Организация самостоятельной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:28, реферат

Описание работы

Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения - формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую призвана решать, прежде всего, школа. России нужны сейчас не просто знающие люди, а люди творческого склада, инициативные и пытливые, способные активно трудиться, развивать науку, технику, культуру. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении общеобразовательных дисциплин, в процессе трудового обучения, а также на основе жизненного опыта. Для решения этих задач необходима специальная система работы учителя и школы в целом.

Работа содержит 1 файл

Организация самостоятельной работы.docx

— 36.54 Кб (Скачать)

       1. Самостоятельную работу учащихся нужно организовывать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала. Необходимо обеспечить накопление учащимися не только знаний, но и своего рода фонда общих приемов, умений, способов умственного труда, посредством которых усваиваются знания.

       2. Учащихся нужно ставить в активную позицию, делать их непосредственными участниками процесса познания. Задания самостоятельной работы должны быть направлены не столько на усвоение отдельных фактов, сколько на решение различных проблем. В самостоятельной работе надо научить учащихся видеть и формулировать проблемы, самостоятельно решать проблемы, избирательно используя для этого имеющиеся знания, умения и навыки, проверять полученные результаты.

      3. Для активизации умственной деятельности учащихся надо давать им работу, требующую посильного умственного напряжения.

    Самостоятельную работу надо организовывать так, чтобы  учащийся постоянно преодолевал  посильные трудности, но чтобы уровень  требований, предъявляемых ученику, не был ниже уровня развития его умственных способностей. Работа по развитию умений и навыков самостоятельного умственного труда проводится в системе, основой которой является постепенное увеличение самостоятельности учащихся, осуществляющееся путем усложнения заданий для самостоятельной работы и путем изменения роли и руководства учителя при выполнении учащимися этих заданий.

    При выборе заданий для самостоятельной  работы учитываются прежде всего возрастные и индивидуальные о Таким образом, самостоятельную работу следует рассматривать в постоянном совершенствовании знаний и развитии умений учащихся.

    Особенности учащихся.

    Самостоятельная работа не должна быть слишком простой  для ребят, т.е. ниже уровня развития их умственных способностей.

    Изучение  состояния самостоятельной работы учащихся в школе показывает, что  при выборе задания для самостоятельной  работы учащихся учителя часто определяют темп работы учащихся поверхностно или  вообще не считают нужным его учитывать.

    При подготовке учителем самостоятельной  работы учащихся необходимо продумать, как предлагать учащимся задание  для самостоятельной работы, как  инструктировать их перед работой. Под инструктированием учащихся перед началом самостоятельной  работы подразумевается краткое, но исчерпывающее объяснение учителем того, что надо сделать, зачем нужна  данная работа, каким образом ее выполнять.

    Наряду  с устным инструктированием широко используются письменные руководства  к работе: дидактические карточки, тетради для самостоятельной  работы.

    Изучение  передового опыта учителей убеждает в том, что общие для всего  класса задания не могут быть доступны в одинаковой мере для всех учащихся. Необходимо так строить процесс  обучения, чтобы он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным школьникам, обеспечивал их максимальное интеллектуальное развитие и в то же время создавал условия для  успешного овладения знаниями и  развития менее подготовленных учащихся.

    Рассмотрим  систему дифференцированных заданий, которая поможет преподавателю  правильно организовать изучение той  или иной темы. Система дифференцированных заданий.

  1. Трехвариантные задания по степени трудности (облегченной, средней и повышенной). При этом выбор варианта предоставляется ученику.
  2. Общее для всего класса задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  3. Индивидуальные дифференцированные задания.
  4. Групповые дифференцированные задания с учетом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
  5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с приложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей трудности.
  6. Общие практические задания с указанием минимального и максимального количества задач или примеров для обязательного выполнения.
  7. Индивидуально-групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам или примерам.

    Самостоятельная работа учащихся проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений учащихся;
  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развитие познавательных способностей и активности учащихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развития исследовательских умений.

    Функции самостоятельной работы

  • выработка способности работать самостоятельно;
  • развитие познавательной активности;
  • стимулирование творческого мышления;
  • повышение культуры умственного труда, интереса к работе;
  • осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");
  • формирование умения планировать время;
  • выработка ответственности и инициативности.

    Признаки  самостоятельной работы

  • наличие задачи, проблемного вопроса, особого времени  на решение;
  • проявление умственной нагрузки;

    проявление  самостоятельности, сознательности, активности

    При решении задач формирования способности  учащихся к самостоятельной работе возникает проблема для всего  педагогического коллектива. Она  заключается в целенаправленном обучении учеников, особенно средних  и старших классов и студентов, содержанию этой работы. Такое обучение включает формирование приемов моделирования  самой учебной деятельности, определение  учащимися оптимального распорядка дня, осознание и последовательную отработку ими рациональных приемов  работы с учебным материалом, овладение  приемами углубленного и в то же время динамичного (скоростного) чтения, составления планов разнообразных действий, конспектирования, постановки и решения учебно-практических задач.

