дону, 2003), «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (Сочи, 2003), на научно-методической конференции преподавателей и студентов Ставропольского государственного университета «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2003).

     Материалы исследования используются в практической деятельности педагогических колледжей Ставропольского края, в работе предметно-цикловой комиссии заместителей директоров по воспитательной работе учебных заведений Южного Федерального округа.

     Главной задачей колледжа, как образовательного учреждения является удовлетворение потребностей личности в получении широкой культурологической и качественной профессиональной подготовки, в развитии и реализации творческих способностей, в приобщении к научно-исследовательской деятельности (Л.П. Буева, В. А. Иванов, Э.В. Ильенков, М.С. Каган).

     Ученые-педагоги, работающие в области высшего и среднего профессионального образования (Е.В. Бондаревская, Н.М. Голянская, Л.В. Ильченко, И.Б. Котова), выделяют такие виды деятельности учащихся, как учебно-познавательная, ценностно-ориентировочная, профессионально-педагогическая, гуманитарно-преобразовательная, коммуникативная и другие.

     Особую  значимость в исследовании приобретает  внеучебная деятельность учащихся, которая  является составной частью всего  образовательного процесса колледжа. Внеучебная деятельность осуществляется в сфере свободного времени и обеспечивает формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности будущего специалиста. Она является существенным элементом образа жизни учащихся, профессиональной деятельности преподавателей и руководителей учебного заведения. Внеучебная деятельность предполагает: участие в ней всех субъектов образовательно-воспитательной системы; организационное, методическое, правовое, финансовое, кадровое, материальное, структурное обеспечение; интеграцию всех социальных институтов социума, культурного потенциала города, района.

     Внеучебная  сфера характеризуется в качестве основного инструмента становления  личности профессионала и создания личностно-ориентированной модели воспитания. Через внеучебную деятельность можно говорить о погружении учащихся в специфику профессиональной педагогической деятельности; внеучебная деятельность обеспечивает профессионально-личностное развитие и саморазвитие будущего учителя на основе индивидуально-творческого подхода, избирательного отношения к действительности, свободного выбора субъективной позиции, добровольного принятия жизненных ценностей и приоритетов. Постоянное изучение динамики познавательной активности учащихся способствует созданию учебно-педагогической сферы личностно ориентированного образования учащихся педагогических колледжей. Рассматривая процесс внеучебной деятельности, мы исходили из того, что современное образовательное учреждение -это, прежде всего общественный институт воспитания (А.В. Беляев, В А. Караковский, А.В. Мудрик).

     Общая стратегия воспитания в российской системе ХХI века представлена в  трудах П.И. Бабочкина, И А. Зимней, И.М. Ильинского, В А. Мосолова, А.В. Мудрика, А.И. Рувинского. Направление воспитательного воздействия определяется принципами государственной политики в области образования, сформулированными в первом пункте второй статьи Закона РФ «Об образовании» и общим контекстом национальной доктрины образования РФ. Многообразие современных концепций воспитания (Л.В. Байбородова, М.И. Рожнов, Н.Л. Селиванова, В.И. Слободчиков, Н.М. Таланчук, Т.А. Флоренская) свидетельствуют об исследовании процесса воспитания применительно к современным условиям развития страны. В нашем исследовании мы рассматриваем внеучебную деятельность как важнейшую составную часть воспитательного процесса. 

     Цели  и задачи внеучебной воспитательной деятельности реализуются через  ее различные направления и комплекс целевых программ, разрабатываемых  по мере возникновения и определения приоритетов.

     Внеучебная  воспитательная деятельность колледжа представляет собой систему, которая  состоит из множества компонентов  и решает задачи профессионально-личностного  развития и саморазвития будущего учителя  на основе индивидуально-творческого подхода, избирательного отношения к действительности, свободного выбора форм и видов деятельности. Внеучебная воспитательная деятельность является важной сферой для творческой самореализации, личностного развития, повышения общей культуры субъектов образовательного процесса путем их вовлечения в социально-творческую и клубную деятельность.

     Опыт  организации внеучебной воспитательной деятельности учащихся, накопленный  образовательными учреждениями Ставропольского  края, заслуживает внимания, тщательного изучения и творческого использования в современных условиях. К ведущим тенденциям организации внеучебной воспитательной деятельности учащихся относятся профессионально-педагогическая направленность, решение задач воспитания молодежи, демократизация и гуманизация педагогического процесса. Разработанная и обоснованная в первой главе диссертации совокупность положений образует теоретико-методологический фундамент для моделирования внеучебной воспитательной деятельности в колледже.