    Соответственно  положительный ответ на вопрос о  том, может ли у школьника формироваться  способность подлинной самостоятельности  работы, зависит от совместных действий педагогов и обучающихся, осознания  ими особенностей этой работы как  специфической формы деятельности, предъявляющей к ее субъекту особые требования и доставляющей ему интеллектуальное удовлетворение.

    Умение  работать с учебной книгой является одним из важнейших умений, которым  необходимо владеть учащимся средней  общеобразовательной школы. Материалистическое учение И.П. Павлова о высшей нервной  деятельности, о единстве и взаимодействии первой и второй сигнальных систем позволяет глубоко осознать необходимость  обучения школьников работе с учебной  книгой. “Образование временных связей, то есть этих “ассоциаций”, как они  всегда назывались, – писал И. П. Павлов, – это и есть понимание, это и есть знание, это и есть приобретение новых знаний. Когда образуется связь, т.е. то, что называется “ассоциацией”, это и есть, несомненно, знание дела, знание определенных отношений внешнего мира, а когда вы в следующий раз пользуетесь ими, то это называется “пониманием”, т.е. пользование знаниями, приобретенными связями – это понимание”.

    Учебник является необходимым условием для  того, чтобы у учащихся образовались новые устойчивые временные связи, чтобы учащиеся прочно усвоили материал, объясненный учителем. Учебник создает  для ребят возможность возвращаться к данному материалу, для того чтобы глубже продумать и закрепить  этот материал или отдельные его  части. Вопросы использования учебника на уроке еще недостаточно исследованы. Факты показывают, что некоторые  учащиеся не готовят домашние задания  по учебнику, а отвечают на уроке, пользуясь  только тем, что они узнали со слов учителя.

    Работа  по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником  должна вестись учителями на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмысливании и закреплении  знаний, при проверке домашних заданий. За время обучения в школе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с учебником: уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице; устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника; сравнивать изучаемые явления; делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам учебника; составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника; делать анализ содержания рисунков; составлять словарь по теме; самостоятельно изучать отдельную тему учебника; составлять план по тексту учебника; уметь составлять задачи, используя текст учебника; писать конспекты, сочинения; выполнять опыты, описанные в учебнике. Перечисленные умения и навыки могут быть сформированы у школьников лишь при условии специально организованного обучения рациональным приемам работы с учебником.

    В заключение следует отметить, что  при всем многообразии видов самостоятельной  работы учащихся успех обусловлен определенными  дидактическими условиями. Первое условие  – наличие у учащихся знаний, позволяющих понять цель задания, его  содержание и последовательность выполнения. Второе условие – присутствие  в содержании задания нового материала, придающего заданию исследовательское  направление, вызывающего познавательный интерес учащихся и требующего самостоятельного решения. Третье условие – необходимость  фиксации результатов самостоятельной  работы в записях, рисунках, чертежах, схемах. Четвертое условие – работа с учебником должна сочетаться с  другими видами самостоятельной  работы на уроке. Пятое условие –  самостоятельная работа ученика  соответственным образом оценивается  учителем в конце урока – это  стимул для проявления школьниками  старательности при выполнении заданий. Требования к заданиям для самостоятельной работы школьников

  1. Чёткая  формулировка задания, его цели, содержания.
  2. Направленность задания на развитие знаний, умений и навыков.
  3. Воспитание определенных качеств личности.
  4. Наличие логической связи ранее изученного и нового материала, постепенное усложнение, с точки зрения, материала и способов деятельности.
  5. Установка межпредметных связей.
  6. Учёт индивидуальных особенностей школьников.
  7. Указание сроков выполнения, ориентировочный объём работы.
  8. Указание основных требований к результатам работы.
  9. Критерии оценки.

    Использование разнообразных форм самостоятельной  работы.

    Форма организации труда влияет на его  результат. Формы организации - это  определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и обучаемого. Самостоятельно школьник может работать один, вместе с небольшой группой или принимать  участие в общей работе. Поэтому  формы организации можно выделить такие:

    Педагог П.И. Пидкасистый в монографии "Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении" выделил 5 уровней самостоятельной работы обучаемых. Школьнику предоставляется возможность работать на том уровне, который для него приемлем сейчас. Создаются условия для положительной мотивации процесса учения и развития способностей. I уровень: Дословное и преобразующее воспроизведение информации.

    II уровень: Самостоятельная работа по образцу, составление вопросов к текстам лекций по предложенному образцу. Разные по сложности, разнообразные по характеру и форме образцы вопросов направляют мышление школьников на поиски ответов, а затем и на самостоятельную формулировку вопросов, что является приобщением к умственному труду. Составление тестовых заданий по предложенным правилам.

    III уровень: Реконструктивно-самостоятельные работы: преобразование текстовой информации в структурно-логические графы, составление кроссвордов, интервью, анкет, преобразование типовых задач, т.е. работы этого типа учат обобщать явления.

    IV уровень:  Эвристические самостоятельные работы, разрешение проблемной ситуации, созданной преподавателем; составление своих проблемных задач, различных моделей, т.е. школьники непосредственно участвуют в разработке моделей.

Информация о работе Организация самостоятельной работы