     Во  второй главе «Моделирование внеучебной воспитательной деятельности учащихся в педагогическом колледже» внеучебная сфера жизнедеятельности колледжа оценивается как система, которая должна обладать тремя обязательными признаками системности: подчиненностью всей организации определенной цели (целостностью); структурированностью (наличие элементов, частей); взаимосвязанностью и взаимодействием элементов (самоорганизованностью), управляемостью в процессе функционирования и развития. Вся деятельность колледжа (учебная и внеучебная) осуществляется в едином ключе и направлена на развитие творческих качеств личности учащегося в процессе формирования профессионального самоопределения каждого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Основные формы  организационно-управленческого

  обеспечения колледжа

     Для колледжа как учреждения, готовящего специалистов для сферы образования, внеучебная работа включает в себя многообразные виды деятельности, которые  позволяют обучающемуся проявить себя организатором детского коллектива, способным принять педагогически обоснованное решение, отвечать за жизнь и здоровье школьников, управлять действиями на самых различных уровнях. Поэтому есть необходимость создания соответствующих условий освоения навыков (дополнительных учебных курсов по ораторскому искусству, психологии межличностного общения; включение в учебный процесс такой формы, как бинарный урок; тренингов; деловых и ролевых игр), среды для приложения сил, приобретаемых знаний и опыта (организационными формами самоуправления могут быть: центр молодежных инициатив, совет по научно-исследовательской работе, центр правовой помощи, молодежная биржа труда, педагогический клуб, собственная газета, интернет-сайт).

     Основными формами организационно-управленческого  обеспечения сфер жизнедеятельности  ученического коллектива колледжа являются: педагогический совет, профсоюзные комитеты учащихся и преподавателей, сотрудников, ученический совет, совет клуба (клубов), совет ученического научного общества, психологическая служба и другие.

     Работа  творческих мастерских в колледже организуется следующим образом. Возглавляет и является инициатором работы творческих мастерских (как и других видов и форм внеучебной деятельности) совет по внеучебной воспитательной работе, в котором один из отделов курирует непосредственно данное направление работы. Существующее при отделе объединение «Поиск» проводит диагностическую работу по выявлению интересов и склонностей учащихся первого года обучения. Результаты тестов и анкет позволяют сгруппировать учащихся по различным направлениям деятельности, а ученический клуб подбирает лидеров в творческие мастерские, проводит смотры-выставки работ кружковцев, оказывает содействие руководителям мастерских по ресурсному обеспечению клубов и кружков.

     Внеучебная  воспитательная деятельность задает вектор процессу социализации обучающихся через вовлечение их в различные виды прикладной деятельности, спорта, художественного творчества, проведение праздников и торжественных ритуалов, поддерживающих традиции российских школ и формирующих престиж колледжа; организацию отдыха и досуга (праздник творчества, клуб «Город детства», служба «Гармония», кафедра «Школа моей мечты», «лаборатория Успеха»).

     Моделируя развитие системы внеучебной воспитательной деятельности в педагогическом колледже, мы сформулировали следующие организационно-педагогические условия: разработка пакета нормативно-правовых и концептуальных документов, обеспечивающих жизнедеятельность внеучебной воспитательной сферы как системы; совершенствование организационно-управленческой структуры внеучебной воспитательной деятельности в масштабах всего учреждения (одно из основных мест, в которой занимают органы самоуправления и общественные организации); введение дополнительного числа специалистов с адекватным уровнем подготовки, в чьи функциональные обязанности входило бы полноценное обеспечение внеучебной воспитательной деятельности (организатор по внеучебной работе, повышение квалификации классных руководителей, социальных педагогов, психологов, организаторов, методистов и пр.); создание целостной образовательной системы колледжа, в которой внеучебная воспитательная деятельность должна соответствовать целевым установкам и задачам конкретного учебного заведения, направленным на качественную подготовку выпускников, личностное и социальное самоопределение; постоянное совершенствование форм внеучебной воспитательной деятельности, позволяющих каждому обучающемуся расширить диапазон своих знаний и умений, опыта творческой и научно - исследовательской деятельности, коммуникативных навыков и установок на здоровый образ жизни, приобретение которых ему важно для профессиональной и социальной адаптации; развитие инновационных форм взаимодействия преподавателей и учащихся в творческой, научной, культурной деятельности, их совместное участие в творческих проектах и программах; учет социальных, культурных, национальных традиций города и региона, в условиях которых предстоит работать выпускникам колледжа; развитие финансового и материально- технического обеспечения внеучебной воспитательной деятельности, разумное использование фондов социальной защиты, внебюджетных и спонсорских средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Нормативно-правовое  обеспечение внеучебной  воспитательной деятельности  педагогического  колледжа 

     Применительно к системе среднего профессионального образования нормативной моделью качества выступает Государственный образовательный стандарт. В области воспитания он ориентирует педагогический коллектив учебного заведения на повышение культурно-образовательного уровня специалистов, усиление роли среднего профессионального образования в становлении духовных идеалов молодежи, оказание ей помощи в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении социального опыта. Представленные в Государственном стандарте в свернутом виде модели личности специалиста среднего звена являются целевым ориентиром для решения в педагогических колледжах воспитательно-образовательных задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Организация внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже